Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 662. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)

Дата документа30.04.1998
Статус документаДействует
МеткиТребования · Правила · Нормы · Постановление · Методика · Санпин

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 30 апреля 1998 г. N 16

Дата введения
с 1 июля 1998 года

2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
СанПиН 2.5.2-703-98

 
    1. Разработаны Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова И.И. и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций.
    2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16.
    3. Введены взамен "Санитарных правил для речных судов СССР" N 4058-85, которые с выходом настоящих СанПиН утрачивают силу. Срок введения - с 1 июля 1998 года.
 

 
    "Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
    Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).
    "Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
    Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.2. Термины и определения

1.3. Классификация судов

1.4. Нормативные ссылки

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

2.1. Судовые помещения

Таблица 2.1

Минимальные площади кают экипажа

Каюта Для комсостава, м2 Для рядового состава, м2
Одноместная 5,0 4,0
Двухместная с одноярусными койками 6,8 6,4
Двухместная с двухярусными койками   4,2
Трехместная и четырехместная с двухярусными койками   6,5

 
    2.1.2.5. На судах III группы дежурное помещение для отдыха членов экипажа должно иметь площадь не менее 3 м2 на одного члена подвахты. В дежурной каюте предусматриваются диваны по числу членов подвахты, стол, стулья.
    На судах с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростных водоизмещающих судах вместо дежурного помещения допускается предусматривать в ходовой рубке кресло авиационного типа.
    2.1.2.6. При проектировании столовой - кают-компании предусматривается зона питания и зона отдыха. Площадь зоны питания определяется из условий одновременного пребывания:
    а) на судах I группы - 1/2 проектной численности экипажа,
    б) на судах II группы - 1/3 проектной численности экипажа. Площадь столовой - кают-компании должна быть не менее рассчитанной по выражению
 
 

S_ckk = l,7 Z х n

 
 
    где:
    Z - норма площади на одно посадочное место принимается 1,0 м2;
    n - расчетное количество посадочных мест;.
    1,7 - коэффициент, предусматривающий дополнительную площадь для зоны отдыха.
 
    2.1.2.7. Ширина обеденных столов в столовой - кают-компании должна быть не менее 600 мм; для столов, имеющих посадочные места с одной стороны - не менее 500 мм; на каждое посадочное место предусматривается длина стола равная 600 мм. В столовой - кают-компании предусматривается установка бытового холодильника.
 

 
    2.1.3.1. На пассажирских судах I группы размещение пассажиров предусматривается в каютах со спальными местами. Допускается часть пассажирских мест предусматривать сидячими, оборудованными индивидуальными креслами, установленными в пассажирском салоне.
    2.1.3.2. На пассажирских судах II группы для пассажиров могут предусматриваться спальные места в каютах и сидячие места в пассажирских салонах с индивидуальными креслами.
    2.1.3.3. На пассажирских судах III группы для пассажиров предусматриваются сидячие места, которые могут быть оборудованы креслами, диванами, скамьями и размещены в пассажирских салонах и на открытой палубе.
 
    Примечание. На паромах и пассажирских переправах с продолжительностью рейса в одну сторону не более 30 мин. допускается предусматривать размещение пассажиров только на открытых палубах, оборудованных тентами.
 
    2.1.3.4. Пассажирские каюты могут предусматриваться одно, двух, трех и четырехместными с одно и двухъярусным расположением спальных мест.
    Минимальные площади пассажирских кают приведены в таблице 2.2
    2.1.3.5. Площадь пассажирского салона принимается из расчета на одного пассажира: на судах I группы - 0,8 м2, на судах II группы - 0,5 м2. Расстояние между рядами кресел должно быть не менее 450 мм.
    Проходы по пассажирскому салону должны иметь ширину не менее 600 мм; проход к трапу - не менее 800 мм.
    2.1.3.6. Первые ряды кресел должны быть предназначены для пассажиров с детьми. На переборке перед каждым креслом должна быть откидная детская люлька.
 
 

Таблица 2.2

Минимальные площади пассажирских кают

    

Жилое помещение На судах I группы, м2 На судах II группы, м2
Одноместная каюта 4,0 3,8
Двухместная с одноярусным расположением спальных мест 6,4 6,0
Двухместная с двухярусным расположением спальных мест 4,2 4,0
Трех-четырехместные с двухярусным расположением спальных мест 6,5 6,2

 
    2.1.3.7. Площадь пассажирских салонов на судах III группы определяется из расчета 0,4 м2 на одного пассажира. Салоны могут быть оборудованы индивидуальными креслами, общими диванами и скамьями со спинкой. Расстояние между рядами кресел, диванов, скамеек предусматривается - не менее 400 мм. На общих диванах и скамьях расчетная длина сидения на одного пассажира не менее 500 мм. Ширина проходов по салону принимается по п. 2.1.3.5.
    2.1.3.8. На пассажирских судах I группы должны предусматриваться рестораны (столовые).
    На пассажирских судах II группы предусматривается столовая, но допускается - буфет с посадочными местами.
    На пассажирских судах III группы общественные помещения для питания пассажиров могут не предусматриваться.
    2.1.3.9. На судах I группы помещения ресторанов могут быть объединены с салонами для отдыха и барами.
    2.1.3.10. Рестораны (столовые) на судах 1 группы должны быть рассчитаны на одновременное питание не менее 25% проектного количества пассажиров.
    Столовые или буфеты на судах II группы рассчитываются на одновременное питание 10% проектного количества пассажиров.
    2.1.3.11. Площадь ресторанов, столовых и буфетов рассчитывается из условий обеспечивания на одно посадочное место:
    а) в ресторанах - не менее 1,2 м,
    б) в столовых - не менее 1,0 м,
    в) в буфетах - не менее 0,5 м.
 

 
    2.1.4.1. На судах I и II групп с экипажем до 25 человек должны предусматриваться помещения пищеблока: камбузы и провизионные кладовые. При численности экипажа более 25 человек предусматривается дополнительно помещение посудомоечной.
    На пассажирских судах I и II групп камбуз и провизионные кладовые пищеблока пассажиров могут быть использованы для экипажа и в этом случае отдельных помещений пищеблока для экипажа не предусматривается.
    2.1.4.2. Расположение провизионных кладовых, камбуза и столовой кают-компании должно обеспечивать удобную доставку продуктов в камбуз и раздачу пищи экипажу, находящемуся в обеденном зале.
    Не допускаются встречные потоки сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды.
    Вход в помещение провизионной кладовой и камбуза не должен располагаться рядом с входами в санузлы и санитарно-бытовые помещения.
    2.1.4.3. При проектировании камбуза для экипажа должны быть выполнены следующие требования.
    1. Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой температурой нагрева, электрокипятильником непрерывного действия, разделочным и раздаточным столами со сплошным покрытием из нержавеющей стали, шкафом и полками для посуды, трехгнездовой мойкой для мытья камбузной и столовой посуды, а также раковиной для мытья рук. В помещении камбуза должен быть установлен бытовой холодильник для расходных скоропортящихся продуктов и шкаф для расходных сухих продуктов.
 
    Примечание. В обоснованных случаях допускается применение газовых плит, а также плит, работающих на жидком или твердом топливе.
 
    2. Размеры электроплиты выбираются из условий приготовления одновременно не менее трех блюд в количестве, рассчитанном на численность экипажа, находящегося на судне.
    Производительность электрокипятильника выбирается из условия снабжения кипятком не менее 0,5 литра на каждого члена экипажа в течение одного часа.
    Размеры разделочного стола должны быть не менее: длина 1500 мм, ширина - 750 мм, высота - 850 мм.
    Размеры раздаточного стола не менее 600 х 800 мм при высоте 800-850 мм.
    3. Плиты, устанавливаемые на судах смешанного плавания и на судах внутреннего плавания, работающих в озерах и водохранилищах (классы "М" и "О" Речного Регистра), должны иметь штормовое ограждение. В камбузах этих судов должны быть места с креплениями для хранения посуды во время качки. На судах смешанного плавания духовка плиты должна обеспечить возможность выпечки хлеба.
    4. Боковые поверхности плиты в зоне обслуживания должны быть теплоизолированы с обеспечением на наружной поверхности температуры не более 45°С.
    5. Проходы в камбузе должны быть не менее:
    а) перед плитой в зоне обслуживания - 800 мм;
    б) перед разделочным и раздаточными столами, перед электрокипятильником, мойкой и раковиной - 600 мм;
    6. К кипятильнику, мойке и раковине камбуза должна быть подведена вода от системы питьевого водоснабжения, причем к мойке и раковине - горячая и холодная вода.
    На сточной трубе, отходящей от мойки, должна быть установлена жироловка.
    7. Камбузная, столовая и чайная посуда, предусматриваемая при проектировании, должна быть изготовлена из материалов, имеющих гигиенический сертификат.
    8. Палуба камбуза должна покрываться нескольким водонепроницаемым материалом. Переборки и подволока должны быть покрыты влагостойким материалом светлых тонов, иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, мытье и дезинфекцию.
    2.1.4.4. При проектировании провизионных кладовых для экипажа должны быть выполнены следующие требования.
    1. На судах I и II групп с экипажем до 25 человек, для хранения скоропортящихся продуктов (мяса, рыбы, молочной продукции и мясной гастрономии, фруктов, овощей и напитков) должна быть предусмотрена охлаждаемая кладовая (холодильный шкаф);
    для хранения сухих продуктов (хлеба, круп, макаронных изделий и т.п.) - неохлаждаемая кладовая (шкаф, ларь).
    В охлаждаемой кладовой (холодильном шкафу) для хранения мяса и рыбы в замороженном виде должна быть предусмотрена морозильная камера, обеспечивающая температуру - 12°С.
    Указатели температуры в охлаждаемой кладовой и морозильной камере устанавливаются вне кладовой и камеры.
    В неохлаждаемой кладовой для хранения хлеба должен быть стеллаж, нижняя полка которого располагается на высоте не менее 350 мм.
    2. Объемы охлаждаемой кладовой (холодильного шкафа) и объем кладовой сухих продуктов определяются, исходя из суточного потребления продуктов, численности экипажа и количества дней, на которое рассчитывается запас продуктов.
    При определении объемов кладовых расчетное количество продуктов на одного члена экипажа в сутки, кг/чел./сут. должно быть не менее:
 

Скоропортящиеся продукты

Ведется подготовка документа. Ожидайте