Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 385. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО МВД РФ от 19.06.2002 N 1/3582 (ред. от 08.07.2002) "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ")

Дата документа19.06.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 19 июня 2002 г. N 1/3582

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

 

(в ред. Письма МВД РФ от 08.07.2002 N 13/4-3117)

 
    С 1 июля 2002 года вводится в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    Для организации деятельности заинтересованных служб и подразделений органов внутренних дел по организационно - методическому обеспечению работы в условиях действия КоАП РФ разработаны Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (далее - Методические рекомендации).
    В целях обеспечения законности и упорядочения осуществления производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения предлагаю:
    1. Обеспечить доведение до сведения личного состава органов внутренних дел прилагаемых Методических рекомендаций.
    2. Принять зачеты по знанию сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными милиции положений Методических рекомендаций.
    3. Срочно организовать изготовление и снабжение подчиненных подразделений органов внутренних дел бланками документов, предусмотренными Методическими рекомендациями.
    4. Принять меры по введению автоматизированного учета административных правонарушений в области дорожного движения.
 

Заместитель министра
генерал - полковник милиции
А.А.ЧЕКАЛИН

 
 
    

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

(в ред. Письма МВД РФ от 08.07.2002 N 13/4-3117)

 

I. Общие положения

 
    1. Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения <*> ставят своей задачей формирование единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц органов внутренних дел при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации <**> и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения <***>, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
    


    <*> Далее - "Методические рекомендации".
    <**> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.93, N 47, ст. 4531, с последующими изменениями и дополнениями.
    <***> Далее - "Правила".
 
    2. Производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>.
    
    <*> П. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
 
    3. Должностным лицам органов внутренних дел следует оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
    4. Соблюдение требований законодательства при применении административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с нарушением Правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором <*>, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
    
    <*> Ст. 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

II. Составление протокола об административном правонарушении

 
    5. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении <*> (приложения N N 1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    


    <*> Далее - "административный протокол".
 
    Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела <**>. При составлении административного протокола следует избегать формулировок общего характера (например, "нарушил правила дорожного движения", "превысил скорость" и другие).
    
    <*> Далее - "КоАП РФ".
    <**> Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
 
    Фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в административном протоколе, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графоклетку).
    Административный протокол и другие документы следует заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.
    В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.
    6. При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе <*>.
    
    <*> Ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ.
 
    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу <*>.
    
    <*> Ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
 
    Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись <*>.
    
    <*> Ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.
 
    Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе <*>.
    
    <*> Ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ.
 
    При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.
    7. В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ с момента составления административного протокола в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
 

III. Особенности составления административных протоколов при совершении отдельных нарушений Правил

 
    8. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства <*>, который приобщается к административному протоколу.
    


    <*> Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).
 
    9. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случаях, когда фактам невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения в отдельности составляется административный протокол.
    10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации <*>, в административном протоколе следует отражать наличие либо отсутствие разрешений на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения следует указать, в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в разрешении маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении).
    
    <*> Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146.
 
    В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*> в административном протоколе следует указывать также наличие или отсутствие: согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об опасности, - а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в указанных документах.
    
    <*> Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73, зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997.
 
    11. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, следует указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания <*>. В административном протоколе отражается существо невыполненного предписания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.
    
    <*> Ст. 2.4 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
 
    12. При составления административного протокола по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства следует отражать обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).
    При этом к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.
 

IV. Административное расследование

 
    13. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, составляются протокол осмотра места дорожно - транспортного происшествия (приложение N 3), схема места дорожно - транспортного происшествия (приложение N 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение N 5), справка по дорожно - транспортному происшествию (приложение N 6).
    14. В схеме места дорожно - транспортного происшествия следует отражать:
    место дорожно - транспортного происшествия <*> (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
    


    <*> Далее - "ДТП".
 
    ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
    ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
    положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
    направление движения участников ДТП до момента его наступления.
    15. В объяснениях водителей - участников ДТП обстоятельства происшедшего целесообразно описывать согласно примерному перечню обстоятельств, подлежащих отражению в объяснениях водителей - участников дорожно - транспортного происшествия (приложение N 7).
    16. По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол либо принимается решение о проведении административного расследования.
    17. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ о проведении административного расследования выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 8), которое утверждается должностным лицом, указанным в п.