Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 937. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02" (утв. МПС РФ 19.02.2002)

Дата документа19.02.2002
Статус документаДействует
МеткиПравила

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.С.МИШАРИН
19 февраля 2002 года

 

Согласовано
письмом Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 7 февраля 2002 г. N 709-КЛ

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ УСТРОЙСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02

 

I. Общие требования

 
    1.1. Настоящие Правила устанавливают требования безопасности при выполнении работ при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на федеральном железнодорожном транспорте.
    Действие настоящих Правил распространяется на предприятия федерального железнодорожного транспорта, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (далее - средств контроля) и источников электропитания.
    1.2. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ на работников могут воздействовать в соответствии с ГОСТ 12.0.003 <*> следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
    движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
    повышенный уровень шума;
    повышенный уровень вибрации;
    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;
    расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    повышенная влажность и подвижность воздуха;
    недостаточная освещенность рабочей зоны;
    повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
    пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    повышенная напряженность электрического поля;
    повышенная напряженность магнитного поля;
    повышенный уровень статического электричества;
    отсутствие или недостаток естественного света при работе в тоннелях, колодцах;
    химические опасные и вредные факторы (появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых сред);
    нервно - психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов, работах на высоте.
    


    <*> Перечень нормативных документов и полные их реквизиты приведены в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
 
    1.3. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562; СН 2.2.4/2.1.8.566.
    1.4. Освещенность рабочих мест в помещениях, на открытых площадках и искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям ОСТ 32.120, Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта и СНиП 23-05.
    1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686.
    1.6. Организация и ведение технологических процессов при техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативным и технологическим документам на соответствующие процессы.
    1.7. Для производственных помещений и зданий дистанций СЦБ и связи в соответствии со СНиП 31-03-2001, Нормами технологического проектирования устройств автоматики и телемеханики на федеральном железнодорожном транспорте должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
    1.8. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений предприятий, а также специального самоходного подвижного состава (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки материалов или доставки работников к месту работы) должны соответствовать определенной категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
    Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
    1.9. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
    1.10. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках предприятий должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7 и 8 Правил устройства электроустановок.
    1.11. Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией производственных помещений, ремонтно - технологических участков (РТУ) и аккумуляторных не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов.
    Исправность и эффективность вентиляционных устройств определяются на основании результатов анализов, проводимых центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГ СЭН).
    1.12. Для всех профессий работников или на отдельные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, средств контроля, автоматизированных и механизированных горок, источников электропитания с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда на основе настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.
    1.13. В технологической документации (технологических картах, проектах производства работ) указываются следующие требования безопасности:
    технические решения и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;
    квалификация исполнителей;
    мероприятия по пожаро-, взрывобезопасности;
    необходимые средства защиты.
    1.14. Контроль за соблюдением требований безопасности при производстве работ и устранении отказов в устройствах СЦБ осуществляет диспетчер дистанции СЦБ и связи.
    При возникновении отказов в устройствах СЦБ диспетчер дистанции должен вызвать работников для устранения неисправностей, провести с ними целевой инструктаж и убедиться, что выполняются требования в части обязательного состава бригады в два лица и более согласно Перечню работ, приведенному в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
    В зависимости от характера возникшего отказа вторым лицом может быть работник службы пути или службы электроснабжения.
    1.15. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
    1.16. При эксплуатации и содержании дрезин, мотовозов и автомотрис следует руководствоваться Инструкцией по эксплуатации и содержанию дрезин, мотовозов и автомотрис (моторно - рельсового транспорта несъемного типа) на железных дорогах.
    1.17. При проведении окрасочных работ следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при окрасочных работах.
    1.18. Не допускается исполнение обязанностей работниками, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    1.19. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях федерального железнодорожного транспорта должен осуществляться в соответствии с Положением о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.
    1.20. Режим труда и отдыха работников, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, средств контроля и источников электропитания, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации <*> и Особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов.
    
    <*> Федеральный закон "Трудовой кодекс Российской Федерации", утвержден Президентом Российской Федерации 30.12.01 N 197-ФЗ.
 
    Работникам, профессии которых входят в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском и устанавливается сокращенный рабочий день в соответствии с Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
    1.21. Порядок и условия организации дежурства на дому и на объекте с правом отдыха в специально оборудованной комнате должны соответствовать требованиям Положения о порядке и условиях организации дежурства работников хозяйства сигнализации и связи МПС на дому и на объекте с правом отдыха в специально оборудованной комнате.
    1.22. Аварийно - восстановительные работы, а также работы по устранению неисправностей в напольных устройствах СЦБ, расположенных на железнодорожных путях, выполняемые в ночное время, выходные и праздничные дни должны производиться в соответствии с технологическим процессом, разработанным применительно к местным условиям.
    Для безопасного выполнения работ должен быть разработан порядок взаимодействия работников службы пути, перевозок и дистанции сигнализации и связи, утверждаемый начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги - руководством железной дороги.
 

II. Требования безопасности к технологическим процессам

 

2.1. Требования безопасности при следовании работников к месту работы на перегонах и железнодорожных станциях

 
    2.1.1. При выполнении работ на железнодорожных путях железнодорожной станции (далее - станции) работники должны проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам, внимательно следя за передвижением поездов или маневровых составов на смежных железнодорожных путях.
    2.1.2. Маршруты безопасного прохода по станционным путям разрабатываются работниками дистанции СЦБ и связи, утверждаются руководством дистанции СЦБ и связи, согласовываются с начальником станции (ДС) и доводятся до сведения всех причастных работников при проведении инструктажей.
    Маршруты служебных проходов на территории станции разрабатываются работниками станции и утверждаются ДС.
    2.1.3. Перед началом работы руководитель работ (старший электромеханик, электромеханик) обязан:
    провести целевой инструктаж;
    проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;
    убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению (по необходимости).
    Сигнал о приближении поезда или команда руководителя работ об уходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является приказом для всех работающих.
    2.1.4. Проход на перегонах к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника.
    При невозможности пройти в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по железнодорожному пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:
    на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению), контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению;
    руководитель работ обязан предупредить работников о соблюдении осторожности при нахождении на железнодорожных путях при плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, и следить, чтобы они шли по одному друг за другом;
    при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем).
    На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов, следует ориентироваться по показаниям светофоров.
    2.1.5. В стесненных местах, где по обеим сторонам железнодорожного пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, а также на мостах и в тоннелях намечаются безопасные места, на которые следует отойти при появлении поезда.
    2.1.6. При установленной скорости движения поездов до 140 км/ч включительно при приближении поезда работники должны заблаговременно, когда до поезда остается расстояние не менее 400 м, прекратить работы, убрать материалы, инструмент и отойти в сторону от железнодорожного пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место.
    При приближении подвижного состава работники должны отойти на следующие расстояния от крайнего рельса:
    поезда, дрезины, отдельного локомотива - не менее чем на 2,5 м;
    работающих путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м;
    работающего путевого струга - на 10 м;
    работающих машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;
    работающих однопутных снегоочистителей - на 25 м.
    Пропуская поезд, необходимо укрыться за опорами контактной сети, релейными шкафами или другими сооружениями во избежание получения травмы от предметов, которые могут находиться на подвижном составе и выступать за пределы габарита приближения строений.
    Запрещается переходить для пропуска поезда на соседний железнодорожный путь и находиться на нем.
    2.1.7. На скоростных участках работники должны, не позднее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда, прекратить работы, убрать материалы и инструменты на обочину и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса на участках обращения поездов со скоростью 141 - 160 км/ч, и не менее 5 м - со скоростью обращения 161 - 200 км/ч.
    2.1.8. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
    переходить или перебегать путь перед приближающимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему пути не движется встречный поезд;
    пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;
    находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
    переходить пути в пределах стрелочных переводов.
    При переходе железнодорожного пути, занятом вагонами, следует пользоваться только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки следует, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути.
    Запрещается переходить железнодорожный путь, подлезая под вагоны. Обходить стоящие вагоны необходимо на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона; переходить путь между расцепленными вагонами разрешается в том случае, если расстояние между ними не менее 10 м. При переходе железнодорожных путей не следует наступать на рельсы.
    2.1.9. При проходе вдоль железнодорожных путей на станциях следует идти по широкому междупутью или по обочине земляного полотна, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия.
    2.1.10. Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (пешеходные мостики, тоннели, настилы), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава.
    2.1.11. При выполнением работ на железнодорожных путях необходимо находиться в сигнальных жилетах, а в темное время суток и при плохой видимости - в сигнальных жилетах со световозвращающими накладками. Спецодежда должна быть плотно застегнута и не мешать движениям.
    2.1.12. Во время перерыва в работе, выполняемой на железнодорожных путях, необходимо сойти с путей на обочину за пределы габарита приближения строений. Садиться для отдыха на рельсы, шпалы, электроприводы, дроссель - трансформаторы, путевые ящики и другие напольные устройства запрещается.
    2.1.13. При обслуживании напольных устройств СЦБ запрещается производить в одно лицо те работы, производство которых по технологическим картам предусмотрено проводить в два лица. Перечень работ по обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, которые должны выполняться в два лица и более, приведены в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
    2.1.14. Перевозка работников к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с Правилами перевозки рабочих, постановки жилых, бытовых и служебных вагонов на железнодорожных путях и пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта.
    2.1.15. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководители дистанции СЦБ и связи должны установить порядок доставки рабочих к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей, и согласовать его с руководителями отделения железной дороги или железной дороги.
    2.1.16. На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.
    2.1.17. Для доставки работников к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы или специально оборудованные грузовые автомобили, отвечающие санитарным требования и требованиям пожарной безопасности.
    2.1.18. Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, употреблявших алкогольные напитки, а также находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, в болезненном или утомленном состоянии.
    2.1.19. Перед выездом на линию водители дрезин, машинисты мотовозов и других подвижных единиц должны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств проходят предрейсовый медицинский осмотр при наличии медицинских учреждений в местах базирования.
    2.1.20. Количество людей, перевозимых на платформах дрезин, должно соответствовать наличию оборудованных мест для сидения.
 

2.2. Основные требования безопасности при обслуживании электроустановок устройств СЦБ

 
    2.2.1. Порядок и условия производства работ
    2.2.1.1. Электроустановки устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, средств контроля и источников электропитания (далее - электроустановки) относятся к электроустановкам напряжением до 1000 В.
    2.2.1.2. Техническое обслуживание электроустановок должно производиться в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей.
    2.2.1.3. В электроустановках не допускается приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин к находящимся под напряжением неогражденным токоведущим частям на расстояния, менее чем:
    до 1000 В на ВЛ - 0,6 м от людей и применяемых ими инструментов и приспособлений, от временных ограждений и 1 м от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положениях, от стропов грузозахватных приспособлений и грузов;
    до 1000 В в остальных электроустановках и от 1 до 35 кВ - 1 м от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положениях, от стропов грузозахватных приспособлений и грузов.
    2.2.1.4. В электроустановках напряжением до 1000 В при работе под напряжением необходимо:
    оградить расположенные вблизи рабочего места другие токоведущие части, находящиеся под напряжением, к которым возможно случайное прикосновение;
    работать в диэлектрических галошах или стоя на изолирующей подставке либо на резиновом диэлектрическом ковре;
    применять изолированный инструмент (у отверток, кроме того, должен быть изолирован стержень), пользоваться диэлектрическими перчатками.
    Не допускается работать в одежде с короткими или засученными рукавами, а также использовать ножовки, напильники, металлические метры и другие аналогичные инструменты.
    2.2.1.5. Не допускается при работе около неогражденных токоведущих частей располагаться так, чтобы эти части находились сзади работника или с двух боковых сторон. Трансформаторы типа "ТС", устанавливаемые за панелями электропитания, должны ограждаться кожухами.
    Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением, приведены в подпункте 2.2.1.3 настоящих Правил.
    2.2.1.6. Не допускается прикасаться без применения электрозащитных средств к изоляторам, изолирующим частям оборудования, находящегося под напряжением.
    2.2.1.7. При использовании электрозащитных средств необходимо:
    держать изолирующие части средств защиты за ручки - захваты до ограничительного кольца;
    располагать изолирующие части средств защиты так, чтобы не возникла опасность перекрытия по поверхности изоляции между токоведущими частями двух фаз или замыкания на землю;
    пользоваться только сухими и чистыми изолирующими частями средств защиты с неповрежденным лаковым покрытием;
    применять только испытанные изолирующие средства защиты. При обнаружении нарушения лакового покрытия или других неисправностей изолирующих частей средств защиты пользование ими должно быть немедленно прекращено.
    2.2.1.8. Работы по установке и снятию предохранителей, как правило, производятся при снятом напряжении. Под напряжением, но без нагрузки допускается снимать и устанавливать предохранители на присоединениях, в схеме которых отсутствуют коммутационные аппараты. Под напряжением и под нагрузкой допускается снимать и устанавливать предохранители во вторичных цепях, предохранители трансформаторов напряжения и предохранители пробочного типа в электроустановках напряжением до 1000 В.
    2.2.1.9. При снятии и установке предохранителей под напряжением в электроустановках напряжением до 1000 В необходимо пользоваться изолирующими клещами или диэлектрическими перчатками, а при наличии открытых плавких вставок - и защитными очками (маской).
    2.2.2. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при техническом обслуживании и ремонте электроустановок
    2.2.2.1. Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ при техническом обслуживании и ремонте электроустановок устройств СЦБ являются:
    а) оформление работ нарядом - допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
    Наряд - допуск (далее - наряд) - это задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное выполнение работы.
    Распоряжение - это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и лиц, которым поручено ее выполнение. Распоряжение может быть передано непосредственно или с помощью средств связи с последующей записью в оперативном журнале.
    Текущая эксплуатация - это проведение эксплуатационным персоналом самостоятельно на закрепленном за ним участке в течение одной смены работ, на которые не требуется оформления распоряжений;
    б) допуск к работе;
    в) надзор во время работы;
    г) оформление окончания работы.
    2.2.3. Ответственные за безопасность проведения работ
    2.2.3.1. Ответственными за безопасность проведения работ являются:
    выдающий наряд, отдающий распоряжение, утверждающий перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
    ответственный руководитель работ;
    производитель работ;
    допускающий;
    наблюдающий;
    член бригады.
    2.2.3.2. Выдающий наряд, отдающий распоряжение определяет необходимость и возможность безопасного выполнения работы. Он отвечает за достаточность и правильность указанных в распоряжении мер безопасности, за качественный и количественный состав бригады и назначение ответственных за безопасность, а также за соответствие работников выполняемой работе.
    2.2.3.3. Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникам из числа административно - технического персонала дистанции СЦБ и связи, имеющим группу по электробезопасности IV в электроустановках напряжением до 1000 В.
    В случае отсутствия работников, имеющих право выдачи нарядов и распоряжений, при работах по предотвращению аварий или ликвидации их последствий допускается выдача нарядов и распоряжений работниками из числа оперативно - технического персонала, имеющими группу по электробезопасности IV. Предоставление оперативно - техническому персоналу права выдачи нарядов и распоряжений должно быть оформлено письменным указанием руководителя дистанции СЦБ и связи.
    2.2.3.4. Производитель работ отвечает за:
    соответствие подготовленного рабочего места требованиям, указанным в распоряжении, дополнительные меры безопасности, необходимые по условиям выполнения работ;
    четкость и полноту инструктажа членов бригады;
    наличие, исправность и правильное применение необходимых средств защиты, инструмента, инвентаря и приспособлений;
    сохранность на рабочем месте ограждений, плакатов, заземлений, запирающих устройств;
    безопасное проведение работы и соблюдение требований Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей им самим и членами бригады;
    осуществление постоянного надзора за членами бригады.
    2.2.3.5. Ответственный руководитель работ отвечает за выполнение всех указанных в наряде мер безопасности и их достаточность, за принимаемые им дополнительные меры безопасности, за полноту и качество целевого инструктажа бригады, в том числе проводимого допускающим и производителем работ, а также за организацию безопасного ведения работ.
    Ответственным руководителем работ назначается работник из числа административно - технического персонала, имеющий группу по электробезопасности V.
    Необходимость назначения ответственного руководителя работ определяется лицом, выдающим наряд.
    Ответственный руководитель работ назначается при выполнении работ:
    с использованием механизмов и грузоподъемных машин;
    на кабельных линиях в зонах расположения коммуникаций и интенсивного движения транспорта;
    по установке и демонтажу опор всех типов;
    в местах пересечения воздушных линий с другими воздушными линиями и транспортными магистралями.
    Назначение ответственного руководителя работ не требуется при работах в электроустановках напряжением до 1000 В и работах, выполняемых по распоряжению.
    2.2.3.6. Допускающий отвечает за правильность и достаточность принятых мер безопасности и соответствие их мерам, указанным в наряде, характеру и месту работы, за правильный допуск к работе, а также за полноту и качество проводимого им инструктажа членов бригады.
    Допускающий должен назначаться из числа оперативно - ремонтного персонала, имеющего группу по электробезопасности IV, при соблюдении условий, перечисленных в подпункте 2.2.3.10 настоящих Правил.
    Допускающим может быть работник, допущенный к оперативным переключениям распоряжением руководителя организации.
    2.2.3.7. Наблюдающий должен назначаться для надзора за бригадами, не имеющими права самостоятельно работать в электроустановках.
    Наблюдающий отвечает за:
    безопасность членов бригады в отношении поражения электрическим током электроустановки;
    наличие и сохранность установленных на рабочем месте заземлений, ограждений, плакатов и знаков безопасности, запирающих устройств приводов.
    Наблюдающим может назначаться работник, имеющий группу по электробезопасности III.
    Ответственным за безопасность, связанную с технологией работы, является работник, возглавляющий бригаду, который входит в ее состав и должен постоянно находиться на рабочем месте.
    2.2.3.8. Каждый член бригады должен выполнять требования Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил устройства электроустановок, Правил эксплуатации электроустановок потребителей, инструктивные указания, полученные при допуске к работе и во время работы, а также требования инструкций по охране труда.
    2.2.3.9. Письменным указанием руководителя дистанции СЦБ и связи должно быть оформлено предоставление его работникам прав: выдающего наряд, отдающего распоряжение; допускающего, ответственного руководителя работ; производителя работ (наблюдающего), а также права единоличного осмотра.
    2.2.3.10. Допускается одно из совмещений обязанностей ответственных работников за безопасное проведение работ в соответствии с таблицей 2.1.
    Допускающий из числа оперативно - ремонтного персонала может выполнять обязанности члена бригады.
 

Таблица 2.1

 

Ответственный работник Совмещаемые обязанности
Выдающий наряд Ответственный руководитель работ
Производитель работ
Допускающий (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)
Ответственный руководитель работ Производитель работ
Допускающий (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)
Производитель работ из числа оперативно - ремонтного персонала, имеющий группу по электробезопасности IV Допускающий (в электроустановках с простой и наглядной схемой)

 
    2.2.4. Организация работ по распоряжению
    2.2.4.1. Распоряжение имеет разовый характер, срок его действия определяется продолжительностью рабочего дня исполнителей. При необходимости продолжения работы, при изменении условий работы или состава бригады распоряжение должно отдаваться заново.
    При перерывах в работе в течение дня повторный допуск осуществляется производителем работ.
    2.2.4.2. Распоряжение на работу отдается производителю работ и допускающему. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, в тех случаях, когда допуск на рабочем месте не требуется, распоряжение может быть отдано непосредственно работнику, выполняющему работу.
    2.2.4.3. Распоряжение допускается выдавать для работы поочередно на нескольких электроустановках (присоединениях).
    2.2.4.4. Допуск к работам по распоряжению должен быть оформлен в Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, приведенном в приложении N 5 к Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
    2.2.4.5. Старший работник из числа оперативно - ремонтного персонала, выполняющий работу или осуществляющий наблюдение за работающими в электроустановках напряжением до 1000 В, должен иметь группу по электробезопасности IV, а члены бригады, работающие в электроустановках напряжением до 1000 В, должны иметь группу по электробезопасности III.
    Перед работой должны быть выполнены все технические мероприятия по подготовке рабочего места, определяемые лицом, отдающим распоряжение.
    2.2.4.6. В электроустановках напряжением до 1000 В, расположенных в помещениях, кроме особо опасных в отношении поражения людей электрическим током, работник, имеющий группу по электробезопасности III и право быть производителем работ, может работать единолично.
    2.2.4.7. В помещениях с отдельно установленными распределительными щитами (пунктами) напряжением до 1000 В уборку может выполнять один работник, имеющий группу по электробезопасности I.