Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 829. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 г. N 6

 

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав причины заболеваемости и смертности населения Российской Федерации и материалы государственного надзора за ввозом, производством, поставкой, реализацией алкогольной продукции на территории Российской Федерации, установил.
    В 2004 г. число больных алкоголизмом достигло 2 млн. 369 тыс. человек и составило 1,6% от общей численности населения. Показатель распространенности алкоголизма и алкогольных психозов в 2004 году составил 1656,0 на 100 тыс. населения (в 2000 году - 1630,0). Заболеваемость алкоголизмом за этот период выросла на 14,1% (с 131,1 в 2000 году до 152,7 в 2004 году на 100 тыс. населения). Показатель заболеваемости алкоголизмом среди подростков в 2004 году составил 17,7 на 100 тысяч соответствующего населения. В 2005 году по-прежнему сохраняется высокий уровень заболеваемости алкоголизмом, при этом наблюдается тенденция к его росту.
    Алкоголизация населения, в частности молодежи, отрицательно влияет на состояние генофонда, здоровья, рождаемости и смертности населения.
    В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм в Российской Федерации 13,4% составляют случаи смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. По предварительным данным в 2005 г. в стране от случайных отравлений алкоголем умерло 35900 человек (2004 г. - 42715 человек, 2003 г. - 40567 человек, в 2002 г. - 40121 человек, в 2001 г. - 37824 человека, 2000 г. - 33979 человек, 1999 г. - 29872 человека).
    Данные государственного надзора за алкогольной продукцией свидетельствуют о том, что за последние 4 года прослеживается тенденция к увеличению удельного веса проб алкогольной продукции, не отвечающей обязательным требованиям безопасности по содержанию токсичных элементов, с 2,6% в 2002 г. до 3,6% в 2005 г.
    В результате проведения надзорных мероприятий забраковано 5700 партий спиртов и алкогольной продукции (2004 г. - 5330 партий), в т.ч. 1511 партий импортной продукции (2004 г. - 1332 партии), что составило 1 млн. 337 тыс. 638 литров алкогольной продукции (2004 г. - 1 млн. 187 тыс. 11 литров), в том числе импортной продукции 266 тыс. 994 литра (2004 г. - 251 тыс. 847 литров).
    В 2005 г. приостановлена эксплуатация 5822 организаций, занимающихся реализацией алкогольной продукции, передано 409 дел в следственные органы, из них принято к производству 339, наложено 9975 штрафов на сумму более 21 млн. рублей.
    Ежемесячно в Российской Федерации осуществляется ввоз зарубежной алкогольной продукции в размере около 50 млн. литров. Наиболее часто не соответствуют требованиям безопасности вина виноградные и коньяки, поступающие в Россию из стран СНГ, а также Чили и Аргентины.
    При производстве винограда в указанных странах, используемого для приготовления вина и виноматериалов, применяются пестициды, в том числе 2 и 3 класса опасности. При этом производителями и поставщиками при ввозе вина и виноматериалов не представляются сведения о применении в их производстве пестицидов, что противоречит законодательству Российской Федерации в сфере безопасного обращения пестицидов и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
    Несмотря на сложившуюся ситуацию, органами государственной власти субъектов Российской Федерации не принимаются действенные меры по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции, заболеваемости алкоголизмом и смертности населения от отравления алкоголем, а также пропаганде здорового образа жизни.
    В средствах массовой информации имеет место завуалированная пропаганда алкогольных напитков и их распития.
    Учитывая изложенное, с целью предупреждения нарушения санитарного законодательства при обороте импортной алкогольной продукции и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150) постановляю:
    1. Организациям, осуществляющим ввоз, производство и оборот алкогольной продукции и виноматериалов, обеспечить качество и безопасность продукции в соответствии с действующей нормативной и технической документацией.
    2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
    2.1. Заслушать вопросы, связанные с ввозом, производством и оборотом спиртов, спиртосодержащей и алкогольной продукции, состоянием здоровья и смертностью населения от случайных отравлений алкоголем;
    2.2. Разработать концептуальные подходы по снижению масштабов алкоголизма в субъектах Российской Федерации;
    2.3. Усилить работу по разъяснению негативных последствий, связанных с потреблением алкогольных напитков, и пропаганде здорового образа жизни.
    3. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
    3.1. В срок до 15.04.2006 провести совместно с территориальными органами МВД России и ФНС России комплексные проверки деятельности организаций, занятых производством и оборотом алкогольной продукции, обратив особое внимание на импортную алкогольную продукцию, поступающую на территорию Российской Федерации, в том числе на вино и виноматериалы;
    3.2. Осуществлять санитарно-эпидемиологическую экспертизу алкогольной продукции и виноматериалов, поступающих для таможенного оформления, в соответствующем субъекте Российской Федерации, обращая особое внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность алкогольной продукции, страны-производителя, заверенных в установленном порядке;
    3.3. Активно проводить работу совместно с органами здравоохранения в средствах массовой информации по разъяснению негативных последствий потребления алкоголя и пропаганде здорового образа жизни;
    3.4. Довести текст настоящего Постановления до всех организаций, осуществляющих ввоз, производство и оборот алкогольной продукции и виноматериалов;
    3.5. Доложить о проделанной работе до 01.05.2006.
    4. Просить:
    4.1. Федеральную таможенную службу Российской Федерации:
    4.1.1. Обратить особое внимание на наличие документов, подтверждающих соответствие обязательным требованиям безопасности алкогольной продукции и виноматериалов, поступающих на территорию Российской Федерации;
    4.1.2. Рассмотреть вопрос по оптимизации ввоза алкогольной продукции и виноматериалов в Российскую Федерацию.
    4.2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации оказывать содействие специалистам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении работы по разъяснению негативных последствий потребления алкоголя и пропаганде здорового образа жизни.
    4.3. Министерство образования и науки Российской Федерации усилить работу в образовательных учреждениях по разъяснению негативных последствий для молодежи употребления алкогольных напитков.
    5. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
 

Г.Г.ОНИЩЕНКО