Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ТАРИФОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА"

Дата документа28.12.2000
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методические рекомендации

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

ПРИКАЗ
от 28 декабря 2000 г. N 303

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ТАРИФОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 
    В целях совершенствования нормативно - методической базы ценообразования в жилищно - коммунальном хозяйстве и в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда (далее - Методические рекомендации), разработанные Государственным унитарным предприятием "Центр нормирования и информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве" (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра по ценовой и тарифной политике в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренные Научно - техническим советом Госстроя России (протокол N 01-НС-31/4 от 27.10.2000) и представленные Управлением реформирования ЖКХ.
    2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать указанные Методические рекомендации для разработки региональных нормативно - методических документов по ценообразованию.
    3. Поручить Управлению реформирования ЖКХ (Дронову А.А.), ЦНИС (Пушкину М.Е.) организацию издания Методических рекомендаций и доведение их до жилищно - коммунальных предприятий и других заинтересованных организаций, а также оказание методической помощи в их применении.
    4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления реформирования ЖКХ Дронова А.А.
 

И.о. Председателя,
Заместитель Председателя
Н.В.МАСЛОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Госстроя России
от 28 декабря 2000 г. N 303

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ТАРИФОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 
    Настоящие Методические рекомендации предназначены для финансового обоснования тарифов на содержание и ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.
    Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда утверждены Приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 г. N 303.
    Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве, при участии фонда "Институт экономики города" с учетом предложений и замечаний ряда жилищно - эксплуатационных организаций.
    Ответственный за разработку М.Е. Пушкин.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Жилищная политика является одним из ключевых элементов социально - экономической деятельности государства, которая оказывает существенное влияние на ситуацию в обществе.
    Главная цель государственной жилищной политики заключается в создании условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40) [1].
    Права граждан на жилище реализуются совместно органами государственной власти и органами местного самоуправления и могут быть сведены к следующим юридическим возможностям:
    - стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда;
    - улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда;
    - обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека.
    Жилищные права граждан, включая содержание и ремонт жилья, а также предоставление коммунальных услуг, должны соответствовать возможностям их реализации, как за счет рыночных механизмов, так и за счет бюджетной поддержки.
    При этом организация содержания и ремонта жилищного фонда должна обеспечивать его надлежащее использование и сохранность, учитывающая реальные условия финансирования жилищной сферы на местах и предусматривающая возможность изменения условий финансирования и конкретного перечня работ, подлежащих выполнению.
    Кроме того, в рыночной экономике жилье выступает как объект недвижимости со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. жилищный фонд становится товаром, источником дохода с формированием соответствующих экономических условий его функционирования.
    Важное место в финансировании содержания и ремонта жилищного фонда, особенно в переходный период к рыночной экономике, принадлежит деятельности по регулированию ценообразования (формирования тарифов) на указанные услуги.
    Эффективная тарифная политика, в свою очередь, обеспечивает условия для:
    - реального финансирования жилищной сферы с переходом на бездотационное функционирование и развитие конкуренции;
    - последовательного и прогнозируемого изменения тарифов, что делает возможным предсказуемость деятельности хозяйствующих субъектов - подрядчиков, повышает их инвестиционную привлекательность;
    - реальной и "прозрачной" структуры стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья с учетом всех составляющих, включая накопление на капитальный ремонт и затраты по страхованию.
    Для формирования эффективной тарифной политики необходима система нормативно - методических документов, включая методические рекомендации по обоснованию потребности в финансовых средствах при определении тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда.
    Формирование тарифной политики должно являться целостной системой определения тарифов (цен) на жилищно - коммунальные услуги (товары), включая процедуру их представления, рассмотрения и утверждения, как на территории субъекта Российской Федерации, так и муниципального образования.
 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Настоящие Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда (далее - Методические рекомендации) экономически обосновывают общую потребность в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) на содержание и ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.
    1.2. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее:
    тариф - цена на услугу;
    формирование тарифов на жилищно - коммунальные услуги (ЖКУ) - ценообразование;
    регулируемый тариф (цена) - тариф (цена), складывающийся на рынке жилищно - коммунальных услуг при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления предельной или фиксированной величины;
    себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг (производства продукции, работ) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат;
    прибыль - разница между выручкой и затратами на оказание услуг, включаемыми в себестоимость;
    государственный жилищный фонд - фонд, состоящий в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
    муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно - территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
    хозяйствующие субъекты (подрядчики) - коммерческие организации и их объединения, занятые содержанием и ремонтом жилищного фонда;
    потребитель - физическое лицо, потребляющее жилищно - коммунальные услуги, производимые хозяйствующим субъектом (подрядчиком);
    стандарты жилища - группы жилых зданий, классифицированные по совокупности различных показателей, характеризующих конструктивные и объемно - планировочные решения, потребительские качества, срок эксплуатации, степень износа, а также местные особенности;
    стандарт эксплуатации - перечень, состав и периодичность работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
    1.3. В Методических рекомендациях экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их калькуляция (смета) по экономическим элементам - обосновать тарифы и информировать об этом потребителей.
    1.4. Методические рекомендации предусматривают, что определенная величина потребности в финансовых средствах на содержание и ремонт жилищного фонда является базовой (или стартовой). Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) на конкурсной основе определяет хозяйствующий субъект (подрядчика) на содержание и ремонт жилищного фонда с учетом их предложений по стоимости подряда и утверждает размер тарифа для потребителей.
    1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно - правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
    1.6. В Методических рекомендациях учитывается, что жилищный фонд, включая каждое здание, отличается собственным набором характеристик и свойств, от которых зависит объем и стоимость услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда.