Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 409. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОДН 218.0.006-2002" (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 N ИС-840-р)

Дата документа03.10.2002
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Правила

    

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

 

ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ОДН 218.0.006-2002

 

Дата введения 2002-10-03

 
    УТВЕРЖДЕНО распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 г. N ИС-840-р
 

Предисловие

 
    1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ кафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) и ГП "РОСДОРНИИ".
    2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2002 г. N ИС-840-р.
    3. ВЗАМЕН ВСН 6-90.
 

Введение

 
    Настоящий документ разработан взамен Правил ВСН 6-90 и предназначен в качестве руководства при выполнении диагностики, оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и планировании дорожно-ремонтных работ.
    Правила определяют порядок выполнения работ по диагностике и оценке состояния дорог, раскрывают методологию оценки каждого показателя состояния дороги и формирования банка данных, рассматривают принципы планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ по результатам диагностики.
    Правила разработаны под руководством и при участии д-ра техн. наук, проф. Васильева А.П.(МАДИ-ГТУ) и канд. техн. наук Эрастова А.Я (ГП "РОСДОРНИИ"), коллективом авторов в составе: д-ра техн. наук, проф. Яковлева Ю.М., канд. техн. наук, доц. Апестина В.К., канд. техн. наук Горячева М.Г., канд. техн. наук, доц. Кузнецова Ю.В., инж. Лугова С.В. (МАДИ-ГТУ), кандидатов техн. наук Чванова В.В., Живописцева И.Ф., Лушникова Н.А., Перкова Ю.Р., Смурова Н.М., Дудакова А.И., Волынского Б.М., Кретова М.А., инженеров Стрижевского A.M., Машкина В.О., Пучкова Е.А., Кульгавиной Н.Ю. (ГП "РОСДОРНИИ"). В документе использованы программные модули, разработанные инж. Ваниной Е.О. и Куликовым С.С.
    В настоящий документ включены материалы Правил ВСН 6-90, в разработке которых участвовали: Попов В.А., канд. техн. наук, проф. Коганзон М.С., канд. техн. наук Белов В.Д., Мусатов С.А., Жилин С.Н., Субботин С.П., инж. Нестеренко В.Г.
 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    Настоящие "Правила..." определяют цель, задачи и порядок диагностики, метод оценки состояния автомобильных дорог, а также порядок использования результатов оценки для принятия оптимальных управленческих решений на стадии планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ.
    Правила распространяются на федеральные автомобильные дороги и рекомендуются для применения на всех дорогах общего пользования Российской Федерации.
 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 
    В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие стандарты и нормативно-технические документы:
    1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
    2. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий.
    3. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
    4. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 112 с.
    5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с.
    6. СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1981. - 37 с.
    7. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81. Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1981. - 42 с.
    8. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. М.: Информавтодор, 2002. -28 с.
    9. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989. - 198 с.
    10. Указания по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд: ВСН 52-89. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989. - 70 с.
 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
    Диагностика автомобильных дорог - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации.
    Оценка транспортно-эксплуатационного состояния - определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.
    Потребительские свойства дороги - совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.
    Технический уровень дороги - степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений.
    Эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.
    Транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.
    Технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) - характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д.
    Качество дороги - степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.
    Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (V_ф.МАХ), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (V_РАСЧ):
 

К_РС.Э = V_ф.МАХ .
V_РАСЧ

 
    Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (V_ф.МАХ) к базовой расчетной скорости ():
 

 
    За базовую расчетную скорость принята скорость = 120 км/ч.
    Тогда
 

К_РС = V_ф.МАХ .
120

 
    В практических расчетах рекомендуется пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости.
 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

4.1. Общие положения

 

Виды диагностики и оценки состояния дорог и состав исходной информации

 
    4.1.1. Цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения.
    4.1.2. Систематический мониторинг является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети.
    4.1.3. Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений.
    4.1.4. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог производится по показателям потребительских свойств, обеспечиваемых фактическим уровнем эксплуатационного содержания, геометрическими параметрами, техническими характеристиками, инженерным оборудованием и обустройством.
    4.1.5. Оценку качества и состояния автомобильных дорог производят:
    - при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;
    - периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по ремонту и содержанию;
    - при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта или ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;
    - после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.
    4.1.6. По результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
    4.1.7. Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния.
    4.1.8. Полученная на основе диагностики и оценки состояния дорог информация служит для формирования и систематического обновления автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) как на федеральном, так и на территориальном уровнях.
    4.1.9. Работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
    4.1.10. По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют на первичную и повторную. При первичной диагностике, как правило, измеряют и оценивают весь комплекс установленных параметров и характеристик состояния дороги, а также транспортного потока, а при повторной диагностике - только переменные, к которым относятся прочность дорожной одежды, продольная и поперечная ровность (глубина колеи), шероховатость и сцепные качества покрытия, характеристики транспортного потока и др. Кроме того, при повторной диагностике измеряют и оценивают те постоянные параметры и характеристики, которые были изменены в процессе ремонта или реконструкции. В необходимых случаях могут быть измерены и оценены отдельные группы или сочетания постоянных и переменных параметров и характеристик.
    Конкретные виды и объемы работ по диагностике и оценке состояния дорог устанавливают, руководствуясь "Временными нормативами объемов работ и периодичности диагностики и обследования, автомобильных дорог и мостов", утвержденными Федеральным дорожным департаментом 22 декабря 1993 г. (Прил.1).
    4.1.11. Детальную диагностику и оценку состояния мостовых сооружений осуществляют в соответствии с "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог" ВСН 24-88, "Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах" ВСН 4-81 и СНиП 3.06.07-86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний".
    В настоящих "Правилах..." предусмотрен порядок сбора информации о мостах и других искусственных сооружениях только в объеме, необходимом для оценки их влияния на движение автомобилей и пропуск транспортного потока.
    4.1.12. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений необходимы сбор и анализ значительного объема основной исходной информации по следующим показателям, параметрам и характеристикам.
    4.1.12.1. Общие данные о дороге:
    - номер и титул дороги, район ее расположения;
    - категория дороги, протяженность;
    - дорожно-климатическая зона;
    - орган управления и обслуживающая организация;
    - оценка уровня содержания дороги за последние 12 месяцев.
    4.1.12.2. Геометрические параметры и характеристики:
    - ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;
    - ширина обочин, в т.ч. укрепленных; тип и состояние укрепления обочин;
    - продольные уклоны;
    - поперечные уклоны проезжей части и обочин;
    - радиусы кривых в плане и уклон виража;
    - высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;
    - расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.
    4.1.12.3. Характеристики дорожной одежды и покрытия:
    - конструкция дорожной одежды и тип покрытия;
    - прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);
    - продольная ровность покрытия;
    - поперечная ровность покрытия (колейность);
    - шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием.
    4.1.12.4. Искусственные сооружения:
    - местоположение, тип, протяженность и габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;
    - грузоподъемность мостов, путепроводов и эстакад;
    - наличие и высота бордюров;
    - тип и состояние мостового полотна;
    - наличие, материал, тип, размеры и состояние труб.
    4.1.12.5. Обустройство и оборудование дорог:
    - километровые знаки и сигнальные столбики;
    - дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
    - разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;
    - ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;
    - освещение;
    - примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;
    - автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;
    - дополнительные полосы проезжей части и переходно-скоростные полосы, их основные параметры.
    4.1.12.6. Характеристики движения по дороге:
    - интенсивность движения на характерных перегонах и динамика ее изменения за последние 3-5 лет;
    - состав транспортного потока и динамика его изменения с выделением доли легковых и грузовых автомобилей различной грузоподъемности, автобусов, других транспортных средств;
    - данные о дорожно-транспортных происшествиях за последние 3-5 лет с привязкой к километражу и выделением количества происшествий по дорожным условиям.
    4.1.13. Кроме основной исходной информации для различных управленческих задач и формирования общей автоматизированной базы дорожных данных (АБДД) в процессе диагностики может собираться дополнительная информация, в частности:
    4.1.13.1. Общая информация:
    - балансовая стоимость и износ дороги и дорожных сооружений;
    - местоположение, сроки, объемы и виды ремонта дороги за время эксплуатации;
    - ширина полосы отвода и площадь занимаемых земель;
    - система водоотвода и ее состояние;
    - коммуникации в полосе отвода;
    - вызывная и технологическая связь;
    - другая информация.
    4.1.13.2. Защитные сооружения:
    - снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;
    - снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.
    4.1.13.3. Объекты обслуживания движения и дорожной службы:
    - АЭС, СТО, мотели, кемпинги, гостиницы, пункты питания, пункты медицинской помощи, пункты ДПС, автовокзалы, съезды и въезды к этим объектам;
    - здания и сооружения дорожной службы, базы противогололедных материалов, пескобазы, места дислокации дорожных машин и др.
    4.1.13.4. Населенные пункты и характеристика прилегающей территории:
    - жилая застройка;
    - наличие населенных пунктов, через которые проходит дорога, с разделением их по числу жителей (более 50 тыс. или менее 50 тыс.);
    - наличие особых правил дорожного движения в населенных пунктах;
    - наличие населенных пунктов (с числом жителей более 50 тыс.), находящихся в стороне от дороги (до 20 км), с указанием расстояния до них от дороги.
    4.1.13.5. Пересечения и примыкания:
    - пересечение в одном уровне крестообразное;
    - пересечение в одном уровне кольцевого типа;
    - примыкание в одном уровне "Т" - образного типа;
    - пересечение или примыкание с регулируемым или нерегулируемым движением;
    - категория пересекаемой дороги;
    - ширина проезжей части пересекаемой дороги и тип покрытия;
    - угол пересечения;
    - наличие и тип направляющих островков;
    - пересечение с трамвайной линией;
    - перекрестки в городах и населенных пунктах;
    - направление (населенный пункт, ДРСУ, поле, лес и т.д.) и расстояние до объекта;
    - съезды и выезды к АЭС, СТО, пунктам питания, площадкам отдыха, гостиницам и т.д.;
    - количество путей для железнодорожного переезда;
    - наличие шлагбаума для железнодорожного переезда.
    4.1.13.6. Ширина проезжей части:
    - ширина основных полос движения;
    - ширина дополнительной полосы на подъем;
    - уширение на кривой малого радиуса;
    - ширина переходно-скоростной полосы (полоса разгона и торможения) в зоне примыканий и пересечений, в зоне автобусных остановок и т.д. с указанием местоположения начала и конца полос.
    4.1.13.7. Дорожные сооружения и элементы обустройства, влияющие на безопасность движения:
    - подземные и надземные пешеходные переходы;
    - тип освещения с указанием начала и окончания местоположения;
    - расположение опор путепроводов на проезжей части;
    - подпорные стенки путепроводов или тоннелей, расположенные на обочине;
    - препятствия для движения с указанием их местоположения;
    - светофорное регулирование с указанием расположения светофоров;
    - пункты автоматизированного учета интенсивности движения;
    - дорожные метеорологические станции.
    4.1.13.8. Местоположение:
    - телефона;
    - источника питьевой воды и мойки автомобилей вне площадок отдыха;
    - таможни (контрольного пункта);
    - пункта весового контроля;
    - поста ГИБДД;
    - разрывов для разворота автомобилей.
    4.1.14. Конкретный объем дополнительно собираемой информации определяется договором (контрактом) на выполнение работ по диагностике и оценке состояния дорог.
 

4.2. Последовательность работ по диагностике

 
    4.2.1. Диагностика состояния автомобильных дорог включает четыре основных этапа, которые выполняются, как правило, последовательно:
    - подготовительные работы;
    - полевые обследования;
    - камеральная обработка полученной информации;
    - формирование (обновление) АБДД.
    Для ускорения работ допускается совмещение отдельных этапов (подготовительные работы и полевые обследования, полевые обследования и обработка полученной информации и т.д.).
    4.2.2. Подготовительные работы включают подготовку передвижных лабораторий, приборов и оборудования, комплектование бригад, заготовку соответствующих форм, журналов и таблиц, сбор необходимой информации из технических паспортов на обследуемые дороги, анализ проектной и исполнительской документации, а также материалов предыдущих обследований и информации, содержащейся в АБДД.
    4.2.3. Подлежащие обследованию дороги предварительно разбивают на характерные участки с разной шириной проезжей части и числом полос движения, конструкциями дорожной одежды и земляного полотна, интенсивностью и составом движения автомобилей. Фиксируют данные о пикетажном местоположении границ соответствующих участков дорог.
    4.2.4. На основе анализа исполнительской документации на построенные, отремонтированные и реконструированные участки дорог устанавливают адреса и протяженность этих участков. При этом границы для проведения полевых обследований принимают с перекрытием и совмещают с постоянными легко опознаваемыми точками на дороге.
    4.2.5. По данным учета движения, имеющимся в дорожных организациях или в АБДД за последние 3 года, устанавливают интенсивность и состав движения на каждом характерном участке дороги. Намечают места контрольного учета движения.
    4.2.6. Составляют схему обследуемых автомобильных дорог. Оценивают объемы дорожно-полевых работ. Определяют базовые места дислокации лабораторий и бригад на время производства полевых работ, устанавливают последовательность и сроки проведения обследований как по видам работ, так и по участкам с учетом календарного плана работ, содержащегося в контракте (договоре) на проведение диагностики дорог. Согласовывают работы с органами ГИБДД и органами управления автомобильными дорогами.
 

4.3. Определение фактической категории существующей дороги

 
    4.3.1. При оценке состояния и назначении работ по ремонту или реконструкции эксплуатируемых дорог во многих случаях возникает необходимость установить фактическую категорию дороги, требуемую категорию по интенсивности движения на момент обследования и расчетную, назначаемую при проектировании реконструкции.
    4.3.2. Фактическую категорию существующей дороги на момент обследования и оценки состояния определяют путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными. К указанным параметрам относят ширину проезжей части (ширину основной укрепленной поверхности), продольные уклоны и радиусы кривых в плане.
    В зависимости от рельефа местности эти параметры рассматривают как главные или дополнительные критерии при определении категории дороги (табл. 4.1). Рельеф местности устанавливают по проектной документации на дорогу.
 
 

Таблица 4.1

 

Рельеф местности Критерии определения фактической категории дороги
Ширина проезжей части или ширина основной укрепленной поверхности Продольный уклон Радиус кривых в плане
Равнинный главный дополнительный дополнительный
Пересеченный главный главный дополнительный
Горный главный главный главный

 
    4.3.3. На одной дороге могут быть выделены участки различных категорий, отличающиеся по основным параметрам, протяженностью не менее 3 км на перегонах и 1 км на подходах к городам. При меньшей протяженности таких участков их категорию принимают такой же, как на основном протяжении дороги.
    4.3.4. Главным геометрическим параметром для установления фактической категории дороги во всех случаях является фактическая ширина проезжей части. На дорогах или участках дорог значительной протяженности, где при строительстве, реконструкции или ремонте устроены краевые укрепительные полосы, имеющие однотипное покрытие с проезжей частью, таким параметром служит ширина основной укрепленной поверхности, включающая в себя ширину проезжей части и краевых укрепительных полос.
    К дорогам категории I-A относят дороги, имеющие несколько раздельных проезжих частей (каждая по две и более полосы движения), с разделительными полосами, в т.ч. разметкой или разделительными барьерами между ними, и пересечения в разных уровнях с другими автомобильными или железными дорогами.
    К дорогам категории I-Б относят дороги, имеющие две раздельные проезжие части (каждая по две и более полосы движения), с разделительной полосой, в т.ч. разметкой или разделительным барьером безопасности между ними.
    Фактические категории других дорог по ширине проезжей части или по ширине основной укрепленной поверхности принимают в зависимости от их фактических размеров (табл. 4.2).
 
 

Таблица 4.2

 

Фактическая ширина проезжей части, м до 4,8 5,8-6,8 6,9-7,4 более 7,4
Фактическая ширина основной укрепленной поверхности, м до 5,6 7,0-8,0 8,1-9,0 более 9,0
Фактическая категория дороги V IV III II

 
    Примечание. При определении фактической категории дороги не учитывают участки с дополнительной полосой проезжей части на затяжных подъемах, на пересечениях и примыканиях, в местах автобусных остановок и площадок отдыха, обустроенных переходно-скоростными полосами.
 
    4.3.5. В пересеченной местности фактическую категорию существующей дороги определяют по двум главным параметрам: ширине проезжей части и продольному уклону (табл.4.3).
 
 

Таблица 4.3

 

Максимальный продольный уклон,+ 40 50 60 70 90
Фактическая категория дороги I-A I-Б, II III IV V

 
    В горной местности фактическую категорию дороги определяют по соответствию нормативным требованиям ширины проезжей части, продольных уклонов и радиусов кривых в плане (табл.4.4).
 
 

Таблица 4.4

 

Максимальный продольный уклон,+ 40 50 60 70 90
Минимальный радиус кривых в плане, м 250 125 100 60 30
Фактическая категория дороги I-A 1-Б, II III IV V

 
    При определении фактической категории дороги в пересеченной и горной местности допускается не учитывать наличие отдельных участков с продольными уклонами больше или с радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части.
    Общая протяженность указанных участков не должна превышать 10% всей протяженности дороги. При большей протяженности таких участков с продольными уклонами больше или радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части, последняя понижается на одну категорию.
    4.3.6. Требуемую категорию дороги на момент обследования определяют на основании данных о фактической годовой среднесуточной интенсивности движения, полученной в год обследования. Допускается с целью определения требуемой категории дороги использовать данные об интенсивности движения за предыдущий год.
    В случае, когда фактическая среднегодовая интенсивность движения превышает расчетную для данной категории дороги по СНиП 2.05.02-85, принимают решение о необходимости реконструкции существующей дороги с переводом ее в более высокую категорию.
    4.3.7. Рекомендуемую при реконструкции категорию дороги определяют проектные организации на основании данных о перспективной интенсивности движения, полученных путем прогноза и технико-экономических расчетов.
 

4.4. Организация полевых работ

 
    4.4.1. Полевые обследования включают осмотр и визуальную оценку отдельных элементов дорог и дорожных сооружений, а также инструментальные измерения параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик в установленном порядке.
    4.4.2. Полевые обследования проводят в теплый период года, как правило, комбинированным способом: визуальный осмотр с простейшими измерениями и детальное обследование с применением передвижных специализированных лабораторий.
    4.4.3. В начале полевых обследований проводят рекогносцировочный осмотр дороги, в процессе которого уточняют:
    - местоположение начала и конца характерных участков дороги, основных населенных пунктов, мостов и путепроводов, пересечений с крупными водными преградами, железными дорогами и т.п.;
    - местоположение участков дороги, для которых отсутствует исходная информация в технической документации;
    - места проведения детального инструментального обследования транспортно-эксплуатационных характеристик.
    4.4.4. Полевые обследования проводят в соответствии с указаниями и методиками измерения основных параметров дорог, приведенными в соответствующих нормативных документах.
    В процессе полевых обследований определяют и уточняют:
    - длину дороги и ее характерных участков, длины прямых и кривых в плане, радиусы кривых в плане, углы поворота трассы, наличие на кривых в плане виражей и их уклоны;
    - продольные уклоны и видимость поверхности дороги;
    - высоту насыпей, тип местности по увлажнению;
    - ширину проезжей части, краевых укрепительных полос, обочин, в том числе ширину укрепленной поверхности и неукрепленной части обочин, ширину полос загрязнения у кромок проезжей части;
    - тип и состояние дорожной одежды и покрытия на проезжей части, на краевых полосах и обочинах;
    - показатель продольной и поперечной ровности и коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием;
    - дефектность покрытия на всем протяжении дороги;
    - прочность дорожной конструкции на участках с неудовлетворительной ровностью и на участках, где визуально установлено наличие характерных дефектов (сетки трещин, ямочность, глубокая колея и т.д.);
    - интенсивность и состав движения;
    - фактические габариты и длину мостов;
    - местоположение и степень соответствия требованиям нормативных документов площадок отдыха, а также пересечений с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок, ограждений, направляющих и сигнальных устройств, элементов искусственного освещения, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
    4.4.5. Полные первичные обследования проводят, как правило, в следующей последовательности:
    - рекогносцировочный осмотр дороги;
    - определение параметров геометрических элементов дороги;
    - оценка продольной ровности дорожного покрытия;
    - оценка поперечной ровности (колейности) дорожного покрытия;
    - оценка сцепных качеств дорожного покрытия;
    - оценка состояния покрытия и прочности дорожной конструкции;
    - обследование состояния инженерного оборудования и обустройства;
    - определение интенсивности и состава движения;
    - сбор данных о ДТП.
    При этом отдельные виды работ могут выполняться одновременно.
    4.4.6. Работы по обследованию автомобильных дорог относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго и неукоснительно соблюдать действующие Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ по обследованию непосредственно на дороге должны соблюдаться требования Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ. В случае использования новых приемов труда и передвижных лабораторий, для которых требования техники безопасности не предусмотрены, следует соблюдать требования специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний.
 

4.5. Определение параметров геометрических элементов дороги

 
    4.5.1. Ширину проезжей части, левой и правой краевых укрепленных полос, укрепленных и неукрепленных обочин (а на дорогах первой категории и ширину разделительной полосы) измеряют на каждом характерном участке дороги, но не реже чем 1 раз на 1 км.
    К характерным относят:
    - прямые участки в плане с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дорог с одинаковой шириной проезжей части;
    - горизонтальные участки с продольными уклонами 0-20+;
    - участки с продольными уклонами более 20+;
    - участки кривых в плане с радиусами кривых 200 м и более;
    - участки кривых в плане с радиусами кривых менее 200 м;
    - участки сужений проезжей части над трубами, в местах установки ограждений, парапетов, направляющих столбиков с шагом установки менее 10 м.
    На участках подъемов и спусков с дополнительными полосами движения ширина проезжей части измеряется в створах начала и конца дополнительной полосы полной ширины и в любом створе на уклоне.
    На подъездах к мостам (ж/д переездам) проводятся два измерения ширины проезжей части: в створе до начала отгона ширины проезжей части на сужение либо уширение (если таковое имеется) и в створе начала моста (ж/д переезда). В случае отсутствия изменения ширины проезжей части на подходах к мосту, измерение ширины проезжей части на подходах может не производиться.
    В пределах населенных пунктов сельского и городского типа (городах) ширина проезжей части измеряется в начале и конце застройки (на подходах - в местах уширения или сужения проезжей части), в любом характерном створе дороги, расположенном в пределах рассматриваемого участка, а также в местах изменения ее ширины (если таковое имеется), отслеживаемых визуально.
    4.5.2. В месте измерения ширины проезжей части разбивают поперечник, параметры которого заносят в полевой журнал. Измерения проводят стальной лентой, рулеткой или курвиметром типа КП-203 с точностью до 0,1 м. До начала измерений с поверхности проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны границы укрепления. На многополосных дорогах и дорогах с высокой интенсивностью движения рекомендуется выполнять измерения с использованием геодезических инструментов.
    4.5.3. В тех случаях, когда из-за одинакового покрытия визуально невозможно выделить границу проезжей части и краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины, их размеры уточняют по данным проектной и исполнительской документации или разделяют в соответствии с указаниями п.5.4.9.
    4.5.4. Ширину основной укрепленной поверхности определяют как сумму ширины проезжей части и краевых укрепительных полос.
    4.5.5. Одновременно с измерением ширины проезжей части, краевых укрепительных полос и обочин в журнал измерений заносят данные о числе полос движения, типе и состоянии покрытия и поверхности обочины, а также о наличии разметки.
    4.5.6. Для определения уклонов обочин, заложения откосов земляного полотна, поперечных уклонов дорожных покрытий используют специальные приборы, в том числе и угломерные линейки (например, типа КП-135), а также геодезические приборы.
    4.5.7. Для определения радиусов горизонтальных кривых, длин прямых и кривых, продольных и поперечных уклонов проезжей части участков автомобильных дорог применяют специализированные передвижные лаборатории, оборудованные соответствующей измерительной аппаратурой (например, гироскопическими установками). При измерении радиусов кривых в плане траектория движения автомобиля должна соответствовать кривизне автомобильной дороги, для этого в процессе проезда кривой измерительная установка должна двигаться строго параллельно оси проезжей части. При измерении радиусов кривых на автомобильных дорогах с многополосной проезжей частью передвижная лаборатория должна двигаться по внутренней полосе проезжей части (по полосе с наименьшим радиусом) как в прямом, так и в обратном направлении.
    При этом точность определения параметров должна быть для угла поворота трассы не менее 1 град., для продольного и поперечного уклона проезжей части - 5+ , для пройденного пути - 0,2+.
    4.5.8. Измерение расстояния геометрической видимости поверхности дороги выполняют с помощью дальномера. Порядок проведения измерений и обработки результатов изложен в паспорте на данный прибор.
    4.5.9. Число полос движения является общей характеристикой дороги, устанавливаемой в ходе обследований как расчетным путем, так и непосредственно в результате инструментальных измерений ширины проезжей части.
    Следует различать число полос движения, устанавливаемое по:
    - официальным данным дорожных организаций;
    - фактической разметке проезжей части (при ее наличии);
    - фактической ширине проезжей части.
    Число полос движения, по официальным данным дорожных организаций, устанавливается по паспорту дороги при сборе исходной информации.
    Число полос движения по фактической разметке проезжей части устанавливается при визуальном обследовании покрытия проезжей части.
    Число полос движения по фактической ширине проезжей части устанавливается расчетным способом путем деления измеренной ширины проезжей части на:
    - 3,75 для дорог I-II категории;
    - 3,5 для дорог III категории;
    - 3,0 для дорог IV-V категории.
    Количество полос движения принимают равным округленному до целого числа результату деления.