Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 797. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Сахалинская область
Регионы: Сахалинская область

РЕШЕНИЕ Сахалинского областного суда от 10.10.2011 N 3-30/2011 "О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 МАРТА 2004 ГОДА N 490"

Дата документа10.10.2011
Статус документаДействует
МеткиРешение

    

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2011 г. по делу N 3-30/2011

 
    Сахалинский областной суд:
    под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
    при секретаре судебного заседания Дмитриевой К.О.,
    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 4 (в той части, которая распространяется на постановления об административных правонарушениях), статей 6, 7, 9, 12, 13, 13-1, части 4 статьи 13-6, статей 13-9, 13-10, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20-1, 21, 21-1, 22, 23, 30, 32-2, 33 (в части слов "государственных органов"), частей 3, 5 статьи 38 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" со дня вступления в силу указанного Закона,
 

установил:

 
    18 марта 2004 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", который подписан Губернатором Сахалинской области 29 марта 2004 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" 3 апреля 2004 года N 74-75(2010 - 2011) (далее - Закон области N 490).
    В дальнейшем в указанный Закон вносились изменения и дополнения, в настоящее время Закон области N 490 действует в редакции Закона Сахалинской области от 7 октября 2011 года N 96-ЗО.
    Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Закона области N 490 отдельных его положений, а именно: части 2 статьи 4 (в той части, которая распространяется на постановления об административных правонарушениях), статей 6, 7, 9, 12, 13, 13-1, части 4 статьи 13-6, статей 13-9, 13-10, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20-1, 21, 21-1, 22, 23, 30, 32-2, 33 (в части слов "государственных органов"), частей 3, 4, 5 статьи 38, указав на то, что в оспариваемой части региональный акт принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации с превышением предоставленных ему полномочий.
    В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным основаниям.
    Представитель Сахалинской областной Думы Олешевская Е.В. просила отказать в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 6, 7, 9, 12 (в части, устанавливающей административную ответственность за предоставление недостоверной информации о наличии свободных земельных участков земельного фонда), 13, 15, 19части, устанавливающей административную ответственность за стоянку на газонах, движение по газонам, а также стоянку (хранение) разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для этого органами местного самоуправления мест), 21 (в части, устанавливающей ответственность за нарушения правил благоустройства населенных пунктов Сахалинской области) Закона области N 490. В остальной части согласилась с требованиями прокурора.
    Представитель Губернатора Сахалинской области Лещева Е.А. возражала против удовлетворения требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 6, 7, 9, 12 (в части, устанавливающей административную ответственность за предоставление недостоверной информации о наличии свободных земельных участков земельного фонда, а также за невнесение установленных законодательством Сахалинской области платежей за землю), 13, 13-9 (за исключением слов "не находящимся в муниципальной собственности"), 13-10 (за исключением слов "не находящимся в муниципальной собственности), 15, 19 (в части, устанавливающей административную ответственность за стоянку и движение по газонам, а также стоянку (хранение) разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для этого органами местного самоуправления мест), 21 (в части, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов Сахалинской области), части 4 статьи 38 Закона области N 490. В остальной части с требованиями прокурора согласилась, однако просила признать оставшиеся нормы недействующими не с момента вступления в силу Закона, а с момента вступления в законную силу решения суда.
    Определением Сахалинского областного суда от 10 октября 2011 года производство по делу прекращено в части требования прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 статьи 38 Закона области N 490 на основании пункта 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
    Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
    Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в области законодательства об административных правонарушениях установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    В силу части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
    На основании статьи 1.3.1 КоАП РФ субъекты Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях вправе устанавливать путем принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    Согласно подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами, напрямую отнесены к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований и органов местного самоуправления.
    Вместе с тем, федеральный законодатель, предоставляя органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от КоАП РФ, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
    Судом установлено, что отдельные положений Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" противоречат федеральному законодательству.
    Так, частью 2 статьи 4 Закона области N 490 предусмотрена административная ответственность за неисполнение либо создание препятствий для исполнения постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    В рамках предоставленных указанным Федеральным законом полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления (пункт 3 статьи 6, часть 2 статьи 8.1, часть 1 статьи 26, пункт 2 части 1 статьи 27) о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних; об исключении из специального учебно-воспитательного учреждения; постановление комиссии, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и другие.
    Кроме того, статьями 22.1, 23.2 и 29.9 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и выносить соответствующие постановления об административных правонарушениях.
    Из диспозиции оспариваемой части 2 статьи 4 Закона области N 490 следует, что данная норма распространяет свое действие на все, без исключения, постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    Однако согласно пункту 5 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ установление порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний отнесено к ведению Российской Федерации.
    Следовательно, ответственность за неисполнение постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по делам об административных правонарушениях и за создание препятствий для их исполнения может быть установлена только федеральным законодательством.
    Исходя из административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, рассмотрение которых отнесено к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и положений главы 3 указанного Кодекса комиссии могут выносить постановления о назначении административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа.
    Административная ответственность за неуплату административного штрафа установлена статьей 20.25 КоАП РФ.
    Таким образом, часть 2 статьи 4 Закона области N 490 в той части, в которой она распространяется на постановления комиссий по делам об административных правонарушениях, противоречит федеральному законодательству, так как ею в указанной части осуществлено регулирование по вопросу, имеющему федеральное значение.
    Статьей 7 Закона области N 490 установлена административная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных законодательством Сахалинской области правил и требований к лекарственному обеспечению населения Сахалинской области.
    Указанная норма находится в главе 3 Закона области N 490, предусматривающей административные правонарушения в области охраны здоровья.
    Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация вопросов здравоохранения.

Ведется подготовка документа. Ожидайте