Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 290. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 (ред. от 07.05.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"

Дата документа08.11.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. N 779

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.11.2002 N 816, от 07.05.2006 N 274)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа).
    2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий Программы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 N 274)
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 N 274)
    Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие государственным заказчикам Программы в ее реализации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г.
N 779

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" на 2002-2006 годы

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.11.2002 N 816, от 07.05.2006 N 274)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 N 274)

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р
Государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, государственное унитарное предприятие "Государственный центр системных исследований"
Цель и задачи Программы - целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России.
 Задачами Программы являются:
 разработка промышленных технологий, критически важных для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
 технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;
 создание научно-технологического задела;
 разработка технологий подготовки и повышения профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
 активизация процессов коммерциализации новых технологий
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы - количество разработанных технологий;
доля разрабатываемых технологий, соответствующих мировому уровню;
количество пусковых объектов капитального строительства и реконструкции;
 количество сохраняемых и создаваемых рабочих мест за период реализации Программы
Срок и этапы реализации Программы - 2002-2006 годы (один этап)
Наименование подпрограммы - подпрограмма "Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России с учетом восстановления производства стратегических материалов и малотоннажной химии" на 2005-2008 годы (далее - подпрограмма)
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем средств (в ценах соответствующих лет) на финансирование Программы, включая подпрограмму, составляет на 2002-2006 годы 16909,2 млн. рублей (в том числе подпрограмма - 1050 млн. рублей), в том числе:
 а) за счет средств федерального бюджета - 9749,2 млн. рублей (в том числе подпрограмма - 700 млн. рублей), из них:
 на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 7110 млн. рублей (в том числе подпрограмма - 300 млн. рублей);
 на капитальные вложения - 2578,4 млн. рублей (в том числе подпрограмма - 400 млн. рублей);
 на прочие нужды - 60,8 млн. рублей;
 б) за счет средств внебюджетных источников - 7160 млн. рублей (в том числе подпрограмма - 350 млн. рублей).
 Объемы и источники финансирования Программы уточняются ежегодно исходя из реальных возможностей экономики и федерального бюджета на соответствующий год
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, соответствующей мировому уровню, в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления и связи), медицинской техники и лекарственных средств, обеспечивающей технологическую безопасность России, возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере развития технологий, увеличение доли высокотехнологичной продукции и услуг в сфере экономики;
 сохранение и создание около 182 тыс. рабочих мест на отечественных предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности;
 формирование научных и технологических предпосылок на основе создаваемых технологий, соответствующих мировому уровню (не менее 72 процентов общего объема разработок), для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка;
 в 2002-2006 годах размер средств от налогов, поступающих в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, составит 36161 млн. рублей;
 индекс доходности инвестиций (рентабельность) бюджетных ассигнований составит 3,62, а срок окупаемости бюджетных ассигнований (период возврата) - около 1 года, что свидетельствует о высокой эффективности Программы.

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.
    Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также за счет их собственных средств.
    Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:
    разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета С-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;
    впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
    разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
    разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
    созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
    разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;
    создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;
    разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;
    по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания опытных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.
    С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. в составе Программы должны быть предусмотрены технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения", "Спецхимия".
    Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.
    Программа изменена и дополнена в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 г. Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-575.
    Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня в развитии критических технологий в области важнейших видов наукоемкой продукции.
    В Программе используются понятия, которые означают следующее:
    "технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
    "базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
    "критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
    "национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.
    Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.
    Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.
    Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет применения высоких технологий диктуемое экономическими потребностями сокращение сил и средств вооруженной борьбы.
    Программа направлена на решение следующих основных задач:
    1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:
    разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;
    снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;
    разработка новых технических принципов создания машин и производств будущего;
    повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
    увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
    обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;
    2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;
    3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;
    4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;
    5) создание транспортной инфраструктуры будущего;
    6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;
    7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.
    Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.
    Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
    Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынке.
    Сравнительный анализ технического уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень ряда отечественных технологий пока еще не уступает аналогичным зарубежным.
    Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, обеспечивающая создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, способной со временем занять передовые позиции в экономике страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.
    Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.
    Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.
    Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологий. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.
    Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002-2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие программы, как "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.
    При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых в рамках программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы предприятий и корпораций.
    Для обеспечения взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности и энергетики Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 N 274)
    Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:
    комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;
    сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;
    непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки опытных промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения;
    гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;
    обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;
    конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;
    создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.
 

2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы

 
    Целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности государства.
    Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда следующих краткосрочных и долгосрочных задач:
    разработка промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции;
    технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий мирового уровня;
    создание научно-технологического задела;
    подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
    активизация процессов коммерциализации новых технологий.
    Целевые установки Программы, ее основные задачи, состав программных мероприятий направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции и обеспечение на этой основе выхода на внутренний и мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг.
    Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, ни одно из которых не может быть успешно выполнено автономно, вне связи и без опоры на достижения, получаемые в процессе реализации других мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено в результате разовых или краткосрочных действий.
    В Программе предусмотрена система количественных показателей, позволяющих оценить степень соответствия результатов ее реализации поставленным целям, в том числе:
    показатели социально-экономической эффективности (количество сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, в том числе по регионам и отраслям, доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в структуре экспорта, бюджетный эффект, срок окупаемости инвестиций);
    показатели научно-технического уровня технологий (по каждому технологическому направлению Программы заданы характеристики уровня развития технологий по отношению к мировому уровню, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы);
    технико-экономические показатели основных видов продукции на базе технологий, разрабатываемых в рамках Программы.
    Программа выполняется в 2002-2006 годах в один этап.
 

Основные показатели и индикаторы эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 N 274)

 

Задачи Программы Целевые индикаторы и показатели 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Разработка промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции количество разрабатываемых технологий (шт.) 310 330 290 200 120
количество завершенных разработок технологий (шт.) 30 70 90 80 120
Технологическое перевооружение производства на основе технологий, соответствующих мировому уровню количество внедренных технологий, соответствующих мировому уровню (шт.) 11 27 45 52 88
количество объектов капитального строительства и реконструкции (шт.) 26 26 24 20 18
 количество пусковых объектов (шт.) - - 4 6 17
Создание научно-технического задела количество завершенных поисковых и базовых технологических НИР (шт.) 20 35 41 26 32
Активизация процессов коммерциализации новых технологий удельный вес привлеченных внебюджетных средств в общем объеме финансирования (процентов) 41 42 43 43 43
Создание технологий, соответствующих мировому уровню удельный вес разрабатываемых технологий, соответствующих мировому уровню (процентов) 58 62 66 68 72
Социально - экономическая эффективность Программы количество сохраняемых и создаваемых рабочих мест (тыс.) 12 23 34 45 68

 

3. Система программных мероприятий

 
    Программные мероприятия включают в себя работы по следующим разделам:
    технологии новых материалов;
    электронная компонентная база;
    технологии вычислительных систем;
    технологии телекоммуникаций;
    технологии радиотехнических систем;
    технологии оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных систем;
    технологии информационных систем;
    ядерные технологии нового поколения;
    технологии промышленного оборудования;
    технологии перспективных двигательных установок;
    технологии энергетики и энергосбережения;
    химические технологии и катализ;
    технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов;
    биотехнологии;
    технологии транспортных систем;
    уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний;
    технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания;
    технологии подготовки кадров для национальной технологической базы;
    комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
    прогнозные исследования, мониторинг состояния, выявление проблем сохранения и развития технологий.
    Основу программных мероприятий составляют 18 технологических направлений (разделов Программы). В совокупности мероприятия Программы охватывают все приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (N Пр-577), и предусматривают проведение работ по развитию 40 из 52 критических технологий, включенных в утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (N Пр-578) перечень критических технологий Российской Федерации.
    Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1.
 

Технологии новых материалов

 
    Основные цели осуществления мероприятий этого раздела состоят в удержании приоритетных позиций в области высокопрочных конструкционных материалов, преодолении опасного отставания от передовых стран по ряду важнейших направлений современного материаловедения, сохранении и наращивании отечественного научно-технического потенциала в этой области.
    Мероприятия раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Новые материалы и химические технологии" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Керамические и стекломатериалы", "Металлы и сплавы со специальными свойствами", "Полимеры и композиты" в части разработки и освоения технологий перспективных материалов широкой номенклатуры от традиционных конструкционных сплавов с существенно более высокими показателями до новейших неравновесных и "интеллектуальных" материалов с качественно новыми свойствами, в том числе:
    высокопрочных коррозионно-стойких и жаропрочных материалов на основе сталей, титановых и алюминиевых сплавов и композитов для перспективного оборудования ТЭК, морской и авиакосмической техники нового поколения, атомной энергетики и медицины (направления работ 1-6 и 10 приложения N 1), обеспечивающих резкое повышение потребительских качеств и конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
    принципиально новых многофункциональных покрытий (направление работ 7 приложения N 1), позволяющих обеспечить длительное (до 30-40 лет) сохранение работоспособности и эксплуатационных качеств машиностроительных деталей и конструкций транспортных средств, нефтегазопроводов, буровых платформ и другой техники;
    новых интерметаллических материалов и композиций, полимерных и термопластичных композиционных материалов с регулируемыми многофункциональными свойствами, обеспечивающих повышение физико-механических характеристик и снижение массогабаритных параметров конструкций автомобилей, судовых энергоустановок и агрегатов авиационной и ракетно-космической техники, оптических приборов, появление которых будет способствовать ликвидации зависимости российских производителей от импортных поставок таких материалов (направления работ 8, 9, 11 и 12 приложения N 1).
    Практическое освоение технологий позволит решить комплекс важных народно-хозяйственных проблем, в том числе создать решающие предпосылки для сохранения приоритета страны в ряде важнейших областей техники (снижение веса конструкций авиационной и космической техники на 30-50 процентов, увеличение ресурса конструкций бурового оборудования в 4-7 раз и др.), повысить функциональные свойства и конкурентоспособность машиностроительной продукции, включая глубоководные инженерные сооружения, новейшие экологичные системы для автотранспорта, конструктивные элементы нефте- и газодобывающего, горно-рудного и химического оборудования, новых элементов с высоким уровнем свойств для компьютерных, радиотехнических и приборных комплексов нового поколения, новых видов экологически чистых источников энергии, сохранить созданный в предыдущие годы в России материаловедческий научно-технический потенциал.
    Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на модернизацию комплексов технологического оборудования для создания новых конструкционных и функциональных материалов и на организацию производства микропорошков и изделий из них (направления работ 13 и 14 приложения N 1).
 

Электронная компонентная база

 
    Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника", "Космические и авиационные технологии", "Новые материалы и химические технологии", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Материалы для микро- и наноэлектроники", "Микросистемная техника", "Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь", "Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля", "Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров".
    Стратегической целью этого раздела является развитие прорывных электронных технологий, и в первую очередь разработка высококачественных элементов микроэлектроники, акусто- и магнитоэлектроники, оптоэлектронной, лазерной и инфракрасной техники для создания перспективных образцов систем, обеспечения их эффективности и надежности. Для достижения этой цели актуален переход на новые технологические принципы проектирования и разработки, ориентированные на применение сложнофункциональных (СФ) блоков и на их основе - сверхбольших интегральных схем (СБИС) "система на кристалле" и требующие постоянного взаимодействия и объединения научно-технологических потенциалов разработчиков элементной базы и разработчиков электронных систем.
    Главными направлениями мероприятий в области создания электронной компонентной базы, включенных в этот раздел, являются:
    разработка методологии проектирования современной элементной компонентной базы, основанной на новых СБИС "система на кристалле", создания информационной базы библиотечных элементов и СФ-блоков (направления работ 35, 36, 37, 39, 40, 42, 91 и 92 приложения N 1);
    разработка функционально полной номенклатуры электронной компонентной базы, необходимой для комплектации действующих и вновь разрабатываемых образцов серийно выпускаемых систем (направления работ 38, 41 и 89 приложения N 1);
    разработка и сопровождение нормативно-технических документов, направленных на обеспечение требуемой радиационной и электромагнитной стойкости, стандартизации, унификации, качества и надежности СФ-блоков и СБИС "система на кристалле" на их основе (направления работ 93-96 приложения N 1).
    Состояние и уровень развития оптоэлектронных, лазерных и ИК-технологий, во многом определяющих технический прогресс в науке и промышленности, технологическую независимость и военную безопасность государства, в свою очередь, зависят от качества промышленного освоения компонентной базы, используемой в оптико-электронных, лазерных и инфракрасных системах и приборах.
    Данным разделом Программы предусматривается проведение работ по наиболее актуальным направлениям развития этой компонентной базы, по которым за последние десятилетия Россия отстала от наиболее развитых стран мира, в том числе по разработке:
    схемотехнических, физико-технологических, конструктивных, материаловедческих и метрологических решений, обеспечивающих создание высокочувствительных фотоприемников и фотоприемных устройств в ближнем, среднем и дальнем ИК-диапазонах (1,3-2,5; 3-5; 8-12 мкм), включая многорядные высокочувствительные приемники со встроенной охлаждаемой электронной системой накопления и обработки сигналов, мультиплексоры, микросхемные малошумящие операционные усилители, неохлаждаемые болометрические матрицы, микрокриогенные и термоэлектрические охладители для фотоприемников и фотоприемных устройств;
    унифицированного ряда фотоприемников и фотоприемных устройств для волоконно-оптических линий связи;
    мощных полупроводниковых одиночных и матричных лазеров, твердотельных лазерных модулей, лазеров с полупроводниковой накачкой, газовых лазеров УФ- и ИК-диапазонов, микролазеров на основе оптического волокна, элементной базы для лазерных локаторов, высокоэффективных отражателей и другой компонентной базы лазерной техники;
    оптического, в том числе активного, волокна, волоконно-оптических элементов, волоконных планарных и канальных структур из различных материалов, волокна УФ-диапазона с повышенными оптическими и механическими характеристиками для диагностики плазмы;
    электронно-оптических преобразователей нового поколения, фотокатодов и микроканальных пластин для них;
    полупроводниковых индикаторов на базе антистоксовых люминофоров, работающих совместно с приборами ночного видения;
    рецептур новых оптических сред и технологий получения особо чистых веществ для их производства;
    материалов для новых типов многослойных защитных и просветляющих покрытий на оптических деталях, оптических клеев, многослойных светофильтров для ИК-области спектра;
    функциональных модулей усиления и цифровой обработки сигналов изображений, управляемых интерференционных тонкопленочных элементов, акустоуправляемых и светоуправляемых жидкокристаллических устройств;
    УФ-объектива для фотолитографии с разрешением 0,15-0,18 мкм и специального стекла для него.
    Выполнение предусмотренных работ (направление работ подраздела 7 раздела II приложения N 1) должно создать технологический базис для развития новых направлений в оптоэлектронике, лазерной и инфракрасной технике.
    Кроме того, важными направлениями работ в области развития электронных технологий, включенных в этот раздел, являются:
    разработка базовых технологий проектирования, изготовления и создания необходимых производств сверхскоростных и сверхбольших интегральных схем уровня 0,1-0,25 мкм (направления работ 15, 17, 99-101 приложения N 1);
    разработка технологий производства микромеханических элементов и создание нанотехнологических комплексов для наноэлементов и терабитных микромеханических запоминающих устройств, что позволит создать принципиально новую микросистемную технику с использованием искусственного интеллекта, а также разработать СБИС с уровнем интеграции до 10 в ст. 9 бит/см2 (направления работ подраздела 2 раздела II приложения N 1);
    разработка акустоэлектронных технологий и компонентов, в том числе интегрированных датчиков, фильтров, преобразователей и других компонентов перспективных электронных систем (направления работ подраздела 3 раздела II приложения N 1);
    разработка новых и совершенствование действующих базовых технологических процессов создания вакуумной и твердотельной СВЧ-техники для создания высокоточных систем и принципиально новых образцов современной аппаратуры (направления работ подраздела 4 раздела II приложения N 1);
    разработка технологий производства новых поколений акустоэлектронных и магнитоэлектронных устройств с минимальными размерами элементов 0,5-0,7 мкм, обеспечивающих создание унифицированных комплексов сверхвысокой производительности и достижение мирового уровня при создании мультимедиа- и телекоммуникационной техники (направления работ подраздела 3 раздела II приложения N 1);
    создание базовых технологий оборудования, материалов и метрологических средств контроля производства новых поколений резисторов, конденсаторов, коммутирующих и коммутационных изделий, герконов, что позволит разработать новую радиоэлектронную аппаратуру с тактико-техническими характеристиками, соответствующими мировому уровню (направления работ подраздела 8 раздела II приложения N 1).
    Для реализации указанных работ предложена система первоочередных инвестиционных проектов, внедрение которых позволит создать современную инфраструктуру проектирования и производства высокоинтегрированной электронной компонентной базы, необходимой для существующих и перспективных радиоэлектронных систем и комплексов (направления работ 97-103 приложения N 1).
 

Технологии вычислительных систем

 
    Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника" и предусматривают проведение работ по развитию включенной в перечень критических технологий Российской Федерации технологии "Высокопроизводительные вычислительные системы".
    В этом разделе планируются мероприятия по разработке:
    технологий производства и монтажа электронных модулей на частоте 800-1200 МГц (направление работ 104 приложения N 1), что необходимо для создания современных конкурентоспособных электронных устройств вычислительной техники и средств автоматизации с повышением при этом их качества и снижением себестоимости;
    технологий создания компьютеров и вычислительных комплексов высокой и сверхвысокой производительности, нейрокомпьютеров, перспективных операционных систем и систем управления базами данных для аппаратных платформ (направления работ 105-108 приложения N 1). Эти технологии позволят создать интегрированные открытые компьютерные среды для проектирования системных и прикладных программных продуктов, обеспечивающих поддержку концептуального проектирования программ, методологии RAD, коллективного проектирования, а также реализовать новейшие модели взаимодействия "человек - компьютер", обеспечить высокую степень защиты информации, функционирование в реальном масштабе времени, а также возможность реализации многопроцессорного и многопотокового режимов работы, создать технологические основы для развития индустрии программирования, обеспечения системных и прикладных программных продуктов следующего поколения, конкурентоспособных как на российском, так и на мировом рынках, обеспечения паритетного участия российских производителей в международном разделении труда в части системных программных средств, обеспечить технологическую независимость России в области производства и применения суперкомпьютеров и специализированных вычислительных комплексов, необходимых для решения важнейших задач национальной безопасности и защиты интересов Российской Федерации.
 

Технологии телекоммуникаций

 
    Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии" и включают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Информационно-телекоммуникационные системы", "Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь".
    Предусмотрено проведение работ по разработке перспективных технологий телекоммуникационного оборудования, включающих в себя:
    технологии создания интегрированных систем и комплексов связи, в том числе спутниковой с цифровой обработкой информации на борту космических аппаратов и многолучевыми антеннами, цифровой и аналого-цифровой радиорелейной связи, радиосвязи и передачи данных для стационарных и подвижных авиационных, морских и сухопутных объектов (направление работ 109 приложения N 1), что позволит сократить в телекоммуникационных системах номенклатуру программно-аппаратных средств в 1,5 раза, внедрить низкоэнергетические станции спутниковой связи для предоставления мультимедийных услуг и обеспечить информационную совместимость стационарных и мобильных систем и комплексов связи;
    технологии создания цифровых высокоскоростных систем и комплексов передачи информации по волоконно-оптическим линиям связи на основе разрабатываемого оборудования синхронной цифровой иерархии, аппаратуры цифровых сетей с интеграцией служб на основе АТМ- и мультимедиатехнологий, аппаратуры абонентского доступа, в том числе для обеспечения связью сельских и территориально удаленных районов, аппаратуры подвижной связи для обеспечения связью муниципальных служб, скорой помощи, аварийных служб и т. п., что позволит увеличить в 1,5-2 раза объем отечественной телекоммуникационной техники на внутреннем рынке и сократить закупку импортного оборудования (направление работ 110 приложения N 1);
    технологии создания систем и комплексов цифрового телевизионного и радиовещания по общеевропейским стандартам, включая профессиональные студийные и передающие комплексы и аппаратуру технологического телевидения, передвижные репортажные телевизионные станции, цифровые телевизионные приемники с функциями интерактивного терминала (направления работ 111-114 приложения N 1), что позволит обеспечить развитие рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации и внедрение в России цифрового телевизионного и радиовещания;
    технологии создания метрологического радиоизмерительного оборудования, включая универсальные автоматизированные комплексы на основе магистрально-модульной архитектуры, приборы для контроля параметров и оценки качества каналов связи, с целью сохранения отечественного сектора производства современного конкурентоспособного радиоизмерительного оборудования, в том числе для обеспечения потребностей радиоэлектронных систем и комплексов при их разработке, производстве и эксплуатации (направление работ 115 приложения N 1).