Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 919. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. МДС 81-12.2000" (утв. Решением коллегии Госстроя РФ от 24.12.97 N 22)

Дата документа24.12.1997
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации · Решение

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением коллегии Госстроя РФ,
протокол N 22 от 24.12.1997 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

МДС 81-12.2000

 
    Введены в действие с 01.06.98 Письмом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 28 мая 1998 г. N АБ-20-214/12.
 
    Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве разработаны Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России под руководством Управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России при участии ЦНИИЭУС и Управления стройпрограмм Госстроя России.
    Рассмотрены и рекомендованы к применению Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России (протокол от 27 марта 1998 г. N 10) и НТС по ценообразованию в строительстве Госстроя России (протокол от 31 марта 1998 г. N 1)
    Методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении подрядных торгов на объектах, финансируемых из бюджетных средств, и рекомендуются для применения на объектах, финансируемых из других источников. Могут быть использованы всеми субъектами инвестиционной деятельности, в том числе заказчиками (инвесторами), организаторами торгов, тендерными комитетами всех уровней, подрядными и субподрядными организациями, независимо от правовых форм, форм собственности и др.
 

Введение

 
    Подрядные торги получают все более широкое распространение при осуществлении капитального строительства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации" распределение заказов на вновь начинаемое строительство производится только на конкурсной основе, главным образом через проведение подрядных торгов.
    При наличии обоснований инвестиций (предпроектных проработок), проектно-сметной или тендерной документации у заказчика строительства (застройщика) не возникает трудностей в определении стоимости предмета подрядных торгов. Он имеет определенные стоимостные ориентиры по намечаемому им строительству (реконструкции, расширению, техническому перевооружению, капитальному ремонту) объектов и может с большой долей уверенности располагать имеющимися в его распоряжении средствами.
    При отсутствии соответствующей документации, на основе которой возможно определение размера средств необходимых для инвестирования того или иного объекта с определенными техническими параметрами, перед заказчиком встает проблема определения стоимости строительства на предварительном этапе.
    Целью настоящих Методических рекомендаций является оказание помощи заинтересованным организациям в определении предполагаемой стоимости предмета подрядных торгов в строительстве, когда в их распоряжении имеется предпроектная или проектно-сметная документация и когда она отсутствует.
 

2. Общие положения

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Нумерация разделов приведена в соответствии с официальным текстом документа
 
 
    2.1. Методические рекомендации по определению стоимости предмета торгов в строительстве (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:
    - указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305;
    - положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным Госкомимуществом и Госстроем России 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7;
    - основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. N БЕ-18-9 и согласованными Минэкономики России 6 мая 1997 г. N АС-158;
    - во исполнение решения коллегии Госстроя России (протокол N 22 от 24.12.97).
    При разработке Методических рекомендаций за основу приняты действующие в Российской Федерации нормативные документы в области сметного ценообразования и нормирования, имеющаяся справочно-информационная база укрупненных показателей стоимости строительства, индексов цен и программные средства составления смет, а также действующие нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов по состоянию на 1 января 1998 года.
    2.2. Настоящие Методические рекомендации предназначаются для использования их в практической деятельности:
    - структурными подразделениями инвестора, заказчика, организаторами подрядных торгов, ответственными за подготовку, организацию и проведение подрядных торгов;
    - проектными и консультационными организациями, осуществляющими по заданию инвестора, заказчика, организатора торгов разработку технической части тендерной документации и оценку рыночной стоимости предмета подрядных торгов;
    - тендерными комитетами (конкурсными комиссиями), осуществляющими подготовку и утверждение тендерной (конкурсной) документации и все процедуры подрядных торгов;
    - экспертами, привлекаемыми для комплексной оценки оферт и подготовки предложений по выбору победителя подрядных торгов;
    - другими группами специалистов, вовлеченными в процесс подготовки, организации и проведения подрядных торгов.
    Настоящие Методические рекомендации состоят из 5 глав, содержат методики и примеры расчетов оценки предмета подрядных торгов в строительстве.
    2.3. Методическими рекомендациями предусматривается определение стоимости предмета подрядных торгов в строительстве в базисном, текущем и в прогнозном уровне цен:
    - при наличии предпроектной и проектно-сметной документации;
    - при отсутствии таковой документации.
    В Методических рекомендациях приводится перечень сметно-нормативных и других документов, применяемых при определении стоимости предмета подрядных торгов.
    2.4. Выбор конкретного метода определения стоимости предмета подрядных торгов в строительстве может зависеть от ряда факторов, в частности от:
    - наличия и качества разработанной проектно-сметной документации на строительство;
    - уникальности предлагаемого объекта строительства;
    - уровня организации строительного производства в регионе намечаемого строительства;
    - уровня и качества региональной сметно-нормативной базы, учета в ней современного состояния строительных технологий, привязки нормативной базы к местным условиям и соответствия ее действующему законодательству;
    - вида организации подрядных торгов;
    - целей, которые ставит перед собой организатор торгов в области стоимости строительства, сроков и других условий.
    2.5. Результаты определения стоимости предмета торгов рекомендуется использовать в качестве основы для:
    - обсуждения уровня ценовых предложений претендентов;
    - определения затрат на проведение подрядных торгов;
    - определения величины снижения стоимости строительства от проведения подрядного торга (конкурса), если цена, предложенная победителем торга (конкурса), ниже оценочной стоимости инвестора;
    - принятия решения об аннулировании результатов торгов или о проведении повторного торга в случае, если ценовые предложения претендента существенно превышают по величине инвесторскую оценочную стоимость и не компенсируются экономическими преимуществами от реализации альтернативных предложений претендентов по ускорению сроков строительства, снижению затрат на эксплуатацию сооружаемых объектов
    2.6. При оценке стоимости предмета подрядных торгов в строительстве рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
    - стоимость должна определяться строго по кругу продукции, работ и затрат будущего подрядчика, с учетом сроков календарного графика строительства, определенных в технической части тендерной документации по данному предмету торгов (эта стоимость не совпадает со стоимостью в инвесторской смете заказчика (застройщика);
    - оценка должна выполняться в том же уровне цен, в котором условиями торга (конкурса) предлагается претендентам представить свои ценовые предложения;
    - стоимость должна определяться на уровне среднерыночной стоимости строительства, складывающейся в данном регионе (городе, территориальной зоне);
    - результаты оценки должны представляться в виде таблицы с распределением оценочной стоимости по элементам предмета торга (зданиям, сооружениям, укрупненным конструктивным элементам), комплексам работ и затрат, то есть в том же виде, в котором по условиям торга предложено претендентам представить свои ценовые предложения.
    2.7. Распределение стоимости по конструктивным элементам объекта рекомендуется использовать на этапе рассмотрения оферт претендентов для оценки степени полноты учета и обоснованности величин, составляющих ценового предложения и, в том числе, для выявления случаев необоснованного занижения (демпинга) цен.
    2.8. По каждому предмету торга (конкурса) его организатор и привлекаемая к определению стоимости строительства организация выбирают наиболее приемлемый метод определения стоимости с учетом степени проработки технических решений и сметной документации по предмету торга, наличия информации о стоимости объектов-аналогов и комплексов работ.
 

3. Определение стоимости предмета подрядных торгов при наличии предпроектной и проектно-сметной документации

 
    3.1. Общий порядок определения стоимости.
    3.1.1. В условиях рыночных отношений определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство, в том числе при подрядных торгах.
    Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:
    - при разработке обоснований инвестиций (предпроектных проработок) и проектно-сметной документации по заказу инвестора - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
    - при подготовке договора (контракта), в том числе и в случае проведения подрядных торгов, когда разработана тендерная документация, расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
    При этом следует иметь ввиду, что стоимости, определенные инвесторской сметой и сметой подрядчика могут не совпадать, т.к. в смете подрядчика не учитываются затраты, которые несет инвестор (заказчик-застройщик), в т.ч.:
    - затраты по отводу и освоению застраиваемой территории; компенсации за сносимые здания, сооружения, насаждения; плата за землю; возмещение убытков, причиненных пользователям земли, возмещение потерь сельскохозяйственной продукции и др.:
    - научно-исследовательские работы; часть средств на премирование за ввод в действие объекта; оплата услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и т.п.;
    - содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения);
    - подготовка эксплуатационных кадров;
    - проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
    Кроме того, как правило, в обязанности заказчика (застройщик) входит приобретение оборудования (отдельная графа в сводном сметном расчете), что составляет значительную часть средств в составе инвесторской сметы.
    Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.
    При определении стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в Прил. 1 к настоящим Методическим рекомендациям, основными из которых являются:
    "Порядок определения стоимости строительства и свободных договорных цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений", (далее "Порядок определения стоимости..."), введенный в действие письмом Госстроя России от 29 декабря 1993 г. N 12-349;
    "Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94)", введенный в действие письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276 (далее - "Свод правил... (СП81-01-94)").
    3.1.2. Основанием для определения стоимости строительства служат:
    - обоснования инвестиций (предпроектные проработки);
    - проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, пояснительные записки к проектным материалам;