Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 914. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)

Дата документа30.04.1998
Статус документаДействует
МеткиТребования · Правила · Нормы · Постановление · Методика · Санпин

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 30 апреля 1998 г. N 16

 

Дата введения
с 1 июля 1998 года

 

2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

 

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
СанПиН 2.5.2-703-98

 
    1. Разработаны Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова И.И. и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций.
    2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16.
    3. Введены взамен "Санитарных правил для речных судов СССР" N 4058-85, которые с выходом настоящих СанПиН утрачивают силу. Срок введения - с 1 июля 1998 года.
 

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 
    "Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
    Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).
    "Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
    Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Область применения

 
    1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.
    На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 01.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.
    На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды.
    На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.
    1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:
    1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;
    2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
    3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;
    4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
    5) к перевозке отдельных видов грузов;
    6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.
    1.1.3. СанПиН являются обязательными для:
    1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;
    2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;
    3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;
    4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов.
    5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.
    1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:
    1) длина менее 25 м,
    2) осадка менее 1 м,
    3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,
    4) дедвейт менее 320 т,
    5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),
    6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.
    1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п. 1.4.9) условия труда и проживания на судне.
    1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей природной среды" (п.п. 1.4.1 и 1.4.2).
    1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.
 

1.2. Термины и определения

 
    1.2.1. Судно - плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.
    1.2.2. Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).
    1.2.3. Наливное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
    1.2.4. Сухогрузное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.
    1.2.5. Буксир-толкач - судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.
    1.2.6. Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
    1.2.7. Разъездное судно - судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.
    1.2.8. Вспомогательное судно - судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).
    1.2.9. Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.
    1.2.10. Судно технического флота - судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).
    1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
    1.2.12. Специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.
    1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержании (СДПП) - судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.
    1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно - судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.
    1.2.15. Стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).
    1.2.16. Судно внутреннего плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.
    1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.
    1.2.18. Новое судно - судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора, после введения в действие настоящих СанПиН.
    1.2.19. Переоборудуемое судно - эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п. 1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.
    1.2.20. Судовладелец - владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.
    1.2.21. Экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
    1.2.22. Командный состав - администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).
    1.2.23. Рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
    1.2.24. Пассажир - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этою судна (специальный персонал).
    1.2.25. Пассажировместимость - количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).
    1.2.26. Жилые помещения - каюты экипажа и пассажиров.
    1.2.27. Общественные помещения - столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.
    1.2.28. Помещения медицинского назначения - медицинская каюта, изолятор, амбулатория.
    1.2.29. Дежурные помещения - помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.
    1.2.30. Служебные помещения - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.
    1.2.31. Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.
    1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) - помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.
    1.2.33. Постоянная вахта - режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.
    1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.
    1.2.35. Безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.
    1.2.36. Санитарный узел (санузел) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.
    1.2.37. Санитарный блок (санблок) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.
    1.2.38. Спецодежда - рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.
    1.2.39. Санодежда - одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.
    1.2.40. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.
    1.2.41. Нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.
    1.2.42. Мусор - все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.
    1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) - судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
    1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:
    1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;
    2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;
    3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) - судовое оборудование для сжигания мусора;
    4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;
    5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.
    1.2.45. Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах сбора загрязнений):
    1) суда-сборщики загрязнений (п. 1.2.11);
    2) специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
    3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах (п. 1.2.12).
 

1.3. Классификация судов

 
    1.3.1. Требования настоящих СанПиН зависят от группы судна последующей классификации, характеризуемой временем пребывания человека на судне в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота", т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
    1.3.1.1. I группа - суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов).
    1.3.1.2. II группа - суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть - отдыхает на берегу.
    1.3.1.3. III группа - суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.
    1.3.2. Суда технического флота, плавкраны и другие подобные объекты относятся к I, II или III группам по признакам, указанным в п. 1.3.1.
    1.3.3. Разъездные суда не подвергаются классификации, указанной в п. 1.3.1.Санитарные требования к их проектированию уточняются в каждом отдельном случае при согласовании проекта с органом Госсанэпиднадзора.
    1.3.4. Стоечные суда: дебаркадеры, плавучие общежития, плавучие мастерские, плавучие гостиницы в части, касающейся работы персонала и проживания людей, классифицируются по признакам, указанным в п. 1.3.1., но по вопросам, связанным с предотвращением загрязнения водной среды, при их проектировании следует дополнительно руководствоваться СанПиН 4630-88 и СанПиН 4631-88 (п.п. 1.4.13 и 1.4.14), а установка конкретного судна должна согласовываться также с территориальными органами Госсанэпиднадзора.
 

1.4. Нормативные ссылки

 
    1.4.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 г.
    1.4.2. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г.
    1.4.3. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 01.07.91 г. N 375.
    1.4.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов. Р.1.1.004-94 г.
    1.4.5. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 625.
    1.4.6. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 05.01.93 N 1 о введении в действие "Положения о порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию".
    1.4.7. Перечень гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, утвержден Председателем Госкомсанэпиднадзора 21.10.93 г.
    1.4.8. Перечни действующих медицинских сертификатов полимерных материалов, а также видов продукции, допущенных к применению в судостроении и судоремонте:
    1.4.8.1. Перечень, утвержденный Зам. Главного государственного санитарного врача РФ 28.10.93 г.;
    1.4.8.2. Перечень от 11.09.95 N 09 РЦ-29-4-718;
    1.4.8.3. Перечень от 20.05.96 N 09 РЦ-29-2-549;
    1.4.8.4. Перечень различных групп и видов продукции, разрешенных для применения в России, Раздел 6 "Материал для судостроения" 1990-1994 г.г.
    1.4.9. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р.2.2.013-94 г.
    1.4.10. Нормы искусственного освещения на судах речного флота N 2109-79, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 10.12.79.
    1.4.11. Санитарные правила и нормы "Электромагнитные излучения диапазона радиочастот (ЭМИ РЧ)" (СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96).
    1.4.12. Правила по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, введенные в действие приказом Минздрава СССР от 18.10.73 N 822.
    1.4.13. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).
    1.4.14. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).
    1.4.15. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве (СН N 1123-73)
    1.4.16. Санитарные правила "Порядок накопления, транспортировка, обезвреживания и захоронения токсичных и промышленных отходов" (СН N 3183-84).
    1.4.17. Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-002-95).
    1.4.18. ГОСТ 29183-91 "Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству".
    1.4.19. ГОСТ 17.2.4.04-82 "Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания".
    1.4.20. "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (СанПиН 2.2.4.548-96).
    1.4.21. ГОСТ 12.2.049-80 "Оборудование производственное. Общие эргономические требования".
    1.4.22. ГОСТ 22269-76 "Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования".
    1.4.23. ГОСТ 12.4.123-83 "Средства коллективной защиты от инфракрасного облучения".
    1.4.24. ГОСТ 12.2.098-84 "Кабины звукоизолированные. Общие требования".
    1.4.25. ГОСТ 12.4.051-78 "Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические условия".
    1.4.26. ГОСТ 12.1.029-80 "Средства и методы защиты от шума".
    1.4.27. ГОСТ 24389-80 "Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды".
    1.4.28. "Методические рекомендации по охране окружающей среды при применении, хранении и транспортировке пестицидов и минеральных удобрений". Утверждены Госкомприроды 11.12.90 г.
    1.4.29. Российский Речной Регистр. Правила (в 3-х т.) 1995 г., в том числе "Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания".
    1.4.30. "Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры" N 3924-85.
    1.4.31. "Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах", N 1188-74.
 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

 

2.1. Судовые помещения

 

2.1.1. Общие требования

    
    2.1.1.1. К судовым помещениям относятся:
    - Жилые и общественные помещения для экипажа.
    - Жилые и общественные помещения для пассажиров.
    - Помещения пищеблока для экипажа.
    - Помещения пищеблока для пассажиров.
    - Санитарно-бытовые помещения.
    - Санитарно-гигиенические помещения.
    - Помещения медицинского назначения.
    - Служебные и машинные помещения.
    - Грузовые помещения.
    2.1.1.2. При проектировании помещений, указанных в п. 2.1.1.1, должны быть предусмотрены технические мероприятия, обеспечивающие необходимые санитарно-гигиенические условия труда и проживания экипажа и пассажиров, указанные в соответствующих разделах СанПиН.
    2.1.1.3. При проектировании общего расположения судна следует предусматривать в качестве одной из эффективных мер защиты экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды, максимально возможное удаление жилых, общественных и медицинских помещений от источников шума и вибрации, источников выделения избыточной теплоты, вредных излучений и вредных веществ.
    2.1.1.4. При необходимости размещения жилых и общественных помещений экипажа и пассажиров над топливными цистернами или рядом с ними должен предусматриваться горизонтальный коффердам высотой не менее 600 мм или вертикальный коффердам шириной в одну шпацию.
    2.1.1.5. Все судовые помещения, где постоянно или временно находятся люди, должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, освещения.
    На судах I, II групп, предназначенных для эксплуатации в Центральном и Южном речных бассейнах, с мощностью главных двигателей более 1500 кВт, а также на судах I группы, предназначенных для эксплуатации без ограничения бассейна при круглогодичной навигации, вместо систем отопления и вентиляции должна предусматриваться система кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях экипажа, в служебных и медицинских помещениях.
    2.1.1.6. Минимальная высота кают экипажа и пассажиров должна предусматриваться:
    - при одноярусном расположении коек - 2,0 м,
    - при двухъярусном расположении коек - 2,2 м.
    2.1.1.7. Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:
    а) койка в каюте с одноярусным расположением и нижняя койка при двухъярусном расположении - 400 мм от палубы;
    б) верхняя койка на расстоянии не менее 800 мм от нижней;
    в) расстояние верхней полки от подволоки каюты не менее 800 мм.
    2.1.1.8. Ширина проходов в каютах должна предусматриваться:
    а) в одноместных каютах - между койкой и переборкой - не менее 700 мм;
    б) в двухместных каютах - между параллельно установленными койками (при одноярусном расположении) и между койками и переборкой (при двухъярусном расположении) - не менее 800 мм.
    в) в трех-четырехместных каютах - между параллельно установленными койками (при двухъярусном расположении) - не менее 850 мм.
    2.1.1.9. Внутренние размеры коек должны быть не менее 2000 x 800 мм. Койки должны иметь свободный доступ не менее, чем на 2/3 их длины. К верхней койке должен быть предусмотрен удобный подъем.
    2.1.1.10. Каюты должны быть оборудованы шкафом для одежды, столом, стульями, вешалкой, полочками и т.п. Размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
    2.1.1.11. Материалы, используемые для отделки судовых помещений, должны быть моющимися, не портиться при проведении дезинфекции и другой специальной обработки, препятствовать проникновению грызунов и размножению насекомых. Полимерные материалы, используемые для изоляции и отделки, должны иметь гигиенический сертификат, допускающий применение их на судах с учетом насыщенности в объеме помещения (п. 2.3.4.).
    2.1.1.12. При проектировании судовых помещений, в которых отсутствует кондиционирование воздуха, должны быть предусмотрены мероприятия, предотвращающие проникновение в них летающих насекомых (мух, комаров, москитов и т.п.), - специальные сетки, устанавливаемые на окнах, иллюминаторах, наружных дверных проемах, приточных отверстиях системы искусственной вентиляции.
    2.1.1.13. При проектировании судовых помещений должны быть выполнены следующие мероприятия по предупреждению проникновения в них грызунов:
    1. Переборки, палубы, настилы помещений не должны иметь сквозных отверстий и щелей.
    2. У труб, покрытых изоляцией, в местах их прохода через палубы и переборки, изоляция должна быть защищена металлической сеткой от порчи грызунами.
    3. При размещении оборудования, прокладке трубопроводов и кабелей, установке мебели и инвентаря не должно оставаться труднодоступных мест, способствующих проникновению грызунов.
    4. Двери помещений должны быть плотно пригнанными; в помещениях пищеблока низ дверей и деревянные провизионные лари должна быть обиты металлическими листами.
    5. Наружные отверстия вентиляции должны быть закрыты решетками с размером ячейки не более 12 мм.
 

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа

 
    2.1.2.1. Для проживания, отдыха и питания экипажа должны предусматриваться:
    а) на судах I и II групп - каюты с индивидуальными спальными местами и столовая - кают-компания.
    б) на судах III группы - дежурное помещение.
 
    Примечания 1. На судах 1 группы с экипажем не более 5 человек столовая - кают-компания может не предусматриваться и для питания экипажа используется камбуз, площадь которого увеличивается с целью размещения обеденного стола.
 
    2. На судах II группы с экипажем до 6 человек (на судне постоянно - не более 4 человек) вместо кают и столовой- кают-компании может предусматриваться дежурное помещение.
    3. На судах III группы, предназначенных для внутригородских линий, дежурное помещение может не предусматриваться.
 
    2.1.2.2. На судах I группы количество спальных мест должно быть не менее минимальной численности экипажа, предусмотренной проектом.
    На судах II группы, обслуживаемых бригадным методом, количество спальных мест должно быть не менее численности экипажа, который, согласно проекту, будет находиться на судне.
    2.1.2.3. На пассажирских судах I и II групп жилые помещения экипажа должны быть отделены от пассажирских помещений. Допускается размещение членов экипажа, обслуживающих пассажиров (проводники, официанты и т.п.), в каютах, расположенных в пассажирских отсеках.
    2.1.2.4. Командный состав судов I и II групп размещается в одно и двухместных каютах при одноярусном расположении коек.
    Рядовой состав судов I группы может размещаться в двухместных каютах с двухъярусным расположением коек.
    Рядовой состав судов II группы может размещаться в трех и четырехместных каютах при двухъярусном расположении коек.
    Минимальные площади кают должны приниматься в соответствии со значениями, приведенными в таблице 2.1.
 
 

Таблица 2.1

 

Минимальные площади кают экипажа

 

Каюта Для комсостава, м2 Для рядового состава, м2
Одноместная 5,0 4,0
Двухместная с одноярусными койками 6,8 6,4
Двухместная с двухярусными койками  4,2
Трехместная и четырехместная с двухярусными койками  6,5

 
    2.1.2.5. На судах III группы дежурное помещение для отдыха членов экипажа должно иметь площадь не менее 3 м2 на одного члена подвахты. В дежурной каюте предусматриваются диваны по числу членов подвахты, стол, стулья.
    На судах с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростных водоизмещающих судах вместо дежурного помещения допускается предусматривать в ходовой рубке кресло авиационного типа.
    2.1.2.6. При проектировании столовой - кают-компании предусматривается зона питания и зона отдыха. Площадь зоны питания определяется из условий одновременного пребывания:
    а) на судах I группы - 1/2 проектной численности экипажа,
    б) на судах II группы - 1/3 проектной численности экипажа. Площадь столовой - кают-компании должна быть не менее рассчитанной по выражению
 
 

S_ckk = l,7 Z х n

 
 
    где:
    Z - норма площади на одно посадочное место принимается 1,0 м2;
    n - расчетное количество посадочных мест;.
    1,7 - коэффициент, предусматривающий дополнительную площадь для зоны отдыха.
 
    2.1.2.7. Ширина обеденных столов в столовой - кают-компании должна быть не менее 600 мм; для столов, имеющих посадочные места с одной стороны - не менее 500 мм; на каждое посадочное место предусматривается длина стола равная 600 мм. В столовой - кают-компании предусматривается установка бытового холодильника.
 

2.1.3. Жилые и общественные помещения для пассажиров

 
    2.1.3.1. На пассажирских судах I группы размещение пассажиров предусматривается в каютах со спальными местами. Допускается часть пассажирских мест предусматривать сидячими, оборудованными индивидуальными креслами, установленными в пассажирском салоне.
    2.1.3.2. На пассажирских судах II группы для пассажиров могут предусматриваться спальные места в каютах и сидячие места в пассажирских салонах с индивидуальными креслами.
    2.1.3.3. На пассажирских судах III группы для пассажиров предусматриваются сидячие места, которые могут быть оборудованы креслами, диванами, скамьями и размещены в пассажирских салонах и на открытой палубе.
 
    Примечание. На паромах и пассажирских переправах с продолжительностью рейса в одну сторону не более 30 мин. допускается предусматривать размещение пассажиров только на открытых палубах, оборудованных тентами.
 
    2.1.3.4. Пассажирские каюты могут предусматриваться одно, двух, трех и четырехместными с одно и двухъярусным расположением спальных мест.
    Минимальные площади пассажирских кают приведены в таблице 2.2
    2.1.3.5. Площадь пассажирского салона принимается из расчета на одного пассажира: на судах I группы - 0,8 м2, на судах II группы - 0,5 м2. Расстояние между рядами кресел должно быть не менее 450 мм.
    Проходы по пассажирскому салону должны иметь ширину не менее 600 мм; проход к трапу - не менее 800 мм.
    2.1.3.6. Первые ряды кресел должны быть предназначены для пассажиров с детьми. На переборке перед каждым креслом должна быть откидная детская люлька.
 
 

Таблица 2.2

 

Минимальные площади пассажирских кают

    

Жилое помещение На судах I группы, м2 На судах II группы, м2
Одноместная каюта 4,0 3,8
Двухместная с одноярусным расположением спальных мест 6,4 6,0
Двухместная с двухярусным расположением спальных мест 4,2 4,0
Трех-четырехместные с двухярусным расположением спальных мест 6,5 6,2

 
    2.1.3.7. Площадь пассажирских салонов на судах III группы определяется из расчета 0,4 м2 на одного пассажира. Салоны могут быть оборудованы индивидуальными креслами, общими диванами и скамьями со спинкой. Расстояние между рядами кресел, диванов, скамеек предусматривается - не менее 400 мм. На общих диванах и скамьях расчетная длина сидения на одного пассажира не менее 500 мм. Ширина проходов по салону принимается по п. 2.1.3.5.
    2.1.3.8. На пассажирских судах I группы должны предусматриваться рестораны (столовые).
    На пассажирских судах II группы предусматривается столовая, но допускается - буфет с посадочными местами.
    На пассажирских судах III группы общественные помещения для питания пассажиров могут не предусматриваться.
    2.1.3.9. На судах I группы помещения ресторанов могут быть объединены с салонами для отдыха и барами.
    2.1.3.10. Рестораны (столовые) на судах 1 группы должны быть рассчитаны на одновременное питание не менее 25% проектного количества пассажиров.
    Столовые или буфеты на судах II группы рассчитываются на одновременное питание 10% проектного количества пассажиров.
    2.1.3.11. Площадь ресторанов, столовых и буфетов рассчитывается из условий обеспечивания на одно посадочное место:
    а) в ресторанах - не менее 1,2 м,
    б) в столовых - не менее 1,0 м,
    в) в буфетах - не менее 0,5 м.
 

2.1.4. Помещения пищеблока для экипажа

 
    2.1.4.1. На судах I и II групп с экипажем до 25 человек должны предусматриваться помещения пищеблока: камбузы и провизионные кладовые. При численности экипажа более 25 человек предусматривается дополнительно помещение посудомоечной.
    На пассажирских судах I и II групп камбуз и провизионные кладовые пищеблока пассажиров могут быть использованы для экипажа и в этом случае отдельных помещений пищеблока для экипажа не предусматривается.
    2.1.4.2. Расположение провизионных кладовых, камбуза и столовой кают-компании должно обеспечивать удобную доставку продуктов в камбуз и раздачу пищи экипажу, находящемуся в обеденном зале.
    Не допускаются встречные потоки сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды.
    Вход в помещение провизионной кладовой и камбуза не должен располагаться рядом с входами в санузлы и санитарно-бытовые помещения.
    2.1.4.3. При проектировании камбуза для экипажа должны быть выполнены следующие требования.
    1. Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой температурой нагрева, электрокипятильником непрерывного действия, разделочным и раздаточным столами со сплошным покрытием из нержавеющей стали, шкафом и полками для посуды, трехгнездовой мойкой для мытья камбузной и столовой посуды, а также раковиной для мытья рук. В помещении камбуза должен быть установлен бытовой холодильник для расходных скоропортящихся продуктов и шкаф для расходных сухих продуктов.
 
    Примечание. В обоснованных случаях допускается применение газовых плит, а также плит, работающих на жидком или твердом топливе.
 
    2. Размеры электроплиты выбираются из условий приготовления одновременно не менее трех блюд в количестве, рассчитанном на численность экипажа, находящегося на судне.
    Производительность электрокипятильника выбирается из условия снабжения кипятком не менее 0,5 литра на каждого члена экипажа в течение одного часа.
    Размеры разделочного стола должны быть не менее: длина 1500 мм, ширина - 750 мм, высота - 850 мм.
    Размеры раздаточного стола не менее 600 х 800 мм при высоте 800-850 мм.
    3. Плиты, устанавливаемые на судах смешанного плавания и на судах внутреннего плавания, работающих в озерах и водохранилищах (классы "М" и "О" Речного Регистра), должны иметь штормовое ограждение. В камбузах этих судов должны быть места с креплениями для хранения посуды во время качки. На судах смешанного плавания духовка плиты должна обеспечить возможность выпечки хлеба.
    4. Боковые поверхности плиты в зоне обслуживания должны быть теплоизолированы с обеспечением на наружной поверхности температуры не более 45°С.
    5. Проходы в камбузе должны быть не менее:
    а) перед плитой в зоне обслуживания - 800 мм;
    б) перед разделочным и раздаточными столами, перед электрокипятильником, мойкой и раковиной - 600 мм;
    6. К кипятильнику, мойке и раковине камбуза должна быть подведена вода от системы питьевого водоснабжения, причем к мойке и раковине - горячая и холодная вода.
    На сточной трубе, отходящей от мойки, должна быть установлена жироловка.
    7. Камбузная, столовая и чайная посуда, предусматриваемая при проектировании, должна быть изготовлена из материалов, имеющих гигиенический сертификат.
    8. Палуба камбуза должна покрываться нескольким водонепроницаемым материалом. Переборки и подволока должны быть покрыты влагостойким материалом светлых тонов, иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, мытье и дезинфекцию.
    2.1.4.4. При проектировании провизионных кладовых для экипажа должны быть выполнены следующие требования.
    1. На судах I и II групп с экипажем до 25 человек, для хранения скоропортящихся продуктов (мяса, рыбы, молочной продукции и мясной гастрономии, фруктов, овощей и напитков) должна быть предусмотрена охлаждаемая кладовая (холодильный шкаф);
    для хранения сухих продуктов (хлеба, круп, макаронных изделий и т.п.) - неохлаждаемая кладовая (шкаф, ларь).
    В охлаждаемой кладовой (холодильном шкафу) для хранения мяса и рыбы в замороженном виде должна быть предусмотрена морозильная камера, обеспечивающая температуру - 12°С.
    Указатели температуры в охлаждаемой кладовой и морозильной камере устанавливаются вне кладовой и камеры.
    В неохлаждаемой кладовой для хранения хлеба должен быть стеллаж, нижняя полка которого располагается на высоте не менее 350 мм.
    2. Объемы охлаждаемой кладовой (холодильного шкафа) и объем кладовой сухих продуктов определяются, исходя из суточного потребления продуктов, численности экипажа и количества дней, на которое рассчитывается запас продуктов.
    При определении объемов кладовых расчетное количество продуктов на одного члена экипажа в сутки, кг/чел./сут. должно быть не менее:
 

Скоропортящиеся продукты
а) мясо и мясопродукты - 0,25
б) рыба и рыбопродукты - 0,20
в) масло и жиры - 0,085
г) молоко, сыр, творог, яйца - 0,25
д) овощи, картофель - 0,95
е) фрукты, ягоды - 0,25
ж) напитки - 1,4
  
Сухие (неохлажденные) продукты
з) хлебобулочные изделия - 0,6
и) сухие продукты(сахар, крупы, макароны, соль и т.п.)- 0,25

 
    2.1.4.5. На судах III группы для подогрева пищи и кипячения воды в дежурном помещении предусматриваются электрическая плита и электрокипятильник. Для хранения дневного запаса продуктов в дежурном помещении устанавливаются бытовой холодильник и шкаф с полками.
 

2.1.5. Помещения пищеблока для пассажиров

 
    2.1.5.1. На пассажирских судах I и II групп, имеющих рестораны и (или) столовые, в состав пищеблока входят: камбуз, заготовочные, раздаточные, посудомоечные помещения и провизионные кладовые. В случае приготовления кондитерских изделий с кремом и мороженого должно быть предусмотрено отдельное помещение.
    2.1.5.2. Взаимное расположение помещений пищеблока должно обеспечивать удобную доставку:
    - продуктов из провизионных кладовых в заготовочные;
    - полуфабрикатов из заготовочных в камбуз;
    - готовой пищи из камбуза в раздаточную и обеденный зал;
    - грязной посуды из обеденного зала в посудомоечную;
    - чистой посуды из посудомоечной в раздаточную.
    2.1.5.3. При проектировании камбуза ресторана и (или) столовой должны быть выполнены следующие требования.
    1. Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой температурой нагрева, электрокипятильником непрерывного действия, варочными котлами закрытой конструкции, электропечами, жаровней, раковиной для мытья рук.
    2. Подход к плите должен быть не менее, чем с трех сторон.
    3. К кипятильнику, раковине и другому оборудованию камбуза должна быть подведена вода от системы питьевого водоснабжения.
    В полу помещения должны быть предусмотрены трапы (шпигаты) для слива воды при уборке.
    4. Покрытия пола, стен, подволоки камбуза должны отвечать требованием, изложенным в п. 2.1.4.3.8.
    2.1.5.4. При проектировании заготовочных помещений пищеблока должны быть выполнены следующие требования.
    1. Количество заготовочных помещений предусматривается при численности экипажа и пассажиров: до 200 человек - одна заготовочная с тремя разделочными столами; от 200 до 350 человек - две заготовочные (для мяса, рыбы и для овощей); более 350 человек - три заготовочные (для холодных закусок, для мяса, рыбы и для овощей). Для приготовления кондитерских изделий на судах с численностью экипажа и пассажиров более 350 человек предусматривается отдельное помещение.
    2. Заготовочные помещения должны быть оборудованы столами с размерами, не менее указанных в п. 2.1.4.3.2. Столы должны иметь сплошные покрытия из нержавеющей стали.
    В заготовочных для мяса и рыбы предусматриваются ванны для размораживания. Присоединение ванны к трубопроводу сточной системы производится с устройством воздушных кольцевых разрывов не менее 10 мм.
    3. В заготовочных должны быть установлены универсальные машины для механизации процессов заготовки и обработки продуктов (картофелечистки, мясорубки, протирочная машина и т.п.).
    4. В одной из заготовочных устанавливается секционный холодильный шкаф для хранения расходного запаса скоропортящихся продуктов. Каждая секция предназначается для отдельных видов продуктов.
    2.1.5.5. При проектировании раздаточных в составе пищеблока пассажирских судов должны быть выполнены следующие требования.
    1. Раздаточные должны иметь рабочий стол со сплошным покрытием из нержавеющей стали, шкафы и полки для чистой столовой посуды и столовых приборов.
    2. Ширина раздаточной принимается не менее 2000 мм. Фронт выдачи блюд принимается из расчета не менее 15 мм на одно посадочное место в ресторане (столовой).
    3. В рабочей зоне раздаточной линии устанавливаются мармиты для горячих блюд и холодильные шкафы для холодных блюд.
    Мармиты должны обеспечивать поддержание температуры первых горячих блюд и горячих напитков не ниже 75°С, вторых блюд - не ниже 65°С.
    Холодильники должны обеспечивать поддержание температуры холодных блюд и напитков 7°-14°С.
    2.1.5.6. Посудомоечные в составе пищеблока пассажирских судов должны проектироваться с выполнением следующих требований.
    1. Посудомоечные должны иметь два окна: для приема грязной посуды из обеденного зала и выдачи чистой посуды в раздаточную.
    2. В посудомоечной должны предусматриваться столы для чистой и грязной посуды, посудомоечная машина, сушильные шкафы для чистой посуды, также шкафы для хранения моющих средств. В посудомоечной предусматривается трехгнездовая мойка, к которой подводится вода питьевого качества: горячая (не ниже 65°С) и холодная. В третьем гнезде мойки должны быть специальные решетки и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания вымытой посуды,
    3. Площадь посудомоечной определяется из условий размещения оборудования, указанного в п. 2.1.5.6.2, и наличия свободного пространства перед рабочими местами у столов, у мойки и посудомоечной машины шириной не менее 800 мк.
    2.1.5.7. На пассажирских судах всех групп могут предусматриваться буфеты. При их проектировании должны выполняться следующие требования.
    1. На пассажирских судах I и II групп, имеющих пищеблоки ресторанов (столовых), и на пассажирских судах III группы пассажировместимостью до 200 чел, предназначенных для определенных рейсов, при которых буфеты могут снабжаться от пищеблоков береговых ресторанов (столовых), помещения буфета могут состоять только из торгового помещения, оборудованного бытовым холодильником, шкафом (витриной) и раковиной с подводом горячей и холодной воды.
    Площадь помещения буфета в этом случае рассчитывается с учетом размещения указанного оборудования, подсобного помещения площадью не менее 2 м и рабочей зоны буфетчика шириной не менее 1000 мм.
    2. На пассажирских судах II группы, где столовая не предусматривается, и на судах III группы с пассажировместимостью более 200 чел, предназначенных для прогулочных рейсов, в составе буфета должно быть торговое помещение, кладовые для хранения продуктов, напитков и тары, помещение для подогрева пищи и приготовления закусок.
    Торговое помещение оборудуется витриной (шкафом), бытовым холодильником и раковиной с подводом горячей и холодной воды.
    В кладовой для хранения продуктов и напитков устанавливаются холодильник и стеллаж.
    В помещении для подогрева пищи и приготовления закусок устанавливаются электроплита, кипятильник непрерывного действия, трехгнездовая мойка с подводом горячей и холодной воды, емкость с крышкой и педальным устройством для сбора пищевых отходов.
    2.1.5.8. Провизионные кладовые пищеблока пассажирских судов, имеющих рестораны и (или) столовые, должны проектироваться с учетом следующих требований.
    1. При суммарной численности пассажиров и экипажа более 250 человек предусматриваются следующие провизионные кладовые:
    а) Охлаждаемые с пятью секциями для:
    - мяса и мясопродуктов;
    - рыбы и рыбопродуктов;
    - масла, жиров, яиц, молочных продуктов;
    - овощей, фруктов, напитков;
    - копченостей, окороков, колбасных изделий;
    б) Неохлаждаемые с двумя секциями для:
    - крупы, муки, макаронных изделий, соли, сахара, хлебобулочных изделий;
    - тары.
    2. При суммарной численности пассажиров и экипажа менее 250 человек допускается оборудовать охлаждаемые провизионные кладовые со стеллажами для раздельного хранения различных видов продуктов с двумя секциями для:
    - мяса, мясной гастрономии, рыбы, молочных продуктов, жиров, яиц;
    - овощей, фруктов, напитков.
    3. В охлаждаемой кладовой для хранения мяса и рыбы в замороженном виде должна быть морозильная камера, обеспечивающая температуру хранения не выше - 12°С.
 
    Примечания 1) Охлаждаемые кладовые и морозильные камеры могут быть заменены холодильными шкафами (холодильниками) и морозильниками соответствующей вместимости с необходимым температурным режимом;
    2) Указатели температуры в охлаждаемых кладовых, в том числе в морозильных камерах, должны находиться вне кладовых и камер.
 
    4. Расчетное количество продуктов, подлежащих хранению в провизионных кладовых, кг, определяется по формуле
 
 

П = N х n х A