Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 312. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.08.2001 N 636 (ред. от 09.06.2005) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА 2002-2006 ГОДЫ"

Дата документа29.08.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2001 г. N 636

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА 2002-2006 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)

 
    В целях обеспечения устойчивой работы уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, Правительство Российской Федерации постановляет:
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы" (далее именуется - Программа).
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
    Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральную службу исполнения наказаний.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2002-2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять объем средств, выделяемых на ее реализацию с учетом возможностей федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2002-2006 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий соответствующих региональных программ, разработанных территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2001 г.
N 636

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА 2002-2006 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА 2002-2006 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
   
Дата принятия решения о разработке Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 439-р
   
Государственный заказчик Программы  - Федеральная служба исполнения наказаний
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
   
Основные разработчики Программы  - Министерство юстиции Российской Федерации, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
   
Цели и задачи Программы  - приведение условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными и положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, повышение социальной защищенности персонала следственных изоляторов и тюрем, исправительных учреждений;
  создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности;
  устойчивое функционирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в условиях рыночной экономики для самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией
   
Срок и этапы реализации Программы  - 2002-2006 годы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
   
Исполнители Программы  - территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; организации и предприятия, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе
   
Объемы и источники финансирования Программы  - 6529,546 млн. рублей - всего
 в том числе:
 а) за счет средств федерального бюджета - 3331,197 млн. рублей
  из них:
  государственные капитальные вложения - 3193,697 млн. рублей; прочие нужды - 137,5 млн. рублей;
  б) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1293,518 млн. рублей;
  в) за счет внебюджетных источников - 1904,831 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - строительство и реконструкция действующих следственных изоляторов на 15676 мест, создание 238 мест для осужденных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, сдача в эксплуатацию 104624 кв. метров общей площади жилых домов для сотрудников уголовно-исполнительной системы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
  обеспечение устойчивого функционирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в условиях рыночной экономики, привлечение к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных, ежегодный прирост объемов промышленного производства на 5-7 процентов, доведение объема выпускаемой продукции для внутрисистемных нужд до 35-37 процентов общего объема производства и самообеспечение потребности уголовно-исполнительной системы в продуктах питания, вещевом имуществе, строительных материалах, сокращение нагрузки на федеральный бюджет за счет получения доходов от использования труда дополнительно трудоустроенных осужденных в размере 300 млн. рублей и частичной компенсации расходов на содержание осужденных в размере 700 млн. рублей ежегодно
   
Система организации контроля за исполнением Программы  - Федеральная служба исполнения наказаний представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчеты о ходе реализации Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 N 366)
    Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.
    Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников.
    В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.
    На протяжении длительного времени органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, выделяемых на их содержание. До 2000 года уголовно-исполнительная система обеспечивалась финансовыми ресурсами на 60 процентов минимальных потребностей. Предусмотренное федеральным бюджетом на 2001 год увеличение финансирования в 1,7 раза по сравнению с 2000 годом не учитывает сложившийся в стране уровень инфляции и не обеспечивает в полном объеме покрытие расходов на приобретение и ремонт автобронетехники, средств связи, инженерно-технических средств охраны, специальной техники, оплату коммунальных и транспортных услуг, капитальный ремонт объектов, осуществление оперативно-разыскной деятельности и оплату льгот, установленных государством для сотрудников исправительных учреждений.
    Осужденные и лица, содержащиеся в следственных изоляторах, не обеспечиваются питанием по установленным нормам. При нормативе стоимости питания на 1 человека в сутки 18 рублей в 2000 году за счет средств федерального бюджета было выделено только 10,8 рубля.
    Численность лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, ежегодно увеличивается на 250 человек. Действующие в настоящее время три исправительные колонии рассчитаны на размещение только 630 таких осужденных, в то время как в местах лишения свободы содержится более 1100 человек, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.
    Остается напряженной эпидемическая обстановка по туберкулезу. По состоянию на 1 января 2001 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 90,8 тыс. больных активными формами туберкулеза. В течение последних лет в места лишения свободы ежегодно поступало до 30 тыс. больных, приблизительно такое же количество (24-26 тыс. человек) ежегодно освобождается из мест лишения свободы, не получив должного лечения. Смертность от этого заболевания в уголовно-исполнительной системе выросла почти в 2 раза.
    Кроме больных туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день содержится более 8 тыс. ВИЧ-инфицированных, что составляет примерно одну пятую общего числа носителей вируса, выявленных в России. В то же время в смете уголовно-исполнительной системы не предусмотрено расходов на диагностику, лечение и профилактику ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы.
    Наиболее сложное положение сложилось в следственных изоляторах и тюрьмах, материально-техническая база которых десятилетиями практически не обновлялась. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены, в более 65 процентах этих учреждений на 1 человека приходится по 0,5 кв. метра площади в камере при установленной законодательством Российской Федерации норме 4 кв. метра. Условия содержания осужденных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права человека на охрану здоровья и личную безопасность. Постоянное переполнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких - болезни, ставшей уже общенациональной проблемой.
    В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, сложилась тяжелая обстановка с размещением осужденных. По состоянию на 1 января 2001 г. недостает более 32 тыс. мест в исправительных учреждениях общего режима, в том числе для осужденных мужчин - более 19 тыс. мест, для осужденных женщин - 13 тыс. мест, и более 3 тыс. мест в исправительных учреждениях особого режима. Остро стоит вопрос с размещением осужденных, которые больны туберкулезом и наркоманией, а также ВИЧ-инфицированных осужденных.
    Для решения этих вопросов требуется создание 21 исправительного учреждения общего режима, 8 учреждений строгого режима, 13 - особого режима, 30 - для содержания осужденных женщин, 3 лечебных исправительных учреждений для ВИЧ-инфицированных, 7 лечебных исправительных учреждений для осужденных, которые больны наркоманией.
    Требует своего развития и промышленный сектор уголовно-исполнительной системы, эффективная работа которого могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд системы и существенно снизить нагрузку на федеральный бюджет.
    Предприятия уголовно-исполнительной системы ежегодно производят платежи почти по 30 видам федеральных и местных налогов и сборов в сумме, превышающей 1,1 млрд. рублей. Задолженность по этим выплатам составила около 6 млрд. рублей (включая начисленные пени и штрафы). Практически не обновляются основные фонды, износ оборудования превысил 70 процентов. Значительное число предприятий уголовно-исполнительной системы убыточно.
    В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 94 тыс. не обеспеченных работой осужденных, а заработная плата значительной части трудоустроенных осужденных составляет менее 14 рублей в день. Это не позволяет им приобрести дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, возместить ущерб, причиненный ими гражданам и государству, оказать материальную помощь семьям, рассчитаться за полученные продукты питания и вещевое имущество. Среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником существования после освобождения. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность связано с обеспечением их прав на труд, получением вознаграждения за него и профессиональным обучением.
    Назрела необходимость проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности трудового использования осужденных, по решению проблемы самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами, продукцией коммунально-бытового и специального назначения, по интегрированию промышленного потенциала системы в экономику страны и отдельных регионов Российской Федерации, что позволит сократить нагрузку на федеральный бюджет за счет получения доходов от использования труда дополнительно трудоустроенных осужденных и направления этих средств на содержание осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы, повысить эффективность использования и оборачиваемость бюджетных средств, выделяемых на эти цели, внутри системы, улучшить ее финансовое состояние и будет способствовать устойчивому функционированию подразделений уголовно-исполнительной системы в условиях рынка.