Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 25.12.2002 N 167/1419-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа25.12.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические рекомендации

    

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    На основании статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (прилагаются).
    2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации для использования в работе.
    3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
 

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ

 

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А.КУЛЯСОВА

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    В соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
    Пунктом 5 статьи 80 Федерального закона установлен срок для приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с вышеуказанной нормой - до 14 июля 2003 года.
    Федеральный закон не устанавливает какого-либо конкретного вида (типа) смешанной (пропорциональной) избирательной системы, в соответствии с которой должны проводиться выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Настоящие Методические рекомендации подготовлены с учетом того, что закон субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - закон субъекта Российской Федерации) может предусматривать применение одного из множества видов пропорциональных избирательных систем.
    Изложенные в Федеральном законе избирательные правила и процедуры, связанные с образованием избирательных блоков, выдвижением списков кандидатов, проведением избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний этих избирательных объединений, избирательных блоков, рассматриваются в настоящих Методических рекомендациях в той мере, в которой это необходимо для раскрытия основных новелл Федерального закона применительно к выборам по пропорциональной избирательной системе.
    В Приложениях к настоящим Методическим рекомендациям приводятся варианты нормативного регулирования отдельных вопросов, возникающих при внесении в законодательство субъекта Российской Федерации о выборах норм об избрании депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе.
    Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, избирательным комиссиям, иным субъектам права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации, участвующим в приведении законодательства субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с Федеральным законом.
 

1. ЧИСЛО ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ, РАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 
    В Федеральном законе не указывается абсолютное число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Конкретное число распределяемых по пропорциональной системе депутатских мандатов определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом следует руководствоваться тем, что указанное распределение должно осуществляться пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При малом числе депутатских мандатов высока вероятность возникновения ситуации, когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов и, следовательно, соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.
    Пример.
    Предположим, что было зарегистрировано пять списков кандидатов и голоса избирателей распределились следующим образом:
 

Список Процент голосов (от проголосовавших за списки)
А 43
Б 27
В 14
Г 10
Д 6

 
    В соответствии с методом наибольших остатков (см. раздел 3.2 настоящих Рекомендаций) в зависимости от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, результаты выборов будут выглядеть так:
 

Список % голосов Число мандатов
5 мандатов итог 10 мандатов итог 20 мандатов итог
А 43 43 x 5 / 100 = 2,15 2 43 x 10 / 100 = 4,3 4 43 x 20 / 100 = 8,6 9
Б 27 27 x 5 / 100 = 1,35 1 27 x 10 / 100 = 2,7 3 27 x 20 / 100 = 5,4 5
В 14 14 x 5 / 100 = 0,7 1 14 x 10 / 100 = 1,4 1 14 x 20 / 100 = 2,8 3
Г 10 10 x 5 / 100 = 0,5 1 10 x 10 / 100 = 1 1 10 x 20 / 100 = 2 2
Д 6 6 x 5 / 100 = 0,3 0 6 x 10 / 100 = 0,6 1 6 x 20 / 100 = 1,2 1

 
    Из приведенного примера видно, что в случае распределения по пропорциональной системе пяти мандатов списки Б и Г будут представлены равным числом депутатов, хотя за первый из них проголосовало в 2,7 раз больше избирателей, чем за второй. В случае распределения десяти мандатов равным числом депутатов будут представлены списки В и Д, хотя за список Д проголосовало в 2,3 раза меньше избирателей, чем за список В.
    Подобные ситуации уже возникали на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, по результатам выборов депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года, все избирательные объединения, избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов, получили равное представительство (по 1 мандату), хотя доля голосов избирателей, поданных за эти списки, колебалась от 11,29 до 16,34 процентов.
    Таким образом, рекомендуется, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20. Если же численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации невелика, а ее увеличение по каким-либо причинам окажется невозможным, то рекомендуется не применять смешанную систему, а избирать весь состав указанного органа по пропорциональной системе.
 

2. ВИДЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

2.1. Закрытые и открытые списки

 
    В Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются также связанными, жесткими), при которой избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.
    Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более "прозрачным" для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.
    При применении пропорциональной избирательной системы открытых списков (в литературе такие списки называются также свободными, гибкими) избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта Российской Федерации) кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом субъекта Российской Федерации системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка. На практике система открытых списков позволит депутатам, ранее избиравшимся в одномандатных мажоритарных избирательных округах, рассчитывать на поддержку избирателей этих округов даже в случае изменения схемы избирательных округов.
    Выбирая между открытыми и закрытыми списками, следует учитывать опыт ряда регионов Российской Федерации, где проведение выборов по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками повлекло высокий процент протестного голосования. Так, на выборах депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года с использованием системы закрытых списков, относительное большинство избирателей, голосовавших по общерегиональному избирательному округу (20,59%), проголосовало против всех списков кандидатов, а за список, получивший наибольшее число голосов избирателей, проголосовало 16,34 процента. Высоким оказалось число голосов, поданных против всех списков кандидатов, и на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).
    О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то, что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после перехода на избирательную систему открытых списков явка избирателей оказалась более чем на 10 процентов выше прогнозируемой. Показательным является и такой пример. На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе "закрыть" свои списки. Единственная партия ("Союз Центра"), которая "закрыла" свой список на выборах в 2000 году, потеряла значительное число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских мандатов.
    Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.
    Таким образом, для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять систему открытых списков. Если применяется система закрытых списков, то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть требование о разделении списка кандидатов на региональные части (см. раздел 2.2).
 

2.2. Возможность разделения списка кандидатов на региональные части

 
    Необходимость разделения федеральных списков кандидатов на региональные группы, соответствующие одному или нескольким субъектам Российской Федерации, установлена Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 8 статьи 40). Эта норма ставит получение депутатского мандата кандидатом из той или иной региональной группы в зависимость от уровня поддержки избирателями политической партии, избирательного блока на соответствующей территории.
    Федеральный закон не устанавливает аналогичные требования для списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Вместе с тем для того, чтобы сделать закрытые списки кандидатов более "прозрачными" для избирателей, целесообразно разделить их на региональные части. Это означает, что избирательное объединение, избирательный блок, выдвигая список кандидатов, разбивает его полностью или частично на региональные части, соответствующие одному или нескольким одномандатным избирательным округам, образованным для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Число региональных частей рекомендуется установить на уровне не менее трети от числа одномандатных избирательных округов.
    При применении системы закрытых списков, разделенных на региональные части, представляется необходимым введение общесубъектовой (общереспубликанской, общекраевой, общеобластной, общеокружной) части списка, включающей в себя не более трех кандидатов. Потребность максимально использовать личностный потенциал партийных лидеров, что соответствует и общемировым тенденциям восприятия избирателями партий прежде всего через их лидеров, должна быть ограничена определенными рамками с тем, чтобы распределение депутатских мандатов внутри списка зависело и от поддержки избирателей.
    В положении о разделении списка кандидатов на региональные части следует учитывать существующую систему избирательных комиссий, чтобы в дальнейшем можно было производить подсчет голосов, поданных на той или иной территории за конкретную региональную часть.
    Кроме того, следует иметь в виду, что для голосования по партийным спискам в каждом одномандатном избирательном округе должен будет изготавливаться свой комплект избирательных бюллетеней, отличающихся по тексту от бюллетеней, изготовленных для голосования в других одномандатных избирательных округах.
    Если применяется система открытых списков, внесение в закон субъекта Российской Федерации положения о разделении списка кандидатов на региональные части нецелесообразно, поскольку тогда ограничивается право граждан выбрать кандидата из всего представленного списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.
    Таким образом, в случае применения системы закрытых списков рекомендуется разделение списков кандидатов на региональные части.
 

2.3. Число кандидатов в списке

 
    При использовании смешанной избирательной системы, при которой возможно выдвижение кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно по мажоритарному избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9 статьи 32 Федерального закона), уже на этапе распределения депутатских мандатов может оказаться, что значительная часть кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, избрана в мажоритарных округах.