Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 360. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ РАО "ЕЭС" РОССИИ. РД 153-34.0-03.125-2002 (утв. Распоряжением РАО "ЕЭС РОССИИ" от 23.04.2002 N 28р)

Дата документа23.04.2002
Статус документаДействует
МеткиПоложение · Распоряжение

    

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЕЭС РОССИИ"

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ РАО "ЕЭС" РОССИИ

 

РД 153-34.0-03.125-2002

 

Дата введения 23.04.2002
(распоряжение N 28р)

 
    Разработано Обществом с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз (г. Санкт-Петербург) с участием Департамента Генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и специалистов РАО "ЕЭС России"
    Исполнители А.А. ФЕДРУШКОВ, А.Н. ИСАКОВ, В.В. КУДИН, А.Ю. АНАНЬИНА (ООО "Городской центр экспертиз"),
    В.К. ПАУЛИ, М.И. ЧИЧИНСКИЙ, В.В. ОХОТИН, А.Н. СЕРГЕЕВ, Н.Н. БАЛДИН (РАО "ЕЭС России"),
    В.С. КОТЕЛЬНИКОВ (Госгортехнадзор России)
 
 
 

СОГЛАСОВАНО
с Госгортехнадзором России
14.02.2002 г.
Заместитель начальника
Б.А.КРАСНЫХ

 

УТВЕРЖДЕНО
Российским акционерным
обществом энергетики
и электрификации
"ЕЭС России" 08.04.2002 г.
Председатель Правления
А.Б.ЧУБАЙС

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Настоящее положение является нормативным документом, который определяет состав, структуру, организацию и порядок функционирования системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России" <*>. Оно устанавливает функции, права и ответственность исполнительного аппарата Общества, руководства его филиалов, представительств, дочерних и зависимых акционерных обществ <**> по вопросам производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах структурных подразделений и предприятий РАО "ЕЭС России".
 

1.1. Концепция и стратегические цели политики РАО "ЕЭС России" в области промышленной безопасности

 
    1.1.1. Стратегическими целями РАО "ЕЭС России" в области промышленной безопасности являются:
    - обеспечение уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов Общества, при котором риск возникновения промышленных аварий и инцидентов на этих объектах минимален и соответствует сложившемуся на конкретном этапе научно-технического прогресса уровню развития техники и технологии и состоянию развития общества;
    - достижение уровня промышленной безопасности соответствующего показателям мировых энергетических компаний;
    - создание условий для устойчивого функционирования и развития Общества посредством обеспечения, в том числе и на основе страхования соответствующих промышленных рисков, полной и своевременной компенсации внеплановых потерь, обусловленных производственными неполадками и промышленными авариями.
    


    <*> Далее по тексту - "Общество".
    <**> Далее по тексту - "предприятия".
 
    1.1.2. Достижение, обозначенных в п. 1.1.1, целей осуществляется посредством реализации политики РАО "ЕЭС России" в области промышленной безопасности по следующим основным направлениям:
    - признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников Общества по отношению к результатам производственной деятельности;
    - установление единых требований РАО "ЕЭС России" к организации работ в области промышленной безопасности, основывающихся на мировом опыте энергетических компаний;
    - обеспечение эффективного функционирования системы управления промышленной безопасностью в РАО "ЕЭС России";
    - использование программно-целевых методов для комплексного решения задач в области промышленной безопасности;
    - разработка и внедрение экономических подходов к решению задач в области промышленной безопасности, включая оценку социально-экономической эффективности мероприятий по снижению промышленных рисков;
    - обеспечение информированности персонала РАО "ЕЭС России" о состоянии промышленной безопасности в Обществе.
    1.1.3. Организационная структура РАО "ЕЭС России" представлена в приложении 1.
    Основные термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в приложении 2.
 

1.2. Нормативно-правовая база функционирования системы управления промышленной безопасностью в РАО "ЕЭС России"

 
    1.2.1. Основу нормативно-правовой базы функционирования системы управления промышленной безопасностью РАО "ЕЭС России" составляют Федеральные законы: "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О пожарной безопасности"; "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", "Уголовный кодекс Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации в области промышленной безопасности, нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных по вопросам промышленной безопасности, а также руководящих корпоративных документов РАО "ЕЭС России".
    Перечень основных законодательных и организационных нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности приведен в приложении 3.
    1.2.2. Нормативно-методические и организационные документы, разрабатываемые и принимаемые в РАО "ЕЭС России" по вопросам организации функционирования системы управления промышленной безопасностью, должны обеспечивать выполнение следующих требований - Общество, как субъект промышленной (хозяйственной) деятельности, должно самостоятельно оценивать состояние промышленной безопасности на своих предприятиях, формулировать цели и политику в области промышленной безопасности, разрабатывать и реализовывать способы их достижения, а также осуществлять предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации контрольные функции.
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАО "ЕЭС РОССИИ"

 

2.1. Основные цели и задачи системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России"

 
    2.1.1. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности <*> - один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью РАО "ЕЭС России".
    Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
    Основным принципом производственного контроля является регулярность и плановость проверок опасных производственных объектов РАО "ЕЭС России" руководителями и уполномоченными органами разных уровней управления Общества.
    


    <*> Далее по тексту - "производственный контроль".
 
    Под системой производственного контроля промышленной безопасности (СПК ПБ) РАО "ЕЭС России" понимается совокупность органов управления, сил и средств Общества, обеспечивающих выполнение комплекса мероприятий по контролю за соблюдением требований федерального законодательства, общероссийских норм и правил, а также ведомственной нормативной документации в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах РАО "ЕЭС России".
    2.1.2. Структурная схема системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России" представлена в приложении 4.
    2.1.3. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящим Положением установлены следующие основные задачи, решаемые системой производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России":
    - контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
    - анализ состояния промышленной безопасности в структурных подразделениях и на предприятиях Общества, в том числе путем организации проведения соответствующих проверок и экспертиз;
    - разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
    - разработка, согласование и реализация программ, планов и иных организационно-распорядительных документов на основе результатов анализа состояния промышленной безопасности в структурных подразделениях и на предприятиях Общества;
    - оценка, учет и нормирование основных промышленных рисков РАО "ЕЭС России";
    - координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Общества;
    - обеспечение готовности структурных подразделений и предприятий Общества к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;
    - организация расследования и учета несчастных случаев, инцидентов и аварий на опасных производственных объектах Общества, причин их возникновения и осуществление компенсации, обусловленных ими потерь;
    - организация контроля над своевременным проведением необходимых испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах Общества, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
    - подготовка и аттестация работников служб производственного контроля структурных подразделений и предприятий Общества по вопросам промышленной безопасности;
    - контроль за соблюдением технологической дисциплины в структурных подразделениях и на предприятиях Общества.
    2.1.4. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется:
    - руководителями I уровня управления - непосредственными руководителями работ (начальниками участков, мастерами, механиками, бригадирами и др.);
    - руководителями II уровня управления - начальниками цехов и других производственных подразделений;
    - руководителями III уровня управления - руководящими работниками и специалистами предприятия;
    - руководителями IV уровня управления - руководящими работниками и специалистами аппарата управления акционерного общества, а также главными инженерами-инспекторами Территориального центра "Энерготехнадзора" (ТЦ ЭТН);
    - руководителями V уровня управления - руководящими работниками и специалистами аппарата управления регионального филиала (представительства) РАО "ЕЭС России", а также главными инженерами-инспекторами Регионального предприятия "Энерготехнадзора" (РП ЭТН);
    -руководители VI уровня управления - руководящими работниками и главными специалистами исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", в том числе, Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей (ДГИЭС).
    2.1.5. Первый этап контроля
    Ежедневно в начале работы и в процессе работы руководители I уровня проверяют порядок приемки-сдачи смены, техническое состояние оборудования, инструментов, приспособлений, состояние рабочих мест, соблюдение рабочими требований промышленной безопасности и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, о чем делается запись в оперативном журнале или другом документе.
    Выявленные при проверке нарушения и недостатки должны быть устранены. Нарушения, которые не могут быть устранены персоналом смены, регистрируются в журнале дефектов для последующего принятия мер руководителем структурного подразделения предприятия.
    Ответственность за осуществление первого этапа контроля, наряду с непосредственными участниками контроля по первому этапу, несет их непосредственный руководитель.
    2.1.6. Второй этап контроля
    Ответственность за проведение второго этапа контроля и своевременное устранение выявленных нарушений возлагается на руководителя структурного подразделения (цеха, службы) предприятия.
    Обходы по второму этапу контроля организуются так, чтобы каждое рабочее место контролировалось одним из руководителей структурного подразделения (цеха, службы и т.д.) предприятия - не реже одного раза в месяц.
    При обходе рабочих мест проверяется:
    - выполнение персоналом правил, производственных и должностных инструкций, поддержания установленного режима работы оборудования;
    - соблюдение персоналом порядка приемки-сдачи смены, ведения оперативной документации, производственной и трудовой дисциплины;
    - своевременное выявление персоналом имеющихся дефектов и неполадок в работе оборудования и оперативного принятия мер к их устранению;
    - правильность применения установленной нарядно-допускной системы при выполнении ремонтных и специальных работ;
    - поддержание персоналом гигиены труда на рабочих местах;
    - исправность и наличие на рабочих местах приспособлений и средств по производственной безопасности.
    Каждый руководитель структурного подразделения предприятия должен посещать не менее одного рабочего места в неделю.
    Результаты каждого обхода рабочего места должны оформляться записью в оперативном журнале или другом документе, который находится на проверяемом рабочем месте и используется при принятии соответствующих решений.
    2.1.7. Третий этап контроля
    Обходы по третьему этапу организуются так, чтобы каждое рабочее место контролировалось одним из руководителей не реже одного раза в полугодие.
    Руководящие работники и специалисты предприятия при посещении рабочих мест по своим основным функциям обязаны проверять состояние промышленной безопасности и условий труда на объектах, принимать необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывать руководителям подразделений практическую помощь в их работе.
    Каждый руководитель (специалист) предприятия должен посещать не менее одного рабочего места в месяц.
    Проверка проводится в объеме второго этапа с одновременной оценкой организации работы по первому и второму этапам контроля.
    Результаты проверок по третьему этапу оформляются записью в оперативном журнале (другом документе, находящемся на рабочем месте), или же оформляются приказом (распоряжением) и обсуждаются на производственном совещании предприятия.
    2.1.8. Четвертый этап контроля
    Руководящие работники и специалисты аппарата управления АО-энерго не реже одного раза в полугодие осуществляют выборочную проверку организации работы по промышленной безопасности, принимают необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывают руководителям предприятий практическую помощь в решении вопросов по промышленной безопасности.
    Объем проверок и оформление их результатов соответствует третьему этапу.
    Проверки осуществляются совместно с главными инженерами-инспекторами Территориального центра "Энерготехнадзора", руководителями и специалистами предприятия.
    2.1.9. Пятый этап контроля
    Руководящие работники и специалисты аппарата управления регионального филиала (представительства) не реже одного раза в полугодие осуществляют выборочную проверку организации работы по промышленной безопасности, принимают необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывают руководителям предприятий и акционерных обществ практическую помощь в решении вопросов по промышленной безопасности.
    Объем проверок и оформление их результатов соответствует третьему этапу.
    Проверки осуществляются совместно с главными инженерами-инспекторами Регионального предприятия "Энерготехнадзора", руководителями и специалистами акционерного общества.
    2.1.10. Шестой этап контроля
    Руководящие работники и специалисты исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", руководящие работники и специалисты ДГИЭС ежегодно перед прохождением осенне-зимнего максимума нагрузок дают оценку возможности надежного производства и передачи энергии потребителям, а также проводят мероприятия по выявлению и устранению недостатков, снижающих устойчивость работы энергопредприятия или энергосистемы.
    Для проверки приказом по РАО "ЕЭС России" назначается комиссия под председательством представителя Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей. В состав комиссии включаются руководители и специалисты проверяемых энергопредприятий, ТЦ и РП "Энерготехнадзор", филиалов (представительств), а также представители департаментов РАО "ЕЭС России" (по согласованию). Проверка оформляется актом установленной формы.
    В целях использования всех возможностей эффективного воздействия на качество эксплуатации и надежность работы энергетического хозяйства не менее двух раз в месяц проводятся отраслевые тематические селекторные совещания.