Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 328. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2005 N 3855-ВС "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВАХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВАХ"

Дата документа10.08.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 10 августа 2005 г. N 3855-ВС

 
    Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными государственными органами подготовлены Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.
    Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих являются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего госоргана при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу.
 

Врио Министра
В.И.СТАРОДУБОВ

 
 
 

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВАХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВАХ

 

1. Общие положения

 
    Должностной регламент является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 Должностные регламенты государственных служащих являются составной частью административного регламента исполнительного органа государственной власти, включающего также административные регламенты государственных функций, административные регламенты исполнительных органов государственной власти, административные регламенты взаимодействия исполнительных органов государственной власти (далее - Регламент федерального органа исполнительной власти), разработанные на основе "Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30.
    Основные правовые нормы состава должностного регламента устанавливаются ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Они включают:
    "1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
    2. В должностной регламент включаются:
    1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
    2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
    3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
    4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
    5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
    6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
    7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
    8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
    3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
    4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего".
    Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего. При разработке должностных регламентов гражданских служащих необходимо исходить из положений Конституции Российской Федерации, конституций субъектов Российской Федерации, Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, из задач и функций соответствующего федерального министерства или иного федерального органа, закрепленных соответствующим нормативным правовым документом об этом органе, содержания федеральных и региональных государственных программ, а также из задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) экономики, установленных соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 

2. Содержание должностного регламента

 
    Должностной регламент конкретного государственного служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы:
    1. Общие положения.
    2. Квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков.
    3. Должностные обязанности.
    4. Права.
    5. Ответственность.
    6. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.
    7. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
    8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы.
    9. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями.
    10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
    11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
 
    1. Раздел "Общие положения" содержит следующие общие сведения организационного характера:
    1.1. Место должности в Реестре государственных должностей государственной службы, в том числе категорий: "руководитель", "помощник (советник)", "специалист", "обеспечивающий специалист", соответствующей группы: высшей должности гражданской службы, главной должности гражданской службы, ведущей должности гражданской службы, старшей должности гражданской службы и младшей должности гражданской службы.
    1.2. Непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный государственный служащий).
    1.3. Порядок назначения и освобождения от должности.
    1.4. Наличие и состав подчиненных (для руководителей).
    1.5. Порядок замещения (кто замещает данного государственного служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).
    1.6. Возможность совмещения должностей и функций.
    1.7. Нормативная база служебной деятельности государственного служащего. Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ она включает: 1. Конституцию Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; 3. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ; 4. другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы; 5. указы Президента Российской Федерации; 6. постановления Правительства Российской Федерации; 7. нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 8. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 9. нормативные правовые акты государственных органов.
    2. В разделе "Квалификационные требования" указываются требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы:
    2.1. к уровню профессионального образования. В соответствии со статьей 12 ч. ч. 3, 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования; в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
    2.2. к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. "Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации" (статья 12 ч. 5 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ);
    2.3. к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, включающих требования знания: Конституции Российской Федерации; федеральных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства, иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской Федерации; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях рыночных отношений, методов проведения международных переговоров, заключения международных контрактов, передовой отечественный и зарубежный опыт в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией и др.;
    2.4. к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, включающим соответствующие определенной должности навыки: умения работать с людьми; умения вести деловые переговоры; владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных; стимулирования достижения результатов; умения управлять временем; умения контролировать и анализировать; владения конструктивной критикой; владения красноречием; владения способностями подготовки делового письма; умения внимательно слушать коллег; правильно подбирать сотрудников; умения эффективно и последовательно организовать работы по взаимосвязям с другими ведомствами, организациями, госорганами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, населением; умения создавать команду и правильно использовать синергетический эффект от командной работы; умения создавать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат); делегирования полномочий подчиненным; умения поучать и наставлять сотрудников и партнеров; умения приказывать, быть требовательным, энергичным, настойчивым; умения помогать в работе; умения принимать советы подчиненных и других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту; умения ставить перед подчиненными достижимые задачи; умения подчинять тактические цели стратегическим; умения разрабатывать план конкретных действий; умения оперативно принимать и реализовать решения; умения адаптировать к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; умения видеть, поддерживать и применять новое, передовое; умения советоваться с коллективом; умения управления проектами; владения компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением; умения систематически повышать свою квалификацию; умения не допускать личностных конфликтов с подчиненными сотрудниками, коллегами и вышестоящими органами; умения эффективно сотрудничать, иметь склонность к кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям; быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным и другие <*>.
    


    <*> Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Согласно этой статье часть 6 "Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент)".
 
    3. Раздел "Должностные обязанности"
    3.1. Основные обязанности гражданского служащего установлены в статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Они включают:
    "1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
    2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
    3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
    4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
    5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
    6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
    7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
    8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
    9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
    10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
    11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и другими федеральными законами;
    12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
    2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
    3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
    4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
    5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом".
    3.2. Раздел "Должностные обязанности" также включает:
    - цель деятельности, в которой дается описание технико-экономических или социальных показателей конечных результатов труда, получение которых должен обеспечить данный государственный служащий, выполняя возложенные на него функциональные обязанности и полномочия. Эти показатели характеризуют повышение степени уровня удовлетворения потребностей населения страны в продуктах и услугах курируемых сфер и отраслей экономики;
    - перечень основных функций, по которым он принимает, готовит проекты или обеспечивает выполнение соответствующих государственных решений.
    При разработке раздела "Должностных обязанностей" рекомендуется учитывать методические правила рационального технологического разделения труда в аппарате по выработке и принятию соответствующих государственных решений, таких как концепции, комплексные программы развития соответствующих сфер (отраслей) экономики, проекты законов Российской Федерации при осуществлении законодательной инициативы, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, проекты государственных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и др.