Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)

Дата документа08.08.2001
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2001 г. N 581

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Том II (Части I-IV) Постановления Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 приведен отдельным документом.
    Том II (Часть V) Постановления Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 приведен отдельным документом.
 
 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Федеральную целевую программу "Юг России" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2001 г. N 581

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЮГ РОССИИ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)

ТОМ I

Введение

 
    Юг России занимает ключевое экономико - географическое положение и является стратегически важным для Российской Федерации. Как пограничный регион, он обеспечивает России выход к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений с сопредельными странами, закрепления экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.
    Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и сам обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности.
    Северо - западная часть акватории Каспийского моря, как составная часть региона, располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем.
    Через южные морские порты осуществляется около 70% внешнеторгового грузооборота страны. В этом районе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, разработка которых должна вестись в рамках международного сотрудничества.
    Агропромышленный комплекс регионов обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны. Потенциальные возможности позволяют обеспечивать продуктами питания население всей европейской части Российской Федерации.
    В регионе развит санаторно - курортный и туристско - рекреационный комплекс, располагающий бальнеологической базой и курортами мирового значения.
    В то же время имеющиеся возможности социально - экономического развития региона используются не в полной мере. Экономический вклад южного региона не превышает 6,5%, несмотря на то, что здесь проживает 1/7 часть населения страны. Один из богатейших регионов России является дотационным. Здесь один из самых высоких показателей уровня безработицы и наибольшее количество беженцев и переселенцев.
    Активизация хозяйственного комплекса будет способствовать выравниванию социально - экономического развития субъектов Российской Федерации на юге России. Создание новых рабочих мест необходимо для решения проблемы занятости населения, обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
    Решение этих задач требует комплекса мер государственной поддержки, которые предусмотрены настоящей Федеральной целевой программой "Юг России". Программные проекты и мероприятия рассчитаны на период до 2006 года.
    Программа "Юг России" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 632-р от 3 мая 2001 года.
 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"

Наименование Программы  - Федеральная целевая программа "Юг России"
   
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)  - включена в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета с 2002 года.
Поручения Президента Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. N Пр-2493 и от 29 апреля 2001 г. N Пр-585.
Распоряжение Правительства Российской Федерации N 632-р от 03.05.2001
   
Государственный заказчик Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
   
Основные исполнители Программы  - министерства и ведомства Российской Федерации,
Кабинет министров Республики Адыгея,
Правительство Республики Дагестан,
Правительство Республики Ингушетия,
Правительство Кабардино - Балкарской Республики,
Правительство Республики Калмыкия,
Правительство Карачаево - Черкесской Республики,
Правительство Республики Северная Осетия - Алания,
администрация Краснодарского края,
правительство Ставропольского края,
администрация Астраханской области,
администрация Волгоградской области,
правительство Ростовской области,
предприятия и организации - участники Программы
   
Основные разработчики Программы  - Северо - Кавказский научный Центр высшей школы,
Министерство экономики Республики Адыгея,
Комитет экономики и инвестиций Астраханской области,
Комитет экономики Волгоградской области,
Министерство экономики Республики Дагестан,
Министерство экономики Республики Ингушетия,
Министерство экономики Кабардино - Балкарской Республики,
Министерство экономики Республики Калмыкия,
Министерство экономики Карачаево - Черкесской Республики,
Департамент экономики и прогнозирования доходов Краснодарского края,
Министерство экономики Ростовской области,
Министерство экономики Республики Северная Осетия - Алания,
Министерство экономики Ставропольского края
   
Основные цели Программы  - создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе
   
Основные задачи Программы  - 1. Соблюдение геостратегических интересов России - объем финансирования 16377,9 млн. рублей (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 1,2%):
формирование системы эффективных транспортных коридоров в интересах ускорения экономической кооперации со странами Персидского залива;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи Каспийского моря и создание магистральных сетей для экспортных поставок, реализация проектов международного сотрудничества;
воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей.
  2. Задачи общефедерального значения - объем финансирования 24561,3 млн. рублей (из федерального бюджета 20,4%):
модернизация структуры и развитие ключевых секторов в экономике - транспортный, туристско - рекреационный и санаторно - курортный комплексы;
решение вопросов по обеспечению занятости населения и проблем внутриперемещенных лиц, вынужденных переселенцев и беженцев.
  3. Задачи межрегионального значения - объем финансирования 51165,1 млн. рублей (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 4,2%):
формирование производственной структуры для развития электроэнергетики, агропромышленного комплекса и транспорта;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
  4. Задачи регионального значения, требующие государственной поддержки, объем финансирования 46804,7 млн. рублей (из федерального бюджета на безвозвратной - 11,1%).
   
Сроки реализации  - 2002 - 2006 гг.
   
Перечень подпрограмм и основных мероприятий  - анализ социально - экономической ситуации в южном регионе России, основные проблемы и стратегические направления развития. Геостратегические приоритеты на юге России.
Общефедеральные задачи в южном регионе России.
Межрегиональные задачи в южном регионе России.
Мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
   
Объемы и источники финансирования  - источники финансирования мероприятий и проектов (в текущих ценах, млн. руб.): всего финансовых средств - 138749,6.
Всего средств из федерального бюджета <*> - 25895,7,
в том числе:
средства на реализацию Программы <**> - 11538,4,
из них:
капитальные вложения - 10531,0;
прочие текущие расходы - 985,5;
НИОКР - 21,9;
средства за счет программ, действующих на территории юга России - 14357,3.
Средства бюджетов субъектов РФ - 11845,3.
Средства местных бюджетов - 2659,9.
Внебюджетные источники - 7732,2 (средства РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром", направленные на реализацию Программы).
Собственные средства предприятий - 29143,8.
Прочие источники - 7006,1.
Кредиты коммерческих организаций и банков - 54466,6
   
Ожидаемые результаты реализации Программы  - реализация Программы позволит:
сократить отставание юга России в основных макроэкономических показателях от среднероссийского уровня;
повысить финансовую самообеспеченность региона;
сохранить 140 тыс. и создать около 700 тыс. новых рабочих мест;
повысить уровень жизни населения и снизить социальную напряженность в регионе.
   
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения  - организуется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594

 
    


    <*> Объем финансирования включает средства, выделяемые на федеральные целевые программы, действующие на территории юга России, включая настоящую Федеральную целевую программу, а также государственные инвестиции из федерального бюджета, выделяемые на конкурсной основе.
    Объем средств, выделяемых из федерального бюджета, будет корректироваться в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
    <**> В Программе (том II) представлены три варианта выделения объемов средств на реализацию проектов из федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
    Возможно внесение изменений и корректировка проектов в зависимости от объемов финансирования одного из трех вариантов, представленных в Программе.
 

ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 
    Цель Программы:
    - снижение социальной напряженности в регионе за счет создания условий для стабильного социально - экономического развития юга России;
    - реализация уникального геостратегического потенциала региона.
    Содержание и структура Программы определяются приоритетными направлениями развития региона, отражающими его хозяйственную специализацию и геостратегическое положение. Реализация программных мероприятий и проектов по этим направлениям позволит создать условия для устойчивого развития юга России и улучшения социально - экономической обстановки. К таким направлениям относятся:
    транспортный комплекс (транспортные коридоры, магистральные трубопроводы, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт);
    туристско - рекреационный, санаторно - курортный комплекс и экология;
    агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность;
    инфраструктура (коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, газификация, водные ресурсы);
    новая экономика.
    Программа состоит из отдельных разделов, в каждом из которых приводятся содержание основных проблем развития отрасли, мероприятия и проекты, способствующие их решению.
    В Программу включено 688 инвестиционных проектов, охватывающих различные отрасли экономики и социальной сферы региона. Проекты отбирались на конкурсной основе администрациями субъектов Российской Федерации на юге России и согласовывались в рамках Программы с соответствующими министерствами и ведомствами.
    При отборе проектов и мероприятий учитывались их значимость, экономическая эффективность и наличие соответствующей технико - экономической документации.
    Программные проекты и мероприятия ранжированы по признакам их значимости для социально - экономического развития Российской Федерации и южного региона.
    Первую группу составляют проекты, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиту геостратегических интересов России в южном регионе. К числу таких объектов относятся крупные экспортные нефте- и газопроводы, освоение залежей углеводородов, сохранение биологических ресурсов северо - западной части Каспийского моря и транснациональные транспортные коммуникации, обеспечивающие транзитное движение грузов через территорию региона.
    Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, к которым отнесены объекты федерального значения - транспортные сети, охрана окружающей среды, санаторно - курортные зоны, социальные проблемы, главными из которых являются вопросы трудовой занятости населения, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам и стабилизация процессов миграции.
    К третьей группе отнесены проекты регионального (межсубъектного) значения. Это проекты и мероприятия, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов Российской Федерации в регионе - межсубъектные транспортные сети, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция нефте- и газопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию агропромышленного комплекса; новые технологии в экономике.
    В социальной инфраструктуре приоритетными направлениями являются: развитие информационного пространства, сохранение и использование научного потенциала, сохранение и развитие межсубъектных центров системы здравоохранения, культуры, образования и подготовки кадров.
    Четвертую группу составляют проекты субъектов Российской Федерации в южном регионе. В нее вошли проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы каждого из субъектов и особенно проекты инфраструктуры жилищно - коммунального хозяйства, требующие государственной поддержки.
    К таким проектам относятся: разработка местных месторождений нефти и газа, развитие малой энергетики, газификация городов и сельских населенных пунктов, улучшение автодорожной сети, развитие предприятий промышленности, связи и агропромышленного комплекса.
    В социальной сфере основными направлениями развития на местном уровне являются поддержка здравоохранения, культуры, образования, научного потенциала и подготовки кадров, а также формирование элементов рыночной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства.
    Все проекты, предусмотренные Программой, разделены на первоочередные, второй и третьей очереди в зависимости от степени их значимости, строительной готовности, сроков реализации.
    Программа разработана для 12 субъектов Российской Федерации, составляющих южный регион России - Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино - Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево - Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области.
    Программа по восстановлению и развитию экономической и социальной сферы Чеченской Республики разрабатывается Минэкономразвития России. (Протокол заседания Правительства Российской Федерации N 51 от 23 декабря 1999 г.)
    Программа состоит из двух томов.
 

I. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА

 
    Территория южного региона составляет 589 тыс. кв. км (3,5% от территории России), численность постоянного населения на 01.01.2000 - 20,8 млн. человек, то есть 1/7 часть населения страны, плотность населения - 35 чел. на кв. км.
    В регионе один из самых низких уровней производства ВВП на душу населения: в 1,5 - 2,7 раза ниже, чем в среднем по России, доходы на душу населения составляют 43,8% от среднероссийского уровня. При этом большой разброс этого показателя внутри региона.
    Высокий уровень дотационности бюджетов - по республикам юга России собственные доходы к общим доходам составляют от 15 до 70 процентов.
    Незначительный удельный объем промышленного производства - 5% от общероссийского, при численности населения - 14 процентов.
    Общий спад экономики сопровождался почти полным прекращением инвестиционной деятельности.
    Денежные доходы на душу населения составляют 43,8% от среднероссийского уровня.
    Отставание развития предпринимательской деятельности - доля малых предприятий составляет 19,3% при среднероссийском показателе - 26,3. Количество малых и средних фирм на 1000 жителей составляет по югу России 4,2% при среднероссийском 6,1 процента.
    Регион характеризуется:
    высоким уровнем безработицы - общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составляет 1570,9 тыс. человек, или 20,1% от общей численности безработных по России. Уровень безработицы увеличился с 8% в 1992 г. до 19,1% в 2000 г. (по России - 3,5%);
    резким снижением количества рекреантов с 1985 по 2000 год (на 67%). При том, что это единственный регион в России, обладающий уникальными природно - климатическими и бальнеологическими ресурсами. Рекреационная емкость региона - 25 млн. человек в год при достигнутой посещаемости в настоящий период 6,5 млн. отдыхающих;
    большим числом беженцев и переселенцев. По России количество беженцев составляет около 1 млн. человек, из них около 500 тыс. человек приходится на южный регион (на каждого коренного жителя Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца; в Ставропольском крае количество беженцев составляет 3% от численности населения).
 

II. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НА ЮГЕ РОССИИ

2.1. Транспортно - транзитные связи на юге России. Развитие транспортных коридоров

Транспортно - транзитные связи на юге России

 
    Транспортный комплекс юга России в современных геополитических условиях приобретает особое значение в обеспечении растущего объема транзитных перевозок, прежде всего в международном сообщении.
    Основными факторами, обусловливающими конкурентоспособность транспортной системы региона на мировом рынке транспортных услуг, являются:
    географическое положение юга России, обеспечивающее кратчайшее и экономически наиболее выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщения между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива;
    достаточно высокий уровень развития транспортной системы;
    возможность включения транспортных коммуникаций региона в состав инфраструктуры международных транспортных коридоров (Критских - N 9 и N 7, трансконтинентального "Север - Юг");
    непосредственное участие транспортных коммуникаций юга России в составе международной транспортной инфраструктуры зоны Черноморского экономического сотрудничества с учетом активизации международных торговых и транспортно - экономических связей его участников.
    Большие перспективы для России связаны с включением Каспийского моря в систему международных транспортных коридоров.
    Масштабные грузопотоки могут обеспечиваться по Каспию в южном направлении - через северные иранские порты, транзитом через территорию Ирана и далее в страны Персидского залива, Индию и Китай. В северном от Каспия направлении возможности России еще более значительны: использование водного пути по Волге и системы каналов с выходом на Черное, Азовское и Балтийское моря, а в случае строительства железнодорожной паромной переправы: порты Ирана - Оля (Астраханская область) и (или) Лагань (Калмыкия) - использование общей железнодорожной сети для связи со странами Северной и Центральной Европы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволит эффективно конкурировать с зарубежными проектами возрождения Великого шелкового пути.
    Развитие международного транзита (привлечение и освоение международных грузопотоков) представляет собой задачу национального масштаба, решение которой связано с развитием не только транспортного комплекса и его инфраструктуры, но также с изменением структурной политики и экономической стратегии государства. Реализация такой стратегии должна основываться на сформулированной государственной идеологии транзита, конкретизированной в форме программных и нормативных документов.
    Важнейшие направления транзитной политики, создающие необходимые предпосылки для увеличения экспорта транспортных и сопутствующих им услуг, предлагается рассматривать в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".
    Устойчивое и эффективное функционирование транспортно - дорожного комплекса юга России является необходимым условием реализации перспективной транзитной политики российского государства, а также решения проблем транспортного обеспечения хозяйственного комплекса региона.
    Программные мероприятия по развитию транспорта юга России имеют многоцелевой комплексный характер. В них реализуются три взаимосвязанных подхода - проблемный, отраслевой и региональный. Содержательную основу раздела развития транспорта составляет совокупность инвестиционных проектов развития транспортно - дорожного комплекса юга России с обоснованием целей, ресурсов и сроков их выполнения.
 

Характеристика транспортно - дорожного комплекса. Оценка транспортной инфраструктуры

 
    Транспортная система юга России представляет собой совокупность всех видов современного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
    Развитие транспортной системы обусловлено особенностями хозяйственного комплекса юга России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в общегосударственном и международном разделении труда, географическим положением региона и рядом других факторов.
 
 

ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

млрд. тн/км

Российская Федерации Юг России
1990 год 1995 год 2000 год 2000 к 1990, % 1990 год 1995 год 2000 год 2000 к 1990, %
Транспорт, всего 3316 1634 1564 47,2 408,9 238,7 132,3 32,3
в т.ч.: железнодорожный 2523 1214 1352 53,6 174,2 63,5 78,6 45,1
автомобильный 68 31 23 33,8 8,9 5,8 4,4 49,4
морской 508 297 116 22,8 215,3 162,0 46,2 21,4
внутренний водный 214 90 70 32,7 10,0 7,2 3,0 30,0
воздушный 3 2 3 100,0 0,5 0,2 0,1 20,0

 
 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА МЕЖДУ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА В 2000 Г.

Виды магистрального транспорта Грузооборот по видам транспорта Удельный вес юга России в РФ, %
Российская Федерация Юг России
млрд. т/км % млрд. т/км %
Железнодорожный 1352 86,5 78,6 59,4 5,8
Автомобильный 23 1,5 4,4 3,3 19,1
Внутренний водный 70 4,5 3,0 2,3 4,3
Морской 116 7,4 46,2 34,9 40,0
Воздушный 3 0,1 0,1 0,1 3,7
Всего: 1564 100,0 132,3 100,0 8,4

 
    Приведенные данные отражают более глубокий спад, имевший место в деятельности транспортного комплекса юга России в 1990 - 2000 гг., по сравнению с общероссийским (соответственно 32,3% и 47,2%). Несмотря на это, транспорт региона по-прежнему играет заметную роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно - экономических связей и на его долю в 2000 г. приходилось 8,4% общего грузооборота России. В структуре грузооборота, осуществляемого транспортом региона, основное место принадлежит железнодорожному и морскому видам транспорта (в сумме - 94,3%).
    Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимают железные дороги. По территории юга России проходят железнодорожные магистрали: Москва - Рязань - Кочетовка - Лихая - Ростов - Новороссийск (Самур); Москва - Рязань - Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань; Сызрань - Саратов - Волгоград - Лихая - Ростов - Успенская с ответвлением Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.
    Пропускная способность основных железнодорожных магистралей в регионе превосходит существующие потребности в перевозках грузов железнодорожным транспортом. Так, пропускная способность железнодорожных ходов Ростов - Минеральные Воды и Ростов - на - Дону - Новороссийск превышает 65 млн. т, а Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - 25 млн. тонн.
    Грузовые и пассажирские перевозки в регионе осуществляют Северо - Кавказская и Приволжская железные дороги. Общая эксплуатационная длина железных дорог составляет 8725 км, что превышает 10% общесетевой протяженности, однако удельный вес железных дорог региона в грузообороте железнодорожного транспорта страны составляет 5,7%, а соответствующая доля в общем объеме грузовой работы транспортного комплекса юга России достигает 60 процентов.
    В рамках предлагаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривается создание в г. Ростове - на - Дону регионального центра управления железнодорожными перевозками, осуществляющего свою деятельность на полигоне Северо - Кавказской и Приволжской железных дорог.
    В регионе расположены все южные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Таганрог, Ейск, Кавказ, Темрюк, Ростов - на - Дону, Азов, Усть - Донецк, Волгодонск, Волгоград, Астрахань и др.). Протяженность внутренних водных путей на территории юга России не превышает 3,5 тыс. км.
    Суммарная пропускная способность портовых мощностей Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов составляет около 80 млн. т/год, в том числе 30% - по переработке сухих грузов и 70% - мощности для перегрузки наливных грузов (нефть и нефтепродукты). На внутренних водных путях региона могут быть освоены 12 - 15 млн. т грузов.
    Удельный вес перевозок морским транспортом региона в соответствующем грузообороте России равен 40%, при этом морские перевозки составляют 34,9% в общем грузообороте транспорта юга России.
    Характеризуя в целом современное техническое состояние, специализацию и уровень загрузки портовых (морских и речных) мощностей юга России, следует отметить:
    высокий уровень экспортно - импортных, в т.ч. транзитных перевозок в общем объеме грузооборота практически всех портов региона;
    значительные резервы пропускных способностей портовых мощностей региона. Так, фактическая загрузка Новороссийского морского торгового порта составляет 75%, Туапсинского порта - 50%; Махачкалинского порта - 25%; Таганрогского порта - 70%; Азовского порта - 60%; Ростовского порта - 30%; Усть - Донецкого порта - 10%; Волгоградского порта - 50 процентов;
    проводимый комплекс мероприятий по техническому развитию и повышению эффективности использования портовых мощностей (специализация портов, поддержание судоходных глубин);
    наличие факторов, ограничивающих развитие портовых мощностей на прилегающих территориях (городская застройка, статус курортной зоны).
    Основными параметрами, определяющими условия судоходства в Волго - Донском транспортном коридоре, являются глубина водного пути - 3,3 м ограничивающая грузоподъемность судов 5000 т, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. Критическим объектом на рассматриваемом направлении в настоящее время является Кочетовский гидроузел (построен в 1920 г.), имеющий 100%-ный физический и моральный износ и требующий проведения немедленной масштабной реконструкции.
    Общий объем грузоперевозок по Волго - Донскому каналу составляет 3,2 млн. т. Из них: 75% (2341 тыс. т) приходится на экспорт, 20% (621 тыс. т) - на внутренние перевозки, 3% (98 тыс. т) - на импорт и 2% (58,4 тыс. т) - на внутренние транзитные перевозки. Основное направление грузопотока (с запада на восток) составляет 85% всего объема грузоперевозок.
    По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием регион занимает второе место в России после Центрального экономического района. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня.
    Изменившаяся геополитическая обстановка на юге России и нестабильное положение в регионе привели к закрытию сквозного движения автотранспорта по главной магистрали юга России - "Кавказ" (Москва - Ростов - Дербент), что обусловило необходимость пересмотра сложившейся сети автомобильных дорог в регионе.
    Крупные города - административные центры субъектов юга России и центры курортных зон (Минеральные Воды и Сочи) - обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России. Наиболее важные из них - международные аэропорты действуют в г. г. Ростов - на - Дону, Сочи, Волгоград, Минеральные Воды.
    Добыча, переработка и экспорт углеводородного сырья обусловили создание в регионе развитой системы трубопроводного транспорта - газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов.
 

Оценка и прогнозирование регионального рынка транспортных услуг

 
    Объем грузовых транзитных перевозок по транспортным коммуникациям юга России в настоящее время составляет около 70 млн. т, в том числе наливных грузов (нефть сырая и нефтепродукты, химические грузы) - около 70%, навалочных (уголь, руды, цемент, сахар, зерно, лесные грузы) - 12% и генеральных грузов - 18 процентов.
    По оценкам ведущих транспортных научных организаций страны (Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, ГипротрансТЭИ МПС, ЦНИИЭВТ, Союзморниипроект) объемы транзитных перевозок по транспортным магистралям юга России в перспективе до 2006 г. увеличатся в 1,6 - 1,7 раза в сравнении с 2000 г. и могут составить 125 - 130 млн. т, в т.ч. через порты Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов 110 - 115 млн. т, из них порядка 80 млн. т нефти и нефтепродуктов и 30 - 35 млн. т сухих грузов.
    Основными факторами, лежащими в основе обоснования перспективной потребности в транзитных перевозках, являются:
    возрастающая потребность грузообразующих отраслей народнохозяйственного комплекса во внешнеторговых перевозках, обусловленная активизацией интеграционных процессов, участием России в мировых хозяйственных связях;
    развитие международных транзитных перевозок по транспортным коммуникациям региона;
    восстановление в полном объеме железнодорожного и автомобильного сообщений с государствами Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения);
    значительная активизация транспортно - экономических связей, обусловленных хозяйственным освоением природных ресурсов в зоне Каспийского моря;
    сооружение транзитного нефтепровода (Тенгиз - Новороссийск), обеспечивающего поставку сырой нефти из Казахстана в порт Новороссийск, а также транспортировка туркменской нефти в российские порты Черноморского бассейна;
    увеличение объемов транзитных грузов из Ирана и Индии с использованием водного пути Астрахань - Азов и железнодорожного Махачкала - Ростов - на - Дону (Новороссийск);
    увеличение объемов контейнерных перевозок (по оценкам экспертов к 2006 г. до 12 млн. тонн на линии Запад - Россия - Запад).
    Динамика объема перевозок экспортно - импортных грузов, формирующая основную часть транзитных перевозок в регионе в перспективе до 2006 г., складывается под влиянием следующих тенденций и факторов:
    1. Увеличение экспортных перевозок грузов топливно - сырьевой группы, в том числе:
    нефти сырой - в 1,6 раза (с учетом транзита из Казахстана и Азербайджана через российские порты на Черном и Азовском морях);
    угля - более чем в 2 раза (через Азово - Черноморские порты России и Украины), с доставкой в них грузов железнодорожным сообщением, либо Волго - Донским транспортным коридором и далее - в направлении стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Турцию;
    руд и концентратов - почти в 10 раз (с 0,35 до 3,5 млн. т) с учетом возможного переключения грузопотоков, проходящих по территории Украины и далее - в Восточную Европу на порты России;
    химические грузы навалом (калийные и минеральные удобрения, сера из Астрахани и Казахстана, следующие в Турцию и страны Западной Европы) - с 3,5 до 5,0 млн. тонн.
    2. Увеличение объема импортных поставок грузов, в том числе:
    рост импорта зерновых в объеме до 2,5 млн. т (поставляемых через российские черноморские порты), необходимых для обеспечения сельского хозяйства в кормовом зерне;
    увеличение импорта руд и концентратов для предприятий черной и цветной металлургии Поволжья;
    увеличение транзитных перевозок контейнерных грузов, следующих из стран Западной Европы и США.
    Согласно имеющимся прогнозным оценкам объем перевозок по Волго - Донскому каналу в 2006 г. может возрасти в 2 раза, превысив 6 млн. т в год; при этом около 60% грузов будет перевозиться в международном сообщении и свыше 75% грузов - транзитных.
    Значительным резервом увеличения объема транзитных грузов в регионе может быть освоение перспективного грузопотока из России на Дунай и Рейн речным транспортом. При согласованных сквозных тарифах и соответствующем европейскому уровне предлагаемых транспортных услуг объем перевозок в перспективе оценивается в 7 - 7,5 млн. т (калийные удобрения с Урала, алюминий из Красноярска и Братска, кокс, уголь и металл Кузбасса, лесоматериалы из Западной и Восточной Сибири, нефть и нефтепродукты из Поволжья и Каспийского моря, сера из Астрахани и др. грузы).
    На основании прогнозируемых тенденций и количественной оценки объектов грузовых перевозок на юге России, а также с учетом общеэкономического прогноза развития национального хозяйства, международных связей, включая транспортную составляющую, определены перспективные показатели грузооборота в 2006 г. по видам транспорта в регионе.
 
 

ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА НА ЮГЕ РОССИИ

Грузооборот, млрд. тн/км 2006 г. в % к 2000 г. % к 2006 г. Удельный вес юга России в Российской Федерации в 2006 г., в %
2000 год 2006 год
Транспорт, всего 132,3 177,03 133,8 100,0 8,6
в т.ч.: железнодорожный 78,6 110,0 140,0 62,1 6,1
автомобильный 4,4 5,6 127,3 3,2 19,3
морской 46,2 57,5 124,4 32,5 42,3
внутренний водный 3,0 3,8 126,7 2,1 4,4
воздушный 0,1 0,13 130,0 0,1 3,5

 
    Прирост совокупного грузооборота в 2006 г. по отношению к 2000 г. составляет 33,8%, или 44,7 млрд. т/км в абсолютном исчислении.
    Ведущую роль в транспортном обеспечении в регионе по-прежнему играют железнодорожный и морской виды транспорта, на которые приходится соответственно 62,1 и 37,5% от общего объема грузооборота. Доля юга России в транспортном обслуживании народнохозяйственного комплекса страны составляет 8,6%, при этом морским транспортом обеспечивается более 42% суммарного грузооборота.
    Необходимо отметить, что привлечение и освоение прогнозируемых внешнеторговых грузопотоков, включая международные транзитные, возможно лишь на основе соответствующего развития транспортной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности региональной транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг. Модернизация и развитие транспортно - дорожного комплекса юга России потребует значительных капитальных вложений. Их совокупная величина (по всем видам транспорта на период 2002 - 2006 годы) составляет около 22,5 млрд. рублей.
 

Развитие транспортных коридоров

 
    Необходимым условием обеспечения эффективности транзитных перевозок российских грузов и привлечения международных грузопотоков через территорию юга России является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, формирование и развитие системы транспортных коридоров, соответствующих международным стандартам. Определяющим фактором в выборе потенциального маршрута следования груза является наличие параллельных ходов, дублирующих основное направление коридора различными видами транспорта и обеспечивающих гарантированные резервы пропускной способности коридора.
    Указанному критерию на территории юга России отвечают следующие базовые транспортные направления:
    транспортный коридор Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск (Астрахань - Махачкала) с дублирующими железнодорожными ходами: Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Краснодар - Новороссийск, Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала и автомобильными магистралями, входящими в сеть автомобильных дорог: Е-115 (Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск), Е-119 (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань);
    транспортный коридор Москва - Ростов - на - Дону - Баку, дублируемый железнодорожной магистралью Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Махачкала - Баку - Джульфа (Иран) и автомобильной магистралью "Кавказ" (Е-115 и Е-50);
    транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:
    водный путь (Каспийское море - Волга - Волго - Донской канал - р. Дон - Азовское - Черное моря);
    железнодорожный путь (Петров Вал - Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск);
    автомобильный международный маршрут, проходящий из Западной Европы через Украину с выходом на Каменск - Шахтинский - Морозовск - Волгоград - Астрахань - Котяевка - граница Казахстана и далее на Атырау (входит в сеть автомобильных дорог с индексом Е-40);
    транспортный железнодорожно - водный коридор Каспийское море - порт и железнодорожная станция Махачкала - железнодорожная станция и порт Новороссийск;
    транспортный коридор Ростов - Тбилиси - Ереван с обеспечением железнодорожным ходом: Ростов - Староминская - Краснодар - Туапсе - Сочи - Веселое - Сухуми - Тбилиси - Ереван; автомагистралью: Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Тбилиси - Ереван.
    К числу перспективных транспортных направлений можно отнести продление международного транспортного коридора N 7 (Дунайского) в водном и сухопутном сообщениях.
    В рамках развития водной составляющей Дунайского коридора возможно использование внутренних водных путей Западной Европы и России по кольцевому маршруту Дунай - Черное море - Волго - Донской канал - Балтийское море - канал Майн - Рейн, а также освоение нового прямого водного сообщения между странами Центральной Европы, России и государствами Каспийского бассейна.
    В рамках развития сухопутной части Дунайского коридора перспективным является формирование российского участка коридора N 7 в автомобильном сообщении. Действующую как часть транспортного коридора автомобильную магистраль Будапешт - Бухарест - Констанца - Белгород предлагается дополнить существующими участками автомобильных дорог на маршруте Белгород - Одесса - Таганрог - Ростов - на - Дону и далее Ростов - на - Дону - Астрахань. Участки Ростов - на - Дону - Егорлыкская являются частью автодороги Ростов - на - Дону - Ставрополь - Элиста - Астрахань.
    Россией совместно с международными организациями ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН, странами Европы и Азии в соответствии с решениями 3-ей Общеевропейской Международной конференции по транспорту (г. Хельсинки, 1997 г.) и Международной евроазиатской конференции по транспорту (г. Санкт - Петербург, 2000 г.) активизирована работа по созданию системы евроазиатских транспортных связей на приоритетном направлении "Север - Юг". Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индия и Правительством Исламской Республики Иран о международном транспортном коридоре "Север - Юг" одобрено и внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 482). Проходящие через территорию юга России маршруты являются альтернативными по отношению к проекту ТРАСЕКА, который формируется в обход территории России и реализуется в настоящее время при поддержке ЕС и международных финансовых институтов.
    Для защиты российских интересов и предотвращения транспортной изоляции России в этом регионе основными задачами являются:
    опережающее развитие направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, в том числе с использованием паромных переправ через Каспий;
    подключение транспортного маршрута, соединяющего Каспийское и Черное моря по Волго - Донскому каналу, к системе евроазиатских транспортных связей.
    Развитие транспортных коридоров в направлении "Север - Юг" предусматривает завершение формирования единой евроазиатской глубоководной воднотранспортной системы. Полноценное включение в нее Волго - Донского канала и других внутренних водных путей Европейской части России (с учетом открытия этих путей для иностранных перевозчиков) обеспечит выход через Черное море и юго - восток Европы в центр континента по Дунаю. По Волге транзитный путь выходит на Балтику и Скандинавию. Формирование и развитие водного коридора Волга - Дон - Дунай, по оценкам экспертов, обеспечит доходы России от транзита в размере 1 млрд. долларов США в год.
    Перспективным направлением развития транзитных связей через южно - российский регион является транспортное обеспечение перевозок грузов внешней торговли России с Ираном, Индией и другими странами Аравийского побережья и Персидского залива, а также связей этих стран с государствами Европы. По оценкам экспертов грузопоток из стран Каспийского бассейна, Среднего Востока, Персидского залива, Юго - Западной Азии в Россию, страны СНГ и Европы составляет порядка 20 млн. т, при этом сроки перевозки грузов по сравнению с существующими транспортными схемами сократятся в 2 - 3 раза при значительном снижении транспортных издержек.
    В рамках формируемой инфраструктуры транспортного коридора "Север - Юг" предусматривается строительство нового морского порта на Каспии - Оля. Расположение порта (в 100 км южнее Астрахани, на берегу р. Волга, в 40 км от Каспийского моря) обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали и создает условия для круглогодичных перевозок на Каспии транзитных и экспортно - импортных грузов. Проектная мощность порта составляет 8 млн. тонн генеральных грузов в год и 5,8 млн. тонн грузов, перевозимых автотрейлерами и железнодорожными вагонами на морских паромах. Глубина причалов составит 6 м. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет 222 млн. долл. США.
    Для обеспечения транспортной связи существующей сети железных дорог с портом Оля необходимо построить подъездной железнодорожный путь от ст. Янгдыки протяженностью 51 км и сметной стоимостью 1100 млн. рублей.
    Альтернативным проектом является предполагаемое строительство морского порта Лагань и формирование железнодорожно - автомобильного паромного сообщения между портами Лагань и Нау - Шахр (Иран).
    Ввод в действие морского порта в Лагани, а также переключение на железнодорожный транспорт перевозки части нефти из месторождений Казахстана и шельфа Каспийского моря в страны восточной и западной Европы ставит вопрос о необходимости строительства железной дороги Улан - Хол - Лагань протяженностью 42 км. Общая стоимость проекта составляет 22350 млн. руб. (без привлечения бюджетных средств).
    По оценкам экспертов, среди рассматриваемых вариантов развития транспортной инфраструктуры на побережье Каспийского моря предпочтительным в технологическом и экономическом аспектах является развитие Махачкалинского транспортного узла на базе реконструкции и развития Махачкалинского международного морского порта и железнодорожной станции. Морские глубины, круглогодичная навигация, существующие перегрузочные мощности, позволяющие перерабатывать до 7 млн. тонн нефтепродуктов и 1,5 млн. тонн сухих грузов, полноценные железнодорожный и автомобильный подходы к порту, выгодное расположение действующего транспортного узла в отечественном секторе прикаспийского региона позволяют оценить значение порта как важнейшего транспортного узла на юге России. Однако полноценное включение Махачкалинского транспортного узла в инфраструктуру международных транспортных коридоров на юге России требует решения вопроса о строительстве железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кочубей (Артезиан) протяженностью 230 км.
    Основными направлениями развития сети автомобильных дорог в составе коридора "Север - Юг" будут модернизация, строительство и реконструкция основных автомобильных дорог по маршрутам: Мурманск - Петрозаводск - Выборг - Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Владикавказ, Москва - Астрахань - Махачкала и др., включая подъезды к границам Финляндии и Норвегии на севере, Грузии, Азербайджана и Казахстана на юге России.
    Одним из условий, обеспечивающих международный уровень информационного обслуживания транспортного процесса на юге России, является создание Северо - Кавказского регионального логистического транспортного центра, функционирование которого позволит оптимизировать систему перевозок и взаиморасчетов.
 

Железнодорожный транспорт

 
    1. Развитие на территории региона транспортного коридора в направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов - на - Дону - Новороссийск с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур предусматривает:
    увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали на всем протяжении;
    обустройство пограничных переходов на станциях Успенская, Гуково.