Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 352. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 24.11.97 N С-1360у "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ И ПРАВИЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ"

Дата документа24.11.1997
Статус документаДействует
МеткиУказания · Нормы · Правила

    

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗАНИЕ
от 24 ноября 1997 г. N С-1360у

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ И ПРАВИЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 
    Министерство путей сообщения приказывает:
    1. Утвердить Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог.
    2. Ввести в действие Нормы... с 1 мая 1998 года.
    3. Считать не действующими Нормы отвода земель для железных дорог (СН 468-74).
 

Заместитель Министра
В.Т.СЕМЕНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Указанием МПС РФ
от 24 ноября 1997 г. N С-1360у

 

ОТРАСЛЕВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

ОСН 3.02.01-97

 

Дата введения в действие 1 мая 1998 г.

 
    Взамен СН 468-74
 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Нормы и правила устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации.
    1.2. В полосу отвода железных дорог (далее - полоса отвода) входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями (к ним относятся земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно-бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).
    1.3. Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
    В целом ширина земельных участков полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.
    1.4. При проектировании новых железных дорог, дополнительных главных путей, усиления существующих железных дорог, производственных зданий и сооружений, жилых поселков и других объектов железнодорожного транспорта в районах сельскохозяйственного производства необходимо учитывать стоимость земли и ставки земельного налога и принимать решения, обеспечивающие максимальную экономию площадей сельскохозяйственных земель, отводимых для строительства (сооружение насыпи в подпорных стенках или сооружение эстакады, замена водоотводных канав лотками).
    1.5. Размещение железных дорог и объектов железнодорожного транспорта на особо ценных землях (орошаемые и осушенные земли, пашни, земельные участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, водоохранными, защитными и другими лесами первой группы), а также на землях особо охраняемых территорий, имеющих культурное или научное значение <*>, допускается лишь в исключительных случаях.
    


    <*> К этим землям относятся земли природно-заповедного фонда, земли дендрологических, ботанических и зоологических парков, земли средозащитного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
 
    1.6. Земельные участки для строительства отдельных объектов железнодорожного транспорта и жилых поселков следует выбирать на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, либо на сельскохозяйственных угодьях худшего качества, имея в виду использование этих земель и в тех случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальных инженерных мероприятий.
    Размещение объектов на землях лесного фонда Российской Федерации следует производить преимущественно на участках, не покрытых лесом (вырубки, гари, редины, прогалины), или на участках, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.
    Линии связи, электропередачи и прочих коммуникаций, выходящие за пределы полосы отвода железной дороги, должны размещаться, как правило, по границам полей севооборотов, вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.
    1.7. Размеры земельных участков для строительства промышленных предприятий, жилых поселков и отдельных объектов железнодорожного транспорта должны приниматься минимально необходимыми с соблюдением норм плотности застройки.
    1.8. Выбор земельных участков для строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должен быть подтвержден тщательными технико-экономическими расчетами целесообразности их использования, на основании рассмотрения вариантов их возможного размещения с учетом наиболее рационального использования земель: платы за их приобретение (в необходимых случаях), земельного налога и возмещения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производств, связанных с изъятием угодий, а также с учетом наименьших объемов природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
    1.9. Размеры земельных участков зон специального охранного назначения определяют рельеф и особые природные условия местности, необходимость создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, необходимость поэтапного развития в будущем железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов железнодорожного транспорта.
    1.10. Во временное пользование на условиях аренды предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта отводятся земельные участки, необходимые на период строительства новых железных дорог, переустройства и усиления эксплуатируемых железных дорог для размещения стройплощадок, механизированных и звеносборочных баз, карьеров малой мощности, складов строительных материалов, временных подъездных путей и автомобильных дорог, поселков строительных организаций, временных технических зданий и различных устройств, определенных в проекте организации строительства.
    Сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда, предоставленные во временное пользование, по истечение срока пользования должны быть приведены в состояние, пригодное для использования их по назначению.
    1.11. При проектировании объектов железнодорожного транспорта должны быть приняты решения, исключающие при строительстве и эксплуатации этих объектов загрязнение производственными отходами и сточными водами сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда.
    1.12. Размеры земельных участков полосы отвода железных дорог определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций.
    1.13. Площади отводимых земельных участков в постоянное и временное пользование должны предоставляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами строительства и ремонта объектов железнодорожного транспорта, а отвод участков должен производиться с учетом очередности их освоения.
 

2. Нормы и правила проектирования полосы отвода железных дорог нормальной колеи

 

2.1. Земляное полотно на перегонах

 
    2.1.1. Ширину земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна железнодорожных путей, следует определять в соответствии с правилами проектирования земляного полотна действующего нормативного документа "Железные дороги колеи 1520 мм".
    2.1.2. Ширину земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), следует устанавливать по таблице 2.1.1. для насыпей высотою до 12 м и по таблице 2.1.2 для выемок глубиной до 12 м.
 
 

Таблица 2.1.1.

 

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 м

 

м

 

Высота насыпи Железные дороги
I, II и III категории проектирования IV категория проектирования
при поперечном уклоне местности
до 1:25 до 1:10 до 1:5 до 1:25 до 1:10 до 1:5
1 24 21 23 23 20 22
2 27 24 26 26 23 25
3 21 27 29 20 26 28
4 24 30 33 23 29 32
5 27 33 37 26 32 36
6 30 37 41 29 36 40
7 34 40 45 33 39 44
8 38 44 49 37 43 48
9 41 48 - 40 47 -
10 45 52 - 44 51 -
11 48 - - 47 - -
12 52 - - 51 - -

 
    

Таблица 2.1.2.

 

Ширина земельных участков для выемок глубиной до 12 м

 

м

 

Глубина выемки Железные дороги
I, II и III категории проектирования IV категории проектирования
при поперечном уклоне местности
до 1:10 до 1:5 до 1:3 до 1:10 до 1:5 до 1:3
1 26 29 34 25 28 33
2 29 32 38 28 31 37
3 32 35 42 31 34 41
4 35 38 46 34 37 45
5 38 41 50 37 40 49
6 41 45 54 40 44 53
7 44 48 - 43 47 -
8 47 50 - 46 49 -
9 50 - - 49 - -
10 54 - - 53 - -
11 57 - - 56 - -
12 60 - - 59 - -

 
    Примечания к таблицам 2.1.1 и 2.1.2:
    1. Ширина земельных участков, установленная в таблицах, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена 2 м, от бровок водоотводных канав - 1 м.
    2. Ширина земельных участков предназначена для размещения однопутных насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: глинистые, крупнообломочные с глинистым заполнителем, скальные выветривающиеся, пески недренирующие, мелкие и пылеватые.
    Для размещения насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: скальные слабовыветривающиеся, крупнообломочные с песчаным заполнителем, пески дренирующие, ширина полос отвода, установленная в таблицах, может быть уменьшена на 1 м.
    3. Ширина земельных участков предназначена для земляного полотна с крутизной откосов:
    насыпей в верхней части высотой до 6 м - 1:1,5;
    насыпей в нижней части от 6 до 12 м - 1:1,75;
    выемок с высотой откосов до 12 м - 1:1,5.
    При проектировании земляного полотна с другой крутизной откосов ширина земельных участков устанавливается в проекте.
    4. При размещении железных дорог I и II категории на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем второго (дополнительного) пути, ширину земельных участков допускается устанавливать на 4 м больше размеров, приведенных в таблицах.
    При размещении железных дорог I и II категории на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в зону специального охранного назначения, в пределах которой не допускается постройка капитальных зданий и сооружений, а также посадка многолетних культур.
    5. Ширина земельных участков устанавливается сразу под два пути для участков железных дорог I и II категории, располагаемых в выемках глубиной более 6 м при скальных грунтах, а также располагаемых на крутых косогорах и на прижимах рек, независимо от высоты откоса.
    2.1.3. Ширина земельных участков полосы отвода устанавливается в проекте, когда высота насыпей и глубина выемок больше приведенных в таблицах, конфигурация земляного полотна отличается от типовых поперечных профилей, а также в случаях холмистого и горного рельефа, слабых грунтов, залегающих в основании насыпи, особых условий сооружения земляного полотна.
    Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна на перегонах, устанавливается в проекте при проектировании его в следующих случаях на участках:
    где высота насыпей и глубина выемок составляют более 12 м;
    при устройстве земляного полотна с крутизной откосов, отличающейся от данных, приведенных в примечании 3 к таблицам 2.1.1. и 2.1.2.;
    при расположении насыпей на косогорах круче 1:5, выемок на косогорах круче 1:3 и независимо от крутизны на неустойчивых и оползневых косогорах;
    при расположении насыпей на слабых основаниях и насыпей, возводимых с запасом на осадку;
    при пересечении затопляемыми и подтопляемыми насыпями, в том числе фильтрующими, глубоких оврагов, речных пойм, староречий, мелких озер;
    при возведении насыпей на болотах и марях, а также на мокрых основаниях с выходами ключей;
    при расположении земляного полотна в местах с развитием (или возможным развитием) обвалов, осыпей, каменных россыпей (курумов), снежных лавин, селей, карстовых полостей, оврагов, пучин;
    при устройстве выемок глубиной более 2 м в глинистых грунтах, в мелких и пылеватых песках и в легковыветривающихся скальных грунтах;
    при устройстве выемок в переувлажненных грунтах, а также вскрывающих водоносные горизонты;
    при устройстве выемок в массивах с залеганием пластов осадочных горных пород или отдельных плоскостей изверженных горных пород с уклоном в сторону пути круче 1:3;
    при устройстве земляного полотна в районах вечной мерзлоты, сейсмических районах и районах распространения подвижных песков;
    при возведении насыпей или разработке выемок методами гидромеханизации, а также разработке выемок взрывами на выброс.
    Ширина полосы отвода может быть определена при помощи ЭВМ по программе, учитывающей конфигурацию земляного полотна, рельеф и особые природные условия местности и экономические факторы <1>.
    2.1.4. Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна на перегонах, устанавливается в проекте с учетом следующих местных условий и правил:
    2.1.4.1. При необходимости закладки резервов <2> для возведения насыпей, они, как правило, должны располагаться с нагорной стороны.
    


    <1> Разработана в Уральской государственной академии путей сообщения, г. Екатеринбург.
    <2> Закладка резервов для возведения насыпей и отсыпка кавальеров при разработке выемок допускается только на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства.
 
    При возведении высоких насыпей, а также на местности с небольшим поперечным уклоном (до 1:10), резервы могут располагаться с обеих сторон.
    Ширина и глубина резервов проектируются, исходя из потребностей в объемах грунта для возведения насыпей и обеспечения нормального водоотвода.
    2.1.4.2. Размеры ширины резервов поверху, влияющие на ширину земельных участков, отводимых для сооружения насыпей на перегонах, в зависимости от глубины и площади поперечного сечения (фактически объем потребного грунта на 1 пог.м насыпи) резерва следует принимать по данным таблиц 2.1.3 и 2.1.4.
    При односкатном резерве (рис.1), поперечном уклоне i=0,02 и откосах с крутизной со стороны железнодорожного пути 1:1,5, с полевой стороны 1:1