Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 936. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ЗАЯВИТЕЛЕЙ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ" (утв. Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 09.04.2003 N 74)

Дата документа09.04.2003
Статус документаДействует
МеткиИнструкция · Приказ

    

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации -
Главного военного прокурора
от 09.04.2003 N 74

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ЗАЯВИТЕЛЕЙ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

 
    Органы военной прокуратуры осуществляют работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15 января 2003 г. N 3 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", а также на основании настоящей Инструкции.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений и обращений военнослужащих, членов их семей, иных граждан, лиц без гражданства, должностных лиц, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также организации приема граждан, должностных и других лиц в Главной военной прокуратуре, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев.
    1.2. В органах военной прокуратуры рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы, обращения военнослужащих, членов их семей, иных граждан, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, Интернету.
    Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим военнослужащим, членом его семьи, иным гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе военнослужащего или гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, воинского и трудового коллектива.
    1.3. Порядок приема, учета, регистрации заявлений, жалоб, запросов (обращений), их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    1.4. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции:
    Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, военнослужащего, члена его семьи, должностного лица, иного гражданина.
    Предложение - обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица или гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение деятельности органов военной прокуратуры или других правоохранительных органов.
    Заявление - обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица или гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации.
    Жалоба - обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица или гражданина по поводу нарушения его прав и свобод, наступивших в результате решения и действия (бездействия) органа, должностного либо иного лица.
    Ходатайство - изложенное в письменном виде обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица или гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
    Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, военнослужащих, членов их семей, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
    Дубликат обращения - обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица или гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.
    Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:
    обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;
    сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;
    указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.
    Парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации.
    Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - оформленный надлежащим образом документ о нарушениях закона с требованием об их устранении и направленный Генеральному прокурору Российской Федерации.
    Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленный в органы прокуратуры с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос.
 

2. Пределы действия Инструкции

 
    2.1. Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 141 УПК РФ), и регистрируются только в книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях (книга N 1). При этом если в обращении помимо сведений о совершенном или готовящемся преступлении имеются данные о нарушениях закона, не содержащих признаков уголовно наказуемого деяния, то оба вида сообщения разрешаются в индивидуальном порядке: первое - в порядке ст. 144 УПК РФ, второе - в соответствии с настоящей Инструкцией.
    При поступлении обращения в выходной день оно должно быть зарегистрировано в течение первого рабочего дня, следующего за нерабочим.
    2.2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных соответственно уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством, а также иными правовыми актами, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
    2.3. Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.
    Депутатские обращения и запросы по вопросам, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются согласно настоящей Инструкции.
    2.4. В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения военнослужащих, членов их семей, иных граждан, опубликованные в средствах массовой информации.
    2.5. Письменное обращение военнослужащего, члена его семьи, должностного лица, иного гражданина должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должности лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушение, по мнению заявителя, закона, а также дату и личную подпись.
    Обращение, не содержащее сведений о его авторе - фамилию и его местонахождение (адрес), признается анонимным и оставляется без разрешения.
    Анонимные обращения, в которых сообщается о готовящихся или совершенных преступлениях, служат сигналом для организации проверки либо направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
    2.6. Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в 5-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация об этом подписывается исполнителем с письменного согласия начальника отдела структурного подразделения, отдела (на правах управления) Главной военной прокуратуры, старшего помощника военного прокурора окружного звена, военным прокурором гарнизона или лицами, их замещающими. Копии таких обращений помещаются в надзорные производства или списываются в наряд.
    При очередном поступлении обращения с уточненными данными оно рассматривается как первичное в соответствии с настоящей Инструкцией.
    2.7. Изложенный в ч. 2 п. 2.5 настоящей Инструкции порядок рассмотрения обращений распространяется и на заявления, жалобы, запросы (обращения), содержание которых лишено смысла и логики, а также если направивший их заявитель страдает психическим заболеванием, не позволяющим ему адекватно оценивать происходящие события, которое подтверждено медицинскими документами.
    Такие обращения списываются в наряд исполнителем с разрешения начальника структурного подразделения Главной военной прокуратуры, начальника отдела военной прокуратуры окружного звена и военного прокурора гарнизона (объединения).
    2.8. Обращения, содержащие нецензурные выражения, оскорбляющие честь и достоинство работников органов военной прокуратуры или других лиц, могут быть возвращены автору без рассмотрения начальником отдела в составе управления Главной военной прокуратуры, а в военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев - начальником отдела (старшим помощником военного прокурора) и военным прокурором гарнизона (объединения) соответственно. Одновременно указанными должностными лицами направляется письменное предупреждение автору обращения о том, что в случае повторного направления им подобных обращений переписка с ним будет прекращена (п. 4.16).
    2.9. Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов военной прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.
 

3. Рассмотрение заявлений, жалоб, запросов (обращений)

 
    3.1. Ответственность за своевременное и качественное рассмотрение и разрешение обращений возлагается на руководителей управлений и отделов Главной военной прокуратуры, военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев.
    При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут ответственность в соответствии со ст. 48 п. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
    3.2. По каждому заявлению, жалобе, обращению в Главной военной прокуратуре, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев может быть выполнено одно из следующих действий:
    принятие к производству;
    передача на разрешение в подчиненные военные прокуратуры;
    направление в другие органы.
    3.3. Предварительное рассмотрение заявлений, жалоб, обращений в Главной военной прокуратуре осуществляет приемная Главной военной прокуратуры, в которой ведется самостоятельное делопроизводство.
    В прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев все поступающие заявления, жалобы, обращения после регистрации передаются на рассмотрение военному прокурору или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.
    Делопроизводство по заявлениям, жалобам, обращениям ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на конкретного работника (работников) канцелярии военной прокуратуры гарнизонного звена, структурного подразделения военной прокуратуры окружного звена и Главной военной прокуратуры, о чем объявляется в приказе соответствующего военного прокурора (распоряжении начальника структурного подразделения Главной военной прокуратуры).