Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 329. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ"

Дата документа03.09.2005
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2005 г. N 1340-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
    2. Определить государственным заказчиком - координатором Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснауку.
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 45,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
    4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

    
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 сентября 2005 г.
N 1340-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ

 

I. Определения, используемые в Концепции

 
    В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы используются следующие определения:
    "предшкольное образование" - образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения;
    "непрерывное образование" - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 процентов общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода;
    "непрерывное профессиональное образование" - понятие "непрерывное образование", используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни;
    "общенациональный университет" - высший статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение столь высокого статуса, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования, в полной мере быть участником процесса интеграции науки и образования;
    "базовый (системообразующий) вуз" - статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение данного статуса, должен быть лидером в подготовке кадров для той или иной отрасли по качественным показателям;
    "интегрированное учебное заведение" - учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующие образовательные программы разных уровней;
    "университетский комплекс" - объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем. Объединение учебных заведений может происходить как по сетевому, так и по системному принципу;
    "исследовательский университет" или "учебно-научно-исследовательский комплекс" (в случае, когда вуз не является университетом) - статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин, имеющим в своем составе аспирантуры и докторантуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств в размере не ниже определенного уровня финансирования.
    В Российской Федерации концепция создания исследовательских университетов только начинает серьезно прорабатываться. В данном случае имеется в виду в первую очередь создание новых структур на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров. В настоящее время достигнута договоренность о начале реализации пилотного проекта по созданию исследовательского университета на базе Новосибирского государственного университета;
    "экспорт образовательных услуг" - коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе.
 

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
    Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
    Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
    создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
    развитии инновационной сферы;
    изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
    формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
    обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
    формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
    На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:
    развитие современной системы непрерывного образования;
    повышение качества профессионального образования;
    обеспечение доступности качественного общего образования;
    повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
    Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2006-2010 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:
    несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
    чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;
    отсутствие требований к содержанию и качеству образования;
    несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
    Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры, принятые в 2001-2005 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:
    приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
    разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
    создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
    Решение указанных задач достигается путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.