Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 821. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ"

Дата документа31.12.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2005 г. N 865

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2002, N 7, ст. 700; 2004, N 31, ст. 3268; N 44, ст. 4362; 2005, N 44, ст. 4560).
    2. Установить, что:
    а) мероприятия, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", и мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" осуществляются в 2006 году на основании показателей ведомственной и функциональной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденных для этих подпрограмм и мероприятий Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год";
    б) мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
    в) мероприятия по финансированию завершения строительства, реконструкции или модернизации объектов, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
    г) мероприятия по исполнению обязательств по компенсации в случае рождения (усыновления) ребенка части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, осуществляются в рамках соответствующей подпрограммы за счет средств, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на втором этапе.
    3. Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
    4. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
    5. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию проектов в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
    6. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представить до 15 марта 2006 г. в установленном порядке проекты актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
    7. Признать утратившими силу с 1 января 2006 г.:
    постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4622);
    постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 331);
    постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N 325 "О подпрограмме "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1998);
    постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3386);
    постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2002 г. N 760 "О подпрограмме "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 42, ст. 4155);
    постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 г. N 285 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1913);
    постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4676);
    пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3171).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2005 г. N 865

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

 
    Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы изложить в следующей редакции:
 

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

Паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения - распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р,
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 1183-р,
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865
Государственный заказчик-координатор - Министерство регионального развития Российской Федерации
Государственный заказчик - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Кроме того, в части мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых, государственными заказчиками являются:
    федеральные органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Российская академия наук, в том числе Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения Российской академии наук, Российская академия медицинских наук, в том числе Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, в том числе Дальневосточное и Сибирское отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Отделение Российской академии сельскохозяйственных наук по Нечерноземной зоне России
Основные разработчики Программы - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города"
Цели и задачи Программы - основная цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
    Основными задачами Программы являются:
    создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
    создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
    обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями
Важнейшие целевые индикаторы и показатели - годовой объем ввода жилья - в 2010 году 80 млн. кв. м общей площади жилья;
  объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам - в 2010 году на сумму 415 млрд. рублей;
    количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия:
    2002-2010 годы - 229,1 тыс. семей, в том числе:
    2002-2005 годы - 96,8 тыс. семей;
    2006-2010 годы - 132,3 тыс. семей;
    количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета:
    2002-2010 годы - 295,7 тыс. семей,
    в том числе:
    2003-2005 годы - 114 тыс. семей;
    2006-2010 годы - 181,7 тыс. семей
Сроки и этапы реализации Программы - 2002-2010 годы:
  I этап - 2002-2005 годы;
  II этап - 2006-2010 годы,
    в том числе стадии реализации II этапа:
    1-я стадия - 2006-2007 годы,
    2-я стадия - 2008-2010 годы
Перечень подпрограмм - I этап реализации Программы:
    подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы;
    подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
    подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
    подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
    подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
    подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
    подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
    мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
    мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых
    II этап реализации Программы:
    подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
    подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
    подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
    подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
    мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
    Кроме того, на II этапе осуществляются мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы в 2002-2010 годах за счет средств федерального бюджета составит 298,8 млрд. рублей.
    В 2006-2010 годах общий объем финансирования Программы составит:
    за счет всех источников финансирования - 902,4 млрд. рублей,
    в том числе за счет средств федерального бюджета - 239,8 млрд. рублей (из них на управление Программой - 409,4 млн. рублей);
    за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 93,2 млрд. рублей;
    за счет средств частных инвесторов и кредиторов - 470,4 млрд. рублей;
    за счет собственных и заемных средств граждан (молодых семей) - 99 млрд. рублей.
    Кроме того, в качестве механизмов реализации мероприятий Программы планируется предоставление государственных гарантий Российской Федерации:
    по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования в размере 138 млрд. рублей,
    в том числе:
    в 2006 году - 14 млрд. рублей;
    в 2007 году - 16 млрд. рублей;
    в 2008 году - 28 млрд. рублей;
    в 2009 году - 36 млрд. рублей;
    в 2010 году - 44 млрд. рублей;
    по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в размере 68,1 млрд. рублей,
    в том числе:
    в 2006 году - 12,5 млрд. рублей;
    в 2007 году - 17,5 млрд. рублей;
    в 2008 году - 18,6 млрд. рублей;
    в 2009 году - 19,5 млрд. рублей.
    Объемы государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации.
    Вне рамок Программы предусмотрены расходы федерального бюджета на 2006 год на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в размере 1,7 млрд. рублей и расходы на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в размере 3,7 млрд. рублей.
    Кроме того, в 2006-2010 годах будут предоставлены государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в размере 68,1 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности - реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 20 кв. м на человека до 21,7 кв. м);
  повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2004 году - 3,9 года);
  увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - с 9 до 30 процентов; увеличение годового объема ввода жилья с 41,2 млн. кв. м общей площади жилья до 80 млн. кв. м;
    увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам с 20 млрд. рублей до 415 млрд. рублей;
    снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 20 лет до 5-7 лет;
    содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 годах 181,7 тыс. молодых семей;
    улучшение жилищных условий в 2006-2010 годах за счет средств федерального бюджета более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
    повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг;
    повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);
    совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
    создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе

    

Введение

 
    В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
    За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
    Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
    Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
    Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
    В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
    Второй этап реализации Программы (2006-2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
 

I. Основные итоги первого этапа реализации Программы

 
    На первом этапе реализации Программы (2002-2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
    подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
    подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
    подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
    подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
    подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
    подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
    подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
    мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
    мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
    За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) в размере 13,7 млрд. рублей.
    Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на первом этапе реализации Программы приведены в приложении N 1.
    Результаты обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации на первом этапе реализации Программы по соответствующим подпрограммам и мероприятиям приведены в приложении N 2.
    В целом за 2002-2005 годы:
    за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;
    удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год);
    показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);
    повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
    Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.
    В рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" за счет всех источников финансирования удалось:
    построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
    ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч;
    построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.
    Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
    В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.
    Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
    Общее количество молодых семей участников подпрограммы, которым предоставлены субсидии в 2003-2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13700.
    Наиболее эффективно подпрограмма реализовывалась в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
    Вместе с тем в 2002-2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
    среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
    износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
    Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
    недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 годом;
    недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
    отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам;
    отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
    недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
    недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
    Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" стало то, что при недостаточности бюджетных средств (для ликвидации ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации необходимо вложить в строительство нового жилья не менее 1 трлн. рублей) не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций. За 2002-2004 годы объем финансирования за счет всех источников составил 12,02 млрд. рублей, из них 2,8 млрд. рублей (23 процента) - средства федерального бюджета, 6,5 млрд. рублей (55 процентов) - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля внебюджетных источников составила лишь 2,7 млрд. рублей (22 процента).
    Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
    Задача создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства и привлечения в отрасль частных инвестиций, которая во многом определила содержание подпрограммы, была в основном решена с принятием федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. В этих условиях модификация подпрограммы даст возможность существенно повысить ее эффективность.
    В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ достигнутых результатов выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.
    Основной проблемой реализации подпрограмм "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", а также мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" стала недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и механизмов выполнения государственных обязательств Российской Федерации перед гражданами - участниками различных подпрограмм.
    Финансирование государственных обязательств в рамках указанных подпрограмм за 2002-2004 годы составило 3,9 процента суммы, необходимой для полного выполнения обязательств. При этом ежегодно обеспечивалось жильем лишь около 1,3 процента граждан из числа указанных категорий.
    Модификация Программы и ее подпрограмм на втором этапе реализации (в 2006-2010 годы) обусловлена необходимостью:
    стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства;
    повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;
    стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
    более эффективного исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
 

II. Характеристика проблемы

 
    Проведенные в 1991-2005 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
    Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990-2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.
    По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.
    Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частичными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2003 году составила более 71,3 процента, из них индивидуальными застройщиками - 39,2 процента.
    В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам и займам увеличился за 2002-2004 годы с 3,6 млрд. рублей до 25-30 млрд. рублей, то есть более чем в 7 раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2005 г. составила 54,4 млрд. рублей.
    В 2002-2005 годах Агентство рефинансировало свыше 24000 ипотечных кредитов и займов в 80 субъектах Российской Федерации на сумму 10,55 млрд. рублей.
    Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2004 году составила более 13 процентов семей, общая сумма начисленных субсидий - 35 млрд. рублей.
    Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
    Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.
    Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
    В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.
    Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
    Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
    Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
    Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.
    Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2004 года 268,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд. рублей.
    Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
    Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством на начало 2005 года имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тыс. граждан (из них ветераны и инвалиды - 306 тыс. человек, граждане, относящиеся к иным категориям, - 708 тыс. человек), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.
    Необходимо уточнить действующие обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и сформировать единые принципы и механизмы оказания им поддержки за счет средств федерального бюджета.
    Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, а в дальнейшем - в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700, которая входила с состав Программы на первом этапе ее реализации.
    В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.
    Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления.
    Проблемы переходного периода требуют от федерального центра совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
    Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
    входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
    носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
    не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;
    носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
 

III. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации

 
    Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
    Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
    Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
    Основными задачами Программы являются:
    создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
    создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
    обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
    Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
    развитие жилищного строительства;
    совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
    развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
    исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
    Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
    формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
    развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
    развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
    обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
    модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
    комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
    создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.
    Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
    создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе;
    разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;
    развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
    совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
    финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
    создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
    развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
    прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;
    совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.
    Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:
    обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;
    создать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
    совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
    развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и другие);
    совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
    В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:
    конкретизировать государственные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;
    повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств;
    оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования на региональном и муниципальном уровнях системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
    обеспечить сокращение сроков предоставления жилых помещений социального использования.
    Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006-2010 годах) будут выполняться в две стадии:
    2006-2007 годы - первая стадия;
    2008-2010 годы - вторая стадия.
    На первой стадии мероприятия Программы и ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Ведется подготовка документа. Ожидайте