Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 889. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ФТС РФ от 19.09.2006 N 900 "О РЕШЕНИИ, ПРИНЯТОМ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ ФТС РОССИИ, О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

Дата документа19.09.2006
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Концепция · Решение

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПРИКАЗ
от 19 сентября 2006 г. N 900

 

О РЕШЕНИИ, ПРИНЯТОМ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ ФТС РОССИИ, О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 
    Во исполнение решения, принятого на заседании коллегии ФТС России 25 августа 2006 года, приказываю:
    1. Утвердить Концепцию обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года (далее - Концепция) (приложение N 1).
    2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации и руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить:
    а) организацию работы по безусловному выполнению решения коллегии ФТС России от 25 августа 2006 года о Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года (приложение N 2);
    б) реализацию Концепции в пределах своей компетенции и полномочий.
    3. Считать утратившими силу приказ ГТК России от 31.12.1998 N 906 "О Концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации" и распоряжение ФТС России от 22.11.2005 N 517-р "О создании рабочей группы".
    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.
 

Руководитель
генерал- полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

 
 
 

Приложение N 1
к приказу ФТС России
от 19.09.2006 N 900

 

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 
    Цель разработки Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года (далее - Концепция) - формирование в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы) единой политики реализации Доктрины обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, а также выполнения иных правовых актов Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информации.
    Достижение этих целей требует дальнейшего совершенствования и практического осуществления единой информационно-технической политики ФТС России в области обеспечения информационной безопасности.
    В Концепции определены объекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов, угрозы информационной безопасности таможенных органов и их источники, модель нарушителя информационной безопасности таможенных органов, а также определены основные принципы, направления и задачи обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
 

I. Общие положения

 
    1. Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности таможенных органов, составляющих единую федеральную централизованную систему в соответствии со статьей 202 Таможенного кодекса Российской Федерации.
    2. Концепция служит методологической основой для:
    - формирования и проведения единой политики обеспечения информационной безопасности таможенных органов, определяющей цели, задачи и мероприятия по реализации в таможенных органах государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
    - разработки комплекса правовых актов ФТС России, регламентирующих обеспечение информационной безопасности таможенных органов;
    - разработки комплекса практических и организационно-технических мер, мероприятий и методов по обеспечению информационной безопасности таможенных органов;
    - разработки программ по оснащению таможенных органов Российской Федерации сертифицированными средствами защиты информации, а также по их внедрению и эксплуатации в процессе служебной деятельности таможенных органов;
    - подготовки предложений по совершенствованию ведомственной системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
    3. Концепция разработана на основе действующего законодательства Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также нормативно-правовых актов по информационной безопасности, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
 

II. Роль и место обеспечения информационной безопасности таможенных органов в обеспечении национальных интересов государства в информационной сфере

 

Понятие информационной безопасности Российской Федерации

 
    4. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
    5. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
    6. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
 

Понятие информационной безопасности таможенных органов

 
    7. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство Российской Федерации.
    8. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает в установленной сфере деятельности исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
    9. Опыт деятельности современных таможенных администраций в развитых странах мира относит информатизацию таможенного дела к одному из первостепенных факторов построения гибкой и эффективной системы таможенного контроля. Применяемые в таможенных органах информационные технологии обеспечивают реализацию информационных процессов - процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационные системы таможенных органов представляют собой организационно упорядоченные совокупности информационных ресурсов и информационных технологий, в основном с использованием средств вычислительной техники и связи, обеспечивающие эффективную реализацию процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
    10. От эффективности деятельности таможенных органов в информационной сфере существенно зависит эффективность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
    11. Таким образом, под информационной безопасностью таможенных органов понимается состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере деятельности таможенных органов.
 

Составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов Российской Федерации. Направления и задачи по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации.

 
    12. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов.
    13. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования таможенной информации. Для достижения этого требуется:
    - на основании статьи 24 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечить возможность свободного доступа, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;
    - на основании статьи 387 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности;
    - на основании статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную тайну, полученную таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела;
    - обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина, являющегося должностным лицом таможенных органов Российской Федерации, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени, а также на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обеспечить защиту персональных данных должностных лиц таможенных органов;
    - на основании главы 38 Таможенного кодекса Российской Федерации укрепить механизмы правового регулирования отношений в области защиты объектов интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений на доступ к конфиденциальной информации.
    14. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для достижения этого требуется на основании статьи 24 Таможенного кодекса Российской Федерации:
    - обеспечить опубликование в своих официальных изданиях правовых актов, принятых ФТС России, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
    - обеспечить формирование открытых государственных информационных ресурсов в части таможенных органов и повысить эффективность их использования.
    15. Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Для достижения этого требуется на основании статей 423 и 425 Таможенного кодекса Российской Федерации при организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР):
    - развивать и совершенствовать Инфраструктуру автоматизированных систем таможенных органов как составляющую инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации;
    - принимать участие в развитии отечественной индустрии информационных услуг;
    - повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов, находящихся в ведении таможенных органов;