Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 339. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ, ИСПРАВЛЕННАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ)" (Часть 1)

Дата документа21.06.1999
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации · Рекомендации

    

УТВЕРЖДЕН
Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ
от 21 июня 1999 г. N ВК 477

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ, ИСПРАВЛЕННАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ)

 

Предисловие

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Часть 2 (Приложение 3, таблицы П3.1-П3.16, приложение 4, таблицы П4.1-П4.4, приложения 5-6, таблицы П6.1-П6.3, приложение 7, таблицы П7.1-П7.5, приложения 8-9, таблицы П9.1-П9.8, приложение 10, таблицы П10.1-П10.20) приведена отдельным документом.
 
 
    Настоящее второе издание методических рекомендаций по расчету экономической эффективности*(1) инвестиционных проектов (далее - Рекомендаций) подготовлено на основании первого издания этого документа*(2), с учетом опыта его использования и изменений, происшедших за это время в российской экономике. Оно заменяет первое издание Рекомендаций и по сравнению с ним более адекватно отражает особенности оценки эффективности инвестиционных проектов (ИП)*(3) в условиях переходной российской экономики, содержит более полное и конкретизированное описание основных методов такого расчета.
    


    *(1) В ряде методических документов термин "экономическая эффективность" используется в более узком смысле - как обозначение одной из характеристик эффективности, а именно эффективности инвестиционного проекта с точки зрения экономики общества в целом (разд.4). Поэтому для общего определения всех видов эффективности на основе финансовых расчетов в Рекомендациях в дальнейшем будем употреблять термин "эффективность".
    *(2) См.: "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госкомпромом России 31 марта 1994 г.
    *(3) Подробные определения основных понятий см. в разд.П1.1. Приложения 1.
 
    Из особенностей нынешней российской экономики, не отраженных в зарубежных методических разработках и соответствующих им компьютерных программах, Рекомендации учитывают:
    - относительно высокую и переменную во времени инфляцию, динамика которой часто не совпадает с динамикой валютных курсов;
    - возможность использования в проектах нескольких валют одновременно;
    - неоднородность инфляции, т.е. различие по видам продукции и ресурсов темпов роста цен на них;
    - специфическую роль государства, заключающуюся:
    в регулировании цен на некоторые важные для реализации многих инвестиционных проектов виды товаров и услуг;
    в практике оказания поддержки некоторым инвестиционным проектам при общей ограниченности бюджетных средств;
    - относительно высокую, переменную во времени и неодинаковую для различных российских и зарубежных участников проекта цену денег, что приводит к большому разбросу и динамичности индивидуальных норм дисконта, кредитных и депозитных процентных ставок;
    - отсутствие эффективных рынков, в особенности рынка ценных бумаг и недвижимости, и как следствие - существенное различие между "справедливой" и рыночной стоимостью ценных бумаг, а также между оценочной и рыночной стоимостью имущества;
    - значительную неопределенность исходной информации для оценки инвестиционных проектов и высокий риск, связанный с их реализацией;
    - сложность и нестабильность налоговой системы;
    - отличие от западной системы бухгалтерского и статистического учета.
    По сравнению с первым изданием в настоящих Рекомендациях:
    1) значительно большее внимание уделено расчету общественной*(4) эффективности, являющемуся основным для некоторых типов проектов;
    
    *(4) В первом издании - экономической.
 
    2) более полно изложены методы расчета эффективности проектов, в частности, подробнее освещены методы учета инфляции и различных аспектов фактора времени;
    3) рекомендован двухэтапный порядок расчета, в соответствии с которым на первом этапе разработки проекта его эффективность оценивается в целом, без учета схемы финансирования. Этот этап является промежуточным, он необходим для принятия решений о целесообразности дальнейшей разработки проекта, для установления минимально необходимых требований к системе финансирования и поиска источников финансирования (инвесторов). На следующем этапе, после определения схемы финансирования проекта оценивается его эффективность для каждого из его участников в отдельности и структур более высокого уровня;
    4) отражены особенности оценки эффективности ИП: осуществляемых на действующих предприятиях; реализуемых с использованием аренды (лизинга); в условиях соглашения о разделе продукции;
    5) добавлен раздел, (Приложение, П.4.6..), посвященный инвестициям в финансовые проекты. Это весьма важное добавление, потому что финансовые и капиталообразующие инвестиции все больше переплетаются между собой для повышения эффективности последних и для борьбы с рисками;
    6) добавлен раздел (Приложение 7), посвященный методам расчета потребности в оборотном капитале, существенном для ряда проектов. Этот расчет при оценке эффективности инвестиций нередко вызывает известные трудности;
    7) значительно увеличено количество примеров использования рекомендуемых методов;
    8) опущены некоторые разделы, содержание которых несущественно для Рекомендаций, не соответствует их уровню или более полно отражается в других документах, в том числе раздел, посвященный характеристикам существующих программных пакетов. Читатель, изучивший изложенные в Рекомендациях принципы и методы оценки эффективности ИП, сможет судить об этих пакетах самостоятельно.
    Рекомендации не ставят перед собой цели описать конкретные алгоритмы оценки эффективности во всех случаях, которые могут встретиться на практике. В них подробно освещены общие методы оценки, которые могут быть конкретизированы в (отраслевых) документах, a также применены для решения конкретных задач, в том числе, например, для оценки эффективности (для фирмы и для государства) выделения бюджетных средств предприятию на условии закрепления за государством части его акций, для определения оптимальных сроков службы конкретных фондов на предприятиях различных отраслей, сравнения долгосрочных коммерческих контрактов, не совпадающих по объемам, качеству, срокам и ценам поставляемой продукции или условиям предоставления коммерческого кредита (наличие или отсутствие льготного периода, ежегодной выплаты процентов или присоединения их к сумме погашения в конце периода, решения различных инвестиционных задач, связанных с кредитами международных финансовых организаций или благотворительных фондов, проведения уточненной апостериорной оценки эффективности реализованных инвестиционных проектов после их завершения и т.д.). Практическое решение всех перечисленных и многих других задач, возникающих в инвестиционной сфере, естественно, должно опираться на данные "Рекомендации", но воплощаться в соответствующих алгоритмах, учитывающих уникальность каждого инвестиционного проекта.
    При оценке эффективности инвестиционных проектов некоторые понятия и формы не совпадают с привычными (бухгалтерскими). Это происходит потому, что инвестиционные и бухгалтерские расчеты служат различным целям: первые - оценке эффективности будущего проекта, вторые - оценке обеспеченности действующего производства. Различия относятся в первую очередь к оценке оборотного капитала и к форме балансового отчета. Более мелкие различия упоминаются непосредственно в тексте.
    Рекомендации основываются на существующих нормативных документах: в первую очередь на Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ, а также на существующих СП и СНиПах, "Положении о составе затрат по производству и реализации продукции ... включаемых в себестоимость продукции ...", документах, отражающих налоговые и иные правовые нормы, но не дублируют их. По мере появления новых нормативных документов, например при изменении налогового законодательства или системы бухгалтерского учета, отдельные приведенные в Рекомендациях положения и процедуры могут потребовать корректировки, однако принципы и методы оценки эффективности ИП при этом сохранятся.
    Как и первое издание Рекомендаций, настоящий документ состоит из двух частей: основного текста и приложений. В приложения вынесены необходимые пояснения, разделы, включающие важный, но более специальный материал, примерные формы ряда расчетных таблиц*(5) и относительно сложные примеры. . В методических целях в примерах приняты различные возможные схемы налогообложения. Естественно, что в практических расчетах должны приниматься действующие на момент расчета схемы.
    
    *(5) Рекомендации не регламентируют формы таблиц, при условии отражения в них всей необходимой информации они могут быть представлены и иначе, в более удобной для конкретного ИП форме.
 
    Приведенные примеры (особенно в основном тексте) служат для иллюстрации теоретических положений и потому весьма упрощены. Более приближенным к практике является пример из Приложения 10. В примерах все налоги и сборы, кроме начислений на заработную плату (страховых взносов), отнесены на финансовые результаты. Это несколько отличается от действующего порядка и влияет на величину валовой (балансовой) прибыли, но не влияет на результаты оценки финансовой реализуемости и эффективности проекта и упрощает расчетную схему. Расчеты всех примеров, содержащихся в Рекомендациях, осуществлены с использованием электронных таблиц. Результаты расчетов приведены с точностью до двух знаков после запятой. Поэтому за счет округлений возможна неувязка их значений в последнем знаке.
    

Общие положения

 

1. Назначение рекомендаций

 

1.1. Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).

 
    В этих целях Рекомендации предусматривают:
    - унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;
    - систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности ИП, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;
    - рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;
    - установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений, разрабатываемых в составе отдельного ИП;
    - учет особенностей реализации отдельных видов ИП, обусловливающих использование нестандартных методов оценки эффективности.
 

1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации ИП.

 
    При привлечении сторонних проектно-изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико-экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных материалов.
    Рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.
 

1.3. Рекомендации используются:

 
    - для оценки эффективности и финансовой реализуемости ИП;
    - для оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;
    - для принятия решений о государственной поддержке ИП
    - для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, вариантов ИП и оценки экономических последствий выбора одного из них;
    - для оценки экономических последствий отбора для реализации группы ИП из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
    - для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес-планов;
    - для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
 

2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости
инвестиционных проектов (ИП)

    

2.1. Определение и виды эффективности ИП

 
    Эффективность ИП - категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд.П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.
    Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
    Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
    - эффективность проекта в целом;
    - эффективность участия в проекте.
    Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной . привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
    - общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
    - коммерческую эффективность проекта.
    Показатели общественной*(1) эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. "Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
    


    *(1) В тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же "чисто российского" ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной.
 
    Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
    Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
    Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.
    Эффективность участия в проекте включает:
    - эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий-участников);
    - эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий - участников ИП);
    - эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП, в том числе:
    региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
    отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
    - бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
 

2.2. Основные принципы оценки эффективности

 
    В основу оценок эффективности ИП положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:
    - рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта;
    - моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
    - сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
    - принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы ИП, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных ИП (см. 12.2) предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
    - учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
    - учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием (см п. 11.6 и Приложение 9). Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют*(2);
    


    *(2) Сказанное относится именно к оценке эффективности. В других случаях, например при определении доли в составе капитала, учет прошлых затрат может оказаться необходимым.
 
    - сравнение "с проектом" и "без проекта". Оценка эффективности ИП должна производиться сопоставлением ситуаций не "до проекта" и "после проекта", а "без проекта" и "с проектом";
    - учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности ИП должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага - см. Приложение 1). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
    - учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
    - многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
    - учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале*(3), необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;
    
    *(3) Вопросы влияния потребности в оборотном капитале на показатели эффективности ранее в проектной документации не прорабатывались. В то же время оборотный капитал может существенно влиять на эффективность инвестиционных проектов, особенно при наличии инфляции. Поэтому Рекомендации уделяют большое внимание расчетам потребности в оборотных средствах (см. Приложение 7).
 
    - учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
    - учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.
 

2.3. Общая схема оценки эффективности

 
    Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты (см. Приложение 1).
    Далее оценка проводится в два этапа (см. схему на рис. 2.1)*(4).
    


    *(4) Рекомендации не регламентируют обязательного порядка расчета эффективности ИП. Приводимая схема носит ориентировочный характер.
 
    Ha первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность в соответствии с разд. 4. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность в соответствии с разд. 5.
    При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.
    Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.
    Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них*(5) (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).
    
    *(5) Кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит.
 
    Для локальных проектов на этом этапе в соответствии с разд.6 и 8 определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность в соответствии с разд.7 и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта в соответствии с п. 7.3.
 

Первый этап
                 
Э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
с
т
ь

п
р
о
е
к
т
а

"
в

ц
е
л
о
м
"
   Оценка общественной
значимости проекта
         
            
   + -          
            
                
   V           
   Оценка общественной
эффективности
         
            
   + -          
            
 Проект
неэффективен
<             
   V   V    
   Оценка коммерческой
эффективности
  Оценка коммерческой
эффективности
   
        
   - +   + -    
        
             >Проект
неэффективен
 
   V         
   Рассмотрение и оценка вариантов поддержки проекта. Оценка коммерческой эффективности с учетом поддержки          
            
   - +          
            
 Проект
неэффективен
<             
              
                
                 
                
Э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
с
т
ь

у
ч
а
с
т
и
я

в

п
р
о
е
к
т
е
       Второй
этап
       
                
  Определение организационно-экономического механизма реализации проекта и состава его участников. Выработка схемы финансирования, обеспечивающей финансовую реализуемость для каждого из участников  
  
  
 - +  
  
                
 Проект не
реализуем
<             
              
                
     Оценка эффективности
проекта для каждого
участника
     
          
     - +      
 Проект
неэффективен
<             
      V      
        Конец расчета      
                
                 
    Рис.2.1. Концептуальная схема оценки эффективности инвестиционного проекта   

 

2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта

 
    Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях: ка - разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложения);
    - разработки "Обоснования инвестиций";
    - разработки ТЭО (проекта);
    - осуществления ИП (экономический мониторинг).
    Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания*(6).
    


    *(6) Ha разных стадиях оценки эффективности ИП в соответствии с результатами расчетов и требованиями заказчика (коммерческие банки, государство и др.) может формироваться финансовый раздел бизнес-плана ИП.
 
    На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).
    При разработке Обоснования инвестиций и ТЭО (проекта) должны оцениваться все приведенные выше виды эффективности. При этом:
    - на стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной;
    - на стадии разработки ТЭО (проекта) должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.
    В процессе экономического мониторинга ИП рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия предприятий в проекте. Если при этом обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности инвестиций для участников ИП с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия предприятия-проектоустроителя и эффективность инвестирования в акции других участников (в частности, для оценки степени привлекательности проекта для акционеров)*(7).
    
    *(7) Для решения задач анализа может оказаться необходимым учитывать все затраты по проекту, а не только предстоящие.
 
    Требования к исходным данным на разных стадиях изложены в разд.3.
 

2.5. Денежные потоки ИП

 
    Эффективность ИП оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять в задании на расчет эффективности ИП, например как дату начала вложения средств в проектно-изыскательские работы. Момент прекращения реализации проекта рекомендуется устанавливать в соответствии с п. 11.1.
    Расчетный период разбивается на шаги - отрезки, в пределах которых производится агрегирование*(8) данных, используемых для оценки финансовых показателей (задание расчетного периода и продолжительности шагов расчета см.п. 11.1). Шаги расчета определяются их номерами (0, 1, ...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента t0 = 0, принимаемого за базовый (обычно из соображений удобства в качестве базового принимается момент начала или конца нулевого шага; при сравнении нескольких проектов базовый момент для них рекомендуется выбирать одним и тем же). В тех случаях, когда базовым является начало нулевого шага, момент начала шага с номером m обозначается через tm, если же базовым моментом является конец нулевого шага, через tm обозначается конец шага с номером m. Продолжительность разных шагов может быть различной.
    


    *(8) В дальнейшем это понятие будет уточнено.
 
    Проект, как и любая финансовая операция, т.е. операция, связанная с получением доходов и (или) осуществлением расходов, порождает денежные потоки (потоки реальных денег).
    Денежный поток ИП - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода.
    Значение денежного потока обозначается через фи(t), если оно относится к моменту времени t, или через фи(m), если оно относится к m-му шагу. В тех случаях, когда речь идет о нескольких потоках или о какой-то составляющей денежного потока, указанные обозначения дополняются необходимыми индексами.
    На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
    - притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
    - оттоком, равным платежам на этом шаге;
    - сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
    Денежный поток фи(t) обычно состоит из (частичных) потоков от отдельных видов деятельности*(9):
    
    *(9) Для ряда ИП строго разграничить потоки по разным видам деятельности может оказаться затруднительным. В этих случаях Рекомендации допускают объединение некоторых (или всех) потоков.
 
    - денежного потока от инвестиционной деятельности фи(и)(t);
    - денежного потока от операционной деятельности фи(о)(t);
    - денежного потока от финансовой деятельности фи(ф)(t).
    Для денежного потока от инвестиционной деятельности:
    - к оттокам*(10) относятся капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные в дополнительные фонды (см. следующий раздел);
    
    *(10) В случаях когда проект предусматривает приобретение целых предприятий, месторождений и пр., затраты на их приобретение также относятся к инвестиционным затратам.
 
    - к притокам - продажа активов (возможно, условная) в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала.
    Для денежного потока от операционной деятельности:
    - к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы, в том числе поступления от средств, вложенных в дополнительные фонды;
    - к оттокам - производственные издержки, налоги.
    К финансовой деятельности относятся операции со средствами, внешними по отношению к ИП, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта. Они состоят из собственного (акционерного) капитала фирмы и привлеченных средств.
    Для денежного потока от финансовой деятельности:
    - к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе и за счет выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;
    - к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг (в полном объеме независимо от того, были они включены в притоки или в дополнительные фонды), а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
    Денежные потоки от финансовой деятельности учитываются, как правило, только на этапе оценки эффективности участия в проекте. Соответствующая информация разрабатывается и приводится в проектных материалах в увязке с разработкой схемы финансирования проекта.
    Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки.
    Текущими*(11) называются цены, заложенные в проект без учета инфляции (см. Приложение 1).
    
    *(11) Название соответствует СНиП 11-01-95. В "Методических рекомендациях ..." 1994 г. эти цены именовались базисными.
 
    Прогнозными называются цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.
    Дефлированными*(12) называются прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции (см. разд. 9 и Приложение 1).
    
    *(12) В "Методических рекомендациях ..." 1994 г. - расчетные цены.
 
    Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Рекомендуется учитывать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте и затем дефлировать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте. По расчетам, представляемым в государственные органы, итоговой валютой считается валюта Российской Федерации. При необходимости по требованию, отраженному в задании на расчет эффективности ИП, денежные потоки выражаются также и в дополнительной итоговой валюте.
    В настоящих Рекомендациях используются:
    - денежные потоки ИП;
    - денежные потоки для отдельных участников проекта.
    Наряду с денежным потоком при оценке ИП используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.
 

2.6. Схема финансирования, финансовая реализуемостъ ИП

 
    Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель ее подбора - обеспечение финансовой реализуемости ИП, т.е. обеспечение такой структуры денежных потоков порождающего его проекта (см. разд.П1.1 Приложения 1), при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения. Если не учитывать неопределенность и риск (см. разд. 10), то
    достаточным (но не необходимым!) условием финансовой реализуемости ИП является неотрицательность на каждом шаге m величины накопленного сальдо потока B_m:
 
     (2.1)
 
    где
 
     - суммарное сальдо потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на i-м шаге (необходимое и достаточное условие см. Приложение 1)
    
    При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах. При необходимости предусматривается вложение части положительного сальдо суммарного денежного потока на депозиты или в долговые ценные бумаги, если это предусмотрено проектом (методы расчета схем кредитования и доходов по ценным бумагам см. Приложение 4). Такое вложение будет в дальнейшем называться включением в дополнительные фонды.
    В дополнительные фонды могут включаться средства из амортизации и чистой прибыли, предназначенные для компенсации отрицательных значений сальдо суммарного денежного потока на отдельных будущих шагах расчета (например, при наличии больших ликвидационных затрат) или для достижения на них приемлемого значения финансовых показателей. Включение средств в дополнительные фонды рассматривается как отток.
    Притоки от этих средств рассматриваются как часть внереализационных притоков ИП (от операционной деятельности).
 

2.7. Дисконтирование денежных потоков

 
    Дисконтированием денежных потоков называется приведение их разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения и обозначается через t(0). Момент приведения может не совпадать с базовым моментом*(13). Дисконтирование применяется к денежным потокам, выраженным в текущих или дефлированных ценах и в единой валюте.
    


    *(13) В Рекомендациях процедура дисконтирования понимается в расширенном смысле, т.е. как приведение не только к более раннему моменту времени, но и к более позднему (в случае, если t(0) > 0). B качестве момента приведения часто (но не всегда) выбирают базовый момент (начало отсчета времени). В этом случае t(0) = t_0.
 
    Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта (Е), выражаемая в долях единицы или в процентах в год.
    Дисконтирование денежного потока на m-м шаге осуществляется путем умножения его значения альфа_m на коэффициент дисконтирования альфа_m, рассчитываемый по формуле:
 
    
 
    где
    tm - момент окончания m-го шага (в (2,2) Е выражена в долях единицы в год, tm - t° - в годах).
 
    В тех случаях, когда произведение E х Дельта_m, (где Е - норма дисконта, выраженная в долях единицы в год, а Дельта_m - продолжительность m-го шага, выраженная в годах) превышает 0,1 - 0,15, вместо этой формулы рекомендуется использовать более точную (см. Приложение 6, разд. П6.2), особенно если элементы потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности по-разному распределены внутри шага расчета.
    Норма дисконта (Е) является экзогенно задаваемым основным экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности ИП.
    В отдельных случаях значение нормы дисконта может выбираться различным для разных шагов расчета (переменная норма дисконта). Это может быть целесообразно в случаях
    - переменного по времени риска;
    - переменной по времени структуры капитала при оценке коммерческой эффективности ИП.
    Определение коэффициентов дисконтирования в случае переменной нормы дисконта изложено в Приложении 6.
    Различаются следующие нормы дисконта: коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная.
    Коммерческая норма дисконта используется при оценке коммерческой эффективности проекта; она определяется с учетом альтернативной (т.е. связанной с другими проектами) эффективности использования капитала.
    Особенности установления нормы дисконта, в том числе с учетом факторов риска и неопределенности, изложены в разд. 10, 11 и Приложении 1.
    Норма дисконта участника проекта отражает эффективность участия в проекте предприятий (или иных участников). Она выбирается самими участниками. При отсутствии четких предпочтений в качестве нее можно использовать коммерческую норму дисконта.
    Социальная (общественная) норма дисконта используется при расчетах показателей общественной эффективности и характеризует минимальные требования общества к общественной эффективности проектов. Она считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны.
    Временно, до централизованного установления социальной нормы дисконта в качестве нее может выступать коммерческая норма дисконта, используемая для оценки эффективности проекта в целом.
    В расчетах региональной эффективности социальная норма дисконта может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.
    Бюджетная норма дисконта используется при расчетах показателей бюджетной ся эффективности и отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Она устанавливается органами (федеральными или региональными), по заданию которых оценивается бюджетная эффективность ИП.
 

2.8. Показатели эффективности ИП

 
    В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности ИП, рекомендуются:
    - чистый доход;
    - чистый дисконтированный доход;
    - внутренняя норма доходности;
    - потребность в дополнительном финансировании (другие названия - ПФ, стоимость проекта, капитал риска);
    - индексы доходности затрат и инвестиций;
    - срок окупаемости;
    - группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - участника проекта.