Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 923. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 04.08.2006 N 1082-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ"

Дата документа04.08.2006
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 августа 2006 г. N 1082-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.
    2. Определить государственным заказчиком-координатором федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы Минэкономразвития России, государственными заказчиками - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минюст России, ФССП России и Минэкономразвития России.
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы за счет средств федерального бюджета составляет 48465,3 млн. рублей.
    4. Минэкономразвития России обеспечить разработку проекта федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 августа 2006 г. N 1082-р

 

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Квалифицированное и беспристрастное рассмотрение судами споров является одним из условий инвестиционной привлекательности России. Наличие сильной судебной власти является залогом стабильного хозяйственного оборота и в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность экономики страны.
    В качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с современными международными стандартами являются основными задачами судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.
    Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия. Существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов, создана мировая юстиция, значительно возросла оплата труда судей.
    Общий объем финансирования, предусмотренный по федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, составил в ценах 2001 года 44865,6 млн. рублей, в том числе капитальные вложения были предусмотрены в размере 7042,3 млн. рублей. Фактически за 2002-2005 годы на указанные цели было выделено 7242,9 млн. рублей.
    Реализация инвестиционного раздела указанной программы за 2002-2005 годы позволила частично улучшить положение дел с размещением судов.
    Так, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) судов общей юрисдикции.
    Приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые приведены в соответствие с требованиями Свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Предусматриваемые настоящей Концепцией ассигнования на строительство, реконструкцию и приобретение зданий судов позволят исходя из доведенных лимитов на 2006 год (1084,6 млн. рублей, из них целевым назначением - 430 млн. рублей) ввести в эксплуатацию 12 зданий и приобрести 28 зданий для размещения судов. Вместе с тем в отношении ряда объектов, имеющих высокую степень готовности, из-за недостаточного объема инвестиций, предусмотренных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на 2006 год, финансирование не осуществлялось.
    Введены в эксплуатацию новые здания 6 арбитражных судов (Астраханская, Вологодская, Омская, Томская, Орловская области и Коми-Пермяцкий автономный округ), завершена реконструкция 9 зданий арбитражных судов (Ивановская, Курская, Кировская, Рязанская, Тамбовская, Ярославская области, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Северо-Западный и Южный федеральные округа), приобретено 6 зданий арбитражных судов (Брянская, Ульяновская, Костромская, Курганская, Волгоградская области и Хабаровский край (дополнительные площади).
    Несмотря на эффективное и целевое использование государственными заказчиками средств на приобретение, строительство и реконструкцию зданий судов и приобретение жилья, объем выделенных средств является недостаточным для решения всех проблем. Так, например, установленный норматив размера общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. метров. В этой связи выделение средств является необходимым.
    Таким образом, проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.
    Стремительное развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на социально-экономические отношения в современном российском обществе, что в свою очередь обусловливает качественно новые требования к системе судопроизводства. Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество осуществления правосудия.
    Общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти. Основное значение в этом плане приобретает концепция информационной открытости государственных органов. Так, в своем обращении к VI Всероссийскому съезду судей Президент Российской Федерации в качестве одной из ключевых проблем, решение которой будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению судебной власти, назвал открытость правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества в целом.
    Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы (далее - Программа) направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.
    Как отмечено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в настоящее время одним из наиболее серьезных препятствий для экономического роста в России является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы.
    Важнейшей задачей, направленной на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование системы исполнительного производства, без эффективного функционирования которой суд не способен защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц.
    Таким образом, целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 
    Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы позволила создать условия для финансирования судов только из федерального бюджета и обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия. Значительно вырос уровень заработной платы судей, а также материально-технического и информационного обеспечения судов.
    В то же время еще не разрешены до конца проблемы открытости и прозрачности судебной системы, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое правосудие. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский суд по правам человека.
    Так, по решению Европейского суда по правам человека Российская Федерация выплатила в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 140546 рублей 25 копеек, 5540 английских фунтов.
    Россия обязана исполнять решения, касающиеся совершенствования судопроизводства, доводить до сведения соответствующих ведомств решения суда и отчитываться о проделанной работе, при этом отчет принимает Комитет министров Совета Европы один раз в 3 месяца.