Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 411. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 13.09.2005 N 119-Т "О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

Дата документа13.09.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 13 сентября 2005 г. N 119-Т

 

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 
    Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации.
    Настоящим письмом Банк России информирует о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях, основанных на передовой зарубежной практике и учитывающих требования законодательства Российской Федерации <*>.
    


    <*> При подготовке информации использованы следующие документы:
    Принципы корпоративного управления, согласованные странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 22 апреля 2004 года (см. http://www.oecd.org/daf/corporate/principles);
    рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях" (1999) ("Вестник Банка России" от 25.07.2001 N 46), а также "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (1997) ("Вестник Банка России" от 02.07.1998 N 45);
    Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 10, ст. 1254; N 28, ст. 3459, 3469, 3477; 2001, N 26, ст. 2586; N 33 (часть I), ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27 (часть I), ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52 (часть I), ст. 5033, 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (часть I), ст. 18, ст. 45), "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33 (часть I), ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1 (часть I), ст. 18) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1 (часть I), ст. 18);
    Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р ("Вестник ФКЦБ России" от 30.04.2002, N 4);
    Приложения NN 1 - 3 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 года, N 6251 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 17.01.2005, N 3).
 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации <*> и иными заинтересованными лицами <**> в части:
    


    <*> Согласно статье 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления (общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган), о порядке их образования и об их полномочиях.
    <**> К заинтересованным лицам могут также относиться служащие, кредиторы, вкладчики, другие клиенты и контрагенты кредитной организации, несоблюдение интересов или законных требований которых может оказать негативное влияние на стабильность функционирования кредитной организации. Базельский комитет по банковскому надзору относит к заинтересованным лицам также органы банковского регулирования и надзора, органы государственной власти.
 
    определения стратегических целей деятельности кредитной организации, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью кредитной организации) и контроля за их достижением;
    создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими кредитной организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности кредитной организации;
    достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц;
    обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и (или) иными саморегулируемыми организациями и (или) определяемых внутренними документами кредитной организации.
    2. Основными направлениями корпоративного управления в кредитных организациях являются:
    2.1. распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов;
    2.2. определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);
    2.3. предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;
    2.4. определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;