Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 286. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ МПС РОССИИ" (утв. МПС РФ 29.06.98 N ЦП-566)

Дата документа29.06.1998
Статус документаДействует
МеткиИнструкция

    

УТВЕРЖДАЮ
Министр путей сообщения
Российской Федерации
Н.Е.АКСЕНЕНКО
29 июня 1998 г. N ЦП-566

 

Согласовано
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Зам. Министра
П.М.ЛАТЫШЕВ
12 июля 1997 года

 

Министерство транспорта
Российской Федерации
Первый зам. Министра
А.П.НАСОНОВ
20 июня 1997 года

 

Федеральная дорожная служба
Российской Федерации
Руководитель ФДС
В.Г.АРТЮХОВ
14 июня 1997 года

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ МПС РОССИИ

 
    Настоящая Инструкция устанавливает:
    общие положения, классификацию и порядок определения категорийности переездов;
    требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов;
    порядок организации работы и обязанности дежурного по переезду;
    основные требования при проезде транспортных средств и прогоне скота через переезд и под искусственными сооружениями железных дорог.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Железнодорожные переезды <*> - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.
    


    <*> В дальнейшем - "переезды". Термины, применяемые в настоящей Инструкции, даны в п. 7.
 
    Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации и настоящей Инструкции.
    Все организации и лица, пользующиеся переездами, обязаны руководствоваться одним из главных условий обеспечения безопасности движения: железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед всеми остальными видами наземного транспорта.
    Действие настоящей Инструкции распространяется на все эксплуатируемые и вновь проектируемые переезды.
    Настоящая Инструкция рекомендуется для применения на переездах железнодорожных подъездных путей предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России.
    1.2. При наличии путепроводов переезды, расположенные на расстоянии 5 км и менее от них, подлежат закрытию в установленном порядке.
    1.3. Ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на всех железных дорогах в соответствии с установленным начальником железной дороги порядком должно проводиться комиссионное обследование переездов руководителями дистанций пути; сигнализации и связи; электроснабжения или района электроснабжения; аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги с участием представителей органов местного самоуправления, владельцев подъездных путей межотраслевых предприятий промышленного железнодорожного транспорта (при необходимости), органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пассажирских и других автотранспортных организаций, а также Государственной автомобильной инспекции <*>.
    
    <*> Управлениями (отделами) ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
 
    По результатам обследования организуется приведение устройств и оборудования переездов, а также прилегающих участков дороги (улиц) в соответствие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, Правил дорожного движения Российской Федерации, настоящей Инструкции и типовых проектов переездов.
    В течение года могут проводиться и другие проверки состояния переездов и подходов к ним.
    В случаях неудовлетворительного содержания автомобильных дорог (улиц) на подходах к переездам начальник дистанции пути вносит представление руководству местного территориального органа Госавтоинспекции о прекращении движения транспортных средств через такие переезды до приведения автомобильных дорог в надлежащее состояние.
 

2. Классификация переездов. Порядок определения категории переездов

 
    2.1. По месту расположения переезды подразделяются:
    Общего пользования - на пересечениях железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования, муниципальными автомобильными дорогами и улицами.
    Необщего пользования - на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет средств предприятий, организаций или органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пользующихся этими переездами.
    Порядок содержания и обслуживания переездов общего и необщего пользования устанавливается начальником железной дороги.
    Пересечения железнодорожных путей в границах территории предприятий (складов, депо, элеваторов и т.п.) автомобильными дорогами, предназначенными для обеспечения технологического процесса работы данного предприятия, относятся к технологическим проездам и учету как переезды не подлежат. Безопасность движения подвижного состава и транспортных средств на них обеспечивается администрацией предприятия.
    Порядок устройства, содержания и обслуживания, открытия и закрытия технологических проездов устанавливается начальником железной дороги.
    2.2. Переезды на эксплуатируемой сети железных дорог МПС в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории (таблица 1).
 
 

Таблица 1

 

КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЕЗДОВ

 

Интенсивность движения поездов по главному пути (суммарно в двух направлениях) поезд./сут. Интенсивность движения транспортных средств (суммарная в двух направлениях) авт./сут. <*>
до 200 включительно 201 - 1000 1001 - 3000 3001 - 7000 Более 7000
До 16 включительно, а также по всем станционным и подъездным путям IV IV IV III II
17 - 100 IV IV III II I
101 - 200 IV III II I I
Более 200 III II II I I

 
    


    <*> В приведенных единицах.
 
    К I категории относятся также переезды, расположенные на пересечениях железных дорог, где осуществляется движение поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге.
    Все остальные переезды (не охваченные таблицей) относятся к IV категории.
    2.2.1. Переезды делятся на регулируемые и нерегулируемые.
    К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда (подвижного состава), или обслуживаемые дежурными работниками, а также другими работниками железной дороги, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов (подвижного состава) и транспортных средств на переезде.
    Указанные работники могут быть допущены к выполнению обязанностей дежурного по переезду в соответствии с порядком, установленным пунктами 1.7 и 1.8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
    К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурными по переезду и другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов (подвижного состава) и транспортных средств на переезде.
    Возможность безопасного проезда через такие переезды определяется водителем транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
    Оборудование действующих переездов устройствами переездной сигнализации осуществляется железными дорогами в соответствии с годовыми и перспективными планами.
    2.3. Обслуживание переездов, оборудованных и не оборудованных переездной сигнализацией, дежурным работником устанавливается только на переездах <*>:
    
    <*> Переезд, обслуживаемый дежурным работником, в дальнейшем называется "переезд с дежурным", а не обслуживаемый дежурным работником, - "переезд без дежурного".
 
    I категории;
    расположенных на участках с движением поездов со скоростью более 140 км/ч;
    расположенных на пересечениях главных железнодорожных путей с автомобильными дорогами, по которым осуществляется трамвайное или троллейбусное движение;
    II категории, расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов/сут. и не оборудованных автоматической светофорной сигнализацией с бело - лунным мигающим сигналом (огнем) и автоматическим контролем неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по станции (поездного диспетчера).
    Обслуживание переездов, не оборудованных переездной сигнализацией, дежурным устанавливается только на переездах:
    при пересечении автомобильной дорогой трех и более главных железнодорожных путей;
    если переезд II категории имеет неудовлетворительные условия видимости, а на участках с интенсивностью движения более 16 поездов/сут. - независимо от условий видимости.
    В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 на переездах без дежурного водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося с любой стороны поезда в соответствии с нормами, указанными в таблице 2;
    если переезд III категории имеет неудовлетворительные условия видимости и расположен на участке с интенсивностью движения более 16 поездов/сут., а при расположении на участках с интенсивностью движения более 200 поездов/сут. - независимо от условий видимости.
    Обслуживание остальных переездов дежурным необязательно.
 
 

Таблица 2

 

НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИДИМОСТИ ПОЕЗДА, ПРИБЛИЖАЮЩЕГОСЯ К ПЕРЕЕЗДУ

 

Максимальная скорость движения поезда, км/ч, установленная на подходах к переезду 121 - 140 81 - 120 41 - 80 26 - 40 25 и менее
Расстояние видимости, м, не менее 500 400 250 150 100

 
    При проектировании вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля (согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги"), мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.
    2.4. Не допускается на сети железных дорог общего пользования открывать вновь переезды:
    I, II и III категорий;
    на участках со скоростями движения поездов более 120 км/ч;
    IV категории при пересечении трех и более главных железнодорожных путей, при пересечениях путей в выемках и других местах, где не обеспечены условия видимости (таблица 2 настоящей Инструкции и таблица 10 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги"), а также в случаях, когда требуется обслуживание переездов дежурным работником.
    Открытие вновь переездов IV категории, кроме перечисленных выше, допускается (если нет возможности найти иное решение) с разрешения начальника железной дороги по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией, органом управления автомобильной дорогой и организацией, содержащей автомобильную дорогу.
    Не допускается открытие трамвайного и троллейбусного движения на эксплуатируемых переездах.
    Открытие вновь автобусного движения на переездах допускается с разрешения начальника железной дороги при условии оборудования переезда переездной сигнализацией и заключения комиссии, состав которой определен в п. 1.3 настоящей Инструкции.
    2.5. Переезды с дежурным должны быть оборудованы шлагбаумами, а дежурство на них устанавливается, как правило, круглосуточно. Круглосуточное дежурство должно осуществляться на переездах, оборудованных автоматическими, полуавтоматическими шлагбаумами и электрошлагбаумами.
    Некруглосуточная работа переездов может устанавливаться на переездах необщего пользования, а также на переездах, имеющих местное значение.
    Перед прекращением работы переезда автоматические (полуавтоматические, электрические) шлагбаумы устанавливаются дежурным по переезду в горизонтальное положение, а запасные шлагбаумы, полностью перекрывающие проезжую часть автомобильной дороги, устанавливаются в заградительное положение и запираются замком.
    Перечень переездов, работающих некруглосуточно, и часы их работы устанавливаются порядком, утвержденным начальником железной дороги, по согласованию с органами местного самоуправления, Государственной автомобильной инспекции и организациями, которым этот переезд необходим.
    Переезды, расположенные на малодеятельных железнодорожных подъездных и станционных <*> путях и оборудованные горизонтально - поворотными шлагбаумами, должны железными дорогами оборудоваться светофорной сигнализацией, управляемой составительской или локомотивной бригадой. До оборудования переездов сигнализацией горизонтально - поворотные шлагбаумы сохраняются, и такие переезды дежурным работником не обслуживаются.
    


    <*> В дальнейшем - "подъездных и станционных путях".
 
    Порядок закрытия и открытия горизонтально - поворотных шлагбаумов или включение и выключение светофорной сигнализации определяются местной инструкцией, утверждаемой должностным лицом по поручению начальника железной дороги, по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.
    Переезды, расположенные вблизи помещений дежурных стрелочных постов, дежурных по железнодорожной станции <*> (посту), могут обслуживаться работниками службы перевозок железной дороги в порядке, установленном начальником железной дороги, по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.
    
    <*> В дальнейшем - "Дежурных по станции".
 
    2.6. Проверка интенсивности движения поездов и транспортных средств, условий работы переездов и пересмотр их категорийности производятся дистанциями пути по фактической потребности, но не реже 1 раза в год. Для установления категорий переездов интенсивность движения поездов берется из графика движения поездов, а интенсивность движения транспортных средств - по данным организаций дорожного хозяйства, осуществляющих содержание автомобильных дорог, или хронометражных наблюдений дистанций пути.
    При этом составляется перечень переездов, на которых намечается отмена или восстановление (назначение вновь) обслуживания дежурным работником.