Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 364. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 (ред. от 23.12.2005 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

Дата документа04.02.2003
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Правила
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2003 г. N 4314
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 4 февраля 2003 г. N 11

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

 

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)

 
    В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) приказываю:
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
    1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".
    2. Признать утратившими силу:
    Приказ Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 1999 г., регистрационный N 1778);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1999 г., регистрационный N 1854);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 14 сентября 1999 г. N 53 "О введении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30.12.98 N 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 1999 г., регистрационный N 1918);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 12 ноября 1999 г. N 105 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2000 г., регистрационный N 2069).
    Пункт 3 - Исключен.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
 

Министр
С.ФРАНК

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минтранса России
от 4 февраля 2003 г. N 11

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

 

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. В целях настоящих федеральных авиационных правил применяются следующие основные термины, определения и сокращения:
    Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <*> (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).
    


    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.
 
    Аэропорт базирования - аэропорт, заявляемый при обязательной сертификации в качестве постоянного места базирования воздушных судов заявителя (эксплуатанта), имеющий обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.
    Инспекционная проверка объекта ГА - оценка соответствия заявителя (эксплуатанта), осуществляемая с целью установления соответствия заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям.
    Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что эксплуатант продолжает соответствовать сертификационным требованиям, подтвержденным при сертификации.
    Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения процедур сертификации и инспектирования эксплуатантов в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации.
    Испытательная лаборатория (центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
    Комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта) (далее - комплексное заключение) - заключение органа по сертификации эксплуатантов, составленное по результатам обязательной сертификации и содержащее оценку соответствия заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям.
    Необходимая документация - документы, представляемые заявителем (эксплуатантом) в орган по сертификации эксплуатантов в качестве приложения к заявке, включающие заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также данные по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию, документы, используемые заявителем (эксплуатантом) при организации, производстве и обеспечении полетов, которые в соответствии с требованиями настоящих Федеральных авиационных правил (далее - Правила) являются объектом контроля органа по сертификации эксплуатантов.
    Орган по сертификации эксплуатантов (далее - орган по сертификации) - организация, проводящая сертификацию эксплуатантов гражданской авиации.
    Пономерная документация - документация, предназначенная для оформления годности каждого воздушного судна к полетам, учета наработки и технического состояния воздушного судна (двигателя, комплектующего изделия), которая действительна только для данного экземпляра авиационной техники, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером.
    Сертификат соответствия (далее - сертификат эксплуатанта) - документ, выданный по правилам Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям (приложение N 1 к настоящим Правилам).
    Условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов - комплекс условий, подлежащих обязательному выполнению эксплуатантом, включающий в себя элементы организационно-штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов.
    Участники обязательной сертификации в ССГА - специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, Центральный орган Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, органы по сертификации, центры по сертификации, испытательные лаборатории (центры), заявители.
    Центр по сертификации эксплуатантов (далее - центр по сертификации) - аккредитованная в установленном порядке организация, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, проводящая по поручению органа по сертификации оценку соответствия заявителей (эксплуатантов) требованиям нормативных документов.
    Центральный орган Системы сертификации в гражданской авиации - орган, возглавляющий ССГА.
    Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
    Эксплуатационные спецификации - приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов (приложение N 2 к настоящим Правилам).
    2. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают сертификационные требования для эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и процедуры сертификации заявителя, продления срока действия сертификата эксплуатанта и внесения изменений в условия эксплуатации и/или обеспечения полетов воздушных судов.
    3. Сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет.
    Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.
    4. Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего сертификата эксплуатанта, не допускается.
    Эксплуатация гражданского воздушного судна для выполнения полетов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях.
    5. Эксплуатанты при наличии других объектов, подлежащих обязательной сертификации, проходят сертификацию в соответствующих органах по сертификации объектов гражданской авиации Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА). Сведения о наличии сертификатов указываются в заявке на сертификацию эксплуатанта, необходимой документации и в эксплуатационных спецификациях.
    По просьбе заявителя сертификация объектов, подлежащих обязательной сертификации, может быть совмещена с сертификацией эксплуатанта. В этом случае порядок деятельности соответствующих органов по сертификации определяет Центральный орган ССГА.
    6. Каждому эксплуатанту выдается подлинный экземпляр сертификата эксплуатанта.
    Копия сертификата эксплуатанта хранится в органе по сертификации. Копия сертификата эксплуатанта, являющаяся судовым документом, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью в установленном порядке.
 

II. ОБЩИЕ СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
    7. Заявитель (эксплуатант) имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.
    8. Заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.
    В качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.
    Воздушные суда эксплуатанта оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет необходимую квалификацию и подготовку.
    9. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, оперативного управления и контроля полетов воздушных судов, подготовки авиационного персонала.
    Требования к производственной базе и ее оборудованию определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.
    Заявитель (эксплуатант) обеспечивает выполнение работ по оценке оформления пономерной документации.
    10. Заявитель (эксплуатант) подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала.
    11. Заявитель (эксплуатант) организует и осуществляет обеспечение полетов в установленном порядке.
    12. Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов:
    техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;
    обработка и анализ полетной информации, в том числе в оперативном режиме с передачей результатов, включая координатную информацию эксплуатанту в реальном масштабе времени;
    обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ;
    медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала;
    организация воздушного движения;
    штурманское и аэронавигационное обеспечение;
    обеспечение горюче-смазочными материалами;
    подготовка персонала;
    услуги по обеспечению полетов службами аэропортов, включая:
    обеспечение авиационной безопасности;
    обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;
    обеспечение посадки и взлета;
    обслуживание пассажиров, грузов и почты;
    поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;
    метеорологическое обеспечение.
    13. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.
    14. Положения руководства по производству полетов, руководства по организации технического обслуживания и руководства по качеству эксплуатанта должны:
    соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям и правилам любого другого государства, в воздушном пространстве которого планируются полеты;
    содержать полные и подробные описания процедур организации, производства, обеспечения полетов и технической эксплуатации воздушных судов;
    регламентировать деятельность авиационного персонала эксплуатанта.
    Инструктивные материалы руководств излагаются четко, ясно и не должны допускать двойного толкования.
    Положения других документов эксплуатанта, не представляемых в орган по сертификации для рассмотрения, не должны противоречить требованиям названных руководств.
    15. В руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству вносятся изменения и дополнения при:
    изменении условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов;
    введении в действие в области гражданской авиации новых нормативных актов либо внесении изменений в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность гражданской авиации.
    Эксплуатант включает в руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания необходимые дополнения по требованию органа по сертификации.
    16. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и своевременно доводит требования положений руководств (в том числе при внесении изменений и дополнений) до персонала эксплуатанта для их изучения и принятия к исполнению.
    Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие на борту воздушного судна необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном воздушном судне.
    17. Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру заявителя (эксплуатанта), включает:
    летную службу;
    инженерно-авиационную службу;
    производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров);
    инспекцию по безопасности полетов;
    службу авиационной безопасности;
    службу организации перевозок и/или авиационных работ;
    службу бортпроводников;
    медицинскую службу;
    службу аэронавигационной информации;
    службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).
    Положение о службе, осуществляющей обеспечение оперативного контроля за производством полетов воздушных судов, и должностные инструкции персонала разрабатываются эксплуатантом и являются составной частью руководства по производству полетов.
    Допускается обеспечение мер авиационной безопасности на договорной основе с сертифицированной организацией при отсутствии в структуре эксплуатанта службы авиационной безопасности.
    Допускается организация медицинского обеспечения на договорной основе с сертифицированной организацией при наличии в штате эксплуатанта врача, осуществляющего контроль соблюдения медицинского обеспечения полетов и санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации.
    Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих для коммерческих пассажирских перевозок и/или для выполнения авиационных работ воздушные суда, на которых в соответствии с руководствами по летной эксплуатации типов воздушных судов разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников или грузов без бортоператоров.
    Эксплуатант имеет службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями.
    Эксплуатант обеспечивает использование ИСВТ для информационной поддержки процедур сертификации.
    18. Эксплуатант принимает на работу руководящий персонал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
    Эксплуатант предусматривает в штате должности руководящего персонала, ответственного за:
    соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов;
    соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
    обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов;
    организационное обеспечение перевозок и/или авиационных работ;
    обеспечение авиационной безопасности;
    организацию обеспечения безопасности полетов;
    управление качеством.
    19. При проведении работ по сертификации орган по сертификации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям) должностных лиц, занимающих следующие (равнозначные им по функциям) должности:
    руководитель;
    заместитель руководителя по организации летной работы;
    заместитель руководителя по инженерно-авиационному обеспечению;
    заместитель руководителя по качеству;
    руководитель летного подразделения;
    главный (старший) штурман, отвечающий за организацию штурманского и аэронавигационного обеспечения полетов;
    заместитель руководителя (начальник инспекции) по обеспечению безопасности полетов;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
    заместитель руководителя по авиационной безопасности;
    заместитель руководителя (сотрудник), ответственный за организацию перевозок и/или авиационных работ;
    сотрудник, ответственный за обеспечение оперативного контроля, организации, планирования и выполнения полетов;
    руководитель авиационно-учебного центра (при наличии у эксплуатанта авиационно-учебного центра);
    руководители других служб и подразделений, выполняющих функции по организации, производству и обеспечению полетов, связанные с обеспечением безопасности полетов.
    Если в структуре эксплуатанта имеются должностные лица, в подчинении которых находится вышеуказанный руководящий персонал, то эти должностные лица также рассматриваются органом по сертификации на соответствие установленным квалификационным требованиям.
    Должностные инструкции указанных руководителей (специалистов) приводятся в руководстве по производству полетов.
    Эксплуатант в течение 10 дней с момента назначения нового лица на любую из вышеперечисленных должностей уведомляет орган по сертификации.