Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 873. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.07.2005 N 422 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Дата документа11.07.2005
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2005 г. N 422

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".
    2. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета предусматривать начиная с 2006 года выделение средств на реализацию Программы, утвержденной настоящим постановлением, с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2005 г.
N 422

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

    

I. Введение

 
    Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
    В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
    Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
    Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
    Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
 

II. Содержание проблемы и необходимость продолжения ее решения программными методами

 
    Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.
    В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.
    Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.
    Бюджетные средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в 2002 - 2004 годах в размере 114,999 млн. рублей, были направлены на решение неотложных задач патриотического воспитания.
    Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.
    В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
    Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.
 

III. Цель и задачи Программы

 
    Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    продолжить создание системы патриотического воспитания;
    продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
    шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
    повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
    проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
    Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению N 1.
 

IV. Основные направления реализации Программы

 
    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений).
 

1. Совершенствование процесса патриотического воспитания

 
    Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
    продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов государственной власти;
    определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
    обогащение содержания патриотического воспитания;
    развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
    усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
    разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;
    воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
    увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
    воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
    обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в работе по патриотическому воспитанию;
    повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
    совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;
    проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации;
    совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;
    повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.
 

2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания

 
    Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
    продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
    разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
    разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
    разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации;
    разработка модели реализации основных направлений деятельности институтов государственной власти по патриотическому воспитанию и ее апробация;
    изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
 

3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания

 
    Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
    создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;
    активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, направленной на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры;
    развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.
 

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания

 
    Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
    создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;
    противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
    поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;
    содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
    обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.
 

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

 
    В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
    издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании;
    создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров;
    проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России;
    организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
    информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.
 

V. Механизм реализации Программы

 
    Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности.
    Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.
    Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:
    разрабатывают ведомственные программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
    организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    обеспечивают реализацию ведомственных программ.
    Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы разрабатывают свои ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их реализацию.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции:
    разрабатывают региональные программы патриотического воспитания с учетом особенностей каждого региона, организуют их реализацию;
    проводят совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания;
    обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.
    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом. В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Для исполнения функций рабочего органа указанных советов создаются центры патриотического воспитания.
 

VI. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Ориентировочно общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах составит 497,8 млн. рублей, в том числе 378,05 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 119,75 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.
    Средства федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органам исполнительной власти и организациям согласно приложению N 2.
    Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти и организаций в установленном порядке.
    Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти - исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах.
    Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

VII. Оценка эффективности реализации Программы

 
    Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению N 3, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
    Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации Программы, в регулярных социологических опросах граждан.
    Реализация Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан.
    Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.
 
 
    

Приложение N 1
к государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"

    

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

    

Исполнитель Срок исполнения Объем финансирования (млн. рублей, в ценах I квартала 2005 г.) Ожидаемый результат
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства
I. Совершенствование процесса патриотического воспитания
Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
1. Всероссийская научная конференция "Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр), Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росархив, Российская академия наук 2009 год 1,5 1,5  повышение интереса граждан к военной истории Отечества, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов
2. Всероссийская научно-практическая конференция "Наука, искусство и культура страны в 1941 - 1945 годах" (с проведением документальной выставки в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов) Минкультуры России (Роскультура, Росархив), Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росвоенцентр, Российская академия наук, Информационное телеграфное агентство России (ИТАР - ТАСС) 2010 год 1,5 1,5  популяризация патриотической деятельности работников культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов
3. Виртуальная историко-документальная выставка в сети Интернет на сайте "Архивы России" Росархив, Минобороны России 2010 год 0,7 0,7  сохранение памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов
4. Всероссийский фестиваль народного творчества "Салют Победы" Роскультура, Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минтранс России, Росатом, Росвоенцентр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2006 год 0,8 0,6 0,2 активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения
2007 год 0,8 0,6 0,2
2008 год 0,8 0,6 0,2
2009 год 0,8 0,6 0,2
2010 год 1 0,75 0,25
5. Всероссийский фестиваль авторской песни "Приморские струны" Роскультура, Минтранс России, ФСБ России, Росвоенцентр, администрация Приморского края 2010 год 0,6 0,5 0,1 формирование чувства гордости за свой регион и его исторический вклад в победу над врагом
6. Международный фестиваль народного творчества "Дни мира на Тихом океане" Роскультура, МИД России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минобрнауки России, Росвоенцентр, администрация Приморского края 2010 год 0,8 0,7 0,1 сохранение памяти о победе советского народа над милитаристской Японией и об окончании Второй мировой войны. Объективная оценка вклада России в мировую историю
7. Всероссийский слет юных патриотов России "Равнение на Победу" Рособразование, Минобороны России, РОСТО (ДОСААФ), Росвоенцентр, Росатом 2007 год 0,9 0,8 0,1 дальнейшее развитие и совершенствование форм организации юных патриотов
2009 год 0,9 0,8 0,1
8. Создание кинофильмов:       
"Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей" (кинофильм, основанный на подлинных рисунках, письмах и сочинениях, созданных детьми в 1941 - 1945 годы) Роскультура, Минобрнауки России 2008 год 0,9 0,8 0,1 сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
2009 год 0,9 0,8 0,1
"Неизвестная высота" (цикл короткометражных фильмов о малоизвестных героических эпизодах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов) Роскультура 2007 год 1,2 1 0,2 сохранение памяти о подвиге советских воинов в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
2008 год 1,2 1 0,2
2009 год 1,2 1 0,2
2010 год 1,2 1 0,2
9. Автопробег спортсменов-автолюбителей по городам-героям Росспорт, Минобрнауки России, Минобороны России, РОСТО (ДОСААФ), администрации городов-героев 2006 год 0,6 0,6  возрождение и развитие военно-спортивных традиций, увековечение памяти о победе в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
2007 год 0,6 0,6  
2008 год 0,6 0,6  
2009 год 0,6 0,6  
2010 год 0,6 0,6  
10. Выставка "Оружие Победы" в Тульском государственном музее оружия Минпромэнерго России, администрация Тульской области 2006 год 0,2 0,2  воспитание патриотизма у молодежи, привлечение ветеранов войны и труда к воспитательной работе
11. Эстафета агитпоездов по территории Российской Федерации Минтранс России (Росжелдор), Роскультура, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2010 год 3 2,5 0,5 привлечение граждан к подготовке и проведению празднования 65-летия Великой Победы
12. Организация поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, выявление, реставрация и передача боевой техники времен войны в музеи Российской Федерации Рособразование, Роскультура, Минобороны России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2006 год 0,8 0,6 0,2 реализация положений Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
2007 год 0,8 0,6 0,2
2008 год 0,8 0,6 0,2
2009 год 0,8 0,6 0,2
2010 год 0,8 0,6 0,2

 
 

Исполнитель Срок исполнения Объем финансирования (млн. рублей, в ценах I квартала 2005 г.) Ожидаемый результат
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства
Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России