Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 334. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ВСН 49-86. УКАЗАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ" (утв. Минавтодором РСФСР от 02.04.86)

Дата документа02.04.1986
Статус документаДействует
МеткиНормы · Указания

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Минавтодором РСФСР
2 апреля 1986 г.

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ВСН 49-86

 

УКАЗАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

Срок введения 1 января 1987 г.

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Указания предусматривают применение рулонных синтетических материалов (СМ) для создания армирующих, дренирующих и защитных прослоек в активной зоне земляного полотна, нижних конструктивных слоях дорожных одежд, на обочинах, в основании насыпей и на откосах, в дренажных устройствах строящихся или ремонтируемых автомобильных дорог общей сети, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временных автомобильных дорог, подъездных путей.
    1.2. Под рулонными синтетическими материалами (называемыми в некоторых случаях также синтетическими текстильными, геотекстильными) подразумеваются тонкие, гибкие полотна, получаемые путем соединения волокон или нитей из синтетического (полиэфир, полиамид, полипропилен) или вторичного сырья, включающего в том числе несинтетические компоненты, механическими (плетение, иглопробивание), химическими (склеивание) или физическими (сплавление) способами.
    1.3. Создание прослоек из СМ позволяет уменьшить расход традиционных дорожно-строительных материалов, снизить объемы земляных работ, материалоемкость дорожной конструкции, сократить сроки строительства, энергозатраты на строительных и ремонтных работах, транспортные расходы, повысить эксплуатационную надежность и сроки службы дорожной конструкции или отдельных ее элементов. Это достигается за счет выполнения СМ следующих функций:
    армирования (усиление дорожных конструкций в результате перераспределения СМ возникающих в грунтовом массиве при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса напряжений);
    дренирования (ускорение отвода воды) или гидроизоляции (уменьшение притока в земляное полотно поверхностных вод рассматривается, если СМ одновременно выполняют функции защиты или армирования);
    защиты (предотвращение или замедление процесса эрозии грунтов, предотвращение взаимопроникания материалов контактирующих слоев, в том числе работа в качестве фильтра).
    1.4. Возможность пополнения СМ перечисленных в п. 1.3 функций определяется соответствием их свойств требованиям п. 2.2. Эффективность применения дорожных конструкций с прослойками из СМ оценивают путем их технико-экономического сравнения с традиционными конструктивными решениями (п. 7). Общая характеристика основных областей применения СМ, рассматриваемых в настоящих Указаниях, дана в табл. 1.1.
 
 

Таблица 1. 1

    

N п/п Область применения Получаемый эффект Схема применения Основные функции СМ
I Земляное полотно и нижние слои дорожной одежды    
А Активная зона земляного полотна Сокращение объемов используемых дренирующих грунтов, повышение сроков службы и эксплуатационной надежности дорог  Усиление грунта, в том числе за счет снижения бокового распора (обойма), предотвращение заиления дренирующего слоя, повышение эффективности дренирования
Б Нижние слои дорожных одежд Сокращение объемов материалов, используемых в нижних слоях дорожных одежд, повышение эксплуатационной надежности и сроков службы дорог  Усиление дорожной одежды, сохранение свойств материалов слоев за счет снижения степени их взаимопроникания при строительстве и эксплуатации дорог
В Обочины Повышение эксплуатационных характеристик и сроков службы, сокращение расходов традиционных материалов  Усиление конструкции укрепления, замедление водной эрозии обочины и откоса, повышение прочности земляного полотна за счет снижения притока поверхностных вод
Г Земляное полотно постоянных дорог в сложных грунтовых условиях (слабые основания) Сокращение сроков до устройства покрытия, повышение эксплуатационной надежности, сокращение потерь традиционных материалов, улучшение условий производства работ, сокращение объемов привозных грунтов  Ускорение консолидации основания насыпи за счет улучшения условий отвода воды, сохранение механических свойств материалов за счет предотвращения взаимопроникания грунта насыпи и материалов основания, усиление основания
II Откосы    
А Общая устойчивость откосов Повышение общей устойчивости, сокращение объемов земляных работ, площади отводимых земель  Армирование откосов
Б Местная устойчивость откосов Сокращение объемов применяемых материалов, повышение эксплуатационной надежности и сроков службы конструкций защиты откосов  Замена (защита) обратного фильтра, снижение напора выклинивающихся грунтовых вод, предотвращение эрозии откоса
III Дренирование грунтов, дренажные устройства    
A Дренирование нижней части земляного полотна из грунтов повышенной влажности Сокращение сроков до устройства покрытия, объемов традиционных материалов и приводных грунтов, улучшение условий производства работ  Ускорение консолидации земляного полотна за счет улучшения условий отвода воды, защита песчаных прослоек
Б Дренажные устройства Сокращение объемов применяемых традиционных материалов, повышение сроков службы дренажных устройств  Фильтр, повышение эффективности дренирования
IV Временные дороги Повышение эксплуатационных качеств дороги, сокращение объемов применяемых традиционных материалов, улучшение условий производства работ, увеличение сроков службы, обеспечение проезда на период строительства  Усиление основания, предотвращение взаимопроникновения грунта насыпи и основания

 
    Примечание. 1 - рулонный синтетический материал; 2 - дорожная одежда; 3 - песчаный дренирующий слой; 4 - бетонные плиты.
 

2. Требования к рулонным синтетическим материалам дорожного назначения

 

2.1. Основные виды синтетических материалов и их общая характеристика

 
    2.1.1. Область, эффективность и целесообразность применения синтетических рулонных материалов определяются их свойствами, которые зависят от состава сырья и технологии производства.
    2.1.2. Общая характеристика СМ по наиболее распространенному сырью для изготовления (полиамид, полиэфир и полипропилен) приведена в табл. 2.1.
 
 

Таблица 2.1

 

Показатели Сырье
Полиэфир Пилиамид Полипропилен
Водостойкость Хорошая Снижение прочности на величину до 30% при увлажнении Хорошая
Биостойкость " Хорошая "
Стойкость к действию кислотных и щелочных сред, возможных в условиях эксплуатации концентраций Снижение прочности в щелочной среде (гидроокись кальция) Снижение прочности при рН среды менее 5,5 "
Светостойкость Хорошая Плохая Плохая
Механические свойства волокон Хорошие Хорошие Низкая длительная прочность

 
    Предпочтительным видом сырья для изготовления СМ дорожного назначения является полиэфир. Следует ограничивать применение полиамидных СМ в кислотных средах (рН<5,5), полипропиленовых - в условиях длительного действия значительной по величине нагрузки, полиэфирных - на контакте со слоями, содержащими известь, цемент.
    2.1.3. Для изготовления СМ дорожного назначения может применяться вторичное сырье, в том числе содержащее несинтетические компоненты, при условии соответствия вырабатываемых на их основе рулонных материалов требованиям п. 2.2.
    2.1.4. По технологии производства СМ разделяют на тканые и нетканые. Тканые СМ имеют регулярную структуру, повышенную прочность, высокий модуль упругости, но не обладают достаточной водопроницаемостью в плоскости полотна. Такие материалы целесообразно применять в случаях, когда прослойки СМ должны выполнять функции армирования, защиты, но не дренирования.
    2.1.5. Свойства нетканых СМ, представляющих собой хаотичное переплетение коротких или длинных волокон, зависят от способа упрочнения (соединения волокон). Нетканые СМ упрочняют механическим, термическим или химическим способами.
    Механические упрочненные (иглопробивные) нетканые синтетические материалы (типа дорнит) отличаются достаточной прочностью, высокой деформативностью, защитными свойствами, водопроницаемостью в плоскости полотна и направлении, ей нормальном. Их основные функции - дренирование и защита, в отдельных случаях при возникновении больших деформаций - армирование (например, при укладке в основание тонкой насыпи временной дороги). Термически упрочненные нетканые СМ имеют небольшую деформативность, применимы в качестве фильтров. При химическом упрочнении (склеивании) свойства получаемых полотен определяются видом связующего. Обычно такие материалы подвержены быстрому старению в условиях эксплуатации и применимы как временные элементы дорожных конструкций.
 

2.2. Требования к рулонным синтетическим материалам

 
    2.2.1. Синтетические материалы должны поставляться, как правило, в рулонах массой до 80 кг, предпочтительно с длиной полотна не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м. Исключение могут составить синтетических материалы, применяемые в дренажных конструкциях или для укрепления обочин. Рулоны необходимо транспортировать и хранить в закрытой светонепроницаемой упаковке.
    2.2.2. СМ не должны иметь разрывов, вырывов и других нарушений сплошности. Максимальные отклонения от нормируемых значений по однородности (плотность и толщина), ровности кромок, ширине полотна не должны превышать 5% (не более 5 см по ширине) в сторону уменьшения от среднего значения.
    2.2.3. Вид исходного сырья и структура СМ по возможности должны обеспечивать соединение отдельных полотен механическим, тепловым или другим технологически простым способом, в том числе и непосредственно на месте производства работ.
    2.2.4. CM должны обладать стойкостью к воздействию воды, химически и биологически активных сред, температуры (в диапазоне - 30 - +40°С), солнечного света при его действии в течение 10 ч. Под стойкостью понимается сохранение свойств СМ во времени или их снижение до величин, обеспечивающих работоспособность конструкции на заданные сроки эксплуатации. При отсутствии данных изменение прочности СМ в процессе эксплуатации за период Т (лет) в средних грунтовых условиях может быть ориентировочно оценено путем умножения начального ее значения на поправочный коэффициент, принимаемый по табл. 1 приложения 2 или рассчитываемый по формуле
 

K =1, (2.1)
а Тв+ 1 
     

 
    где
    а, в - параметры, зависящие от вида сырья СМ (при изготовления СМ на основе полиэфира и полипропилена а = 0,09, в = 0,5; полиамида а = 0,4, в = 1).
 
    2.2.5. Применяемые при строительстве и ремонте дорог СМ должны отвечать требованиям по следующим основным свойствам:
    предел прочности на растяжение R_p;
    условный модуль деформации (упругости) при растяжении Е_д(см) (Е_см);
    общее относительное удлинение при разрыве эпсилон_о;
    сопротивляемость местным повреждениям;
    коэффициент фильтрации К_ф;
    фильтрующая способность;
    стойкость к агрессивным воздействиям;
    сопротивление сдвигу на контакте с грунтом.
    2.2.6. При разработке и предварительном выборе новых видов СМ за основу могут быть взяты показатели их свойств, приведенные в табл. 2.2. Окончательный выбор СМ для данной области применения осуществляется с помощью расчетов, приведенных в соответствующих пунктах Указаний.
 
 

Таблица 2.2

 

N п/п Область применения, функциональное назначение Показатели (по п. 2.2.5)
R_p, Н/см, не менее эпсилон_о, % Е_д(см) х Н/см, Н/см, не менее Е_см, Н/см, не менее К_ф, м/сут, не менее
1 2 3 4 5 6 7
1 Активная зона земляного полотна, нижние слои дорожных одежд дороги с покрытиями:      
А усовершенствованными:      
 армирование (пп. 2.3.2, 3.2.2) 50 <30* 350 450  
 дренирование (пп. 5.1.5, 5.2.5) 40 <70* 70* 100* 100
 защита (пп. 2.3.2, 3.1.8, 3.2.3, 5.2.5) 50 <70* 150 200 20*
Б переходными и низшими:      
 армирование (пп. 2.3.2, 3.2.2) 50 <50* 250 350  
 защита (пп. 2.3. 2, 3.1.8, 3.2.3, 5.2.5) 50 <70* 100 150 20*
2 Обочины:      
 армирование и защита (пп. 2.3.2, 3.2.2, 3.2.3) 50 <70* 250 350  
 дренирование и защита (пп. 2.3.2, 3.2.3, 5.1.5, 5.2.5) 40 <70* 100* 150* 40
3 Слабые основания насыпей:      
 армирование и защита (обеспечение устойчивости основания и откосов, пп. 3.2.8, 3.2.9) 70 <50 150  20*
 дренирование и защита (ускорение консолидации основания, п. 3.1.11) 50 70-120 70*  100
4 Откосы:      
 армирование (обеспечение общей устойчивости, п. 4.2.4) 100 <50 300 400  
 защита 30 >30*   20*
5 Земляное полотно из грунтов повышенной влажности:      
 дренирование (п. 5.1.3) 30 60-120* 70* 100* 100
 защита (п. 5.1.2) 30 70* 100* 150* 20
6 Траншейный дренаж, защита и дренирование (п. 5.2.5) 30 >30*   50
7 Временные дороги на слабых основаниях, армирование и защита (п. 3.2.10) 60 70-120* 100  40

 
    Примечания. 1. В таблице приведены показатели СМ на момент их производства.
    2. Показатели, отмеченные знаком *, представляют собой наиболее приемлемые значения и строго не нормируются: знак (-) обозначает, что показатель не нормируется.
    3. Пункты Указаний, на которые сделана ссылка в графе 2, содержат дополнительные требования к СМ для данной области применения и функционального назначения.
    4. При необходимости выполнения СМ нескольких из перечисленных в графе 2 функций следует руководствоваться максимальными значениями показателей.
    5. Значения показателей по графам 3 - 6 даны для испытаний СМ по методике одноосного растяжения (см. п. 2.3.1, приложение 1А). Их отклонение в меньшую сторону у анизотропных СМ допускается только для случая применения последних при армировании откосов и в направлении, нормальном действию растягивающих напряжений.
 

2.3. Методы контроля (испытаний) синтетических материалов

 
    2.3.1. Механические характеристики СМ (R_p, Е_д(см), Е_см, эпсилон_о - см. п. 2.2.5) являются основными показателями, от которых зависит возможность, а также эффективность их применения. Они определяются предприятиями-изготовителями по ГОСТ 15902.3-79 путем одноосного растяжения образцов размерами 50х200 мм (100 мм - деформируемая часть). Упрощенный вариант данного метода, более доступный производственным подразделениям, изложен в приложении 1А.
    Поскольку условия деформирования образцов в данных испытаниях не соответствуют в ряде случаев условиям деформирования СМ в дорожной конструкции, полученные результаты применимы прежде всего для сопоставления СМ различных видов, предварительного их выбора и примерной оценки области применения. Такие испытания также применимы для оценки характеристик СМ, если последние не воспринимают значительных усилий в дорожной конструкции (фильтры дренажных устройств, обратные фильтры, защитные прослойки для повышения местной устойчивости откосов). В других же случаях они должны быть дополнены испытаниями, отражающими особенности работы прослоек из СМ в реальных условиях, а именно:
    при усилении верхней части дорожных конструкций, обочин, армировании слабых основании насыпей - методом сферического растяжения по приложению 1Б (возможно применение других аналогичных методов, предусматривающих испытание СМ в условиях сложного напряженного состояния);
    при армировании откосов с целью повышения их общей устойчивости - методом длительного растяжения по приложению 1В.
    2.3.2. В случае возможности возникновения в отдельных точках СМ значительных локальных усилий (укладка СМ на контакте с крупнофракционными материалами, например под слой гравийного или щебеночного основания дорожной одежды) должна быть оценена сопротивляемость СМ местным повреждениям в соответствии с приложением 1Г.
    2.3.3. Водопроницаемость СМ, выполняющих функции дренирующих прослоек, оценивают по значениям коэффициентов фильтрации в плоскости полотна и нормальном ей направлении. В первом случае испытания проводят, пропуская воду порциями 30 см3 вдоль блока из 2 - 4 образцов CM, обжатых давлением не менее 0,01 МПа, и фиксируют время истечения. Во втором испытания проводят по методике, принятой для песка, заменяя его на блок из 20 - 30 образцов СМ. Коэффициенты фильтрации K_ф, определяют по формуле
 

К_ф = 864Q / tlF Дельта t, (2. 2)

 
    где
    Q - расход воды, м3;
    t - время истечения, с;
    l - градиент фильтрации;
    F - площадь сечения образцов, см2;
    Дельта t - температурная поправка (аналогично испытаниям грунтов).
 
    Как правило, следует пользоваться данными организации и институтов по водопроницаемости СМ данного вида и табличными значениями (приложение 5).
    2.3.4. Стойкость CM к агрессивным воздействиям определяет срок их службы и оценивается специальными испытаниями, проводимыми предприятиями-поставщиками или разработчиками СМ. Испытания заключаются в воздействии на образцы СМ водной среды, растворов химически активных веществ реально возможных концентраций (рН 2 - 11), биологических и температурных (в диапазоне - 30 - 40°С) факторов с оценкой изменения механических характеристик образцов. Испытания проводятся на основе ГОСТ 9.022-74 "Ткани из натуральных, искусственных и синтетических волокон, кожа искусственная и материалы пленочные. Методы испытаний на старение в природных и лабораторных условиях", ГОСТ 9.060-75 "Ткани. Метод лабораторных испытаний на устойчивость к микробиологическому разрушению", ГОСТ 12020-72 "Пластмассы. Метод определения стойких к действию химических сред". При отсутствии данных по стойкости СМ дорожные организации должны получить соответствующую информацию в специализированных организациях - разработчиках СМ.
    Стойкость СМ к агрессивным воздействиям в целом или к воздействию отдельных факторов можно не оценивать при их изготовлении из чисто синтетического сырья и требуемом сроке службы не более одного года (с учетом п. 2.1.2); при сроке службы более года тех же материалов, если стойкость к воздействию отдельных факторов составляющего сырья известна; при незначительном воздействии биологических, химических и температурных факторов. Стойкость СМ к агрессивным воздействиям должна оцениваться во всех случаях, если в состав сырья входят несинтетические компоненты в любом количестве, а также если синтетические материалы упрочняются химическим способом.
    2.3.5. Сопротивление сдвигу СМ на контакте с окружающим грунтом определяют во всех случаях, когда в результате внешних воздействий возможен сдвиг СМ и контактирующего с ним грунта относительно друг друга, например при армировании откосов, в соответствии с приложением 1Д.
    В отдельных случаях для повышения сопротивления сдвигу на контакте в СМ целесообразно создавать отверстия диаметром 1,5 - 4 см на расстоянии до 1 - 3 м друг от друга <*>.
    2.3.6. Другие из названных в п. 2.2. характеристик СМ определяют следующим образом:
    поверхностную плотность (массу 1 м2) - взвешиванием образца размером 500Х500 мм с увеличением полученного результата в 4 раза. Точность взвешивания 5 гс;
    толщину - замером ее по каждой из сторон пригруженного нагрузкой 1Н образца размером 50Х200 мм для нетканых и замером ее в трех точках на расстоянии не менее 20 мм от кромки полотна для других материалов с вычислением среднего значения. Точность замеров 0,05 мм. Замеры выполняют толщиномерами, микрометрами (ГОСТ 6507-78). В условиях строительных организаций допускается применение штангенциркуля;
    ширину - измерением металлической линейкой (ГОСТ 427-75) с точностью до 5 см.
 

3. Применение синтетических материалов для усиления земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды

 

3.1. Конструктивные решения

 
    3.1.1. Принимаемые решения по введению в дорожную конструкцию прослоек из рулонных синтетических материалов должны обеспечивать максимальное использование комплекса их эксплуатационных свойств для полной реализации возможностей СМ как армирующих, дренирующих (гидроизолирующих) и защитных элементов.
    В зависимости от конкретных условий строительства и ставящихся целей такие прослойки устраивают в верхней части дорожных конструкций (пп. 3.1.2 - 3.1.9) или в нижней части (основании) земляного полотна (пп. 3.1.10 - 3.1.14).
    3.1.2. Усиление верхней части земляного полотна, нижних конструктивных слоев дорожной одежды и обочин направлено на повышение прочности дорожной конструкции. Оно может выполняться введением армирующей прослойки СМ тканого и нетканого типов, если их характеристики соответствуют требованиям табл. 2.2. Основные конструктивные решения приведены на рис.1 <*>.
    


    <*> Рисунки не приводятся.
 
 

Рис. 1. Прослойки из CM в верхней части дорожных конструкций:

 
 
    3.1.3. При армировании с одновременным улучшением условий дренирования прослойки СМ укладывают на всю ширину земляного полотна на контакте между песчаным дренирующим слоем и грунтом (рис. 1, а). При повышенной влажности грунтов земляного полотна возможно устройство одновременно двух прослоек из СМ (на поверхности земляного полотна и на глубине 0,5 - 0,8 м) с объединением их в обойму (рис. 1, б). В таких случаях следует использовать СМ нетканого типа, удовлетворяющие дополнительным требованиям п. 5.1.5, а при расчете учитывать положения п. 5.2.
    3.1.4. При армировании верхней части дорожных конструкций, если одновременно не ставят цели улучшения условий дренирования, СМ укладывают непосредственно под нижний слой основания дорожной одежды только в пределах ширины проезжей части (рис. 1, в). К СМ в этом случае предъявляют дополнительные требования по деформативности (п. 3.2.2).
    3.1.5. Если основание дорожной одежды представлено крупнофракционным материалом (щебень, гравий, шлак), прослойка СМ дополнительно выполняет защитные функции (см. п. 1.3). В этом случае можно не устраивать защитные слои из традиционных дорожно-строительных материалов, рекомендуемых п. 2.39 Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа BCН 46-83, Минтрансстрой СССР. М.: Транспорт, 1985 г. К СМ предъявляют дополнительные требования по сопротивляемости местным повреждениям (см. п. 2.2) и деформативности (п. 3.2.3).
    При небольшой распределяющей способности дорожной одежды (дороги с переходным типом покрытия) и отсутствии необходимости выполнения СМ других функций возможно устройство защитных прослоек только в пределах полос наката (рис. 1, г). Такое решение не следует применять, если грунт под СМ имеет повышенную влажность.
    3.1.6. Прослойки СМ в качестве защитных целесообразно использовать также для обеспечения принятой технологии устройства слоя основания - п. 3.1.7 (песчаного дренирующего слоя - п. 5.1.2), улучшения работы сборных железобетонных покрытий - п. 3.1.8.
    3.1.7. Защитные прослойки из СМ для обеспечения принятой технологии устройства основания целесообразны в сложных условиях строительства: грунты земляного полотна повышенной влажности, значительная интенсивность движения в период строительства. Они выполняют свои функции только в период строительства дороги и могут создаваться из относительно недолговечных рулонных материалов - несинтетических или включающих в значительном объеме несинтетические компоненты. В частности, защитные прослойки на период строительства могут быть устроены из дешевых рулонных бумажных материалов (приложение 6).
    3.1.8. Защитные прослойки из СМ под швами сборных железобетонных плит позволяют исключить выплески песка из-под плит при нарушении его динамической устойчивости, предотвратить размыв песка под швами и кромками покрытия. Полосы СМ, шириной не менее половины ширины плиты, укладывают как под продольные, так и под поперечные швы, причем в последнем случае их выводят на откосную часть (рис. 1, д). Следует применять нетканые СМ толщиной более 3,5 мм, с коэффициентом фильтрации более 50 м/сут и прочностью более 70 Н/см.
    Прослойки из СМ при двухстадийном строительстве устраивают на второй стадии после завершения консолидации грунта при перекладке плит. На дорогах IV категории они заменяют монтажный слой из песко-цемента и основание из песчано-гравийной смеси при обеспеченной морозоустойчивости конструкции.
    3.1.9. Прослойки из СМ для укрепления обочин применяют в качестве армирующих, защитных, дренирующих элементов. Их укладывают только в пределах краевой укрепительной полосы (рис. 1, е), если нет необходимости в выполнении ими дренирующих (гидроизолирующих) функций и не ставится задача защиты обочины от эрозии, или в противном случае на всю ширину обочины с выводом на откосную часть (рис. 1, ж). Для обеспечения лучших условий работы конструкции укрепления обочины допустимо в отдельных случаях устраивать прослойки СМ с обратным уклоном (рис. 1, з), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна (например, укладка СМ, водопроницаемых только в направлении, нормальном к плоскости полотен (сетки, тканые CM) - на водопроницаемое основание).
    При выборе места расположения СМ в конструкции укрепления обочин (уровень заложения, размещение по ширине) следует учитывать положения пп. 3.1.2 - 3.1.6 Указаний. Если применяемый СМ выполняет функции гидроизолирующей прослойки и занимает не менее 2/3 ширины обочины, при расчете дорожной одежды проезжей части величина расчетной влажности грунтов земляного полотна может быть снижена на 0,04 (в долях от W_т во II - III и на 0,02 в IV - V дорожно-климатических зонах.
    3.1.10. При строительстве постоянных и временных дорог в районах распространения слабых грунтов (торф, переувлажненные минеральные грунты) целесообразно применение прослоек из СМ в качестве армирующих, дренирующих и защитных элементов в нижней части (основании) насыпей, параметры которых выбираются согласно положениям действующих документов. Их устройство позволяет снизить объемы земляных работ (исключение в ряде случаев необходимости удаления слабых грунтов, сокращение расхода привозных грунтов), обеспечить устойчивость основания и откосов насыпей, сократить сроки консолидации основания дорог. Устройство прослоек также исключает (уменьшает) взаимопроникновение материалов насыпи и грунта основания, улучшает условия отсыпки и уплотнения насыпи, что облегчает технологию производства работ, сокращает потери материала насыпи.
 
 

Рис. 2. Прослойки из CM в нижней части и основании насыпи постоянных (а, б) и временных (а, г, д) дорог: