Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 364. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.06.2005 N 371 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ"

Дата документа10.06.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2005 г. N 371

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Внести изменения в федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 9, ст. 1037), изложив ее в редакции согласно приложению.
    2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149 "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 9, ст. 1037).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
    

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 10 июня 2005 г.
N 371

    

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
НА 2000-2006 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы
   
Дата принятия решения о разработке Программы  - 11 декабря 1996 г. (поручение Президента Российской Федерации N Пр-2214)
   
Дата утверждения Программы  - 22 февраля 2000 г. (постановление Правительства Российской Федерации N 149)
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности
   
Государственный заказчик - координатор Программы  - Федеральное агентство по атомной энергии
   
Основные разработчики Программы  - Федеральное агентство по атомной энергии, федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского"
   
Цель и задачи Программы  - целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
  Основными задачами Программы являются:
  комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
  обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
  обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
  развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
  совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
  разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
  обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
  обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
  совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
  развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
  ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
  развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
  разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Важнейшие целевые индикаторы и показатели  - Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню, а показателями:
  фактические дозы облучения персонала; соответствие радиационного контроля нормам и правилам;
  фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ;
  охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов;
  готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах;
  обеспеченность современными средствами физической защиты.
  Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а показателями:
  отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира;
  число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий;
  число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по международной шкале ядерных событий;
  число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по международной шкале ядерных событий;
  количество случаев превышения пределов доз облучения персонала
Срок и этапы реализации Программы  - 2000-2006 годы:
 I этап - 2000-2001 годы;
 II этап - 2002-2003 годы;
 III этап - 2004-2006 годы
Объем и источники финансирования  - объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 943,163 млн. рублей,
в том числе
649,563 млн. рублей - затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
293,6 млн. рублей - расходы на инвестиции.
  Объем финансирования определен с учетом реальных возможностей федерального бюджета без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, объем которых определяется в процессе реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности  - разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;
 разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно безопасных, радиационно безопасных, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
  совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;
  разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;
  обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;
  создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;
  разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;
  снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов Российской Федерации;
  реабилитация промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
  разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;
  разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных радиационному воздействию повышенного уровня;
  создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности.
  Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий Российской Федерации;
  разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;
  совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.
  Социально-экономический эффект характеризуется следующими показателями:
  улучшение экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях;
  снижение прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий;
  предотвращение или снижение возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий;
  эффективное функционирование медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно опасных и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих территориях

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее - Программа) разработана для решения проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности государства.
    Серьезную задачу представляет собой обращение со значительным количеством радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, накопленных в результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации.
    Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
    Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.
    Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
    Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке уровня радиационной опасности объектов и разработке мер и критериев обеспечения их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.
    В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанного с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым уровнем риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического характера является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.
    Указанные в паспорте Программы научно-технические, социальные, экологические, экономические и другие задачи в сфере ядерной и радиационной безопасности обусловливают необходимость применения для их рационального решения программно-целевого метода и его использования в рамках единой федеральной целевой программы при интеграции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм.
    Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов, средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
    Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках других действующих президентских и федеральных целевых программ.
 

2. Цель и задачи Программы

 
    Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
    Чтобы определить суммарные (интегральные) риски и снизить их до социально приемлемого уровня, применяются количественные и качественные критерии оценки состояния ядерной и радиационной безопасности России.
    Масштаб проблемы таков, что необходимо решать ее поэтапно, начиная с наиболее важных задач, предполагая, что проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности России будет становиться все более актуальной.
    Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России является приоритетной задачей социально-экономического развития государства в области обеспечения национальной безопасности и обеспечения качества жизни, здоровья населения.
    Указанные в паспорте Программы задачи являются основными составляющими системного подхода к обеспечению ядерной и радиационной безопасности России.
    Основными задачами Программы являются:
    комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
    обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
    обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
    развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
    совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
    разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
    обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
    обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
    совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
    обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
    развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
    ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
    развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
    разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
    Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О техническом регулировании", а также в соответствии с "Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:
    непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
    запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
    поддержание на возможно более низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
    Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.
    На I этапе (2000-2001 годы) предусмотрено определение наиболее эффективных путей и мер преодоления негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Запланирована разработка научных, нормативных, методических и организационных основ для дальнейшей реализации мероприятий Программы.
    На II этапе (2002-2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.
    На III этапе (2004-2006 годы) предусматривается обеспечить реализацию основных положений Программы и определить дальнейшие мероприятия в соответствии с рекомендациями "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации.
    Из основных целей и задач Программы вытекает логическое построение системы целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программных мероприятий.
    Цель Программы фактически определяет два основных целевых индикатора реализации Программы:
    Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню.