Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 937. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФФОМС от 10.01.97 N 86/23 "ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПОЛНОТЕ, ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВНЕСЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"

Дата документа10.01.1997
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиМетодические рекомендации
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 10 января 1997 г. N 86/23

 

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПОЛНОТЕ, ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВНЕСЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Методические рекомендации по проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "Рекомендации", разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1, Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, приказом Федерального фонда ОМС от 29 марта 1996 г. N 23, совместным письмом Федерального фонда ОМС и Государственной налоговой службы Российской Федерации "О взаимодействии территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов Госналогслужбы России" от 13.06.96 г. N 2469/23-и/ВГ-6-07/411 и другими законодательно-нормативными документами.
    Рекомендации регламентируют порядок организации и проведения документальных проверок, который должен применяться территориальными фондами обязательного медицинского страхования при осуществлении ими контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
    Цель проведения документальной проверки - проверка правильности начисления, своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
 

II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

 
    Основанием для проведения документальной проверки является приказ исполнительного директора территориального фонда (филиала) о проведении проверки плательщика, ее сроках, назначении проверяющих, которым выдается поручение о проверке страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
    Для проведения документальной проверки плательщика необходимо:
    1. Составить план проверки с указанием конкретных вопросов, подлежащих проверке.
    2. Оформить поручение на проведение проверки, подписанное исполнительным директором территориального фонда (филиала) обязательного медицинского страхования.
    3. Уведомить руководителя предприятия, организации, учреждения (в дальнейшем - предприятие) о дате проведения проверки.
    4. Подготовить нормативные документы, необходимые для проведения проверки, провести анализ правильности начисления и своевременности уплаты страховых взносов по расчетным ведомостям с учетом актов камеральных проверок и имеющимся банковским документам, подтверждающим уплату взносов, изучить дело плательщика.
    5. Проверяющим необходимо до начала проверки представиться руководителю предприятия или лицу, исполняющему его обязанности, предъявить удостоверение представителя фонда, поручение на проведение проверки, ознакомить с планом проведения проверки.
    В соответствии с п. 15 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1, предприятия, учреждения, в том числе банки, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.
    Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, утверждены постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (Приложение 2).
 

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПОЛНОТЕ, ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВНЕСЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

 
    Документальную проверку необходимо начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, под которой следует понимать выбранную им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
    Учетная политика предприятия в обязательном порядке должна быть оформлена приказом руководителя организации, предприятия.
    Проверку необходимо произвести за текущий год, включая период, завершенный по данным бухгалтерского учета, а также за предшествующий календарный год или с момента предыдущей документальной проверки, при необходимости с 1 января 1993 г.
    Основными вопросами при проведении документальной проверки являются:
    определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с действующим законодательством, нормативными и методическими документами видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы;
    сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством по обязательному медицинскому страхованию;
    проверка своевременности перечисления начисленных страховых взносов в фонды ОМС;
    проверка правильности видов выплат, на которые страховые взносы не должны начисляться;
    составление, в случае выявления нарушений, расчета финансовых санкций и пени.
    Для предприятий и организаций всех форм собственности действует система бухгалтерского учета, регламентированная Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, действующей на соответствующий проверяемый период, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации (от 01.11.91 г. N 56, в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г. N 173, от 28.07.95 г. N 81), а для учреждений, состоящих на государственном бюджете, - инструкциями, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.87 г. N 61 (с последующими изменениями) и от 03.11.93 г. N 122.
    Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности определяются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказами Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.92 г. N 10 и от 26.12.94 г. N 170 (в редакции приказа от 19.12.95 N 130).
    Несмотря на особенности организации бухгалтерского учета на отдельных предприятиях и в учреждениях, принципы отражения затрат, порядок расходования денежных средств, документальное оформление кассовых и банковских операций, порядок расчетов по оплате труда с рабочими и служащими - одинаковы.
    При проверке правильности определения оплаты труда, на которую следует начислять страховые взносы, используются карточки справки, лицевые счета, книги по расчетам с рабочими и служащими, расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу заработной платы, премий, пособий и т.п., сводные (накопительные) ведомости по начислению всех видов заработка, книги приказов и распоряжений предприятий, в соответствии с которыми производятся выплаты материальной помощи и премий, договоры подряда и поручения, журналы-ордера, главная книга, кассовые и банковские документы по выплате заработной платы.
    При решении вопросов, возникающих в ходе проведения документальной проверки, об отнесении тех или иных видов выплат к оплате труда, на которую следует начислять страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, рекомендуется использовать приведенный ниже перечень.
    Кроме того, целесообразно проводить анализ отчетных данных о видах выплат заработной платы, представляемых плательщиками в другие государственные внебюджетные фонды и налоговые органы.
    Рекомендуемый перечень видов оплаты труда, на который следует начислять страховые взносы в фонды ОМС:
    1. Заработная плата, начисленная пропорционально отработанному времени (выполненной работе) по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам, независимо от форм и систем оплаты труда, принятых на предприятии, в учреждении и организации.
    2. Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты.
    При этом следует иметь в виду, что стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда, определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
    3. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премиальных выплат) за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год: надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.), а также вознаграждения (процентные надбавки) за выслугу лет, стаж работы (надбавки за стаж работы по специальности в данной отрасли).
    4. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а именно:
    4.1) выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных безводных местностях и в высокогорных районах; надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
    4.2) доплаты за условия труда (за работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда);
    4.3) доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме;
    4.4) оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время;
    4.5) оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставляемые им в связи с работой сверхнормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством.
    5. Оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством:
    5.1) оплата ежегодных и дополнительных отпусков;
    5.2) оплата специальных перерывов в работе, оплата льготных часов подростков;
    5.3) оплата рабочего времени работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности выполняются в рабочее время;
    5.4) суммы, выплачиваемые предприятиями за время отпуска перед началом работы выпускникам профессионально-технических училищ;
    5.5) заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы;