Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 953. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.08.2002 N 625 (ред. от 23.12.2005) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2007 ГОДА"

Дата документа20.08.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2002 г. N 625

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2007 ГОДА"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года" (далее именуется - Программа).
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)
    2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство регионального развития Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство связи и Федеральное агентство воздушного транспорта.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)
    3. Разрешить государственному заказчику-координатору Программы и государственным заказчикам Программы передать на договорной основе Правительству Республики Башкортостан часть функций и полномочий государственного заказчика Программы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)
    4. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование расходов, предусмотренных мероприятиями Программы, направленными на оздоровление государственных финансов в Республике Башкортостан, в виде дотаций из федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 августа 2002 г.
N 625

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2007 ГОДА"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 N 804)

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2007 ГОДА"

    

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года"
Основание для внесения изменений в Программу - протокол заседания Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 21 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 г. N 938-р и от 28 сентября 2005 г. N 1518-р
Государственный заказчик-координатор - Министерство регионального развития Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству,
Федеральное агентство по культуре и кинематографии,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
Федеральное агентство по физической культуре и спорту,
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство связи и Федеральное агентство воздушного транспорта
Основные разработчики Программы - Правительство Республики Башкортостан и закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов"
Основные цели Программы - увеличение доли Республики Башкортостан в экономике Российской Федерации; увеличение валового регионального продукта в 1,34 раза;
снижение уровня бедности в 3 раза;
увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2 раза;
обеспечение условий для устойчивого функционирования и развития экономики, повышение качества жизни населения Республики Башкортостан;
реализация мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России
Основные задачи Программы - сохранение объемов и уровня рентабельности нефтедобычи путем структурной перестройки отрасли и переоснащения нефтепромыслового хозяйства для добычи высокосернистой нефти в условиях естественного истощения ее запасов; внедрение передовых технологий глубокой переработки нефти с освоением производства конкурентоспособных видов продукции химической и нефтехимической промышленности;
развитие машиностроения и металлообработки;
развитие, воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы;
повышение качества и технико-экономических показателей выпускаемой продукции, освоение производства новых видов продукции в строительной отрасли;
комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения Республики Башкортостан в основных продуктах питания путем внедрения передовых технологий производства сельхозпродукции и комплексного решения вопросов семеноводства, племенного животноводства и производства минеральных удобрений, развития перерабатывающей промышленности;
обеспечение экологического благополучия путем защиты источников питьевого водоснабжения, снижения уровня сбросов сточных вод, решения вопросов утилизации и захоронения отходов;
повышение качества жизни и уровня доходов населения в соответствии с минимальным потребительским бюджетом
Сроки и этапы реализации Программы - Программа реализуется в один этап в 2003-2007 годах
Объемы и источники финансирования Программы - объем финансирования, необходимый для реализации Программы, составляет 172 099,26 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 34 139,20 млн. рублей (19,84 процента), средства бюджета Республики Башкортостан - 32 132 млн. рублей (18,67 процента), средства внебюджетных источников - 105 828,06 млн. рублей (61,49 процента)
Основные индикаторы реализации Программы - валовый региональный продукт, объем промышленной продукции, налоговые поступления и другие показатели реализации Программы
Система контроля за выполнением Программы - государственные заказчики Программы и Правительство Республики Башкортостан отвечают за своевременное и полное проведение мероприятий Программы, осуществляют контроль за использованием средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Федеральная служба государственной статистики ведет систематический учет показателей выполнения Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы - увеличение валового регионального продукта на 34,6 процента по отношению к уровню 2002 года;
увеличение в 2007 году налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации более чем на 68,5 процента по отношению к уровню 2002 года, в том числе:
в федеральный бюджет - более чем на 65,7 процента; в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - более чем на 72,6 процента;
 завершение строительства первой очереди комплекса по производству 230 тыс. тонн терефталевой кислоты, 120 тыс. тонн полиэтилентерефталата и 60,6 тыс. тонн полиэфирных волокон в год; организация производства этилбензолстирола в объеме 200 тыс. тонн в год и полиэтилена в объеме 120 тыс. тонн в год;
 расширение производства в области нефтехимической промышленности в целях получения 288 тыс. тонн алкилата в год и переработки 4 млн. тонн обессоленной нефти в год;
 создание около 6,3 тыс. новых и сохранение более 29 тыс. существующих рабочих мест;
 обеспечение внутренней нормы рентабельности вложения средств: федерального бюджета - 36,06 процента; консолидированного бюджета Республики Башкортостан - 28,14 процента

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Введение

 
    Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N Пр-259 и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 625. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 г. N 938-р государственным заказчиком-координатором программы определено Министерство регионального развития Российской Федерации.
    Во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 21, распоряжений Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 г. N 938-р и от 28 сентября 2005 г. N 1518-р проведена корректировка указанной программы с учетом ее продления до 2007 года.
    Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года" (далее - Программа) направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан и на этой основе на ее поэтапное вхождение в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации.
 

Результаты реализации Программы в 2003-2004 годах

 
    За 2004 год в Республике Башкортостан добыто 11,1 млн. тонн нефти и 352,5 млн. куб. метров естественного газа. Ведущим нефтедобывающим предприятием является открытое акционерное общество "АНК "Башнефть" - крупный производственно-хозяйственный и научный комплекс, осуществляющий более 20 видов деятельности. В 2003 году этим предприятием добыто 2,9 процента общероссийского объема добычи нефти.
    В 2004 году за счет средств всех источников финансирования введены в действие:
    в области электроэнергетики и топливной промышленности - электростанции турбинные мощностью 59 МВт, в том числе тепловые электростанции мощностью 29 МВт (Зауральская ТЭЦ с генерирующей мощностью 27 МВт, газопоршневой агрегат в дер. Ассы с генерирующей мощностью 2 МВт), гидроэлектростанция мощностью 15 МВт (Юмагузинская ГЭС), 71,5 километра линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, 20,4 километра - напряжением 6-20 кВ, 51,2 километра - напряжением 0,4 кВ, трансформаторные понижающие подстанции на 2,1 тыс. кВА, 142 нефтяные скважины, в том числе 16 - разведочного бурения и 126 - эксплуатационного бурения;
    в области транспорта - 240,3 километра автомобильных дорог с твердым покрытием, 20 мостов протяженностью 1,1 тыс. метров, 6,8 километра одиночных троллейбусных линий;
    в области связи - автоматические телефонные станции на 54,9 тыс. номеров, в том числе городские станции на 37 тыс. номеров и станции в сельской местности на 17,9 тыс. номеров, 298 километров междугородных кабельных линий связи, 5,9 километра радиорелейных линий связи, 2 спутниковые наземные станции;
    в области химической и нефтехимической промышленности - крупнотоннажное нефтехимическое производство этилбензолстирола в объеме 200 тыс. тонн в год. Осуществлено техническое перевооружение производства кабельного пластиката с заменой морально и физически устаревшего оборудования на современное мощностью до 55 тыс. тонн в год, завершено строительство промышленной установки синтеза этилбензола мощностью 2500 тонн в год;
    в области черной металлургии - термоцинковальный агрегат по производству высококачественной оцинкованной проволоки, бунтовязальные машины на Стане-150, линия по производству гвоздей;
    в области цветной металлургии - вторая очередь пускового комплекса по добыче руды мощностью 300 тыс. тонн в год на Узельгинском подземном руднике, первый пусковой комплекс по добыче руды подземным способом мощностью 100 тыс. тонн в год на Талганском месторождении Узельгинского подземного рудника;
    в области машиностроения - высокоточное современное оборудование фотошаблонов многослойных печатных плат. Начато производство новой продукции - вагонов-цистерн, проведена полная реконструкция литейного производства, начато производство 11 новых моделей обрабатывающих центров, завершен полный цикл сертификационных испытаний вертолета Ка-226;
    в области производства стекла - первая очередь линии по производству автомобильного стекла;
    в области медицинской промышленности - современное производство инъекционных препаратов во флаконах и картриджах (инсулиновые препараты);
    в области сельского хозяйства - реконструированный комбикормовый завод мощностью до 420 тонн в сутки, помещения для крупного рогатого скота на 300 скотомест, зерносеменохранилище на 2,3 тыс. тонн единовременного хранения;
    в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса - цех по производству 2 тонн цельномолочной продукции в смену (Мелеузовский район), цех по переработке 2,8 тонны зерна в сутки, мощности по выпуску 1,35 тонны хлебобулочных изделий в сутки в гг. Агидель и Янаул.
    Сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Башкортостан в 2004 году произведено продукции на 57,2 млрд. рублей (что на 1,6 процента больше, чем в 2003 году) за счет увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур и объемов производства продукции животноводства. Преобладающая часть продукции получена в хозяйствах населения (61,3 процента), доля общественного сектора составила 34,5 процента, крестьянских хозяйств - 4,2 процента. По сравнению с 1990 годом объем сельскохозяйственного производства увеличился на 0,5 процента, в то время как в целом по Российской Федерации он снизился на 29,4 процента.
    Введены в эксплуатацию 22 общеобразовательных учреждения на 3414 мест (136,8 процента к уровню 2003 года), из них в г. Уфе общеобразовательное учреждение на 576 мест, в Аскинском районе - на 420 мест, Караидельском районе - на 507 мест, Уфимском районе - на 504 места. Из общего количества общеобразовательных учреждений, введенных в действие, 11 учреждений на 1290 мест построены взамен ветхих и аварийных. Построены 4 дошкольных учреждения на 250 мест, из них в г. Уфе дошкольное учреждение на 155 мест, Караидельском районе - на 50 мест, Кармаскалинском районе - на 25 мест, Баймакском районе - на 20 мест. Построены больничные учреждения на 60 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 357 посещений в смену, 5 учреждений культуры клубного типа на 876 мест, а также дома культуры в Гафурийском, Белорецком, Давлекановском, Иглинском и Янаульском районах.
    Кроме того, введены в действие спальный корпус санатория "Ассы" на 40 коек (Белорецкий район), дом отдыха на 68 мест (Нуримановский район), социальный приют на 55 мест (Благовещенский район), социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на 30 мест (г. Уфа), физкультурно-оздоровительные комплексы (гг. Уфа, Давлеканово, Дюртюли, Бураевский, Буздякский, Зилаирский, Калтасинский и Чекмагушевский районы). Проведена реконструкция кинотеатра "Искра" в г. Уфе с введением в действие зала на 312 мест.
 

Социально-экономическое положение Республики Башкортостан

 
    Республика Башкортостан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям Республика Башкортостан входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, а по ряду позиций занимает ведущее место в стране. В Республике Башкортостан перерабатывается каждая восьмая тонна нефти, выпускается около половины российских бутиловых и изобутиловых спиртов, более половины кальцинированной соды, большая часть химических средств защиты растений, каустической соды, полиэтилена, синтетических смол и пластмасс.
    В 2003 году объем валового регионального продукта на душу населения составил 68,3 тыс. рублей, что на 11,8 процента ниже среднероссийского показателя, объем промышленного производства на душу населения - 48,2 тыс. рублей, что на 18,2 процента ниже среднероссийского уровня.
    В 2004 году темпы роста по большинству экономических показателей превысили не только уровень предыдущего года, но и среднероссийские значения. Индекс физического объема промышленного производства в Республике Башкортостан увеличился до 103,3 процента. Прирост объемов производства в 2004 году по отношению к 2003 году обеспечен практически всеми отраслями промышленности и составил в области химической и нефтехимической промышленности 9 процентов, в области машиностроения и металлообработки - 6,5 процента, черной металлургии - 14,5 процента, в области пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 2 процента, в области промышленности строительных материалов - 3 процента, в области полиграфии - 4,8 процента. Стабильно (с небольшим ростом) завершился год для предприятий нефтедобывающей (0,2 процента) и нефтеперерабатывающей (0,2 процента) отраслей.
    Основу республиканского нефтеперерабатывающего комплекса составляет открытое акционерное общество "Башнефтехим", объединяющее нефтеперерабатывающие заводы "Уфанефтехим", "Новойл", "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" и нефтехимическое предприятие акционерного общества "Уфаоргсинтез".
    Крупнейшими горнодобывающими предприятиями цветной металлургии Урала являются открытое акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" и открытое акционерное общество "Бурибаевский горно-обогатительный комбинат", построенные и функционирующие на разведанных запасах комплексных месторождений медноколчеданных руд, которые являются вторыми по важности для экономики Республики Башкортостан полезными ископаемыми.
    По отношению к 2000 году сельскохозяйственное производство зерна увеличилось на 28,4 процента, картофеля - на 88,7 процента, овощей - на 84,7 процента, мяса скота и птицы - на 107,3 процента, молока - на 134 процента.
    Доля Республики Башкортостан в экономике Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям в 2000-2004 годах приведена в приложении N 1.
    Строительный комплекс Республики Башкортостан занимает одно из ведущих мест в стране по объему подрядных строительно-монтажных работ. В 2004 году организациями всех форм собственности выполнен объем подрядных работ на сумму 35,8 млрд. рублей, что на 3,6 процента больше, чем в 2003 году, на 2,8 процента больше введено в эксплуатацию жилья.
    Стабильно растет оборот розничной торговли Республики Башкортостан, составив в 2004 году 117,8 процента к уровню 2003 года.
    Активно ведется инвестиционная деятельность, в том числе с участием иностранных партнеров, чему способствуют политическая стабильность, высокий экономический потенциал, достигнутый авторитет на международной арене, удобное географическое положение, а также широкое инвестиционное поле. Ведущие международные рейтинговые агентства подтверждают высокую инвестиционную привлекательность Республики Башкортостан. Среди регионов Российской Федерации, имеющих рейтинг международного агентства "Standard & Poor`s", Республика Башкортостан занимает 4-е место и, по данным рейтингового агентства "Moodу's", уступает только гг. Москве и Санкт-Петербургу.
    Рост экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура определили динамику бюджетных доходов. За 2004 год в бюджеты всех уровней поступило доходов в сумме 73375,8 млн. рублей (98,5 процента к уровню 2003 года), из них поступления в федеральный бюджет составили 34124,6 млн. рублей (93,4 процента к уровню 2003 года). Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2005 г. исполнен по доходам в сумме 58,9 млрд. рублей, по расходам - в сумме 58,6 млрд. рублей.
    По объему собираемых налоговых поступлений в доход федерального бюджета и объему собственных доходов Республика Башкортостан находится на 2-м месте среди 15 субъектов Приволжского федерального округа.
    В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня бедности. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2000 году составляла 33 процента, в 2001 году - 28,2 процента, в 2002 году - 23,1 процента, в 2003 году - 20,3 процента, в 2004 году - 18 процентов (Российская Федерация - 17,8 процента).
 

Основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан

 
    Развитие экономики Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с принципами, изложенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
    Ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан для достижения поставленных целей являются:
    создание условий для реформирования предприятий, развития экономически эффективных производств и повышения конкурентоспособности реального сектора экономики в целом;
    реализация назревших структурных, организационных и институциональных преобразований в экономике;
    усиление инновационно-инвестиционной активности в различных сферах деятельности, прежде всего в реальном секторе экономики;
    реализация эффективной бюджетно-налоговой политики, повышение качества управления бюджетными ресурсами;
    обновление внутрирегиональной экономической политики, стимулирование рыночной ориентации в деятельности администраций районов и городов, формирование финансовой самодостаточности территорий;
    укрепление социальной сферы на основе дальнейшего развития социальной инфраструктуры, роста реальных доходов населения, платежеспособного спроса и адресной поддержки отдельных категорий населения.
 

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Основными целями Программы являются:
    увеличение доли экономики Республики Башкортостан в экономике Российской Федерации;
    увеличение валового регионального продукта в 1,34 раза;
    снижение уровня бедности в 3 раза;
    увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2 раза;
    обеспечение условий для функционирования и развития экономики, обеспечение качества жизни населения Республики Башкортостан на более высоком уровне по сравнению с тем уровнем, который был бы достигнут в условиях действия соглашений о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан;
    реализация мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.
    За время реализации Программы планируется:
    увеличение валового регионального продукта более чем на 34,6 процента по отношению к уровню 2002 года;
    обеспечение с 2003 по 2007 год дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в размере 76 907,1 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе:
    в федеральный бюджет - 41 875,2 млн. рублей;
    в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 35 031,9 млн. рублей;
    завершение строительства первой очереди комплекса по производству 230 тыс. тонн терефталевой кислоты, 120 тыс. тонн полиэтилентерефталата, 60,6 тыс. тонн полиэфирных волокон в год;
    организация производства этилбензолстирола в объеме 200 тыс. тонн в год и полиэтилена в объеме 120 тыс. тонн в год;
    расширение производства в области нефтехимической промышленности в целях получения 288 тыс. тонн алкилата в год и переработки 4 млн. тонн обессоленной нефти в год;
    реконструкция и техперевооружение энергоисточников, тепловых и электрических сетей, а также строительство газотурбинных электростанций и малых ГЭС;
    создание около 6,3 тыс. новых и сохранение более 29 тыс. существующих рабочих мест;
    обеспечение внутренней нормы рентабельности вложения средств:
    из федерального бюджета - 36,06 процента;
    из консолидированного бюджета Республики Башкортостан - 28,14 процента.
    Основные индикаторы реализации Программы приводятся в приложении N 2.
 

III. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 
    Реализация Программы намечается по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников Программы.
    До 2006 года подлежат выполнению инвестиционные проекты и мероприятия, относящиеся ко всем основным направлениям социально-экономического развития Республики Башкортостан.
    В 2005-2007 годах планируется реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.
    Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
    Проекты для включения в Программу были отобраны на конкурсной основе с учетом их эффективности и готовности к реализации.
 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 
    Общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы, составляет 172 099,26 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 34 139,20 млн. рублей (19,84 процента), средства бюджета Республики Башкортостан - 32 132,00 млн. рублей (18,67 процента), средства внебюджетных источников - 105 828,06 млн. рублей (61,49 процента).
    Основным источником финансирования Программы являются собственные и заемные средства организаций - участников Программы, направленные на реализацию коммерческих проектов. Начиная с 2003 года в ходе реализации коммерческих проектов формируются поступления в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, которые во многом и определяют достижение основных целей Программы, обеспечивают компенсацию выпадающих доходов Республики Башкортостан.
    Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 4.
 

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Механизм реализации Программы сформирован в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем социально-экономического развития России, а также с учетом рационального сочетания федеральных, региональных и отраслевых интересов.
    Механизм реализации Программы включает в себя:
    стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса Республики Башкортостан в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов);
    применение экономических рычагов воздействия, включающих финансово-кредитный механизм реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение;
    применение правовых рычагов влияния на экономическое развитие Республики Башкортостан (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы);
    организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
    Финансирование расходов, предусмотренных мероприятиями Программы, направленными на оздоровление государственных финансов в Республике Башкортостан, осуществляется в виде дотаций из федерального бюджета в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации выбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе. Среди поставщиков оборудования предпочтение отдается отечественным производителям. Заказы на выполнение мероприятий Программы размещаются государственным заказчиком в организациях Республики Башкортостан посредством заключения государственных контрактов (договоров) по результатам конкурсов.
    Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы и государственные заказчики Программы.
    Государственные заказчики на договорной основе передают часть своих функций по управлению реализацией Программы Правительству Республики Башкортостан.
    Для выполнения оперативных функций по реализации Программы создана ее исполнительная дирекция. Функции по оперативному управлению реализацией Программы, передаваемые исполнительной дирекции, определены в ее уставе.
 

VI. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    В соответствии с целями Программы за период ее реализации будет создана база для дальнейшей реализации стратегических направлений развития Республики Башкортостан в сфере модернизации промышленности и сельского хозяйства, реформирования социальной сферы, обеспечено плавное вхождение Республики Башкортостан в бюджетное правовое пространство России.
    Перечень мероприятий Программы включает в себя инвестиционные и комплексные социальные мероприятия, непосредственно реализуемые на объектах производственной и непроизводственной сферы. Кроме этого, реализация Программы позволит косвенно задействовать хозяйствующие субъекты Республики Башкортостан и других регионов России, в первую очередь поставщиков оборудования, материалов, комплектующих и услуг, а также строительные организации.
    В результате выполнения Программы будет достигнут качественно новый уровень развития экономики и социальной сферы Республики Башкортостан, обеспечивающий устойчивое ее развитие в рамках законодательства Российской Федерации.
    Повышение уровня жизни населения станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом развитии. Валовый региональный продукт в 2007 году составит более 134,6 процента к уровню 2002 года. Такие темпы роста будут обеспечены за счет развития приоритетных отраслей экономики Республики Башкортостан, обеспечивающих ее конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ.
    За время реализации Программы будут осуществлены такие крупные и социально значимые проекты и мероприятия, как:
    освоение месторождений Западной Сибири с доведением объемов добычи нефти до 2,1 млн. тонн в год;
    введение в действие комплекса по производству 230 тыс. тонн терефталевой кислоты, 120 тыс. тонн полиэтилентерефталата, 60,6 тыс. тонн полиэфирных волокон в год;
    техническое перевооружение нефтехимических предприятий с доведением производства поливинилхлорида до 250 тыс. тонн и каустической соды до 280 тыс. тонн в год;
    организация производства этилбензолстирола в объеме 200 тыс. тонн и полиэтилена в объеме 120 тыс. тонн в год;
    расширение производства на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе с введением мощностей по производству 288 тыс. тонн алкилата и переработке 4 млн. тонн обессоленной нефти в год;
    организация производства троллейбусов нового поколения мощностью 180 штук в год;
    разработка месторождений медной руды мощностью до 5 млн. тонн в год;
    реконструкция и развитие производства на Белорецком металлургическом заводе;
    строительство крупных комбикормовых заводов и предприятий по производству мясной и молочной продукции.
    Будет построено и реконструировано 79 школ на 9959 ученических мест и 15 больниц на 1025 коек, 15 амбулаторно-поликлинических учреждений, 22 клуба, 34 объекта физкультуры и спорта.
    Уровень бедности за время реализации Программы сократится до 8,3 процента населения Республики Башкортостан.
    Программа содержит специальные экологические мероприятия, реализация которых позволит удерживать уровень антропогенного воздействия на природную среду в пределах допустимого.
 

Оценка эффективности Программы

 
    Для оценки эффективности Программы используются следующие основные показатели:
    валовый региональный продукт и объем промышленного производства;
    бюджетная эффективность;
    коммерческая (финансовая) эффективность;
    социальная эффективность;
    эффективность вложения средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
    Прирост основных экономических параметров в результате реализации мероприятий Программы приводится в приложении N 5.
    Увеличение налоговых поступлений в бюджеты обусловлено не только бюджетной эффективностью мероприятий Программы, но и увеличением загрузки строительных организаций, привлекаемых для выполнения строительно-монтажных работ в рамках Программы, и предприятий-смежников.
    При общих вложениях средств федерального бюджета в реализацию Программы в размере 25 442,5 млн. рублей бюджетная эффективность в 2007 году составит 16 432,7 млн. рублей, или 65 копеек на 1 рубль вложений. Эффективность расходования средств федерального бюджета приводится в приложении N 6.
    При общих вложениях средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан в реализацию Программы в размере 24 519,8 млн. рублей бюджетная эффективность в 2007 году составит 10 512,1 млн. рублей, или 43 копейки на 1 рубль вложений. Эффективность расходования средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан приводится в приложении N 7.
    В результате реализации Программы организации - участники Программы обеспечат получение 43 877,9 млн. рублей годовой суммарной величины чистой прибыли и амортизационных отчислений.
    Реализация мероприятий Программы позволит создать более 6 тыс. новых рабочих мест и обеспечить занятость более 35,3 тыс. человек. При этом годовой социальный эффект составит 10 010,9 млн. рублей. При средней эффективности вложений, равной 28,8 копейки на 1 рубль, наибольший эффект будет достигнут в отрасли "Транспорт и связь" - около 130 копеек на 1 рубль вложений.
    Показатели эффективности мероприятий Программы приводятся в приложении N 8.
    Показатели эффективности вложения средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Башкортостан в реализацию мероприятий Программы, рассчитанные на 5-летний период (2003-2007 годы), приводятся в приложении N 9.
    В качестве интегральных показателей эффективности вложения бюджетных средств приняты внутренняя норма рентабельности и чистый дисконтированный доход. Расчет показателей производился с учетом Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 21 июня 1999 г. N ВК 477.
 
 
    

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан
до 2007 года"

    

ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ В 2000-2004 ГОДАХ

(процентов)

Показатели 2000 год 2002 год 2003 год 2004 год
Численность населения 2,82 2,83 2,84 2,84
Объем промышленной продукции <*> 2,98 3,15 3,26 3,16
Объем сельскохозяйственной продукции 3,6 4,28 4,59 4,2
Валовый сбор зерновых 3,85 4,32 5,73 4,15
Валовый сбор картофеля 2,1 3,75 3,54 3,76