Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 982. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2188-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)""

Дата документа09.12.2005
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2005 г. N 2188-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
    2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
    3. Министерству транспорта Российской Федерации на основе утвержденной настоящим распоряжением Концепции разработать проект подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2005 г.
N 2188-р

 

КОНЦЕПЦИЯ ПОДПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

I. Общие положения

 
    Настоящая Концепция является первым этапом разработки подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) (далее - подпрограмма). Подпрограмма направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе иностранного капитала (далее - государственно-частное партнерство).
    Разработка подпрограммы позволит:
    сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;
    преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов;
    использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами, переход к управлению по результатам в соответствии с основными принципами административной реформы;
    внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач государственной политики;
    обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие экспорта транспортных услуг;
    повысить ответственность органов управления и исполнителей за достижение поставленных целей и целевых ориентиров;
    сориентировать потенциальных инвесторов, указав им наиболее предпочтительные для государства направления деятельности;
    учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на российский транспортный рынок. В связи с этим предлагается объединить новые крупные инвестиционные мероприятия, направленные на развитие экспорта транспортных услуг, и мероприятия инновационного и организационно-правового характера в подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг", а также внести изменения в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", исключив из нее подпрограмму "Международные транспортные коридоры". При этом часть инвестиционных мероприятий подпрограммы "Международные транспортные коридоры" по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры за счет внебюджетных средств и мероприятия по научно-исследовательскому обеспечению и организации общественной и международной поддержки развития экспорта транспортных услуг предполагается включить в новую подпрограмму.
    Представленные в настоящей Концепции оценки объемов финансирования и результатов реализации подпрограммы являются расчетными и будут уточнены при разработке подпрограммы с учетом установленных предельных объемов финансирования и детальной проработки на региональном уровне.
 

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль в этом должен сыграть транспорт. Экспорт транспортных услуг может и должен быть столь же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров.
    Геополитическое и геоэкономическое положение страны самым непосредственным образом зависит от параметров функционирования и развития транспортной системы - схемы транспортных сетей, направлений и объемов основных грузопотоков, соотношения транзита и внутренних перевозок, структуры перевозимых грузов.
    Инновационно-активный сценарий социально-экономического развития Российской Федерации предполагает постепенный переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг. Доля экспорта энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов, доля машин и оборудования возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в 2004 году. Однако следует признать, что до 2010 года в структуре экспорта сохранится все еще высокая доля энергоносителей и металлов. Следовательно, задача обеспечения деятельности российских экспортеров сырья остается для транспортной отрасли одной из приоритетных в среднесрочной перспективе.
    Экспорт транспортных услуг составлял в 2004 году около 17 процентов общего объема транспортных услуг. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту - предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.
    Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических прогнозов структуры производства и потребностей транспортоемких отраслей, подходов к развитию инфраструктуры и с учетом оценки конкурентоспособности российских магистралей для транзита по направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной системой и обеспечения соответствия работы транспортной системы новым требованиям, обусловленным изменениями геополитической ситуации, задачами развития экономики государства и укрепления его национальной безопасности.
    Существенное увеличение объемов внешней торговли привело в настоящее время к возникновению дефицита специализированных производственных мощностей морских портов и к нехватке пропускных возможностей железнодорожных и автомобильных подъездов к ним. Переориентация экономики с импорта на экспорт и выход Российской Федерации на новые международные рынки предполагают развитие инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающих внешнеторговую деятельность.
    Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75 процентов переработки внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков.