Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 305. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 033300 "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (утв. Минобразованием РФ 31.01.2005)

Дата документа31.01.2005
Статус документаДействует
МеткиСтандарт

    

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.Г.СВИНАРЕНКО
31 января 2005 г.

 

Номер государственной регистрации
715 пед/сп

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 033300 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вводится в действие
с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного
(14.04.2000 г., N 379 пед/сп)

 

1. Общая характеристика специальности 033300 безопасность жизнедеятельности

 
    1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000 г.
    1.2. Квалификация выпускника - учитель безопасности жизнедеятельности.
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности при очной форме обучения 5 лет.
    1.3. Квалификационная характеристика выпускника
    Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать организацию безопасности образовательного учреждения, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе и в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
    1.3.1.Область профессиональной деятельности.
    Учреждения образования, детского отдыха и туризма.
    1.3.2.Объект профессиональной деятельности.
    Обучающийся.
    1.3.3.Виды профессиональной деятельности.
    Учебно-воспитательная;
    социально-педагогическая;
    культурно-просветительная;
    научно-методическая;
    организационно-управленческая.
    Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.
    1.4. Возможности продолжения образования выпускника
    Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 
    2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
    2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
 

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 033300 безопасность жизнедеятельности

 
    3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.
    3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
    3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
    3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
 

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативные дисциплины.

 
    3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
    3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).
 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 033300 безопасность жизнедеятельности

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1500
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1050
ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
340
ГСЭ.Ф.02 Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.
408
ГСЭ.Ф.03 Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточно-славянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.