Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 301. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СУДОВ. НП-023-2000" (утв. Постановлением Госатомнадзора РФ от 28.12.2000 N 15)

Дата документа28.12.2000
Статус документаДействует
МеткиТребования · Нормы · Правила · Постановление

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Госатомнадзора РФ
от 28 декабря 2000 г. N 15

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СУДОВ

 

НП-023-2000

 

Введены в действие
с 1 июля 2001 г.

 
    Выпускается впервые
 

Список сокращений

 
    АЗ - аварийная защита ЯЭУ
    ВАБ - вероятностный анализ безопасности
    ГРО - газообразные радиоактивные отходы
    ЖРО - жидкие радиоактивные отходы
    ЗСБ - защитные системы безопасности
    КГ - компенсирующая группа
    КИП - контрольно-измерительные приборы
    КСУ ТС - комплексная система управления техническими средствами
    КШИ - комплексные швартовные испытания
    ЛСБ - локализующие системы безопасности
    НД - нормативный документ
    НУЭ - нормальные условия эксплуатации
    ООБ - отчет по обоснованию безопасности ЯЭУ судов
    ОСБ - обеспечивающие системы безопасности
    ОТВС - отработавшая тепловыделяющая сборка
    ОЯТ - отработавшее (облученное) ядерное топливо
    ПАР - пост аварийного расхолаживания
    ПГ - парогенератор
    ПНР - пусконаладочные работы
    ПОК - программа обеспечения качества
    ПСУ - пассивное спринклерное устройство
    ПТУ - паротурбинная установка
    РАО - радиоактивные отходы
    РВ - радиоактивные вещества
    РУ - реакторная установка
    САОЗ - система аварийного охлаждения зоны (активной зоны реактора)
    СБ - система безопасности
    СВБ - система, важная для безопасности
    СВП - стержень выгорающего поглотителя
    СКУ - система контроля и управления
    СПОТ - система пассивного отвода тепла
    СУЗ - система управления и защиты
    ТВС - тепловыделяющая сборка
    Твэл - тепловыделяющий элемент
    ТРО - твердые радиоактивные отходы
    ТУ - технические условия
    УСБ - управляющая система безопасности
    ХОЯТ - хранилище отработавшего ядерного топлива
    ЦНПК - циркуляционный насос первого контура
    ЦПУ - центральный пост управления
    ЭО - эксплуатирующая организация
    ЭЭС - электроэнергетическая система
    ЯТ - ядерное топливо
    ЯЭУ - ядерная энергетическая установка
 

1. Общие положения

 

1.1. Назначение отчета

 
    1.1.1. Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных энергетических установок судов (далее - ООБ) распространяются только на ЯЭУ на основе водо-водяных реакторов двухконтурного типа и устанавливают структуру и содержание отчета по обоснованию безопасности ЯЭУ, представляемого в Госатомнадзор России для получения лицензии в составе комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
    1.1.2. ООБ должен обеспечивать достаточно полную информацию для адекватного понимания концепции ядерной и радиационной безопасности, на которой базируется проект ЯЭУ, а также для адекватного понимания ПОК и основных принципов эксплуатации ЯЭУ.
    1.1.3. ООБ должен содержать систематизированный анализ безопасности ЯЭУ судна при строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации в подтверждение того, что для членов судового экипажа, населения и окружающей среды гарантируется отсутствие радиационной опасности.
    1.1.4. Информация, представляемая в ООБ, должна соответствовать фактическому состоянию ЯЭУ. Изложение информации должно быть компактным и не допускать двусмысленности. Сведения о выполнении ООБ и других нормативных документов, правил, актов, законов не должны иметь декларативный характер. В ООБ следует применять единицы измерений, соответствующие проектной документации.
 

1.2. Порядок подготовки ООБ

 
    1.2.1. ООБ разрабатывается проектантом судна для каждого конкретного типа судна с учетом особенностей проекта и ЯЭУ.
    1.2.2. Работа по подготовке, формированию и необходимой корректировке (поддержке) ООБ должна выполняться на всех этапах жизненного цикла судна.
    1.2.3. В составе комплекта документов, обосновывающих безопасность ЯЭУ при подаче заявления на получение лицензии на строительство судна, представляется ООБ, разработанный для стадии проектирования, а при подаче заявления на получение лицензии на эксплуатацию и другие виды деятельности - ООБ с внесенными дополнениями по результатам строительства и ввода в эксплуатацию.
    Информация, представляемая в ООБ с внесенными результатами ввода в эксплуатацию (изготовления, монтажа, пусконаладочных работ, швартовных испытаний, физического пуска, КШИ и ходовых испытаний), должна соответствовать построенному и готовому к эксплуатации судну и отражать фактическое состояние ЯЭУ.
    1.2.4. Любые отклонения от проекта ЯЭУ, в том числе принятые при строительстве ЯЭУ, переоборудовании, модернизациях, должны оцениваться с точки зрения их влияния на безопасность ЯЭУ и оформляться путем внесения изменений в соответствующие разделы ООБ.
 

1.3. Требования к содержанию, форме ООБ и его поддержанию

 
    1.3.1. Содержание и форма ООБ, а также порядок его поддержания (приведение информации в ООБ в соответствие с фактическим состоянием ЯЭУ) должны соответствовать требованиям ООБ. Выполнение этого условия обеспечивает приемлемость содержащейся в ООБ информации для Госатомнадзора России и наименьшие сроки ее рассмотрения.
    1.3.2. Требования к содержанию
    1.3.2.1. Содержание ООБ должно быть, насколько это возможно, таким, чтобы для оценки безопасности не требовалось дополнительно рассматривать проектные или эксплуатационные материалы. Допускаются ссылки на проектную документацию, которая должна быть представлена по дополнительному запросу органу государственного регулирования безопасности.
    1.3.2.2. Если информация по обоснованию безопасности основана на более детальных работах или документах, то на них должна приводиться ссылка с указанием типа документа, авторов или организации, года проведения работ или выпуска документов, архивного или идентифицированного номера владельца.
    1.3.2.3. Следует избегать дублирования информации в ООБ. Для предотвращения излишних повторов рекомендуется давать ссылки на соответствующие разделы.
    1.3.2.4. Необходимо представлять информацию о выполненных расчетах, расчетных анализах, подтверждающую достаточность и полноту объема выполненных расчетов принятым нормам, учет всех факторов, влияющих на результаты. Информация должна содержать данные, достаточные для выполнения при необходимости экспертного расчета (схемы, принятые допущения, исходные данные, результаты, их интерпретацию, выводы).
    Все программные средства, указанные в ООБ, и оценки их приемлемости должны кратко описываться в объеме, достаточном для их понимания, должны приводиться их наименования и сведения об аттестации.
    1.3.3. Требования к оформлению ООБ и его поддержанию
    1.3.3.1. Оформление всех разделов отчета должно быть единым для всех стадий жизненного цикла ЯЭУ.
    ООБ комплектуется в папках-скоросшивателях по отдельным разделам или при необходимости разделам и подразделам.
    1.3.3.2. В начале каждого раздела следует приводить список сокращений, использованных в разделе.
    На папке указывается тип ЯЭУ, номер проекта судна, название судна при необходимости, полное наименование отчета и соответствующего раздела (подраздела).
    1.3.3.3. Отчет следует оформлять с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ на одной или двух сторонах листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327.
    Графическая информация, представляемая в ООБ, должна выполняться в удобном для прочтения масштабе и помещаться в тексте на листах формата 11*n или в отдельных папках на листах любого формата.
    1.3.3.4. Нумерация страниц ведется по разделам, представляющим самостоятельные части. При этом номер страницы должен состоять из номера раздела и собственно номера страницы и изображаться на верхнем поле страницы в формате "nn-n" или "nn.n-n" для раздела.
    Следует применять цифровую нумерацию, пунктов и подпунктов внутри разделов и подразделов.
    1.3.3.5. Изменения в тексте отчета следует выполнять путем замены страниц. Внесение изменений путем исправлений в тексте не допускается.
    При замене отдельных страниц на каждой из них, в правом верхнем углу, на полях необходимо указывать порядковый номер редакции и дату выполнения замены (месяц, год). Замененные страницы должны храниться в конце соответствующих разделов.
    При необходимости увеличения числа страниц следует добавлять буквенные индексы, при уменьшении - вносить соответствующие примечания.
    Запись о порядковом номере редакции, местах и дате замены следует помещать на первой странице текста раздела (подраздела). В конце каждого раздела помещать лист регистрации изменений
    1.3.3.6. Общие требования, подходы, критерии и т.п., относящиеся к различным частям установки, должны помещаться в соответствующем разделе и на них следует делать ссылки в других разделах. Терминология в ООБ должна соответствовать принятой в НД.
 

1.4. Типовая структура разделов ООБ

 
    Построение разделов по соответствующим системам и элементам безопасности и важным для безопасности следует проводить в соответствии со следующей типовой структурой.
    1.4.1. Проектные основы.
    В подразделе следует давать формулировку назначения системы, указывать ее классификацию в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Необходимо приводить перечень НД по безопасности, требованиям которых удовлетворяет описываемая система, излагать принципы и критерии, положенные в основу проекта системы.
    1.4.2. Проект системы.
    Следует давать описания конструкции и (или) технологической схемы системы в целом, ее подсистем и элементов, если они выполняют самостоятельные функции. Необходимо приводить подробные чертежи, рисунки и схемы, иллюстрирующие конструкцию системы и элементов, ее пространственное расположение и связи с другими системами ЯЭУ и судна. Приводить основные технические характеристики элементов системы, используемые для их изготовления. В случае использования материалов, не соответствующих проекту, должно приводиться обоснование замены материалов с указанием НД, допускающих такую замену.
    Необходимо приводить обоснование выбора материалов с учетом условий нормальной эксплуатации, нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии.
    1.4.3. Управление и контроль работы системы.
    Следует представлять информацию об автоматическом, дистанционном и местном управлении и контроле за работой системы. Представлять перечни и допустимые значения контролируемых параметров системы при всех режимах эксплуатации и при выводе в ремонт, указывать расположение контрольных точек, описывать методики контроля, давать сведения о метрологической аттестации применяемых методик, представлять погрешности КИП. Необходимо описывать связи системы с управляющими системами, резервирование датчиков, каналов связи.
    1.4.4. Испытания и проверки.
    Необходимо указывать состав программы испытаний, цели, состав НД и проектной документации, на основании которой проводятся испытания и проверки, перечни значений контролируемых параметров и требования к используемым при испытаниях КИП.
    1.4.5. Анализ проекта.
    Следует приводить нормы расчета, методики, исходные данные, описания расчетных программ, использованных для расчетов, допущения и ограничения расчетных схем, результаты расчетов и выводы. Необходимо приводить сведения об аттестации расчетных программ и их верификации. Объем информации должен быть достаточным для проведения при необходимости независимых альтернативных расчетов. Если для обоснования безопасности проекта системы выполнялись эксперименты, то следует описывать условия экспериментов, давать анализ соответствия их расчетным условиям, описывать экспериментальную базу, метрологическое обеспечение, давать интерпретацию результатов испытаний и сравнение их с расчетным анализом.
    Следует представлять описание функционирования системы при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и авариях, взаимодействия с другими системами с учетом их возможных отказов и меры защиты системы от воздействия этих отказов.
    Необходимо приводить перечни и анализ проектных отказов элементов системы, включая возможные ошибки операторов, давать оценку влияния последствий отказов, в том числе по общей причине, на работоспособность рассматриваемой системы и связанных с ней систем, на безопасность ЯЭУ и судна в целом. Необходимо выделять отказы, требующие специального рассмотрения в разделе 15 ООБ.
    Каждый подраздел должен завершаться выводами о выполнении требований, принципов и критериев соответствующих НД по безопасности.
    Конкретное содержание каждого подраздела может меняться в зависимости от особенностей системы.
    Допускается опускать отдельные подразделы или дополнять их другими, если это определяется особенностями системы.
    Если часть указанной информации приведена в других разделах, то следует давать на них ссылку.
    Информацию, как правило, следует давать в виде таблиц.
 

2. Общая характеристика ЯЭУ

 
    Настоящий раздел ООБ должен состоять из следующих подразделов.
 

2.1. Основание для разработки проекта судна

 
    В подразделе следует представлять следующие сведения о судне:
    основание для разработки проекта, краткую информацию об опубликованных решениях органов государственной власти или иных организаций, на основании которых предполагается строительство судна.
 

2.2. Район эксплуатации судна

 
    Приводить физико-географическую и климатометеорологическую характеристику проектного района эксплуатации и базирования судна, включающую информацию об ограничениях в эксплуатации судна, по климатическим характеристикам, ветрам, временам года, ледовому режиму, особым природным явлениям (цунами, тайфуны, циклоны) при их наличии.
    Для мест базирования давать информацию об оценке состояния и инженерных свойств почв, склонов, гаваней, бухт (с целью оценки их стабильности в условиях различных природных нагрузок), а также планы возможного развития района базирования (сооружение пирсов, дамб и т.п.).
    Приводить анализ эффекта присутствия ЯЭУ судна в порту с учетом местных метеорологических условий, условий использования прибрежных территорий и акваторий, плотности населения.
 

2.3. Краткое описание проекта судна и его технические характеристики

 
    Приводить краткую общую информацию о судне (в объеме спецификации), а именно перечень основных сведений об организациях, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию судна, изготовление и монтаж основного оборудования и систем, важных для безопасности.
    Общая информация о судне должна содержать следующие сведения:
    2.3.1. Краткое описание класса судна, его основное назначение, архитектурно-конструктивный тип.
    2.3.2. Основные характеристики, главные размерения судна и технические характеристики: длина наибольшая; длина между перпендикулярами; ширина максимальная; ширина по ватерлинии; высота борта; осадка; водоизмещение; автономность по основным запасам; численность экипажа; допустимые крен, дифферент; непотопляемость; скорость; тип пропульсивной установки; общее расположение оборудования ЯЭУ на судне; противопожарная защита ЯЭУ (судна); защитная оболочка и защитное ограждение; радиационная безопасность и радиационный контроль.
    2.3.3. Корпус судна.
    Общие сведения о корпусе, его конструкции, защите от коррозии.
    2.3.4. Судовые устройства.
    Сведения об якорных, швартовных, буксирных, спасательных, грузовых устройствах, а также о двигателях и движителях, рулевых устройствах; противопожарной защите и системах обнаружения пожара; системах вентиляции и кондиционирования воздуха; осушительной и балластной системах; вспомогательной пропульсивной установке при ее наличии.
    2.3.5. Техническое описание проектных решений по ЯЭУ.
    2.3.5.1. Материалы об организации-проектанте ЯЭУ, его контрагентах и изготовителях основного оборудования ЯЭУ (реактора, активной зоны, ПГ, котла аварийного хода, теплообменников, электродвигателей, турбоагрегата, генераторов, турбогенераторов, дизель-генераторов, насосов, компрессоров, арматуры, котельных, холодильных, испарительных установок, конденсаторов, вспомогательных котельных установок, подогревателей, систем управления, КИП).
    2.3.5.2. Информация о составе комплекса систем управления и автоматизации технических средств.
    2.3.5.3. Данные о составе и размещении ЭЭС, постов управления; системах освещения, связи, сигнализации и других ЭЭС, устанавливаемых на судне; возможностях приема энергосред (электропитания по постоянному и переменному току с берега (судна), бидистиллата, дизтоплива, сжатого воздуха) и выдачи на берег (судно); нормальном и аварийном освещении, сварочном оборудовании, средствах навигации, связи, сигнализации и управления.
    2.3.5.4. Краткое описание ЯЭУ.
    2.3.5.5. Информация о составе и размещении ЯЭУ
    2.3.5.6. Состав и краткая характеристика РУ.
    2.3.5.7. Информация о режимах нормальной эксплуатации ЯЭУ, включающая описание ввода ЯЭУ в действие; эксплуатацию ЯЭУ по прямому назначению (при постоянном уровне мощности, переходных режимах, изменениях уровней мощности); перевода ЯЭУ в горячий резерв, а затем перевода на нормальный режим эксплуатации или в режим расхолаживания; работе ЯЭУ при наличии отказов и неисправностей, в том числе приводящих к ограничениям мощности, а также в условиях угрозы безопасности судна; ввода на мощность после непреднамеренного быстрого снижения мощности или ложного срабатывания АЗ.
    2.3.6. Краткое описание защиты от радиации, включающее:
    - основные критерии радиационной защиты экипажа, населения, окружающей среды, в том числе морской акватории, краткое описание средств обеспечения минимально низких уровней облучения;
    - дозовые пределы облучения персонала;
    - средства, предотвращающие сброс ЖРО в море;
    - средства сбора, хранения и удаления РАО;
    - уровни радиации и загрязнения для каждой зоны на судне и обусловленные ими ограничения по доступу в зоны;
    - правила и процедуры обращения с РАО;
    - правила и процедуры доступа в контролируемую и наблюдаемую зоны;
    - описание биологической защиты (информация о защитных конструкциях, источниках, подлежащих защите, расположении и назначении защитной конструкции, а также ее размерах и материалах, оценка конструкций по данным расчетов или испытаний);
    - сравнительные данные об уровне радиации, ожидаемом или допускаемом при эксплуатации и проектных авариях.
    2.3.7. Краткое описание системы радиационного контроля, содержащее информацию о проектных принципах, расположении, типе, чувствительности и диапазонах измерений, используемых датчиках, методах отображения информации и сигнализации, надежности и долговечности системы радиационного контроля.
    2.3.8. Перечень исходных событий, проектных и запроектных аварий, анализ которых содержится в ООБ.
    2.3.8.1. Аварии судна (аварии для условий пребывания судна в море и в порту);
    - столкновение с поступлением воды в энергетические и вспомогательные отсеки,
    - посадка на мель, опрокидывание, затопление на мелкой воде, затопление на глубокой воде, пожар в ЦПУ и энергетическом отсеке, в том числе в машинном отделении, электроэнергетическом отсеке, реакторном отсеке, помещениях аппаратуры КСУ ТС.
    2.3.8.2. Аварии ЯЭУ
    Следует рассматривать:
    а) разгерметизацию первого контура;
    б) несанкционированное изменение реактивности, в том числе несанкционированное перемещение наиболее эффективного органа управления реактивностью со скоростью, допускаемой системой управления и конструкцией привода; заброс холодной воды в ПГ и реактор, нарушение в работе питательного клапана; несанкционированный ввод в действие системы аварийного расхолаживания;
    в) нарушения теплоотвода, в том числе:
    - по первому контуру из-за частичного или полного прекращения принудительной циркуляции в первом контуре, ошибочного пуска насоса, снижения давления в первом контуре;
    - разгерметизации первого контура - малой течи первого контура, течи трубной системы ПГ, межконтурных течей в оборудовании первого контура, течи крышки реактора, повышения давления в первом контуре;
    - по второму контуру из-за разрыва конденсатно-питательного трубопровода, разрыва главного паропровода, повышения давления в паропроводе, закрытия главного отсечного клапана перед турбиной, прекращения отвода пара от РУ, отсечения главного конденсатора, прекращения подачи охлаждающей воды на главный конденсатор, остановки конденсатных, питательных насосов, снижения расхода питательной воды вплоть до полного прекращения;
    г) нарушения в системе обеспечения электроэнергией из-за исчезновения питания на одном борту, неисправности турбогенератора одного борта, исчезновения питания системы управления и защиты, исчезновения питания исполнительного механизма одного рабочего органа СУЗ, кратковременного или длительного, полного обесточивания ЯЭУ;
    д) нарушения условий обитаемости в ЦПУ и помещениях ЯЭУ из-за выхода из строя системы кондиционирования и вентиляции.
    2.3.8.3. Возможный ход событий после отказа или аварии, рекомендации по управлению аварией по основным направлениям ликвидации последствий.
    При описании результатов каждого анализируемого события следует показывать исходные данные для анализа, основные допущения, на которых основаны расчеты, погрешность расчетов, величину утечки из защитной оболочки и эффективность системы вентиляции (адсорбции и фильтрации), принятые автоматические действия или необходимые действия персонала, время после событий, в течение которого следует принимать первоочередные меры и меры по локализации последствий событий.
    2.3.8.4. Надежность оборудования и других элементов.
    Следует представлять информацию о надежности оборудования и элементов СВБ, включающую перечень (номенклатуру) показателей надежности для каждого типа оборудования, для которого требуется обоснование надежности, результаты расчетного (расчетно-экспериментального) обоснования показателей надежности, выводы о соответствии показателей надежности требованиям НД, результаты качественного анализа надежности, оценку неопределенностей результатов анализа надежности, оценку возможного влияния неполноты учитываемых факторов при расчете, перечень элементов, значимых с точки зрения вклада в надежность систем, ссылки на используемые расчетные методики и программы, характеристики исходных данных о надежности. Информацию следует представлять в виде таблиц для каждого типа оборудования.
    2.3.8.5. Вероятностный анализ безопасности.
    Необходимо приводить информацию о результатах выполненного ВАБ, в том числе характеристику исходной базы данных о надежности, перечень рассмотренных исходных событий и его обоснование, информацию: о выполненных качественном и количественном анализе, о надежности систем (результаты взаимосвязи систем представляются в виде таблиц), об использованных моделях деревьев отказов и деревьев событий, включая сведения об использованных критериях успеха для основных систем, об учете отказов по общей причине, действий и ошибок персонала, внешних событий, об оценках чувствительности и неопределенностей, итоговые результаты ВАБ.
    Необходимо представлять информацию о сбалансированности проекта и тех изменениях, которые в него вносились на основании ВАБ для ее достижения, показывать основных вкладчиков в риск тяжелой аварии и распределение долей их относительных вкладов.
    2.3.9. Условия строительства.
    2.3.9.1. В подразделе следует кратко описывать район расположения судостроительного предприятия, климатические условия, в том числе температуры окружающего воздуха, забортной воды, ледовую обстановку, глубины в местах стоянки судов, скорость течения, условия судоходства, геолого-гидрологические и сейсмотектонические характеристики, сейсмичность района, приводить данные о плотности населения, проживающего в зоне строительства, характеристики экстремальных природных воздействий, расположении аэродромов, ракетодромов.
    2.3.9.2. В подразделе необходимо приводить описание производственного процесса, требования к технологическому уровню, оснащенности производства и структуре управления, в том числе управления технологической подготовкой судостроительного предприятия, укомплектованности производственным и испытательным оборудованием, систему необходимого технического и технологического контроля, основные квалификационные требования к персоналу.
    2.3.9.3. В подразделе следует излагать общие критерии обеспечения безопасности при пожаре на судне во всех режимах эксплуатации, а также при проектных и запроектных авариях, рассматривая пожар как исходное событие или следствие исходного события с учетом принципа единичного отказа, формулировать концепцию обеспечения пожарной безопасности и излагать ее критерии.
    Необходимо обосновывать многобарьерность, оптимальное соотношение пассивной и активной защит, достаточность резервирования и дублирования каналов систем безопасности, их физического разделения и т.п., давать оценку последствий пожара с учетом возможных отказов в работе установок пожаротушения.
    Следует показывать системный подход к обеспечению пожарной безопасности и поэтапного планирования мероприятий по совершенствованию противопожарной подготовки экипажа судна, представлять анализ пожарной опасности различных участков судна с указанием факторов опасности и количественной оценкой горючей нагрузки, описывать принцип зонирования судна (деление на пожарные зоны и отсеки).
    Необходимо обосновывать невозможность одновременной потери управления из-за пожара с ЦПУ и ПАР, а также невозможность потери более одного канала, обеспечивающего выполнение функции безопасности.
    В случае, если вентиляционные системы используются для обеспечения локализации пожара в пределах одного пожарного отсека и при этом элементы этих систем рассматриваются как элементы ОСБ или ЛСБ, должны быть проанализированы последствия единичного отказа этих элементов для обеспечения общей безопасности и при необходимости обосновано дублирование таких элементов.
    Если активные системы пожаротушения являются ОСБ, следует представлять принцип их построения, уровень их надежности, анализ способности этих систем выдерживать единичные отказы и анализ экстремальных воздействий на средства обнаружения и тушения пожара.
    Необходимо анализировать последствия ложного срабатывания установок пожаротушения в части воздействия на оборудование, важное для безопасности, с точки зрения обеспечения общей безопасности.
    2.3.9.4. В подразделе необходимо приводить этапы строительства, в том числе приводить перечни потенциально опасных работ на каждом этапе, организацию перехода от одного этапа к другому, прогноз радиационной обстановки в случае возникновения аварий, оценку вероятности выхода РВ в атмосферу, возможные дозы облучения персонала судостроительного предприятия и населения, а также перечень мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, анализ соответствия ведения работ требованиям действующих НД по ядерной и радиационной безопасности, мероприятия по защите населения, перечень технологической документации, необходимой для обеспечения технологического процесса строительства ЯЭУ.
    2.3.10. Условия эксплуатации ЯЭУ.
    2.3.10.1. В подразделе следует приводить:
    - предельные условия для эксплуатации судна при проектных авариях (предвиденные эксплуатационные нарушения нормальной эксплуатации, при которых разрешается дальнейшая эксплуатация ЯЭУ с определенными проектом ограничениями);
    - освидетельствования и проверки технического состояния ЯЭУ, сроки выполнения регламентных (периодичность и объем, в том числе испытаний);
    - процедуры одобрения и изменения эксплуатационных инструкций, распоряжений, решений по продлению ресурса;
    - порядок комплектования экипажа, численность и квалификацию персонала;
    - процедуры и инструкции, определяющие организацию управления в нормальной эксплуатации, при нарушениях нормальной эксплуатации, авариях.
    2.3.11 Данные о физической защите ЯЭУ.
    2.3.11.1. Необходимо представлять организационные и инженерно-технические меры по физической защите с анализом выполнения требований действующих норм и правил в части обеспечения физической защиты, анализ ЯЭУ судна и эффективности его системы физической защиты, перечень документов по обеспечению организации и функционированию системы физической защиты ЯЭУ судна.
    2.3.11.2. Следует представлять анализ ЯЭУ судна и эффективности его системы физической защиты.
    2.3.11.3. Необходимо приводить перечень документов по обеспечению организации и функционированию системы физической защиты ЯЭУ судна.
    2.3.12. Данные о нормах и правилах, используемых на этапах жизненного цикла судна.
    Информацию можно представлять в отдельном документе, имеющем соответствующий гриф секретности согласно законодательству Российской Федерации.
    В раздел необходимо включать перечень документации, в соответствии с которой обосновывается безопасность ЯЭУ.
 

3. Общие положения и подходы к обеспечению безопасности ЯЭУ

 

3.1. Концепция обеспечения безопасности ЯЭУ судна

 
    В подразделе следует приводить перечень НД, с учетом которых выполнен анализ безопасности ЯЭУ, показывать, что в проекте реализована концепция обеспечения безопасности ЯЭУ, для чего представлять:
    - информацию о применении в проекте принципа внутренней самозащищенности РУ и конструкторских решениях для его реализации;
    - обоснование реализации принципа глубокоэшелонированной защиты с использованием системы физических барьеров и многоуровневой системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности;
    - обоснование достаточности средств, обеспечивающих безопасный отвод остаточных тепловыделений от активной зоны.
 

3.2. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности

 
    В подразделе необходимо формулировать цели ядерной и радиационной безопасности, показывать, с помощью каких систем обеспечено их достижение.
    3.2.1. Обеспечение ядерной безопасности.
    Обоснование ядерной безопасности следует представлять по направлениям:
    - Удержание под контролем цепной ядерной реакции в активной зоне реактора.
    Показывать, в какой мере при обеспечении ядерной безопасности используются свойства внутренней самозащищенности реактора. Представлять данные о балансе реактивности для всех возможных эксплуатационных состояний, аварийных ситуаций и проектных аварий, анализировать возможность появления положительных эффектов реактивности при авариях и оценивать их вероятные последствия. Обосновать эффективность, надежность и быстродействие АЗ реактора.
    - Обеспечение теплоотвода от активной зоны реактора.
    Необходимо приводить принципиальную схему и обоснование обеспечения охлаждения активной зоны реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии, оценивать степень пассивности принятых в проекте систем отвода тепла.
    - Предотвращение образования локальной критичности при перегрузке, транспортировании и хранении ЯТ.
    Следует представлять обоснование достаточности мер по предотвращению локальной критичности при обращении с ЯТ на всех этапах жизненного цикла ЯЭУ.
    3.2.2. Обеспечение радиационной безопасности.
    Приводить описание технических средств и организационных мероприятий, обеспечивающих защиту персонала, населения и окружающей среды от недопустимого воздействия радиационного облучения. Доказывать, что применение предлагаемых средств и проведение мероприятий оправдано практикой и не приводит к превышению установленного дозового предела, исключает необоснованное облучение, а имеющееся радиационное воздействие находится на таком низком уровне, на каком оно разумно достижимо с учетом экономических и социальных факторов. Показывать эффективность защитных систем и их достаточность для гарантии незначительного увеличения ущерба здоровью персонала, населению и окружающей среде.
 

3.3. Системы безопасности ЯЭУ и основные принципы их построения

 
    В подразделе следует приводить информацию о системах СБ, в том числе о решениях, предусмотренных в ЯЭУ, обеспечивающих требуемый уровень защиты, основных функциях, выполняемых СБ, схемах построения СБ и соответствии их требованиям норм и правил, выполнении в СБ основных принципов построения таких систем (единичного отказа, приоритетности, безопасного отказа, консервативного подхода, необратимости и контролируемости функции, апробированности, разнообразия, многоканальности, физического разделения), об устойчивости СБ к отказам по общей причине, мероприятиях по обеспечению выполнения своих функций СБ при внешних воздействиях и ошибкам персонала, рассмотренных запроектных авариях, мероприятиях по их управлению, об опыте проектирования, строительства, испытаний, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, подтверждающем достаточность организационных и технических мер для обеспечения безопасности ЯЭУ.
 

3.4. Классификация систем и элементов ЯЭУ судна

 
    Следует показывать, что для безопасности ЯЭУ судна и сведения к минимуму радиоактивного облучения экипажа, населения и радиоактивного загрязнения окружающей среды при всех эксплуатационных и аварийных состояниях ЯЭУ судна системы и элементы подразделены на классы безопасности (КБ1, КБ2, КБ3, КБ4) в зависимости от их важности для безопасности ЯЭУ, соответственно которым устанавливаются проектные требования к материалам, изготовлению, испытаниям и эксплуатации.
 

3.5. Исходные состояния и зонирование помещений судна

 
    Необходимо показывать, что исходные состояния, которые требуется рассматривать в проекте ЯЭУ, классифицируются соответственно вероятности их проявления в диапазоне от непрерывного их проявления до чрезвычайно редкого; судно разделено на режимные зоны (контролируемую, наблюдаемую и свободную) в зависимости от имеющейся потенциальной опасности радиационного загрязнения
    Необходимо приводить перечень помещений, занятых системами и элементами ЯЭУ.
 

3.6. Проектные дозовые пределы и уровни облучения

 
    Необходимо показывать, что принятые в проекте основные дозовые пределы, допустимые уровни облучения для персонала и населения, нормативы по выбросам, сбросам и содержанию РВ в окружающей среде соответствуют требованиям нормативных документов.
 

3.7. Проектные условия, принципы и критерии для ЯЭУ

 
    В ООБ следует показывать, что ЯЭУ может работать в судовых условиях, проект ЯЭУ предусматривает периодические проверки и испытания систем безопасности при эксплуатации без снижения безопасности, учтены ударные нагрузки на компоненты ЯЭУ, возникающие при всех учитываемых в проекте внешних воздействиях и др., СБ сохраняют работоспособность при статическом крене судна до 30°, или бортовой качке до 45°, или дифференте на нос или корму до 10°, радиационное воздействие на население и экипаж не превышает безопасных уровней, определенных Нормами радиационной безопасности (НРБ-99).
 

4. Реакторная установка

 
    Следует приводить информацию об основных технических данных РУ как источника тепловой энергии, данные о количестве и типе реакторов, основном теплотехническом оборудовании, обслуживающих системах, типе ПГ, системе компенсации температурных изменений объема теплоносителя.
 

4.1. Реактор

 
    Необходимо приводить информацию и анализ, достаточные для обоснования безопасности работы ядерного реактора в течение проектного срока службы при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, проектных авариях, а также информацию, необходимую для проведения анализа аварий, результаты которого приводятся в разделе 15 ООБ.
    Информация и анализ, представленные в этом разделе, базируются на материалах технических проектов реактора, активной зоны, элементов активной зоны (твэлов, ТВС, рабочих органов системы управления и защиты, СВП и др.), внутрикорпусных устройств и других систем, важных для обеспечения безопасности РУ.
    В разделе следует приводить описание конструкции реактора и находящихся внутри реактора систем и элементов, давать их классификацию в соответствии с НД, определяющими проектные критерии и принципы. Необходимо представлять принципиальные схемы описываемых систем и элементов со ссылкой на соответствующую проектную документацию. Из описания должно быть ясно взаимодействие описываемых конструкций, их влияние друг на друга, условия сборки и разборки.
    Описание систем и элементов, важных для безопасности, находящихся внутри реактора, следует приводить по возможности в соответствии с типовой структурой, приведенной в подразделе 1.4 ООБ.
 

4.2. Активная зона

 
    4.2.1. Назначение и проектные основы.
    В подразделе следует описывать назначение и проектные основы каждой активной зоны, загружаемой в реакторы судна в течение срока его службы, и ее элементов, основные характеристики активной зоны. Необходимо представлять перечень НД, требованиям которых удовлетворяет активная зона и ее элементы.
    Следует приводить анализ соответствия активной зоны и ее элементов требованиям действующих НД по безопасности, а также требованиям технического задания на активную зону
    4.2.1.1. Материалы.
    Необходимо представлять перечень НД, регламентирующих требования к применяемым материалам.
    4.2.1.1.1. Конструкционные материалы.
    Следует представлять информацию:
    - об аттестации конструкционных материалов элементов активных зон или анализе опыта их эксплуатации в аналогичных условиях;
    - об изменениях механических и теплофизических свойств в зависимости от флюенса нейтронов, температуры, времени, исходного состояния металла;
    - о допустимых напряжениях и деформациях, в том числе с учетом циклических нагружений;
    - о коррозионной стойкости с учетом влияния химического состава среды, исходного состояния металла, температуры, времени, флюенсе нейтронов, паросодержании, особенностях теплосъема. Приводить доказательство стойкости к межкристаллитной коррозии, коррозии под напряжением, питтингу, стойкости в дезактивирующих растворах;
    - о радиационной ползучести, распухании, формоизменении в зависимости от температуры, флюенса нейтронов, времени облучения, исходного состояния металла;
    - о совместимости материалов (химическом и металлургическом взаимодействии) при контакте друг с другом при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и авариях.
    4.2.1.1.2. Сварка.
    Необходимо представлять информацию:
    - о видах применяемой сварки в соответствии с перечнем НД, регламентирующих требования к сварке;
    - об опыте эксплуатации сварных соединений или их испытаниях в аналогичных условиях;
    - об отличиях механических и коррозионных свойств сварных соединений по сравнению с основным металлом в условиях нормальной эксплуатации, при нарушениях нормальной эксплуатации и авариях.
    4.2.1.1.3. Ядерное топливо.
    Следует представлять информацию:
    - о химическом составе, геометрических размерах, обогащении, плотности, загрузке (в том числе по делящимся изотопам), неравномерности распределения ЯТ, методах контроля, метрологической аттестации средств контроля;
    - о допустимой глубине выгорания (анализ опыта эксплуатации);
    - об объемных, линейных и фазовых изменениях, изменениях плотности, теплоемкости, теплопроводности, механических свойствах, газовыделении в ЯТ в зависимости от выгорания, температуры, термоциклирования, флюенса нейтронов;
    - о совместимости с материалом оболочки, массопереносе, влиянии продуктов деления на стойкость конструкционных материалов;
    - о поведении в аварийных ситуациях (разгерметизация твэл, контакт с теплоносителем, повышение температуры);
    - об экспериментальном обосновании информации о топливе (перечень расчетов и отчетов).
    4.2.1.1.4. Поглощающие материалы.
    Необходимо представлять информацию:
    - о химическом составе, геометрических размерах (гранулометрическом составе), обогащении по поглощающим изотопам, плотности, методах контроля, метрологической аттестации методов контроля;
    - о допустимом выгорании поглощающих изотопов (анализ опыта эксплуатации);
    - об объемных, линейных и фазовых изменениях поглотителя, газовыделении, изменениях механических свойств, тепловыделения, теплопроводности, плотности в зависимости от времени, выгорания, температуры, флюенса нейтронов;
    - о совместимости с материалом оболочки (покрытия);
    - о поведении в аварийных условиях (разгерметизация твэлов, контакт с теплоносителем, повышение температуры);
    - перечень расчетов и отчетов об экспериментальном обосновании информации о поглощающих материалах.
    4.2.2. Описание конструкции и чертежи.
    Следует представлять описание конструкции и чертежи общих видов или рабочие сборочные чертежи элементов активной зоны (ТВС, твэлов, рабочих органов систем управления и защиты, СВП, источников нейтронов и др.), показывающие взаимное расположение, размеры, шаг решетки твэлов и ТВС, допуски, зазоры, способы герметизации элементов, их крепления, и ориентации.
    Необходимо представлять картограмму загрузки активной зоны, информацию о загрузке ЯТ.
    4.2.3. Следует представлять анализ выполнения требований Общих положений безопасности ЯЭУ судов и Правил безопасности ЯЭУ судов к активной зоне.
    Необходимо приводить проектные пределы (эксплуатационные, пределы безопасной эксплуатации, пределы, установленные для проектных аварий). Для всех устанавливаемых пределов следует представлять допустимые погрешности измерений при контроле параметров или погрешности расчетов.
    Следует приводить эксплуатационные характеристики активной зоны при маневренных режимах.
    Теплотехнические, нейтронно-физические и прочностные анализы расчетов безопасности активной зоны должны учитывать:
    - вибрационные характеристики элементов активной зоны в потоке теплоносителя, наличие резонансов;
    - внутреннее и внешнее давление на оболочки твэлов, СВП, напряженно-деформированное состояние оболочек;
    - коррозионные и эрозионные повреждения, образование водорода и гидридов, коррозионные отложения на оболочках;
    - причины и последствия несоответствия между мощностью реактора и параметрами теплоносителя;
    - изменения геометрических размеров и формы элементов активной зоны за счет облучения, ползучести, изменений температуры, заклиненных органов СУЗ;
    - взаимодействие топлива с оболочкой (механическое, химическое), в том числе при разгерметизации твэлов и контакте топлива с теплоносителем;
    - стойкость защитных покрытий;
    - вероятность и ожидаемые размеры разгерметизации твэлов и СВП при НУЭ, аварийных ситуациях и проектных авариях;
    - выделение энергии и возможные химические реакции при разгерметизации твэлов;
    - выделение энергии и результирующий импульс давления при разрыве оболочки твэлов с заполнением твэлов водой и попаданием осколков топлива в теплоноситель;
    - возможные отказы твэлов, СВП в случае снижения или прекращения циркуляции теплоносителя.
    4.2.4. Управление, контроль и испытания.
    Необходимо представлять и обосновывать перечень контролируемых параметров активной зоны и ее элементов, в котором приводить критерии целостности оболочек твэлов и ТВС, периодичность контроля, диапазоны измерений параметров, допустимые погрешности измерений, динамические характеристики каналов измерений. Следует представлять краткое описание СУЗ, системы диагностики, а также характеристики параметров (уставки), по которым срабатывает АЗ. Более подробная информация должна представляться в разделе 7 ООБ, о чем следует давать соответствующую ссылку.
    Следует описывать программы и методики испытаний активной зоны и ее элементов, методы неразрушающего и разрушающего контроля и испытаний, подтверждающих расчетные характеристики элементов активной зоны; представлять перечень примененных НД, определяющих требования к объему и методикам контроля и испытаний. Необходимо представлять программы входного контроля элементов активной зоны, межведомственных испытаний активной зоны и приемный акт межведомственной комиссии, перечень ядерно-опасных работ с активной зоной и ее элементами.
    4.2.5. Обеспечение качества
    Следует представлять на этапе проектирования основные положения программы обеспечения качества активной зоны и отчета о выполнении программы или давать ссылку на раздел 17 ООБ, в котором должна представляться подробная информация о программе качества.
    4.2.6. Оценка проекта активной зоны.
    Необходимо приводить оценку безопасности по критериям, принятым для активной зоны. В случае невыполнения каких-либо критериев или недостаточности представленных доказательств их выполнения следует указывать технические и (или) организационные мероприятия, которые необходимо проводить для их выполнения, доказывать, что при проведении этих мероприятий критерии будут выполняться, представлять график проведения мероприятий или представления недостающей информации.