Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 786. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)

Дата документа08.08.2001
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2001 г. N 581

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Том II (Части I-IV) Постановления Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 приведен отдельным документом.
    Том II (Часть V) Постановления Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 приведен отдельным документом.
 
 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Федеральную целевую программу "Юг России" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2001 г. N 581

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЮГ РОССИИ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)

ТОМ I

Введение

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"

ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

I. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА

II. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НА ЮГЕ РОССИИ

2.1. Транспортно - транзитные связи на юге России. Развитие транспортных коридоров

млрд. тн/км

Российская Федерации Юг России
1990 год 1995 год 2000 год 2000 к 1990, % 1990 год 1995 год 2000 год 2000 к 1990, %
Транспорт, всего 3316 1634 1564 47,2 408,9 238,7 132,3 32,3
в т.ч.: железнодорожный 2523 1214 1352 53,6 174,2 63,5 78,6 45,1
автомобильный 68 31 23 33,8 8,9 5,8 4,4 49,4
морской 508 297 116 22,8 215,3 162,0 46,2 21,4
внутренний водный 214 90 70 32,7 10,0 7,2 3,0 30,0
воздушный 3 2 3 100,0 0,5 0,2 0,1 20,0

 
 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА МЕЖДУ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА В 2000 Г.

Виды магистрального транспорта Грузооборот по видам транспорта Удельный вес юга России в РФ, %
Российская Федерация Юг России
млрд. т/км % млрд. т/км %
Железнодорожный 1352 86,5 78,6 59,4 5,8
Автомобильный 23 1,5 4,4 3,3 19,1
Внутренний водный 70 4,5 3,0 2,3 4,3
Морской 116 7,4 46,2 34,9 40,0
Воздушный 3 0,1 0,1 0,1 3,7
Всего: 1564 100,0 132,3 100,0 8,4

 
    Приведенные данные отражают более глубокий спад, имевший место в деятельности транспортного комплекса юга России в 1990 - 2000 гг., по сравнению с общероссийским (соответственно 32,3% и 47,2%). Несмотря на это, транспорт региона по-прежнему играет заметную роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно - экономических связей и на его долю в 2000 г. приходилось 8,4% общего грузооборота России. В структуре грузооборота, осуществляемого транспортом региона, основное место принадлежит железнодорожному и морскому видам транспорта (в сумме - 94,3%).
    Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимают железные дороги. По территории юга России проходят железнодорожные магистрали: Москва - Рязань - Кочетовка - Лихая - Ростов - Новороссийск (Самур); Москва - Рязань - Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань; Сызрань - Саратов - Волгоград - Лихая - Ростов - Успенская с ответвлением Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.
    Пропускная способность основных железнодорожных магистралей в регионе превосходит существующие потребности в перевозках грузов железнодорожным транспортом. Так, пропускная способность железнодорожных ходов Ростов - Минеральные Воды и Ростов - на - Дону - Новороссийск превышает 65 млн. т, а Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - 25 млн. тонн.
    Грузовые и пассажирские перевозки в регионе осуществляют Северо - Кавказская и Приволжская железные дороги. Общая эксплуатационная длина железных дорог составляет 8725 км, что превышает 10% общесетевой протяженности, однако удельный вес железных дорог региона в грузообороте железнодорожного транспорта страны составляет 5,7%, а соответствующая доля в общем объеме грузовой работы транспортного комплекса юга России достигает 60 процентов.
    В рамках предлагаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривается создание в г. Ростове - на - Дону регионального центра управления железнодорожными перевозками, осуществляющего свою деятельность на полигоне Северо - Кавказской и Приволжской железных дорог.
    В регионе расположены все южные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Таганрог, Ейск, Кавказ, Темрюк, Ростов - на - Дону, Азов, Усть - Донецк, Волгодонск, Волгоград, Астрахань и др.). Протяженность внутренних водных путей на территории юга России не превышает 3,5 тыс. км.
    Суммарная пропускная способность портовых мощностей Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов составляет около 80 млн. т/год, в том числе 30% - по переработке сухих грузов и 70% - мощности для перегрузки наливных грузов (нефть и нефтепродукты). На внутренних водных путях региона могут быть освоены 12 - 15 млн. т грузов.
    Удельный вес перевозок морским транспортом региона в соответствующем грузообороте России равен 40%, при этом морские перевозки составляют 34,9% в общем грузообороте транспорта юга России.
    Характеризуя в целом современное техническое состояние, специализацию и уровень загрузки портовых (морских и речных) мощностей юга России, следует отметить:
    высокий уровень экспортно - импортных, в т.ч. транзитных перевозок в общем объеме грузооборота практически всех портов региона;
    значительные резервы пропускных способностей портовых мощностей региона. Так, фактическая загрузка Новороссийского морского торгового порта составляет 75%, Туапсинского порта - 50%; Махачкалинского порта - 25%; Таганрогского порта - 70%; Азовского порта - 60%; Ростовского порта - 30%; Усть - Донецкого порта - 10%; Волгоградского порта - 50 процентов;
    проводимый комплекс мероприятий по техническому развитию и повышению эффективности использования портовых мощностей (специализация портов, поддержание судоходных глубин);
    наличие факторов, ограничивающих развитие портовых мощностей на прилегающих территориях (городская застройка, статус курортной зоны).
    Основными параметрами, определяющими условия судоходства в Волго - Донском транспортном коридоре, являются глубина водного пути - 3,3 м ограничивающая грузоподъемность судов 5000 т, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. Критическим объектом на рассматриваемом направлении в настоящее время является Кочетовский гидроузел (построен в 1920 г.), имеющий 100%-ный физический и моральный износ и требующий проведения немедленной масштабной реконструкции.
    Общий объем грузоперевозок по Волго - Донскому каналу составляет 3,2 млн. т. Из них: 75% (2341 тыс. т) приходится на экспорт, 20% (621 тыс. т) - на внутренние перевозки, 3% (98 тыс. т) - на импорт и 2% (58,4 тыс. т) - на внутренние транзитные перевозки. Основное направление грузопотока (с запада на восток) составляет 85% всего объема грузоперевозок.
    По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием регион занимает второе место в России после Центрального экономического района. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня.
    Изменившаяся геополитическая обстановка на юге России и нестабильное положение в регионе привели к закрытию сквозного движения автотранспорта по главной магистрали юга России - "Кавказ" (Москва - Ростов - Дербент), что обусловило необходимость пересмотра сложившейся сети автомобильных дорог в регионе.
    Крупные города - административные центры субъектов юга России и центры курортных зон (Минеральные Воды и Сочи) - обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России. Наиболее важные из них - международные аэропорты действуют в г. г. Ростов - на - Дону, Сочи, Волгоград, Минеральные Воды.
    Добыча, переработка и экспорт углеводородного сырья обусловили создание в регионе развитой системы трубопроводного транспорта - газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов.
 

 
    Объем грузовых транзитных перевозок по транспортным коммуникациям юга России в настоящее время составляет около 70 млн. т, в том числе наливных грузов (нефть сырая и нефтепродукты, химические грузы) - около 70%, навалочных (уголь, руды, цемент, сахар, зерно, лесные грузы) - 12% и генеральных грузов - 18 процентов.
    По оценкам ведущих транспортных научных организаций страны (Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, ГипротрансТЭИ МПС, ЦНИИЭВТ, Союзморниипроект) объемы транзитных перевозок по транспортным магистралям юга России в перспективе до 2006 г. увеличатся в 1,6 - 1,7 раза в сравнении с 2000 г. и могут составить 125 - 130 млн. т, в т.ч. через порты Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов 110 - 115 млн. т, из них порядка 80 млн. т нефти и нефтепродуктов и 30 - 35 млн. т сухих грузов.
    Основными факторами, лежащими в основе обоснования перспективной потребности в транзитных перевозках, являются:
    возрастающая потребность грузообразующих отраслей народнохозяйственного комплекса во внешнеторговых перевозках, обусловленная активизацией интеграционных процессов, участием России в мировых хозяйственных связях;
    развитие международных транзитных перевозок по транспортным коммуникациям региона;
    восстановление в полном объеме железнодорожного и автомобильного сообщений с государствами Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения);
    значительная активизация транспортно - экономических связей, обусловленных хозяйственным освоением природных ресурсов в зоне Каспийского моря;
    сооружение транзитного нефтепровода (Тенгиз - Новороссийск), обеспечивающего поставку сырой нефти из Казахстана в порт Новороссийск, а также транспортировка туркменской нефти в российские порты Черноморского бассейна;
    увеличение объемов транзитных грузов из Ирана и Индии с использованием водного пути Астрахань - Азов и железнодорожного Махачкала - Ростов - на - Дону (Новороссийск);
    увеличение объемов контейнерных перевозок (по оценкам экспертов к 2006 г. до 12 млн. тонн на линии Запад - Россия - Запад).
    Динамика объема перевозок экспортно - импортных грузов, формирующая основную часть транзитных перевозок в регионе в перспективе до 2006 г., складывается под влиянием следующих тенденций и факторов:
    1. Увеличение экспортных перевозок грузов топливно - сырьевой группы, в том числе:
    нефти сырой - в 1,6 раза (с учетом транзита из Казахстана и Азербайджана через российские порты на Черном и Азовском морях);
    угля - более чем в 2 раза (через Азово - Черноморские порты России и Украины), с доставкой в них грузов железнодорожным сообщением, либо Волго - Донским транспортным коридором и далее - в направлении стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Турцию;
    руд и концентратов - почти в 10 раз (с 0,35 до 3,5 млн. т) с учетом возможного переключения грузопотоков, проходящих по территории Украины и далее - в Восточную Европу на порты России;
    химические грузы навалом (калийные и минеральные удобрения, сера из Астрахани и Казахстана, следующие в Турцию и страны Западной Европы) - с 3,5 до 5,0 млн. тонн.
    2. Увеличение объема импортных поставок грузов, в том числе:
    рост импорта зерновых в объеме до 2,5 млн. т (поставляемых через российские черноморские порты), необходимых для обеспечения сельского хозяйства в кормовом зерне;
    увеличение импорта руд и концентратов для предприятий черной и цветной металлургии Поволжья;
    увеличение транзитных перевозок контейнерных грузов, следующих из стран Западной Европы и США.
    Согласно имеющимся прогнозным оценкам объем перевозок по Волго - Донскому каналу в 2006 г. может возрасти в 2 раза, превысив 6 млн. т в год; при этом около 60% грузов будет перевозиться в международном сообщении и свыше 75% грузов - транзитных.
    Значительным резервом увеличения объема транзитных грузов в регионе может быть освоение перспективного грузопотока из России на Дунай и Рейн речным транспортом. При согласованных сквозных тарифах и соответствующем европейскому уровне предлагаемых транспортных услуг объем перевозок в перспективе оценивается в 7 - 7,5 млн. т (калийные удобрения с Урала, алюминий из Красноярска и Братска, кокс, уголь и металл Кузбасса, лесоматериалы из Западной и Восточной Сибири, нефть и нефтепродукты из Поволжья и Каспийского моря, сера из Астрахани и др. грузы).
    На основании прогнозируемых тенденций и количественной оценки объектов грузовых перевозок на юге России, а также с учетом общеэкономического прогноза развития национального хозяйства, международных связей, включая транспортную составляющую, определены перспективные показатели грузооборота в 2006 г. по видам транспорта в регионе.
 
 

ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА НА ЮГЕ РОССИИ

Грузооборот, млрд. тн/км 2006 г. в % к 2000 г. % к 2006 г. Удельный вес юга России в Российской Федерации в 2006 г., в %
2000 год 2006 год
Транспорт, всего 132,3 177,03 133,8 100,0 8,6
в т.ч.: железнодорожный 78,6 110,0 140,0 62,1 6,1
автомобильный 4,4 5,6 127,3 3,2 19,3
морской 46,2 57,5 124,4 32,5 42,3
внутренний водный 3,0 3,8 126,7 2,1 4,4
воздушный 0,1 0,13 130,0 0,1 3,5

 
    Прирост совокупного грузооборота в 2006 г. по отношению к 2000 г. составляет 33,8%, или 44,7 млрд. т/км в абсолютном исчислении.
    Ведущую роль в транспортном обеспечении в регионе по-прежнему играют железнодорожный и морской виды транспорта, на которые приходится соответственно 62,1 и 37,5% от общего объема грузооборота. Доля юга России в транспортном обслуживании народнохозяйственного комплекса страны составляет 8,6%, при этом морским транспортом обеспечивается более 42% суммарного грузооборота.
    Необходимо отметить, что привлечение и освоение прогнозируемых внешнеторговых грузопотоков, включая международные транзитные, возможно лишь на основе соответствующего развития транспортной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности региональной транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг. Модернизация и развитие транспортно - дорожного комплекса юга России потребует значительных капитальных вложений. Их совокупная величина (по всем видам транспорта на период 2002 - 2006 годы) составляет около 22,5 млрд. рублей.
 

 
    Необходимым условием обеспечения эффективности транзитных перевозок российских грузов и привлечения международных грузопотоков через территорию юга России является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, формирование и развитие системы транспортных коридоров, соответствующих международным стандартам. Определяющим фактором в выборе потенциального маршрута следования груза является наличие параллельных ходов, дублирующих основное направление коридора различными видами транспорта и обеспечивающих гарантированные резервы пропускной способности коридора.
    Указанному критерию на территории юга России отвечают следующие базовые транспортные направления:
    транспортный коридор Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск (Астрахань - Махачкала) с дублирующими железнодорожными ходами: Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Краснодар - Новороссийск, Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала и автомобильными магистралями, входящими в сеть автомобильных дорог: Е-115 (Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск), Е-119 (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань);
    транспортный коридор Москва - Ростов - на - Дону - Баку, дублируемый железнодорожной магистралью Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Махачкала - Баку - Джульфа (Иран) и автомобильной магистралью "Кавказ" (Е-115 и Е-50);
    транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:
    водный путь (Каспийское море - Волга - Волго - Донской канал - р. Дон - Азовское - Черное моря);
    железнодорожный путь (Петров Вал - Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск);
    автомобильный международный маршрут, проходящий из Западной Европы через Украину с выходом на Каменск - Шахтинский - Морозовск - Волгоград - Астрахань - Котяевка - граница Казахстана и далее на Атырау (входит в сеть автомобильных дорог с индексом Е-40);
    транспортный железнодорожно - водный коридор Каспийское море - порт и железнодорожная станция Махачкала - железнодорожная станция и порт Новороссийск;
    транспортный коридор Ростов - Тбилиси - Ереван с обеспечением железнодорожным ходом: Ростов - Староминская - Краснодар - Туапсе - Сочи - Веселое - Сухуми - Тбилиси - Ереван; автомагистралью: Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Тбилиси - Ереван.
    К числу перспективных транспортных направлений можно отнести продление международного транспортного коридора N 7 (Дунайского) в водном и сухопутном сообщениях.
    В рамках развития водной составляющей Дунайского коридора возможно использование внутренних водных путей Западной Европы и России по кольцевому маршруту Дунай - Черное море - Волго - Донской канал - Балтийское море - канал Майн - Рейн, а также освоение нового прямого водного сообщения между странами Центральной Европы, России и государствами Каспийского бассейна.
    В рамках развития сухопутной части Дунайского коридора перспективным является формирование российского участка коридора N 7 в автомобильном сообщении. Действующую как часть транспортного коридора автомобильную магистраль Будапешт - Бухарест - Констанца - Белгород предлагается дополнить существующими участками автомобильных дорог на маршруте Белгород - Одесса - Таганрог - Ростов - на - Дону и далее Ростов - на - Дону - Астрахань. Участки Ростов - на - Дону - Егорлыкская являются частью автодороги Ростов - на - Дону - Ставрополь - Элиста - Астрахань.
    Россией совместно с международными организациями ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН, странами Европы и Азии в соответствии с решениями 3-ей Общеевропейской Международной конференции по транспорту (г. Хельсинки, 1997 г.) и Международной евроазиатской конференции по транспорту (г. Санкт - Петербург, 2000 г.) активизирована работа по созданию системы евроазиатских транспортных связей на приоритетном направлении "Север - Юг". Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индия и Правительством Исламской Республики Иран о международном транспортном коридоре "Север - Юг" одобрено и внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г.

Ведется подготовка документа. Ожидайте