Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 923. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2005 N 833 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006-2010 ГОДЫ)"

Дата документа29.12.2005
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2005 г. N 833

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006-2010 ГОДЫ)"

 
    В целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа Российской Федерации, ее полноправного вхождения в мировое политическое, экономическое и культурное пространство, развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006-2010 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка, учитывать положения Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2005 г. N 833

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006-2010 ГОДЫ)"

 

Паспорт
федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р
Государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Российский университет дружбы народов, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации
Цель и задачи Программы - целью Программы является создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство. В Российской Федерации стратегическими задачами Программы являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.
В зарубежных странах стратегическими задачами Программы являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом
Важнейшие показатели и индикаторы Программы - доля региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка;
увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу;
количество выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком;
доступность для населения зарубежных стран просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;
доля лиц, владеющих русским языком, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;
увеличение количества лиц, получающих образование на русском языке, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;
доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии консультационных услуг в сфере русского языка и культуры России;
доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии телерадиовещания на русском языке;
доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;
доля лиц, владеющих русским языком, в зарубежных странах;
доступность изучения русского языка и культуры России для населения зарубежных стран;
доступность для населения зарубежных стран мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;
увеличение количества лиц среди населения зарубежных стран, в отношении которых осуществляется деятельность общественных организаций, популяризирующих русский язык и культуру России;
доступность для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом телерадиовещания на русском языке
Сроки и этапы реализации Программы - Программа рассчитана на 2006-2010 годы и осуществляется в 3 этапа:
I этап (2006-2007 годы) - разработка и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы);
II этап (2008-2009 годы) - применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы;
III этап (2010 год) - завершение реализации Программы и анализ ее результатов
Объемы и источники финансирования Программы - необходимый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1580,5 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1300 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 266,89 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 13,61 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации, с 42 до 91 процента;
увеличение количества образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, в которых соблюдается соотношение федерального и регионального (национально-регионального) компонентов базисного учебного плана и государственного образовательного стандарта общего образования в части русского языка и литературы, с 45 до 90 процентов;
увеличение количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом с 15 до 40 процентов; увеличение количества региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, с 45 до 90 процентов;
увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу, с 45 до 90 процентов;
увеличение количества изданных и распространенных учебно-методических и аудиовизуальных материалов для обучения беженцев и вынужденных переселенцев, а также их детей русскому языку и литературе с 45 до 90 процентов;
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике, с 45 до 90 процентов;
увеличение количества вузов, реализующих образовательные программы по русскому языку и культуре речи, с 50 до 55 процентов;
увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком с 45 до 90 процентов;
увеличение количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом с 15 до 40 процентов;
увеличение количества просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России (олимпиады, конкурсы, фестивали, праздники и др.), с 3 до 25 процентов;
увеличение количества лиц, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии и изучающих русский язык и культуру России, соответственно с 45 до 90 процентов и с 15 до 40 процентов;
расширение объема телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии с 45 до 90 процентов;
увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, с 45 до 90 процентов;
увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в зарубежных странах, с 5 до 25 процентов;
увеличение количества и численности общественных организаций и объединений за рубежом, в деятельность которых входит популяризация русского языка и культуры России, с 15 до 40 процентов;
увеличение количества потребителей теле- и радиопрограмм, посвященных русскому языку и культуре России, для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с 15 до 40 процентов;
увеличение количества участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с 5 до 50 процентов;
увеличение количества потребителей услуг дистанционного обучения соотечественников за рубежом русскому языку и культуре России с 3 до 25 процентов

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
    В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
    Федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. N Пр-22).
    В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
    Разработку Программы обусловили следующие факторы:
    необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;
    необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
    потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
    необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
    актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;
    необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
    необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
    необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
    Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р.
    Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.
    В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
    Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.
    Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев.
    В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн.