Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 973. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05.09.2005 N 1355-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006-2010 ГОДЫ)""

Дата документа05.09.2005
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2005 г. N 1355-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)".
    2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснауку.
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" за счет средств федерального бюджета составляет 1,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
    4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2005 г.
N 1355-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006-2010 ГОДЫ)"

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    В период существования Советского Союза на русском языке как на государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским владеет, по данным авторов доклада Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число владеющих русским языком в этих странах уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве среди лиц среднего и старшего возраста русским владеют 80 процентов, в то время как среди тех, кто моложе 15 лет, - только 13 процентов.
    В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных служащих и работников культуры, радио и телевидения.
    Федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ и вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.
    Разработку Программы обусловили следующие факторы:
    необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности;
    необходимость обеспечения условий для реализации принципов, вытекающих из закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации статуса государственного языка Российской Федерации, являющегося элементом, объединяющим политическую, экономическую и культурную сферы жизни на территории Российской Федерации;
    потребность в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
    необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
    актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих консолидации российского гражданского общества;
    необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
    необходимость укрепления позиций русского языка на мировом уровне для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, русскими диаспорами;
    необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
    Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года, Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, а также Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г.
    В указанном Послании поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР единством исторической судьбы и использованием русского языка.
    В 2005 году заканчивается реализация федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы. Эти программы различаются своей направленностью и ресурсным обеспечением, однако обе они нацелены на сохранение единого социально-культурного и образовательного пространства Российской Федерации и государств - участников СНГ и обеспечение реализации политики государства в области образования, а также в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Опыт выполнения указанных программ показал целесообразность их объединения для осуществления масштабного комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации.