Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 684. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФНС РФ от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ "О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ ЗА II И III КВАРТАЛЫ 2005 ГОДА"

Дата документа19.10.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Разъяснения

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886@

 
    Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года.
    Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.
 

М.П.МОКРЕЦОВ

 
 
 

Приложение
к письму ФНС России

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

    

 
    Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость доходы от игорного бизнеса, осуществляемого индивидуальным предпринимателем?
    Ответ. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
    Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
    В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
    При осуществлении деятельности, указанной в вышеуказанном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", утратившего силу с 1 января 2004 года, и главой 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес", вступившей в силу с 1 января 2004 года, использовалось и используется следующее понятие игорного бизнеса - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
    Учитывая, что игорный бизнес - деятельность, не являющаяся реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.
    Другие виды деятельности, не относящиеся к игорному бизнесу, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом он обязан вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    (Письмо ФНС России от 14.04.2005 N 03-1-03/612/10.)
    
    Вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья?
    Ответ. До 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
    На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
    Статьей 25 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" было установлено, что товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
    С 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗвведении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
    Так, статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
    Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
    Статьей 143 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.
    При этом под организациями согласно статье 11 Кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.
    Статьей 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
    Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).
    С учетом изложенного товарищества собственников жилья являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, исчисляют налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
    Оказание с 1 января 2004 года услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья за счет целевых взносов своих членов, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
    Одновременно сообщаем, что согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года (с момента введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации) до 1 января 2004 года реализация на территории Российской Федерации услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
    При этом вышеуказанное налоговое освобождение распространялось на жилищно-строительные кооперативы, а также и на иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, функции которых аналогичны жилищно-строительным кооперативам, которые самостоятельно осуществляли эксплуатацию домов за счет целевых взносов своих членов.
    Учитывая изложенное, с 1 января 2004 года услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.
    (Письмо ФНС России от 17.06.2005 N 03-1-04/1047/11.)
 
    Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость средства, получаемые федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, от оказания услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке?
    Ответ. Согласно статье 143 Кодекса организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Объектом обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
    Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Функции данного органа исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
    При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость).
    Согласно Положению Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
    Роснедвижимость осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
    Как следует из представленных Роснедвижимостью материалов, а именно Типового Устава федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" находится в ведении Роснедвижимости и является государственной некоммерческой организацией, созданной для исполнения функций, возложенных на Роснедвижимость по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного земельного кадастра и государственного кадастра объектов недвижимости, а также ведению государственного технического учета объектов градостроительной деятельности.
    Статьей 8 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что сведения государственного земельного кадастра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
    Взимание платы за копирование предоставляемых сведений государственного земельного кадастра предусмотрено статьей 22 вышеуказанного Федерального закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра".
    Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в ведении соответствующих органов власти.
    Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не могут быть применены в отношении услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, оказываемых в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" федеральными государственными учреждениями, поскольку данные учреждения не входят в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
    В связи с изложенным федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Роснедвижимости, при оказании услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке должны исчислять сумму налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
    (Письмо ФНС России от 09.08.2005 N 03-1-02/1341/11.)
 
    Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги частных нотариусов?
    Ответ. В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
    Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.
    Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей.
    Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, в котором указывается, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения".
    Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения частные нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
    (Письмо ФНС России от 21.09.2005 N 03-1-03/1619/8@.)
 
    Вопрос. Облагается ли налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая органами ГИБДД с владельцев транспортных средств за приобретение специальной продукции?
    Ответ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
    В соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса реализация органами ГИБДД специальной продукции признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
    Из представленной в письме информации следует, что ГИБДД реализует владельцам транспортных средств специальную продукцию по цене, включающей свободную отпускную цену изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость) и стоимость услуг по ее транспортировке и хранению.
    В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
    Согласно Приказу МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", изданному в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 N 126 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938", ответственность за прием, транспортировку, учет и хранение специальной продукции возложена на Госавтоинспекции и является их исключительными полномочиями.
    Учитывая изложенное, стоимость услуг по транспортировке и хранению специальной продукции, оказываемых органами ГИБДД, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
    В случае если при реализации специальной продукции стоимость услуг органов ГИБДД по ее транспортировке и хранению не предъявляется покупателю к оплате отдельно от стоимости этой продукции, то есть цена реализации продукции формируется с учетом стоимости указанных услуг, то согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса органы ГИБДД обязаны дополнительно к установленной таким образом цене предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.
    (Письмо ФНС России от 23.09.2005 N 03-1-03/1626/9@.)
    

 
    Вопрос. Иностранная компания осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свое представительство - ведет строительство поисковой скважины, которая находится в пределах площади континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Контракт на выполнение комплекса работ (услуг), связанных с бурением поисковой скважины, заключен с российским налогоплательщиком.

Ведется подготовка документа. Ожидайте