Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 511 421. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Республика Мордовия
Регионы: Республика Мордовия

ПРИКАЗ Министерства образования Республики Мордовия от 28.08.2009 N 619 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО) ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ"

Дата документа28.08.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ
от 28 августа 2009 г. N 619

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО) ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

 
    Приказываю:
    1. Утвердить:
    методические рекомендации Министерства образования Республики Мордовия по преподаванию мордовских (мокшанского, эрзянского) языков, мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях в 2009 - 2010 учебном году.
    2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования Республики Мордовия N 580 от 22 июля 2004 года "О выполнении решения Коллегии Министерства образования РМ от 19 мая 2004 г. "О выполнении законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в области языковой политики в учреждениях образования Атяшевского района".
    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.П.Солдатову.
 

Министр
Н.Е.ЮТКИНА

 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО) ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

 
    Многоязычное образование в Российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков народов, живущих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащающих личность в процессе самореализации.
    Сегодня перед системой образования стоит задача повышения качества языковой подготовки обучающихся, чтобы максимально использовать мощный воспитательный потенциал языков, истории, культуры народа в формировании у детей любви к своей родной земле, родному краю.
    Министерство образования Республики Мордовия в 2009 - 2010 учебном году рекомендует сохранить традиционно сложившиеся объемы преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях республики в соответствии с утвержденными программами:
    - с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения в 1 - 4 классах:
 

Предмет Количество часов в неделю
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
Мокшанский/эрзянский язык 3 3 3 3
Мордовская литература (чтение) 2 2 2 2

 
    Примечание: часы на преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" и "Мордовская литература (чтение)" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
    Используются программы:
    1. Киреев В.Л. Мокшень кялень и морафтомань программат. 1 - 4-це классненди, 2001. - Саранск, Мордовскяй книжнай издательствась.
    2. Водясова Л.П. Эрзянь келень ды ловномань программат. 1 - 4-це класстнэнень, 1996. - Саранск, Мордовской книжной издательствась.
    - с русским (неродным) языком обучения в 5 - 9 классах:
 

Предмет Количество часов в неделю
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
Мокшанский/эрзянский язык 3 2 2 2 2
Мордовская литература 2 2 2 2 2

 
    Примечание: Часы, отведенные на преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" и "Мордовская литература", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
    - с русским (неродным) языком обучения в 10 - 11 классах:
 

Предмет Количество часов в неделю
10 кл. 11 кл.
Мокшанский/эрзянский язык 1 1
Мордовская литература 2 2

 
    Примечание: в школах с русским (неродным) языком обучения в 10 - 11 классах рекомендуется использовать примерный учебный план для универсального обучения. Преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" и "Мордовская литература" проводится за счет часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
    Используются программы:
    1. Келин М.А., Ломакина Т.И. Мокшень кялень программат 5 - 11 классненди, 2001. - Саранск, Мордовскяй книжнай издательствась.
    2. Макушкин В.М., Брыжинский А.И., Ломшин М.И., Каторова А.М. Мокшэрзянь литературань программат 5 - 11 классненди, 2001. - Саранск, Мордовскяй книжнай издательствась.
    3. Макушкин В.М., Брыжинский А.И., Ломшин М.И., Каторова А.М. Тиринь литература 5 - 11-це классонь программат, 1995. - Саранск, Мордовской книжной издательствась.
    4. Цыганкин Д.В., Цыпкайкина В.П. Эрзянь келень программат 5 - 11 класстнэнень, 2001. - Саранск, Мордовской книжной издательствась.
    - с русским (родным) языком обучения: 2 - 4 классы
 

Предмет Количество часов в неделю
2 кл. (первый год обучения) 3 кл. (второй год обучения) 4 кл. (третий год обучения)
Мокшанский/эрзянский язык 2 2 2

 
    Примечание: часы на преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
    С 2010 - 2011 учебного года планируется поэтапное введение изучения мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в русскоязычных школах с 5 класса.
    Используются программы:
    1. Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2 - 4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 2006. - Ковылкино, "Ковылкинская районная типография".
    2. Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю. Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2 - 4 классы, 2006. - Ковылкино, "Ковылкинская районная типография".
    Для реализации перечисленных выше учебных программ в 2009 - 2010 учебном году рекомендуется использовать учебники и учебные пособия:
    в начальном звене
    - в школах с русским (родным) языком обучения:
 

Мокшанский язык

Класс Авторы Учебники и учебно-методические пособия Год издания Издательство
2 - 4 классы Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2 - 4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся 2006 г. Ковылкино

Ведется подготовка документа. Ожидайте