Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 302. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ"

Дата документа29.10.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Инструкция

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. N 4207
    


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2002 г. N 150

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности и в целях упорядочения системы территориального планирования и развития территорий и поселений на территории Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации и ввести ее в действие с 1 марта 2003 г.
    2. Управлению градостроительства, землеустройства и территориального развития обеспечивать координацию деятельности по разработке градостроительной документации федерального уровня.
 

Председатель
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Госстроя РФ
от 29 октября 2002 г.
N 150

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 
    Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации*(1), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности.
    


    *(1) Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    Настоящая Инструкция определяет требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.
 

I. Область применения

 
    Требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
    Настоящая Инструкция разработана с учетом требований государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве.
 

II. Общие положения

 
    2.1 Градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.*(2)
    


    *(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    2.2 При разработке градостроительной документации необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, федеральными градостроительными нормативами и правилами, нормативно-техническими документами в области градостроительства, государственными стандартами, федеральными специальными нормативами и правилами, градостроительными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации (территориальными градостроительными нормативами и правилами) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    2.3 В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительная документация может быть федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня.
    Градостроительная документация федерального уровня включает в себя:
    - Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации;
    - схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (далее - консолидированные схемы градостроительного планирования).
    Градостроительная документация уровня субъекта Российской Федерации включает в себя:
    - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов (далее - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации);
    - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территорий субъектов Российской Федерации, включающих территории двух и более районов, сельских округов;
    - генеральные планы города и его пригородной зоны.
    Градостроительная документация муниципального уровня включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
    Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований включает в себя:
    - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;
    - генеральные планы городских и сельских поселений;
    - проекты черты городских и сельских поселений.
    Градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:
    - проекты планировки частей территорий поселений (далее - проект планировки);
    - проекты межевания территорий;
    - проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений (далее - проект застройки).
    2.4 Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в зависимости от особенностей региональных и местных условий.*(2)
    
    *(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    2.5 Градостроительная документация для объектов градостроительной деятельности особого регулирования в зависимости от их значения - федерального, субъектов Российской Федерации и местного может быть федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня.
    2.6 Координация и научно-методическое обеспечение разработки градостроительной документации федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
    2.7 Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации (приложение 1), выдаваемого соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними иными заказчиками. К подготовке задания на разработку градостроительной документации могут привлекаться разработчики градостроительной документации.
    Требования и состав основных сведений, включаемых в задание на разработку градостроительной документации, устанавливаются настоящей Инструкцией и могут быть при соответствующих обоснованиях уточнены заказчиком.
    2.8 Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений подлежит опубликованию.*(2)
    
    *(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    2.9 Каждый вид градостроительной документации разрабатывается в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарными и иными нормативами, а также с учетом требований по обеспечению потребностей маломобильных групп населения.
    2.10 Градостроительная документация о градостроительном планировании может разрабатываться в две стадии и включать в качестве первой стадии разработку концептуальных положений (концепции) - основных принципов и направлений стратегического градостроительного развития территорий и поселений.
    2.11 Градостроительная документация любого вида должна содержать текстовые и графические материалы с определением обязательных (утверждаемых) положений, устанавливаемых в соответствии с настоящей Инструкцией и заданием на разработку градостроительной документации.
    2.12 Составной частью градостроительной документации являются ее Основные положения, содержащие краткое изложение принятых проектных решений, обязательные положения, основные технико-экономические показатели (приложения 2-9) и схематический чертеж проектного плана (основного чертежа).
    2.13 Разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации.
    2.14 В отдельных случаях организация разработки градостроительной документации может осуществляться по отдельным ее разделам с учетом специфики объекта градостроительного планирования и застройки и вида градостроительной документации при соблюдении требований настоящей Инструкции.
    Порядок организации разработки, согласования и утверждения соответствующих разделов указанных работ устанавливается заданием на их разработку в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
    2.15 Градостроительная документация любого вида может разрабатываться на конкурсной основе.*(2)
    
    *(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    2.16 При разработке градостроительной документации с использованием компьютерных технологий цифровые топографические карты и планы территорий и поселений должны отвечать требованиям государственных стандартов.
    2.17 Порядок согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации устанавливается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регламентирующими проведение государственной экспертизы и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации, а также в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
    2.18 Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности на соответствующих территориях Российской Федерации, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, использовании зон сельскохозяйственного использования в поселениях, изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки, градостроительных регламентов; последующей разработке градостроительной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    2.19 Градостроительная документация, утвержденная в установленном порядке соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, является обязательной для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности.
    2.20 Основные положения любого вида градостроительной документации после ее утверждения подлежат опубликованию.
    2.21 Утвержденная градостроительная документация любого вида подлежит передаче соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения, а также для осуществления контроля за ее реализацией.
    2.22 Градостроительная документация является основой для ведения градостроительного кадастра.
    Одновременно сведения градостроительного кадастра используются при разработке и реализации градостроительной документации.
    2.23 О принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления оперативных решениях по осуществлению градостроительной деятельности в период разработки градостроительной документации разработчики градостроительной документации информируются в установленном указанными органами порядке.
 

III. Состав и содержание градостроительной документации

 

3.1 Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений

 

3.1.1 Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации

 
    1. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации, а также географически обширных территорий страны - Российского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средне-Русской системы расселения и других территорий, определяющая стратегию пространственной организации территории страны, сферу взаимных интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области градостроительства, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.
    2. Разработку Генеральной схемы расселения и Основных положений данной схемы обеспечивает Госстрой России.*(3)
    


    *(3) статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    3. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.*(4)
    
    *(4) статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    4. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации является основополагающим, актуализированным информационно-аналитическим документом, обосновывающим стратегию территориального развития России с учетом глобальных мировых процессов, ее места в межконтинентальном коммуникационном пространстве и роли регионов в социально-экономическом развитии страны.
    5. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации носит системный характер и включает:
    аналитические материалы по оценке проблем сложившегося расселения с учетом территориальных, экономических, социальных, экологических, инфраструктурных и других факторов; материалы по прогнозированию тенденций и приоритетов развития систем расселения;
    механизмы реализации федеральной градостроительной политики;
    мероприятия по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации Генеральной схемы расселения.
    Состав и содержание текстовых и графических материалов Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, а также масштаб графических материалов определяется заданием на ее разработку.
    6. Обязательными положениями Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации являются:
    - определение целей федеральной политики в области градостроительства и мер государственной поддержки ее реализации;
    - зонирование территории Российской Федерации с определением приоритетов и ограничений на ее использование при осуществлении градостроительной деятельности;
    - основные направления развития и совершенствования системы расселения, природопользования и производства;
    - основные направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;
    - меры по улучшению экологической обстановки, рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов историко-культурного и природного наследия;
    - предложения по установлению границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения;
    - перечень и границы территориальных объектов градостроительной деятельности, требующих разработки консолидированных схем градостроительного планирования;
    - иные положения, устанавливаемые заданием на разработку Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.
 

3.1.2 Консолидированные схемы градостроительного планирования

 
    1. Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации для территорий двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории).*(5)
    


    *(5) статья 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)
 
    2. В соответствии с основными требованиями к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 941 "О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования":
    разработка консолидированных схем осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации;
    предложения о разработке консолидированных схем вносятся в Правительство Российской Федерации Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Предложения о необходимости разработки консолидированных схем, не предусмотренных Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, вносятся Межведомственной комиссией по реализации Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и градостроительству или заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    государственным заказчиком по разработке консолидированных схем является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу или по его поручению, согласованному с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    организационное и научно-методическое руководство разработкой консолидированных схем осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.*(6)
    
    *(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 941 "О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 35, ст.4323)
 
    3. В консолидированной схеме градостроительного планирования конкретизируются положения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, определяется федеральная политика в области градостроительства на территории объекта градостроительной деятельности, формулируются основные принципы ее проведения.
    Консолидированная схема должна содержать аналитическую часть, включающую анализ и оценку основных проблем и тенденций развития данного интеррегионального комплекса, а также меры по эффективному использованию градостроительного и природного потенциала территорий для комплексного развития частей территории Российской Федерации с учетом федеральных, региональных и местных интересов.
    4. Консолидированные схемы разрабатываются в целях определения стратегии градостроительного развития объектов градостроительной деятельности, исходя из сложившейся системы расселения, социально-экономических, природно-климатических и ресурсных условий, и местоположения региона в Российской Федерации, а также согласования взаимных интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности на соответствующих территориях.
    5. Границы территорий, в пределах которых разрабатываются консолидированные схемы градостроительного планирования, устанавливаются заданием на разработку консолидированной схемы с учетом решений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.
    6. Предложения по планировочной организации территории разрабатываются на вариантной основе и включают обоснования принятых градостроительных решений.
    7. Основные графические материалы консолидированных схем включают:
    - план современного использования территории (опорный план);
    - схему комплексной оценки территории;
    - проектный план (основной чертеж);
    - схему зонирования территорий;
    - схему инженерно-транспортных коммуникаций;
    - схему защиты территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
    - иные схемы, разработка которых определяется спецификой объекта градостроительного планирования.
    8. План современного использования территорий (опорный план), схема комплексной оценки территории, проектный план (основной чертеж) выполняются в масштабе 1:25000000 - 1:500000. Масштаб и перечень основных графических материалов могут быть уточнены заказчиком консолидированной схемы, исходя из специфики объекта градостроительного планирования.
    9. На плане современного использования территории и на проектном плане (основном чертеже) должны быть показаны: границы субъектов Российской Федерации; системы расселения - мегаполисы, агломерации и другие системы; городские и сельские поселения; основное функциональное использование территорий, в том числе курортные местности, крупные зоны массового отдыха, особо охраняемые природные территории; направления трасс магистральных транспортных и инженерных коммуникаций федерального (межрегионального) и регионального значения, места размещения крупных транспортных и инженерных сооружений; другие элементы планировочной организации территории, степень детализации которых должна соответствовать долгосрочным задачам реализации консолидированной схемы.
    Кроме того, на проектном плане (основном чертеже) показываются границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, а также объектов первоочередного градостроительного планирования - частей территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации, частей их территорий.
    10. Схема комплексной оценки территории содержит районирование территории по признакам административно-территориального деления, природно-климатических, инженерно-геологических и ландшафтных условий, эффективности хозяйственного использования территорий, плотности населения, степени урбанизации и иным признакам; комплексную оценку обеспеченности территории земельными, лесными, топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными и иными сырьевыми ресурсами, транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами; экологическое состояние территорий.
    На схеме показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на использование территорий при осуществлении градостроительной деятельности. К ним относятся территории историко-культурного наследия; особо охраняемые природные территории; зоны залегания полезных ископаемых; зоны с экстремальными природно-климатическими условиями; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    С учетом ограничений на использование территорий на схеме комплексной оценки территории выделяются территории благоприятные и ограниченно благоприятные для различных видов градостроительного использования территорий.
    11. Состав, содержание и масштаб схем, обосновывающих или детализирующих проектные решения по зонированию территорий, совершенствованию систем расселения, развитию транспортных и инженерных инфраструктур, защите территорий от опасных природных и техногенных процессов и иным проектным решениям определяются заданием на разработку консолидированной схемы градостроительного планирования заказчиком или ее разработчиком по согласованию с заказчиком.
    12. Пояснительная записка к консолидированной схеме градостроительного планирования должна содержать аналитические материалы современного состояния, обоснования принятых проектных решений, мероприятия по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации консолидированной схемы, а также основные технико-экономические показатели и копии основных графических материалов.
    13. Обязательными положениями консолидированной схемы градостроительного планирования являются:
    - зонирование территории и ограничения на ее использование при осуществлении градостроительной деятельности;
    - основные направления развития и совершенствования федеральных и региональных систем расселения;
    - основные направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального и регионального значения;
    - меры по улучшению экологической обстановки;
    - меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;
    - перечень и предложения по границам объектов первоочередного градостроительного планирования;
    - предложения по установлению границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, включая предложения по установлению границ городов Москвы и Санкт-Петербурга, их пригородных зон и агломераций (в соответствующих консолидированных схемах Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также консолидированных схемах Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
    - предложения по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития с определением мероприятий по их инфраструктурному обеспечению;
    - меры государственной поддержки реализации консолидированной схемы в части развития федеральной инфраструктуры, поддержки депрессивных районов с обострившимися демографическими, социально-экономическими, экологическими и другими проблемами, а также с части реализации иных федеральных задач;
    - иные положения, устанавливаемые заданием на разработку консолидированной схемы.
 

3.1.3 Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации

 
    1. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации разрабатываются на территории республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, смежных муниципальных образований в границах субъекта Российской Федерации, в том числе пригородные зоны, рекреационно-оздоровительные и иные территории.
    2. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий определяются в соответствии с градостроительной документацией федерального уровня государственная политика в области стратегического градостроительного развития территорий субъектов Российской Федерации, исходя из социально-экономических, природно-климатических и иных специфических условий субъектов Российской Федерации, а также сфера взаимных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении градостроительной деятельности. Комплексно, во взаимосвязи между собой, обеспечивается разработка проектных решений развития территорий и объектов федерального, межрегионального, регионального и местного значения.
    3. Заказчиком территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    4. Предложения по планировочной организации должны разрабатываться на вариантной основе и включать обоснования принятых проектных решений.
    5. Основные графические материалы территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий включают:
    - план современного использования территории (опорный план);
    - схему комплексной оценки территории;
    - проектный план (основной чертеж);
    - схему зонирования территорий;
    - схему инженерно-транспортных коммуникаций;
    - схему защиты территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
    - иные схемы, разработка которых определяется спецификой объекта градостроительного планирования.
    6. План современного использования территории (опорный план), схема комплексной оценки территории; проектный план (основной чертеж) выполняются в масштабе 1:200000 - 1:100000 при территории объекта градостроительного планирования менее 100 тыс. кв.км и в масштабе 1:1000000 - 1: 500000 - при территории свыше 100 тыс. кв.км. Масштаб и перечень основных графических материалов могут быть уточнены заказчиком территориальной комплексной схемы, исходя из специфики объекта градостроительного планирования.
    Состав, содержание и масштаб остальных схем, дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку территориальных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий заказчиком или разработчиком по согласованию с заказчиком.
    7. На плане современного использования территорий и проектном плане (основном чертеже) показываются: административные границы субъекта Российской Федерации, районов, сельских округов; пригородные зоны городов; городские и сельские поселения; крупные производственные объекты, расположенные вне границ городских и сельских поселений; основное функциональное использование территорий, с выделением наиболее ценных сельскохозяйственных земель, лесов 1-ой группы, заповедников, заказников, курортных местностей, зон массового отдыха, других территорий; направления трасс магистральных транспортных и инженерных коммуникаций; места размещения аэродромов, других крупных транспортных и инженерных сооружений; территории водохранилищ, другие элементы планировочной организации территории.
    Кроме того, проектный план (основной чертеж) содержит предложения об установлении границ поселений, пригородных зон городов, агломераций, объектов особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения и значения субъекта Российской Федерации, а также предложения о границах объектов первоочередного градостроительного планирования для последующей разработки градостроительной документации, в том числе генеральных планов поселений, города и его пригородной зоны, агломераций и другой градостроительной документации.
    8. Схема комплексной оценки территории содержит анализ сложившегося расселения; районирование территории; комплексную оценку обеспеченности земельными, природными, энергетическими, водными, рекреационными, курортологическими и иными ресурсами, транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами; экологическое состояние территорий.
    На схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на использование территорий при осуществлении градостроительной деятельности. К ним относятся территории зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; особо охраняемые природные территории, в том числе округа санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных ископаемых; зоны с экстремальными природными условиями; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (затопление, нарушенные территории, неблагоприятные геологические, гидрогеологические, атмосферные и другие процессы-сейсмика, оползни, карсты, эрозия и т.д.); иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    С учетом ограничений на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности на схеме комплексной оценки территории выделяются территории благоприятные и ограниченно благоприятные для различных видов градостроительной деятельности.
    9. Пояснительная записка к территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории субъекта Российской Федерации или части его территории содержит аналитические материалы современного состояния, обоснования принятых проектных решений, мероприятия по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации территориальной комплексной схемы, а также основные технико-экономические показатели и копии основных графических материалов.
    10. Обязательными положениями территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий являются:
    - зонирование территории с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности;
    - основные направления развития и совершенствования региональных и местных систем расселения, развития городских и сельских поселений;
    - основные направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой;
    - меры по улучшению экологической обстановки с выделением территорий, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции, прежде всего в районах крупнейших городов, территорий с неблагополучной экологической обстановкой;
    - меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;
    - предложения по установлению границ поселений, пригородных зон городов, агломераций, объектов градостроительной деятельности особого регулирования значения субъекта Российской Федерации;
    - перечень и предложения по границам объектов первоочередного градостроительного планирования;
    - предложения по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития с определением мероприятий по их инфраструктурному обеспечению;
    - меры государственной поддержки реализации территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий;
    - иные положения, устанавливаемые заданием на разработку территориальной комплексной схемы.
 

3.1.4 Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)

 
    1. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов разрабатываются на соответствующие территории районов и сельских округов в соответствии с утвержденной градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
    2. Целью разработки территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов является согласование взаимных интересов местных самоуправлений в сфере градостроительной деятельности в пределах подведомственных территорий, а также интересов, выходящих за пределы подведомственных территорий - федеральных и соответствующего субъекта Российской Федерации; установление требований и ограничений по использованию подведомственных территорий для осуществления градостроительной деятельности.
    3. Заказчиком территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов являются соответствующие органы местного самоуправления.
    В отдельных случаях заказчиком территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (сельских округов) могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче им соответствующих полномочий органами местного самоуправления.
    4. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов детализируют решения градостроительной документации уровня субъекта Российской Федерации применительно к конкретному объекту градостроительной деятельности (в соответствии с требованиями, изложенными в настоящей Инструкции) и определяют основные направления реализации государственной политики в области градостроительства с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий соответствующих районов, сельских округов.
    5. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов содержатся предложения об установлении границ поселений, города и его пригородной зоны, в пределах которых разрабатываются генеральные планы, а также предложения по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации территориальных комплексных схем.
    6. Предложения по планировочной организации территории района, сельского округа разрабатываются на вариантной основе, включающей градостроительные обоснования принятых проектных решений.
    7. Основные графические материалы территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов включают:
    - план современного использования территории (опорный план);
    - схему комплексной оценки территории;
    - проектный план (основной чертеж);
    - схему зонирования территорий;
    - схему инженерно-транспортных коммуникаций;
    - схему защиты территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
    - иные схемы, разработка которых определяется спецификой объекта градостроительной деятельности.
    8. Схема комплексной оценки территории, план современного использования территории (опорный план) и проектный план (основной чертеж) выполняются в масштабе 1:50 000 -1:25 000. Масштаб и перечень основных графических материалов могут быть уточнены заказчиком, исходя из специфики объекта градостроительной деятельности.
    Состав, содержание и масштаб остальных вышеперечисленных схем, дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий района, сельского округа заказчиком или разработчиком по согласованию с заказчиком.
    9. На плане современного использования территорий и на проектном плане (основном чертеже) показываются: границы административно-территориальных образований, в том числе городов и других поселений, районов, сельских округов; границы пригородных зон городов с выделением зеленых зон, особо охраняемых природных территорий; городские и сельские поселения; зонирование территорий с выделением зон различного функционального назначения - жилых, производственных, рекреационных зон, зон сельскохозяйственного использования и иных зон в соответствии со специфическими особенностями объекта градостроительной деятельности; а также территорий наиболее ценных сельскохозяйственных земель, лесов 1-ой группы, курортных местностей, зон массового отдыха, территорий садоводческих товариществ и дачных кооперативов, других территорий; территории, в границах которых устанавливаются ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности; направления трасс транспортных и инженерных коммуникаций (межрегионального, регионального и межселенного значения); основные мероприятия по инженерной подготовке территорий (в том числе по рекультивации нарушенных территорий); крупные объекты и сооружения производственного назначения, энергетики, связи, внешнего транспорта, инженерного оборудования, санитарной очистки, защитные сооружения от опасных природных и техногенных процессов и явлений, расположенные вне границ поселений; территории резерва для развития поселений; другие элементы планировочной организации территории.
    Кроме того, проектный план (основной чертеж) должен содержать предложения об установлении границ поселений, пригородных зон городов, объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также предложения о границах объектов первоочередного градостроительного планирования для последующей разработки генеральных планов отдельных городских и сельских поселений, городов и их пригородных зон, другой градостроительной документации.
    10. Схема комплексной оценки территории содержит анализ сложившегося расселения, комплексную оценку земельных, природных, энергетических, водных, рекреационных, курортологических и иных ресурсов, транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктур, экологического состояния территорий.
    На схеме комплексной оценки территории показываются: территории, в границах которых устанавливаются ограничения на использование территорий при осуществлении градостроительной деятельности - территории зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; особо охраняемые природные территории, в том числе округа санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных ископаемых; зоны с экстремальными природно-климатическими условиями; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (затопление, нарушенные территории, неблагоприятные геологические, гидрогеологические, атмосферные и другие процессы - сейсмика, оползни, карсты, эрозия и т.д.); иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    С учетом ограничений на использование территорий на схеме комплексной оценки территории выделяются территории благоприятные и ограниченно благоприятные для различных видов градостроительной деятельности.
    11. Пояснительная записка к территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории района, сельского округа содержит аналитические материалы современного состояния, обоснования принятых проектных решений, мероприятия по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации территориальной комплексной схемы, а также основные технико-экономические показатели и копии основных графических материалов.
    12. Обязательными положениями территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов являются:
    - зонирование территории с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности;
    - основные направления развития городских и сельских поселений во взаимосвязи с развитием систем расселения;
    - основные направления развития и модернизации инженерной, транспортной социальной и производственной инфраструктур межселенного значения с обеспечением условий их интеграции в региональные и федеральные инфраструктуры;
    - предложения по выделению территорий для размещения индивидуального жилищного строительства, дачных кооперативов, садоводческих товариществ и организации мест отдыха и лечения населения;
    - меры по улучшению экологической обстановки с выделением территорий, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции, прежде всего в границах территорий с неблагополучной экологической обстановкой;
    - меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороне;
    - предложения по установлению границ поселений, пригородных зон городов, объектов градостроительной деятельности особого регулирования местного значения;
    - предложения по выделению территорий резерва для развития поселений;
    - планировочные мероприятия по сохранению территорий объектов историко-культурного и природного наследия;
    - размещение объектов по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бытовых отходов;
    - первоочередные градостроительные мероприятия по реализации территориальной комплексной схемы, предложения по перечню и границам объектов первоочередного градостроительного планирования;
    - предложения по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития с определением мероприятий по их инфраструктурному обеспечению;
    - меры государственной поддержки реализации территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;
    - иные положения, устанавливаемые заданием на разработку территориальной комплексной схемы.
 

3.1.5 Генеральные планы

 
    1. Генеральный план городских и сельских поселений - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
    2. Генеральные планы поселений разрабатываются в соответствии с утвержденной градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации, а также территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов.
    3. Заказчиками генеральных планов поселений являются органы местного самоуправления.
    В отдельных случаях заказчиком генеральных планов поселений могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче им соответствующих полномочий органами местного самоуправления.
    4. Генеральные планы могут разрабатываться на город и его пригородную зону с целью обеспечения комплексного подхода к планированию территорий поселения и прилегающих к нему территорий смежных муниципальных образований.
    Заказчиками генеральных планов города и его пригородной зоны являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    5. Границы проектирования для генеральных планов определяются:
    а) на уровне Российской Федерации - в консолидированных схемах градостроительного планирования федеральных округов (для генеральных планов Москвы и Санкт-Петербурга и их пригородных зон);
    б) на уровне субъекта Российской Федерации - в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и их частей;
    в) на уровне местного самоуправления - в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов.
    6. При разработке генерального плана учитываются:
    особенности поселения, в том числе численность населения, специализация его производственного комплекса;