Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа12.05.2005
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 12 мая 2005 г. N 45

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 
    Во исполнение протокольного решения от 28 апреля 2005 г. N 17 заседания Правительства Российской Федерации и в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективного использования возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития Российской Федерации приказываю:
    Утвердить прилагаемую Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года.
    Заместителям Министра, директорам департаментов, руководителям федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства:
    руководствоваться положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года при осуществлении функций по выработке государственной политики, разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере транспортного комплекса, геодезии и картографии, а также при разработке и корректировке государственных и отраслевых программ;
    учитывать положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года при подготовке планов действий Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;
    обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года.
    Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
 

Министр
И.ЛЕВИТИН

 
 
 

ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Общие положения

 
    Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение.
    Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
    Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.
    Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
    Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования - железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.
    Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, в связи с чем, неотъемлемой частью настоящей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации.
    Положения транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации являются базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, военного управления, мобилизационными органами, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, в том числе выполняющих мобилизационные планы, пользователями транспортных услуг.
    Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.
    Обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы передвижения граждан, единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг потребовало целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.
    В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Созданы основы правовой базы транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности. В основном, завершена приватизация.
    Значительно возросла системообразующая роль транспорта и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров, наблюдалось снижение грузоемкости экономики и рост подвижности населения. Начиная с 2000 года рост транспортных услуг в среднем в год составлял для пассажирских перевозок 6,7%, для грузовых - 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%
    Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
    Подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах, поскольку отсутствие опорной транспортной сети на всей территории страны препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобильности.
    Выравниванию экономического развития субъектов Российской Федерации препятствует значительная региональная неравномерность в развитии транспортной сети. Наиболее существенны различия между Европейской частью России, с одной стороны, и регионами Сибири и Дальнего Востока - с другой. Кроме того, при наличии узких мест в коммуникациях развитых центральных районов и крупных городов около 28 тысяч населенных пунктов, в которых проживают более 12 миллионов человек, не имеют круглогодичного доступа к основным наземным коммуникациям.
    Рост личной мобильности граждан, развитие малого и среднего бизнеса, которые в рыночных условиях невозможны без высокого уровня автомобилизации страны, сдерживаются недостаточным развитием сети автомобильных дорог.
    Доля транспортных затрат в себестоимости продукции относительно высока и составляет 15 - 20% против 7 - 8% в странах с развитой рыночной экономикой. Наряду с такими объективными факторами, как большие расстояния перевозки и сложные природные условия, это связано с недостаточным уровнем развития системы товародвижения.
    Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий.
    Значительный рост объемов перевозок, в том числе, связанных с экспортом угля, нефтеналивных грузов, продукции химической и нефтехимической промышленности, других грузов, в том числе в контейнерах, сдерживается дефицитом пропускных и провозных возможностей.
    Возможности увеличения валового национального продукта за счет экспорта транспортных услуг реализуются не полностью, поскольку не до конца используется транзитный потенциал России, а положение отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям.
    Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75% переработки российских внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков.
    Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. Показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах.
    Доля транспорта в загрязнении окружающей среды достигает 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем в 1,7 раза.
    На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем.
    На транспорте не завершены структурные преобразования.
    Не преодолены тенденции старения основных фондов. Не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные механизмы устойчивого воспроизводства и современные бизнес-модели развития транспортных операторов.
    Недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования.
    Далеко не полностью реализованы возможности взаимодействия транспорта с отечественным транспортным машиностроением, отраслями нефтехимии, приборостроения и связи.
    Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта.
    На пассажирских перевозках различными видами транспорта отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций.
    Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства. Их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста.
    Валовый внутренний продукт за период с 1998 по 2003 годы вырос более чем на 30%. Значительно увеличились объемы производства в основных грузообразующих отраслях, в частности, в топливной промышленности - на 30%, в черной металлургии - на 28%, в строительстве - более чем на 40%. Рост продукции сельского хозяйства составил около 30%, лесной промышленности - 32%, машиностроения и металлообработки - почти 50%. Объем внешней торговли вырос на 35%, экспорт - на 50%, импорт - на 15%.
    Руководством страны поставлена задача повышения темпов экономического роста, удвоения за десять лет валового внутреннего продукта, значительного повышения жизненного уровня граждан России.
    Наиболее динамичные изменения в экономике произойдут в случае реализации "сценария ускоренной диверсификации", на который и ориентирована транспортная стратегия (сценарные условия развития экономики России в период реализации транспортной стратегии приведены в приложении 3). Данный сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста ВВП в размере 5 - 6% с последующим их повышением до 6 - 8% в период 2007 - 2015 годы при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. В структуре ВВП увеличится доля обрабатывающих отраслей, экспорт товаров вырастет в 1,3 раза, импорт - более чем в 2 раза. Объем инвестиций в основной капитал к 2020 году должен вырасти в 7 раз. Указанный сценарий характеризуется благоприятным развитием торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами, включая позитивные тенденции в процессах международной интеграции, а также вступление в ВТО на благоприятных для России условиях.
    При реализации этого сценария транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России. В транспортной системе потребуются значительные инвестиции для снятия инфраструктурных ограничений и для технологической модернизации транспорта.
    Положения Концепции государственной транспортной политики, одобренной Правительством Российской Федерации в 1997 году <*>, сформулированные в период кризисного развития экономики, частично реализованы, частично утратили актуальность в изменившихся социально-экономических условиях.
    


    <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. N 1143.
 
    Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта.
    Транспортная стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов. Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.
    Транспортная стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.
    В первом разделе определена миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей.
    Во втором разделе сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления:
    - управление транспортной системой;
    - совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;
    - повышение эффективности использования государственного имущества;
    - регулирование рынка транспортных услуг;
    - развитие транспортной инфраструктуры;
    - международная деятельность;
    - совершенствование транспортной техники, транспортных технологий
    и развитие транспортного машиностроения;
    - гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности.
    В третьем разделе разработаны основные направления государственной политики и необходимые структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
    В четвертом разделе разработаны основные принципы формирования опорной транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта и крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.
    В пятом разделе представлены этапность и механизм реализации транспортной стратегии.
    В Приоритетах военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации определены приоритеты государственной военно-транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики в решении задач обороны государства.
    Транспортная стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.
    Положения транспортной стратегии являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.
 

Раздел 1. Миссия и стратегические цели развития транспортной системы

 
    Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы Российской Федерации определена как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
    На реализацию данной миссии направлены следующие стратегические цели:
    1. Развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике. Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счет снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
    2. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта.
    3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны. Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание таким образом прочной основы для успешной интеграция России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
    4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение этой цели позволит обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб и повысить уровень мобилизационной готовности, и таким образом позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
    5. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе. Достижение этой цели означает наличие надлежащим образом подготовленных проектов и механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, наличие законодательной базы государственно-частного партнерства в том числе по концессионной схеме по принципу "построил-использовал-передал", определенность и устойчивость планов государства по развитию объектов транспорта.
    Реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит достичь к 2020 году следующих результатов:
    будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест";
    снижение транспортных расходов пользователей автомобильных дорог, за счет уменьшения себестоимости автомобильных перевозок, по сравнению с 2000 годом, составит 16%;
    подвижность населения вырастет на 50% (в 2003 году этот показатель составлял в России 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах - более 10 000 км);
    большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным коммуникациям;
    на 27,1 тыс. ед. увеличится численность сельских населенных пунктов, по сравнению с 2000 годом, c которыми будет обеспечена постоянная круглогодичная связь по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования;
    восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (в 2003 году в России автомобилем в среднем пользовалась каждая вторая семья, в странах Западной Европы в среднем насчитывается около 1,5 автомобиля на семью);
    значительно повысятся комфортность и качество сервиса на пассажирских перевозках, получат развитие единые автоматизированные системы заказа и бронирования билетов;
    мощности портовой инфраструктуры позволят обеспечивать до 90 - 95% внешнеторговых операций (в 2003 году указанный показатель составлял 75%);
    грузоемкость ВВП снизится на 8 - 10% (в 2003 году в России она составляла 9,5 ткм/USD ВВП, в развитых странах - порядка 1. В СССР этот показатель превышал 12);
    скорость грузового сообщения возрастет на 15 - 20%, а в основных международных транспортных коридорах - на 20 - 30%;
    индекс роста транспортных тарифов не превысит 0,8 - 0,9 темпов инфляции (в 2003 году это соотношение было на уровне 1,1);
    более 50% тоннажа контролируемого Россией торгового флота будет зарегистрировано в национальных реестрах (в 2003 году в российских реестрах было зарегистрировано 35% тоннажа флота российских судовладельцев);
    транзитные перевозки через территорию России составят 90 - 100 млн. тонн в год;
    показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 50% (2003 году в России он составил 1,2; в развитых странах - порядка 0,3);
    на 25% снизится количества дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с 2000 годом, из-за сопутствующих дорожных условий;
    доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла - 33%, в развитых странах - менее 20%);
    будет создана и введена в действие система топографо-геодезического и навигационного обеспечения позволяющая решать задачи безопасной эксплуатации транспорта, мониторинга состояния транспортных коммуникаций и оптимизации движения транспорта.
 

Раздел 2. Основные направления государственной транспортной политики

 

2.1. Основные принципы государственного регулирования транспортной деятельности

 

2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности

 
    Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью.
    В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.