Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. ГОСТ Р 51773-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2001 N 259-ст)

Дата документа05.07.2001
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиСтандарт · Постановление · Гост · Гост р
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Retailing. Classification of enterprises

 

ГОСТ Р 51773-2001

 

Дата введения 2002-01-01

 

Предисловие

 
    1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных нужд Минторга России
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания"
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. N 259-ст
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины.
    Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
    ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования
    ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
    ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
    ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования
 

3. Определения

 
    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
    3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.
    3.2 гипермаркет: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2.
    3.3 универмаг: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле - от 650 м2.
    3.4 универмаг "Детский мир": Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2.
    3.5 магазин-склад: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению, торговой площадью от 650 м2.
    3.6 универсам (супермаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2.
    3.7 гастроном: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2.
    3.8 магазин "Товары повседневного спроса": Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2.
    3.9 магазин "Продукты" (Минимаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2.
    3.10 дом торговли: Предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2.
    3.11 магазин "Промтовары": Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.
    3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.
    Термины и определения других основных понятий в области розничной торговли - предприятие розничной торговли, вид предприятия розничной торговли, тип предприятия розничной торговли, магазин, универсальный магазин, специализированный магазин, магазин с комбинированным ассортиментом товаров, магазин со смешанным ассортиментом товаров, торговое помещение магазина, форма торгового обслуживания и другие - по ГОСТ Р 51303.
 

4. Классификация предприятий розничной торговли

 
    4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.
    4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:
    - универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг "Детский Мир", Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т. п.;
    - специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.;
    - специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т. п.;
    - магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п.;
    - неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т. п.;
    - неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.
    Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
    4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли

 

Предприятие розничной торговли Торговая площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
Вид Тип
Универсальный магазин Гипермаркет 5000 Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
Универмаг 3500-городская торговля Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
  650 - сельская торговля
Универмаг "Детский мир" 2500 Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Магазин-склад 650 Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
Универсам (Супермаркет) 400 Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса Преимущественно самообслуживание