Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ХАССП. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51705.1-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.2001 N 31-ст)

Дата документа23.01.2001
Статус документаДействует
МеткиСтандарт · Постановление · Гост

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ХАССП. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Quality systems. НАССР principles for food products quality management. General requirements

 

ГОСТ Р 51705.1-2001

 

Дата введения -
1 июня 2001 года

 
    Введен впервые
    Принят постановлением Госстандарта РФ от 23 января 2001 г. N 31-ст.
 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт устанавливает основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП или в английской транскрипции НАССР - Hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки), изложенных в директиве Совета Европейского сообщества 93/43.
 

2. Определения

 
    В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
    2.1 ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки): Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
    2.2 система ХАССП: Совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
    2.3 группа ХАССП: Группа специалистов (с квалификацией в разных областях), которая разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему ХАССП.
    2.4 опасность: Потенциальный источник вреда здоровью человека.
    2.5 опасный фактор: Вид опасности с конкретными признаками.
    2.6 риск: Сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий.
    2.7 допустимый риск: Риск, приемлемый для потребителя.
    2.8 недопустимый риск: Риск, превышающий уровень допустимого риска.
    2.9 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
    2.10 анализ риска: Процедура использования доступной информации для выявления опасных факторов и оценки риска.
    2.11 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до допустимого уровня.
    2.12 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до допустимого уровня.
    2.13 управление риском: Процедура выработки и реализации предупреждающих и корректирующих действий.
    2.14 критическая контрольная точка: Место проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском.
    2.15 применение по назначению: Использование продукции (изделия) в соответствии с требованиями технических условий, инструкцией и информацией поставщика.
    2.16 применение не по назначению: Использование продукции (изделия) в условиях или для целей, не предусмотренных поставщиком, обусловленное привычным поведением пользователя.
    2.17 предельное значение: Критерий, разделяющий допустимые и недопустимые значения контролируемой величины.
    2.18 мониторинг: Проведение запланированных наблюдений или измерений параметров в критических контрольных точках с целью своевременного обнаружения их выхода за предельные значения и получения необходимой информации для выработки предупреждающих действий.
    2.19 система мониторинга: Совокупность процедур, процессов и ресурсов, необходимых для проведения мониторинга.
    2.20 проверка (аудит): Систематическая и объективная деятельность по оценке выполнения установленных требовании, проводимая лицом (экспертом) или группой лиц (экспертов), не зависимых в принятии решений.
    2.21 внутренняя проверка: Проверка, проводимая персоналом организации, в которой осуществляется проверка.
 

3. Принципы разработки системы ХАССП

 
    Система ХАССП должна разрабатываться с учетом семи основных принципов:
    1 - идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля;
    2 - выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию;
    3 - в документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем;
    4 - разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений;
    5 - разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;
    6 - разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП;
    7 - документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП.
 

4. Общие требования

 

4.1 Организация работ

 
    4.1.1 В соответствии с действующим законодательством персональную ответственность за безопасность выпускаемой продукции несет руководство организации.
    4.1.2 Руководство организации должно определить и документировать политику относительно безопасности выпускаемой продукции и обеспечить ее осуществление и поддержку на всех уровнях.
    Политика в области безопасности должна быть практически применимой и реализуемой, соответствовать требованиям органов государственного контроля и надзора и ожиданиям потребителей.
    4.1.3 Руководство организации должно определить область распространения системы ХАССП применительно к определенным видам (группам или наименованиям выпускаемой продукции и этапам жизненного цикла, к которым относятся производство, хранение, транспортирование, оптовая и розничная продажа и потребление, включая сферу общественного питания.
    4.1.4 Руководство организации должно подобрать и назначить группу ХАССП, которая несет ответственность за разработку, внедрение и поддержание системы ХАССП в рабочем состоянии.