Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2006 ГОД" (утв. ЦБ РФ 14.11.2005)

Дата документа14.11.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2006 ГОД

 
    Одобрено Советом директоров ЦБР 14 ноября 2005 г.
 

I. Принципы денежно-кредитной политики

 
    Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
    В 2006 году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
    Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2006 году в целом не предполагается их значительного снижения. Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
    На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики. Так, высокое положительное сальдо текущего счета платежного баланса ведет к укреплению рубля, которое обеспечивает ограничение роста внутренних цен. В то же время Банк России ограничивает темп укрепления рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. При этом Банк России, сглаживая динамику валютного курса, снижает риски неопределенности на финансовых рынках и способствует решению задачи стабильного развития экономики.
    В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограничена. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики - снижению инфляции. Кроме того, предполагаемое использование режима инфляционного таргетирования потребует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса.
    Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограничены.
    Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.
    Определяющее влияние на условия проведения денежно-кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.
    Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы. Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.
    Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.
    Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.
    Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2005 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2006 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В этой связи расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
    В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 году до 4-5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года. При этом на 2006 год ставится цель снизить инфляцию до 7-8,5%.
 

II. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2005 году

 

II.1. Инфляция и экономический рост

 
    В 2005 году рост цен на нефть и другие сырьевые товары, поставляемые Россией за рубеж, продолжился. По оценкам, мировые цены на основные товары российского экспорта в январе-сентябре 2005 года были почти в 1,4 раза выше, чем в соответствующий период 2004 года. Несмотря на замедление по сравнению с 2004 годом, темпы роста мировой экономики и мировой торговли остаются высокими. В этих условиях российский экспорт значительно увеличивается.
    Платежный баланс Российской Федерации в январе-сентябре 2005 года продолжал укрепляться. Высокие темпы накопления валютных резервов сохраняются. Приток капитала в частный сектор российской экономики растет.
    В январе-сентябре 2005 года темп прироста промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом 2004 года составил 4,0%. При этом темпы прироста продукции обрабатывающих производств примерно в 6 раз превысили темпы прироста добычи полезных ископаемых. Производство в строительстве возросло на 8,3%, грузооборот транспорта увеличился на 2,4%.
    В 2005 году продолжилось расширение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, что являлось фактором экономического роста. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовал увеличению потребительских расходов населения. В январе-сентябре 2005 года потребительские расходы населения в реальном выражении увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2004 года, по оценке Банка России, на 10,6%. Инвестиции в основной капитал в этот период возросли на 9,9%.
    В текущем году экономический рост сопровождается увеличением численности занятого в экономике населения и снижением численности безработных. Производительность труда в первом полугодии 2005 года возросла, по оценке, на 4,5% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года.
    В 2005 году продолжилось улучшение финансового состояния организаций. По предварительным данным Росстата, положительный сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций за январь-август 2005 года возрос по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 36,6%.
    Макроэкономическая ситуация, сложившаяся за прошедший период 2005 года, свидетельствует о том, что итоги года могут быть в целом позитивными. Объем ВВП в первом полугодии 2005 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличился, по оценкам Росстата, на 5,7% (в первом полугодии 2004 года - на 7,6%). Согласно оценкам Минэкономразвития России, прирост ВВП в 2005 году составит 5,9%, прирост промышленного производства - 4,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,4%, оборот розничной торговли - на 11,2%, а инвестиции в основной капитал - на 9,8%.
    Потребительские цены в октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года возросли на 9,2% (в октябре 2004 года - на 9,3%). Инфляция за скользящий 12-месячный период составила в октябре 11,7%. По итогам 2005 года цены на потребительском рынке могут возрасти примерно на 11% (при ориентире 7,5-8,5%, предусмотренном в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год").
    Базовая инфляция в октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 7,1% (в соответствующий период 2004 года - 8,1%). В октябре 2005 года за скользящий 12-месячный период базовая инфляция составила 9,4%, снизившись по сравнению с концом предыдущего года на 1,1 процентного пункта.
    Позитивное влияние на базовую инфляцию в январе-октябре текущего года оказало замедление по сравнению с соответствующим периодом 2004 года роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции на 2,1 процентного пункта.
    Сложившийся за прошедший период 2005 года уровень базовой инфляции говорит о том, что ее значение за год будет выше ожидавшегося уровня, по оценке Банка России, на 0,5-0,8 процентного пункта.
    Более существенному замедлению базовой инфляции препятствовал высокий рост цен на некоторые виды товаров, прежде всего мясные и рыбные продукты. Темпы прироста цен на мясо и птицу, а также на рыбу и морепродукты превысили инфляцию на потребительском рынке в январе-октябре текущего года в 2 и 1,3 раза соответственно.
    В текущем году динамика инфляции на потребительском рынке складывается под влиянием и других факторов, не связанных в краткосрочном аспекте с денежно-кредитной политикой. К ним относятся дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители и высокий рост цен на платные услуги населению.
    Значительный рост цен на энергоносители на мировом рынке стал фактором высоких темпов роста цен на автомобильный бензин. Темпы прироста цен на автомобильный бензин на потребительском рынке в январе-октябре 2005 года были в 3 раза выше, чем темпы прироста цен на непродовольственные товары в целом, и в 1,7 раза превысили общее увеличение потребительских цен.
    В октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 19,3% (в октябре 2004 года - на 15,7%), особенно увеличились тарифы, регулируемые на региональном и муниципальном уровнях. За десять месяцев 2005 года они возросли, по оценке, примерно на 22% по сравнению с 17,7% за январь-октябрь 2004 года. Наиболее значительно подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 31,7% (за январь-октябрь 2004 года - на 22,5%).
    В отличие от января-октября 2004 года, когда цены на плодоовощную продукцию снизились на 4,0%, за десять месяцев текущего года они возросли на 3,6%, что негативно сказалось на динамике цен на продукты питания и на инфляции в целом.
    По оценкам, суммарный вклад роста цен на мясные и рыбные продукты, плодоовощную продукцию, топливо и регулируемые услуги в общий прирост потребительских цен в январе-октябре 2005 года возрос по сравнению с аналогичным показателем 2004 года на один процентный пункт при замедлении инфляции на потребительском рынке на 0,1 процентного пункта.
    Цены производителей промышленных товаров в сентябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года повысились на 15,7% (в соответствующий период 2004 года - на 24,0%). В некоторых обрабатывающих производствах, продукция которых поступает на потребительский рынок, в январе-сентябре 2005 года ускорения роста цен по сравнению с соответствующим периодом 2004 года не произошло. В сентябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года прирост цен производителей в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака замедлился до 2,8%, в текстильном и швейном производстве - до 3,5%, в производстве кожи и изделий из кожи и обуви - до 6,3%.
 
 

Рис. Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)