Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 431. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 23.09.81 N 1000 (ред. от 22.12.89) "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Дата документа23.09.1981
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Положение · Перечень · Нормы · Нормативы

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ
от 23 сентября 1981 г. N 1000

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.84 N 420, от 21.12.84 N 1440, от 22.01.86 N 117, от 30.05.86 N 770, от 22.07.87 N 902, от 24.02.88 N 140, от 22.12.89 N 673)

 
    В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача - повысить уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность диспансеризации и расширить охват ею населения.
    Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть от эффективной организации амбулаторно - поликлинической помощи населению.
    Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где обследуется и лечится 80 процентов всех больных. "Надо сделать все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь"; вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности к людям, добиться их полного искоренения указал Л.И.Брежнев.
    Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи, предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта медицинских работников, осуществление ряда мероприятий, направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.
    За годы IX и X пятилеток (1971-1980 годы) было введено в строй за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн.276 тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и качество амбулаторно - поликлинической помощи населению. В 1980 году число посещений к врачам амбулаторно - поликлинических учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд., в 1970 году. Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году. Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых врачебных участков.
    Так, число территориальных терапевтических врачебных участков увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до 52,6 тысячи в 1980 году, а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тысячи в 1970 году до 17,6 тысячи в 1980 году.
    В результате развития сети территориальных терапевтических врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась численность взрослого населения на одну должность врача - терапевта участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980 году.
    Расширилась профилактическая и лечебно - диагностическая деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в 1980 году, а диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970 году до 44,9 млн.человек в 1980 году. Соответственно увеличился охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей - с 74,2 человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете, до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.
    Особое значение для укрепления материально - технической базы поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения профилактических и лечебно - диагностических функций поликлиник имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения".
    Значительное развитие сети поликлиник в последние годы свидетельствует о том, что большинство руководителей органов здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают реальные и конкретные меры к укреплению их материально - технической базы.
    За годы IX и X пятилеток накоплен значительный опыт работы поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей - специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник в области проведения профилактических мероприятий, диспансеризации, раннего выявления и лечения больных, восстановительного лечения, научной организации труда, организации работы регистратур и приема больных.
    Особого внимания заслуживает организация отделений профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии, прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более ранних стадиях выявлять сердечно - сосудистые и раковые заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.
    Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц, проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для проведения профилактических осмотров организованы специальные поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник, трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их организации.
    Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения, повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства. Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете, группой врачей - специалистов с предварительным лабораторным и инструментальным обследованием. Для этой цели рационально используются субботние и другие дни недели.
    Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок, справок и т.д.).
    Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению.
    За последние годы все шире применяются в поликлиниках современные методы диагностики и лечения больных, в том числе рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и функциональные методы исследования, физические методы лечения (физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж), рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях поликлиники многие заболевания.
    Расширению объема и повышению качества обследования и лечения больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде республик и областей консультативно - диагностические поликлиники. В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и функциональной диагностики, специализированные отделения и кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии, пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты медицинских ВУЗов, работники научно - исследовательских учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет возможность больным своевременно получить консультацию у высококвалифицированных специалистов. Организация и использование консультативно - диагностических поликлиник нашла широкое применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др. Эта форма повышения уровня консультативно - диагностической помощи больным в условиях поликлиники требует дальнейшего совершенствования.
    В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности восстановительного лечения больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями, нарушениями функций опорно - двигательного аппарата вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на инвалидность.
    Характерной особенностью деятельности поликлиник является усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих медико - санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться специализированная врачебная помощь. Число специализированных отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.
    Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения населения в период амбулаторного лечения, а также расширению взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000 кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и других союзных республик. Организация аптечных пунктов в поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же получить почти все выписанные им лекарственные средства и своевременно начать лечение.
    Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному использованию лекарственных средств. Это позволило значительно расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств, применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное лекарственное обеспечение населения.
    В настоящее время в стране имеется значительное число поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению, которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными, республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г. Москвы, NN 48, 51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г. Риги, N 29 г. Ташкента, N 1 г. Новополоцка и многие другие.
    Эффективность и качество поликлинической помощи во многом зависит от уровня руководства со стороны главных врачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами, от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам управления и научной организации труда.
    Несмотря на определенную работу, проделанную органами здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно - поликлинических учреждений, объем и уровень оказания внебольничной медицинской помощи населению, а также качество работы ряда амбулаторно - поликлинических учреждений, все еще существенно отстают от имеющейся потребности и современных достижений медицинской науки.
    В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР - материально - техническая база некоторых поликлиник является неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены современной лечебно - диагностической и другой аппаратурой.
    В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно - поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста численности населения городов и сельских поселений. Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей обеспеченностью населения амбулаторно - поликлинической помощью и неудовлетворительной материально - технической базой этих учреждений.
    Проверкой состояния амбулаторно - поликлинической помощи в ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской, Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные недостатки в системе организации и построения сети некоторых поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня руководства ими.
    Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в этих поликлиниках не достигается главная цель, которая преследовалась объединением больниц и поликлиник - преемственность на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и стационаров взаимным опытом работы.
    В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных, хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.
    Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания больных, после выписки их из стационара больницы или санатория (санатория - профилактория) и проведения последующего восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре (санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течении заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации больных.
    В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими систематического наблюдения и своевременного проведения всего комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий. Совершенно недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 часов и прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В результате некоторые больные, которых должен посетить участковый врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи к больным с острой патологией.
    В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе с санитарно - эпидемиологическими станциями и прежде всего, в проведении комплексных противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно - гигиеническому воспитанию населения.
    В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного обследования больных, новые, эффективные методы и средства лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов амбулаторно - поликлинических учреждений убедительно доказано, что многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно лечить в условиях поликлиники.
    Серьезные недостатки в ряде амбулаторно - поликлинических учреждений имеются в постановке и уровне проведения диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению на одного врача - специалиста в некоторых поликлиниках не превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые исследования и лечебно - оздоровительные мероприятия. Еще недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние дни недели.
    В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном, обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей - хирургов, и отсутствие должного руководства и контроля за их работой.
    Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких - либо материальных затрат.
    Для повышения уровня лечебно - диагностического процесса в поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют централизованные биохимические, серологические и цитологические лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно - диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов и научно - исследовательских институтов еще недостаточно уделяют внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам этих учреждений.
    Уровень и качество амбулаторно - поликлинической помощи во многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров, особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения во многом зависит полнота обследования больного, своевременная диагностика и исход заболевания.
    Однако некоторые руководители министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы. Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и областей численность населения на одного участкового врача - терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.
    Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.
    В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники. Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда врачей и других медицинских работников.
    В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного отношения к больным.
    Руководители некоторых амбулаторно - поликлинических учреждений не уделяют должного внимания санитарно - просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало используют разнообразные формы группового и индивидуального санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения здоровый образ жизни.
    Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно - поликлинической помощи сельскому населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886 приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и консультативная помощь в межрайонных специализированных отделениях.
    Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также увеличивается число выездов врачей - специалистов центральных районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.
    Улучшилось оснащение сельских амбулаторно - поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом. Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.
    В результате проведенных мероприятий число посещений сельских жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в 1980 г.
    Однако объем врачебной амбулаторно - поликлинической помощи увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской, Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.
    План строительства сельских амбулаторно - поликлинических учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных республиках за X пятилетку не выполнен.
    В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской, Таджикской союзных республик еще значительное число сельских участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.
    До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда некоторые местные органы здравоохранения продолжают реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета соответствующих условий.
    В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно - поликлинической помощи, повышения ее качества и эффективности
    1. Приказываю:
    1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения:
    1.1.1. В 1981 году разработать в пределах выделенных на XI пятилетку материальных, трудовых и финансовых ресурсов перспективный план развития сети и совершенствования работы амбулаторно - поликлинических учреждений в городских и сельских местностях на период до 1985 года, имея в виду обеспечить значительное повышение уровня амбулаторно - поликлинической помощи городскому и сельскому населению, усиление мер профилактики, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.
    В плане предусмотреть следующие основные мероприятия:
    - пересмотреть сеть имеющихся поликлиник (амбулаторий) с целью их укрупнения, используя, в необходимых случаях, небольшие учреждения, как отдельные структурные подразделения крупных поликлиник (отделение профилактики, восстановительного лечения и др.), без нарушения территориального и производственного (цехового) принципов оказания поликлинической помощи;
    - в течение 1982-1985 гг. обеспечить приведение структуры всех городских поликлиник в соответствие с примерной организационной структурой городских поликлиник, а также с функциями, объемом и характером деятельности поликлиник, предусмотренных положением о них, утвержденных настоящим приказом;
    - предусмотреть организацию в крупных городах городских поликлиник консультативно - диагностической помощи в соответствии с примерной организационной структурой, положением о ней, утвержденных настоящим приказом.
    В этих поликлиниках предусмотреть организацию специализированных отделений (кабинетов) по следующим профилям: кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, урологии, онкологии, неврологии, эндокринологии, гематологии, аллергологии, артрологии и других.
    В указанных поликлиниках обеспечить консультативные приемы профессоров, доцентов, ассистентов медицинских вузов (факультетов) и научных работников научно - исследовательских учреждений.
    Считать целесообразным организовывать указанные поликлиники в составе многопрофильных больниц, клиник медицинских вузов и научно - исследовательских учреждений клинического профиля;
    - предусмотреть организацию в крупных городах хозрасчетных городских поликлиник или отделений (на спецсредствах) для медицинского осмотра лиц, работающих в пищевых, коммунальных объектах и других учреждениях, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательным профилактическим осмотрам;
    - предусмотреть открытие в городских поликлиниках, обслуживающих 30 тысяч населения и более, отделений профилактики, организовав их работу в соответствии с положением о них, утвержденным настоящим приказом.
    1.1.2. Усилить профилактическую деятельность поликлиник, сосредоточив работу врачей на проведении комплексных мероприятий по предупреждению заболеваний путем выявления лиц с повышенным риском заболевания и проведения среди них плановых лечебно - оздоровительных мероприятий, целенаправленной санитарной пропаганды за здоровый быт и борьбу с вредными привычками, рационального и эффективного использования физкультуры и спорта, создания "групп здоровья" и других мероприятий.
    1.1.3. Организовать диспансеризацию населения в соответствии с положением о диспансеризации, утвержденным настоящим приказом и действующей инструкцией. Особое внимание сосредоточить на формировании диспансерных контингентов из числа рабочих ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, учащихся и работающих подростков, лиц с повышенным риском заболевания, а также больных, определяющих уровень заболеваемости и смертности (сердечно - сосудистые, онкологические, органов дыхания и пищеварения). Обеспечить целенаправленное применение профилактических и лечебно - оздоровительных мероприятий: принятие мер по улучшению санитарно - гигиенических условий труда на производстве и устранению вредных факторов, широкое использование противорецидивного и восстановительного лечения, своевременное направление на стационарное лечение, в санатории - профилактории, назначение диетического питания, использование других мероприятий.
    1.1.4. Обеспечить действенную преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром, между поликлиникой и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи, между поликлиникой и санаториями (санаториями - профилакториями). Главная и основная цель этой большой и важной задачи - обеспечить непрерывность лечебно - диагностического процесса.
    Необходимо рассматривать каждый случай направления плановых больных из поликлиники в больницу без должной полноты обследования и непроведения активного наблюдения и лечения больных после выписки их из больницы, санатория (санатория - профилактория), особенно после лечения по поводу инфаркта миокарда, инсульта, как серьезные дефекты в работе поликлиники.
    1.1.5. Сосредоточить особое внимание на повышении качества и культуры работы поликлиник, расширении объема и характера их лечебно - диагностической деятельности. С этой целью:
    - в течение 1981-1983 гг. принять меры по оснащению (дооснащению) всех поликлиник медицинской техникой, инструментарием и оборудованием с учетом примерных перечней, утвержденных настоящим приказом;
    - обеспечить обязательные лабораторные, инструментальные и аппаратные исследования при обследовании больных, обратившихся в поликлинику, в соответствии с перечнями обязательных исследований, утвержденных настоящим приказом. Исследования, не производящиеся в данной поликлинике, должны проводиться в централизованном порядке в другом амбулаторно - поликлиническом учреждении;
    - обеспечить активное внедрение в работу поликлиник современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных;
    - разработать конкретный план повышения квалификации врачей поликлиник на 1981-1985 гг., обратив особое внимание на подготовку врачей: участковых терапевтов, кардиологов, рентгенологов, лаборантов, невропатологов, офтальмологов, хирургов и др.;
    - повысить ответственность заведующих отделениями (кабинетами) поликлиник за уровень и качество поликлинической помощи населению, культуру работы этих подразделений;
    - направить идейно - воспитательную работу среди медицинского персонала поликлиник, прежде всего на искоренение случаев невнимательного отношения к больным. Каждый случай нарушения трудовой, производственной дисциплины предавать гласности в коллективах и принимать необходимые меры к их предупреждению;
    - развивать и совершенствовать в коллективах поликлиник социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду и наставничество. Включать в социалистические обязательства конкретные предложения, направленные на улучшение показателей работы каждого сотрудника и коллектива в целом. Ежегодно проводить смотры работы поликлиник и их структурных подразделений.
    1.1.6. Обязать главных специалистов министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения систематически анализировать состояние амбулаторно - поликлинической помощи по соответствующему разделу работы, разрабатывать и осуществлять план мероприятий, направленный на повышение качества обследования и лечения амбулаторных больных, на освоение врачами современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных.
    1.1.7. Осуществлять дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи в поликлинических условиях путем создания специализированных отделений и кабинетов в крупных поликлиниках, сосредоточив в них узкоспециализированные приемы, диагностические кабинеты и лаборатории, оснащая их соответствующей медицинской техникой, укомплектовывая опытными кадрами.
    1.1.8. Потребовать от руководителей поликлиник:
    - повысить уровень руководства и контроль за работой всех структурных подразделений поликлиники;
    - обеспечить высокий уровень оказания амбулаторно - поликлинической помощи населению, качество проведения профилактических мероприятий и диспансеризации;
    - систематического снижения на территории деятельности поликлиники заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
    - шире использовать принципы морального и материального стимулирования деятельности врачей поликлиники и прежде всего участковых врачей, представления к поощрениям, установления квалификационных категорий и др.
    1.1.9. Обеспечить дальнейшее усиление роли территориальных поликлиник в медико - санитарном обеспечении рабочих промышленных предприятий. С этой целью:
    - в 1981-1983 гг. завершить создание цеховых участков для промышленных предприятий с числом рабочих 1000 и более и осуществлять оказание им медицинской помощи в соответствии с действующими положениями. Медицинское обслуживание работников более мелких промышленных предприятий осуществлять персоналом территориальных поликлиник;
    - практиковать создание отделений территориальных поликлиник на промышленных предприятиях, не имеющих медико - санитарных частей;
    - усилить работу по руководству и оказанию практической помощи в работе цеховым врачам со стороны заведующих терапевтическими отделениями и врачей - специалистов поликлиник, прежде всего в разработке и осуществлении мер профилактики, проведении профилактических осмотров и диспансеризации;
    - осуществить мероприятия по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности, имея в виду обеспечить обоснованную оценку состояния здоровья лиц, обратившихся в поликлинику.
    1.1.10. Обратить особое внимание на дальнейшее развитие, совершенствование и укрепление территориальной участковой врачебной службы и повышение авторитета участкового врача. С этой целью:
    - в течение 1981-1985 гг. завершить работу по разукрупнению территориальных врачебных участков и приведению численности населения на терапевтических участках до норм, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 от 22 сентября 1977 г.;
    - обеспечить в течение 1981-1985 гг. участковых врачей - терапевтов специальными укладками с набором необходимых медикаментов и инструментария и портативной диагностической аппаратурой;
    - осуществить мероприятия по обеспечению участковых врачей - терапевтов автотранспортом в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР N 300 от 25.03.76 г. "О нормах оснащения учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом, о режиме работы санитарного автотранспорта";
    - обеспечить систематическое повышение квалификации участковых врачей - терапевтов путем их направления в институты (факультеты) усовершенствования врачей (не реже одного раза в 5 лет), а также используя другие формы повышения их знаний. При повышении их квалификации особое внимание обратить на подготовку в области сердечно - сосудистой патологии, заболеваний органов дыхания и пищеварения. Обучить всех участковых врачей - терапевтов расшифровке электрокардиограмм.
    1.1.11. Обратить особое внимание на организацию и качество работы отделений и кабинетов восстановительного лечения в поликлиниках, с этой целью:
    - в течение 1981-1985 гг. завершить организацию отделений восстановительного лечения в городских поликлиниках, имея в виду в наиболее крупных из них организовать межполиклинические отделения, в соответствии с утвержденными настоящим приказом положениями и штатными нормативами, и оснащать их оборудованием и аппаратурой в соответствии с примерным перечнем, утвержденным настоящим приказом;
    - обеспечить проведение в отделениях восстановительного лечения всего комплекса лечебных мероприятий для больных, прежде всего таких групп заболеваний, как сердечно - сосудистые и нервные болезни, заболевания органов дыхания и повреждения опорно - двигательного аппарата;
    - принять меры к производству на месте нестандартного оборудования для отделений восстановительного лечения поликлиник (в основном по разделу механотерапии и трудовой терапии), используя для этой цели шефскую помощь местных промышленных предприятий, конструкторских бюро, научно - исследовательских институтов политехнического профиля.
    1.1.12. Обратить особое внимание на систему организации и уровень работы регистратуры поликлиник, обеспечив ее деятельность в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом. Для улучшения и упорядочения работы регистратуры разработать и осуществить следующие мероприятия:
    - рассмотреть и утвердить время и график работы регистратуры по каждой поликлинике, порядок записи больных на прием к врачу, сократить до минимума затраты времени больных на посещение поликлиник;
    - в течение 1981-1982 гг. завершить перевод регистратур всех поликлиник на метод самозаписи на прием к врачу.
    1.1.13. Повысить уровень руководства амбулаторно - поликлиническими учреждениями и усилить контроль за их деятельностью, с этой целью:
    - улучшить подбор руководителей поликлиник и обеспечить систематическое повышение их квалификации по вопросам организации и управления амбулаторно - поликлиническими учреждениями;
    - организовать при местных органах здравоохранения методические советы по амбулаторно - поликлинической помощи населению;
    - повысить роль общественных советов, созданных при поликлиниках;
    - обеспечить, не реже двух раз в течение года, проведение отчетов руководителей поликлиник перед населением.
    1.1.14. Обеспечить в 1981-1985 гг. организацию в поликлиниках аптечных пунктов 1 категории и кабинетов фармацевтической информации, в соответствии с действующим положением и штатными нормативами.
    1.1.15. Утвердить в 1981-1982 гг. лучшие амбулаторно - поликлинические учреждения в качестве республиканских и областных школ передового опыта, где систематически проводить совещания и обмен опытом главных врачей поликлиник и других медицинских работников этих учреждений.
    1.1.16. Сосредоточить особое внимание на развитии и совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи сельскому населению, имея в виду в XI пятилетке значительно улучшить обеспечение населения сельских районов врачебной амбулаторно - поликлинической помощью.