Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФНС РФ от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ "О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ ЗА I КВАРТАЛ 2005 ГОДА"

Дата документа17.05.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Разъяснения

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 17 мая 2005 г. N ММ-6-03/404@

 
    Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам за I квартал 2005 года. Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов. При принятии решений ссылку на указанные письма не производить.
 

М.П.МОКРЕЦОВ

 
    
 

Приложение
к письму ФНС России

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ

 

I. Налог на добавленную стоимость

    

В целях применения пункта 1 статьи 146 НК РФ:

 
    Вопрос. Является ли объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая пунктом весового контроля с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам общего пользования?
    Ответ. Пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
    В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не являются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
    Учитывая, что в соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в их ведении, правовых оснований для непризнания объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость платных услуг, предоставляемых владельцам или пользователям автомобильного транспорта за провоз тяжеловесных грузов при эксплуатации и использовании имущества федеральных автомобильных дорог, не имеется.
    Статьей 149 Кодекса также не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанных платных услуг.
    Учитывая изложенное, плата, взимаемая с владельцев или пользователей автомобильного транспорта за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/204/9).
 
    Вопрос. Является ли объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операция по безвозмездному распространению продукции СМИ?
    Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).
    Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
    Таким образом, безвозмездное распространение продукции СМИ так же, как распространение продукции СМИ на возмездной основе, признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 31.03.2005 N 03-1-03/474/13).
    

В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ:

 
    Вопрос. Объединенное Управление Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (далее - Управление МПР России) выполняет работы по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда). Распространяются ли положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ на операции по выполнению указанных работ?
    Ответ. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
    Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, при применении указанного подпункта следует иметь в виду, что положения данной нормы Кодекса применяются при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.
    Согласно статье 116 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
    На основании пункта 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551, лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
    Согласно пункту 4 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.93 N 155, отвод и таксация лесосек осуществляется работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами.
    Таким образом, на основании указанного положения выполнение работ по отводу лесосек не является исключительными полномочиями лесхозов.
    Следовательно, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса на операции по выполнению работ по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда) не распространяются.
    Учитывая вышеизложенное, указанные операции подлежат налогообложению на общих основаниях (письмо ФНС России от 16.03.2005 N 03-1-03/379/8).
    

В целях применения статьи 148 НК РФ:

 
    Вопрос. Иностранная организация предоставляет российской организации по договору лизинга движимое имущество (оборудование - электропогрузчики, штабелеры) во временное владение и пользование, с последующим переходом права собственности. Признается ли местом реализации услуг по договору лизинга территория Российской Федерации и, следовательно, подлежит ли налогообложению данный вид услуг?
    Ответ. Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
    С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, в случае, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).
    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
    Положение данного подпункта применяется, в том числе, при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.