Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 198. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Липецкая область
Регионы: Липецкая область

ЗАКОН Липецкой области от 25.12.2006 N 10-ОЗ "СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа25.12.2006
Статус документаДействует
МеткиЗакон · Перечень

    

25 декабря 2006 г. N 10-ОЗ

ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Принят
постановлением
Липецкого областного Совета депутатов
от 19 декабря 2006 г. N 60-пс

Статья 1

Статья 2

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ

    Липецк
    25 декабря 2006 года
    N 10-ОЗ
 
 
    

Приложение
к Закону Липецкой области
"Стратегия социально-экономического
развития Липецкой области на период
до 2020 года"

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Таблица 3.1.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Ежегодный рост объема производства (105%). 1. Моноотраслевая структура промышленности.
2. Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.). 2. 90% экспорта приходится на черную металлургию.
3. Рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники. 3. Износ основных фондов > 60%.
4. Неполная загрузка производственных мощностей.
4. Наращивание объемов производства "белой" техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. 5. Высокий удельный вес убыточных предприятий.
6. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости.
5. Крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области.
7. Снижение эффективности легкой и химической промышленности.
6. Строительство новых объектов и производств 8. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности. 1. Вступление России в ВТО.
2. Высокая изношенность основных фондов, что приведет к неконкурентоспособности продукции.
2. Наличие не занятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в промышленное производство.
3. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов
3. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
4. Тиражирование проектов особой экономической зоны вне ее территории.
5. Наличие перспективного плана развития ОАО "НЛМК"

Таблица 3.1.2

 
    Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
SO WO  
1. Дополнение вертикальной интеграции бизнеса ОАО "НЛМК" горизонтальной диверсификацией с распространением на вновь создаваемые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления ОАО "НЛМК". Дефицит высококвалифицированных специалистов Возможности (О)
2. Реализация проектов по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа как федерального, так и регионального уровня.
3. Наличие конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий по производству холодильников и стиральных машин марки "Индезит", пять предприятий, работающих по кооперации с ним, и крупнейший в Европе Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники с единовременным хранением около 200 тыс. единиц продукции
ST WT  
Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост объемов потребления продукции черной металлургии на внутреннем рынке в некоторой степени компенсирует риски создания и развития новых производств в области Резкое и продолжительное изменение конъюнктуры рынка черных металлов ставит под угрозу бюджетную поддержку большинства социальных программ "Угрозы" (Т)

 
    В результате выделяются стратегические цели и задачи:
 

ЦЕЛИ:

 
    1. Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
    2. Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.
    3. Создание предприятий, производящих импортозамещающую продукцию, как на областном, так и на российском рынке.
    4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
    5. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения.
    6. Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации.
 

ЗАДАЧИ:

 
    1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий.
    2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответствии со Стратегией.
    3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа федерального и регионального уровня.
    4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности области.
    5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственно-технологической поддержки инновационной деятельности.
    6. Внедрение современных принципов корпоративного управления на предприятиях области.
 

Таблица 3.2.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Пищевая и перерабатывающая промышленность имеет устойчивый темп роста: 1. Дефицит сырья для мясной и молочной отраслей, что приводит к недоиспользованию мощностей, увеличению себестоимости продукции.
2000 г. - 108%, 2001 г. - 128%,
2002 г. - 134%, 2003 г. - 119%,
2. Слабая организация службы маркетинга на ряде предприятий и, как следствие, потери рынков сбыта.
2004 г. - 113%, 2005 г. - 119%.
2. Наличие конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию, соответствующую европейским и мировым стандартам, и имеющих стабильный спрос на товарном рынке. (ОАО "Липецкмолоко", ОАО "ЭКЗ "Лебедянский", ОАО "Липецкий хладокомбинат", ОАО "Липецкхлебмакаронпром" и др.).
3. Недостаток оборотных средств.
4. Невысокая рентабельность, убыточность ряда предприятий.
5. Невысокая инвестиционная привлекательность ряда предприятий
3. Обеспеченность квалифицированными кадрами
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Принятие областных программ, предусматривающих существенное увеличение выработки продукции животноводства и растениеводства с ее последующей переработкой. 1. Резкое падение конкурентоспособности продукции предприятий перерабатывающей промышленности при вступлении России в ВТО из-за субсидирования продукции в странах - членах ВТО (особенно мясной, молочной).
2. Улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с модернизацией и техническим перевооружением производства.
2. Неконкурентоспособность предприятий перерабатывающей промышленности в случае увеличения цен на энергоносители до уровня мировых (доля этих затрат в себестоимости продукции возрастает в 1,5 - 2 раза).
3. Развитие производства солода.
4. Развитие производства рапсового масла (биодизель).
5. Увеличение производства сахара
3. Наполнение рынка генно-модифицированной, более дешевой продукцией

Таблица 3.2.2

 
    Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
SO WO  
Реконструкция и модернизация предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции Слабое развитие службы маркетинга, низкая конкурентоспособность большинства предприятий приводят к потере рынков сбыта и снижению привлекательности предприятий для внешних инвесторов Возможности (О)
ST WT  
Повышение квалификации маркетинговых работников для привлечения внешних инвесторов и расширения рынков сбыта Падение конкурентоспособности продукции предприятий перерабатывающей промышленности при недостатке местного сырья, необходимость повышения эффективности управления предприятиями, снижения энергоемкости производства и роста объемов производства местного сырья для снижения себестоимости продукции, необходимость повышения квалификации персонала, улучшения работы служб маркетинга "Угрозы" (Т)

 
    В результате выделяются стратегические цели и задачи:
 

ЦЕЛИ:

 
    1. Увеличение выпуска и реализации продукции.
    2. Увеличение заработной платы, сохранение кадрового потенциала.
    3. Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства.
 

ЗАДАЧИ:

 
    1. Развитие сырьевой базы внутри региона.
    2. Поддержка и стимулирование эффективного собственника.
    3. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
 

Таблица 3.3.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК": 1. Высокая доля убыточных сельхозпредприятий (40%).
- ускоренное развитие животноводства; 2. Отсутствие рынка зерна.
- развитие малых форм хозяйствования. 3. Низкая поддержка российского сельхоз-товаропроизводителя из федерального бюджета.
2. Стабильная государственная поддержка из областного бюджета.
3. Использование программно-целевого метода в управлении сельским хозяйством области. 4. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
4. Наличие 58% прибыльных хозяйств.
5. Благоприятные природно-климатические условия.
5. Низкая конкурентоспособность продукции из-за технологического и технического отставания отдельных сельхозпредприятий
6. Близость рынков сбыта продукции, разветвленное транспортное сообщение.
7. Сохранение промышленных садов
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Увеличение объемов экспорта продукции. 1. Вступление России в ВТО и потеря конкурентоспособности отечественных товаров.
2. Повышение качества производимой продукции до уровня европейских стандартов.
2. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов.
3. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. 3. Дальнейшее усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, что может привести к банкротству многих предприятий.
4. Увеличение производства пивоваренного ячменя.
5. Организация производства рапса. 4. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов.
6. Вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
5. Ограничения на поставку продукции сельхозпереработки на рынки стран СНГ
7. Увеличение производства сахарной свеклы

Таблица 3.3.2

 
    Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
SO WO  
1. Увеличение производства высококачественного продовольственного зерна, пивоваренного ячменя, сахарной свеклы. Недостаток собственного сырья для загрузки мощностей молоко- и мясоперерабатывающих производств Возможности (О)
2. Развитие молочного и мясного скотоводства и свиноводства.
3. Увеличение мощностей перерабатывающих предприятий для переработки продукции промышленного садоводства.
4. Введение в севооборот неиспользованных сельхозугодий для создания кормовой базы животноводства
ST WT  
Производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с использованием европейских стандартов качества 1. Ограничение расширения внутренних рынков сбыта производимой продукции из-за роста объемов импорта на территорию России. "Угрозы" (Т)
2. Снижение импортных пошлин и государственных субсидий, направленных на поддержку сельского хозяйства при вступлении в ВТО

 
    В результате выделяются стратегические цели и задачи:
 

ЦЕЛИ:

 
    1. Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции.
    2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
    3. Форсированное развитие животноводства в условиях постепенного импортозамещения и обеспечения внутреннего спроса.
    4. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту производства продукции животноводства и увеличению его экспорта.
    5. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности.
    6. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры.
    7. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.
    8. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
 

ЗАДАЧИ:

 
    1. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство.
    2. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки за счет повышения качества инвестиционных проектов.
    3. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей эффективности.
    4. Развитие лизинга (через Росагролизинг) для укрепления материально-технической базы хозяйств.
    5. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков.
    6. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
 

Таблица 3.4.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Наличие крупных строительных организаций и собственной развитой промышленности строительных материалов. 1. Строительный комплекс Липецкой области имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с низкой фондовооруженностью и ограниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли.
2. Богатая сырьевая база разнообразных нерудных строительных материалов. По некоторым видам минерального сырья область обеспечивает не только свои потребности, но и потребности других регионов Российской Федерации.
2. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий.
3. Неполная загрузка производственных мощностей.
3. Обеспечение потребностей по большинству видов строительных материалов за счет собственного производства (цемент, сборные бетонные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.).
4. Отдельные виды материалов ввозятся полностью или частично (высококачественный облицовочный керамический кирпич, стекло, лесоматериалы и др.).
5. Сезонность строительного производства.
4. Реализация на территории области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
6. Строительное производство, как и промышленное, сосредоточено в большей степени в областном центре. Территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существенны: 70% ввода жилья сосредоточено на территории гг. Липецк, Грязи, Липецкого и Грязинского районов, на всю оставшуюся территорию 4 городов и 16 сельских районов приходится лишь 30% ввода общей площади жилых домов.
5. Финансирование за счет средств областного бюджета жилищных программ: "Свой дом", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", ипотечного жилищного кредитования, а также "Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006 - 2010 годы".
7. Высокая рыночная стоимость жилья.
8. Низкая платежеспособность населения.
6. Высокая инвестиционная привлекательность области.
9. Недостаток и старение высококвалифицированных кадров, отсутствие системы подготовки кадров, отвечающих потребностям строительного производства.
7. Наличие 12 проектных институтов и архитектурных мастерских, способных обеспечить потребности области в архитектурно-строительной, проектной документации.
10. Отсутствие эффективных методов управления в целях повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии ISO 9000
8. Подготовка собственных кадров по специальности "Проектирование зданий" на базе ЛГТУ и специалистов среднего звена по специальностям "Архитектура" и "Садово-парковое и ландшафтное строительство" в Липецком колледже строительства
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Увеличение объемов жилищного строительства до 800 тыс. кв. метров к 2008 году. 1. Вступление России в ВТО и падение конкурентоспособности предприятии строительного комплекса.
2. Рост эффективности строительного производства за счет снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат. 2. Снижение объемов финансирования областных и федеральных программ
3. Увеличение производства высококачественных, конкурентоспособных строительных материалов.
4. Производство строительной продукции, ввозимой полностью или частично в Липецкую область.
5. Обновление основных фондов предприятий за счет модернизации действующих и создания новых производств.
6. Принятие областных программ, предусматривающих существенное развитие производственной базы строительства

Таблица 3.4.2

 
    Выбор стратегий развития строительного комплекса Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
SO WO  
1. Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет местной сырьевой базы. 1. Издержки по обслуживанию и содержанию незагруженных основных фондов сдерживают обновление производства.  
2. Техническое перевооружение и модернизация производственных баз строительного комплекса. 2. Рост цен на исходное сырье, материалы, энергоресурсы, сложности получения строительных площадок под строительство, неполная загрузка предприятий промышленности строительных материалов объективно влияют на рост себестоимости строительства жилья и других объектов. При этом недостаточные объемы строительства обусловливают рост рыночной стоимости готового жилья.
3. Увеличение объемов инвестирования за счет развития новых производств и увеличения объемов жилищного строительства.
4. 3а счет высокой инвестиционной привлекательности Липецкой области привлечение инвесторов в жилищное строительство и модернизацию производственной базы.
5. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000 3. Отсутствие эффективных методов управления, повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии ISO 9000 негативно сказывается на конкурентоспособности строительной продукции
ST WT  
За счет высокой инвестиционной привлекательности региона привлечение внебюджетных средств для реализации программ по строительству и модернизации производственных баз 1. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности строительной продукции. "Угрозы" (Т)
2. При вступлении в ВТО недостаток и старение высококвалифицированных кадров не позволят повысить конкурентоспособность строительных предприятий. Необходимо развивать систему подготовки кадров и привлекать кадры из других регионов.
3. Снижение объемов бюджетного финансирования по областным жилищным программам приведет к дальнейшему уменьшению платежеспособности населения - необходимо совершенствование существующего механизма ипотечного кредитования с расширением его по территории области

 
    В результате выделяются стратегические цели и задачи:
 

ЦЕЛИ:

 
    1. Улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья и социально значимых объектов.
    2. Обеспечение устойчивой и эффективной работы промышленности строительных материалов путем полной загрузки производственных мощностей в целях удовлетворения возрастающих потребностей строительства.
    3. Реализация перспективных инвестиционных проектов по модернизации и развитию производственных баз строительных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.
    4. Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет развития производства на местной сырьевой базе.
 

ЗАДАЧИ:

 
    1. Использование механизмов ипотечного кредитования; создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций.
    2. Реализация областных целевых программ "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006 - 2010 годы", "Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006 - 2010 годы".
    3. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000.
    4. Привлечение средств из разных источников финансирования, включая бюджетные и внебюджетные фонды.
 

Таблица 3.5.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Развитая инфраструктура торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения Липецкой области. Отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие внутреннего потребительского рынка в РФ
2. Высокая обеспеченность торговыми площадями (на 1 тыс. жителей) населения области.
3. Развитие сетевой торговли.
4. Высококвалифицированный кадровый потенциал.
5. Трехуровневая образовательная база для подготовки квалифицированных специалистов для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в т.ч. массовых профессий.
6. Высокая насыщенность товарами первой необходимости за счет местного производства, переработки пищевой и сельскохозяйственной продукции (хлебобулочная, молочная, мясная промышленность и др.).
7. Устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг.
8. Развитое транспортное сообщение.
9. Наличие целевых социальных Программ государственной поддержки торгового и бытового обслуживания сельского населения из областного бюджета
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Развитие, совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, в т.ч. сетевой торговли, за счет использования возможностей внутриобластных и внешних инвесторов. 1. Проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции.
2. Недобросовестная конкуренция со стороны хозяйствующих субъектов других регионов (поглощение, рейдерство и т.д.)
2. Развитие туристической отрасли для обеспечения занятости населения и ведения бизнеса, повышения уровня благосостояния населения области и, как следствие, увеличение объемов реализации торговых и бытовых услуг. Повышение объема внутреннего спроса

Таблица 3.5.2

 
    Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
SO WO  
Развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающей устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг Доступ на рынок области контрафактной продукции непродовольственной группы Возможности (О)
ST WT  
Высокие объемы розничного оборота и бытовых услуг, производимых на территории области, препятствуют увеличению объемов доступа на рынок области контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам Невозможность из-за несовершенства действующего законодательства в РФ проконтролировать наличие контрафактной продукции, которая может нанести вред потребителю "Угрозы" (Т)

 
    В результате выделяются стратегические цели и задачи:
 

ЦЕЛИ:

 
    1. Улучшение, развитие и совершенствование торгового и бытового обслуживания населения в области путем обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых и бытовых услуг за счет развития инфраструктуры потребительского рынка на основе совершенствования размещения и видового разнообразия торговых предприятий, создания благоприятных условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
    2. Увеличение объемов и расширение рынка торговых и бытовых услуг, обеспечение их доступности для населения и гарантии качества, развитие бытового обслуживания населения в сельской местности, более полного использования трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.
    3. Привлечение инвесторов к созданию современного потребительского рынка области.
    4. Обеспечение стабильного функционирования потребительского рынка области.
    5. Обеспечение доступности потребительского рынка для всего населения области путем реализации социальных Программ.
    6. Создание условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на потребительском рынке области.
 

ЗАДАЧИ:

 
    1. Координация деятельности субъектов торгового оборота.
    2. Контроль за соблюдением порядка ценообразования, правил торговли, лицензионных условий и требований в соответствии с законодательством РФ.
    3. Защита интересов потребителей товаров и услуг от незаконных действий хозяйствующих субъектов.
    4. Методическое и информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
    5. Обеспечение благоприятных условий для привлечения новых высоких технологий и передового зарубежного опыта в производстве товаров и услуг.
    6. Стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств.
    7. Создание новых рабочих мест.
    8. Повышение деловой активности, конкурентоспособности экономики региона.
 

Таблица 3.6.1

Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Общие показатели
1. Развитая сеть услуг жилищно-коммунальных предприятий. 1. Высокая изношенность инженерных сетей.
2. Наличие областных целевых программ: "Оказание государственной поддержки в модернизации коммунального теплоснабжения Липецкой области на 2005 - 2010 годы", "Оказание государственной поддержки в завершении газификации Липецкой области на 2005 - 2010 годы", "Государственная поддержка в обеспечении населения Липецкой области питьевой водой на 2004 - 2010 годы", "Оказание государственной поддержки в модернизации электроснабжения Липецкой области на 2005 - 2010 годы", "Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы", "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002 - 2010 годы)", "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005 - 2010 годы". 2. Низкий уровень внедрения новых технологий.
3. Отсутствие системы электронной диспетчеризации и единой аварийно-диспетчерской службы.
4. Проблема содержания ведомственного жилого фонда.
5. Проблема содержания бесхозяйных сетей.
6. Низкие темпы в создании товариществ собственников жилья.
7. Незавершенность договорной кампании между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
8. Отток из отрасли высококвалифицированных кадров дефицитных специальностей.
9. Проблема ремонта дорожного покрытия.
10. Бюджето-зависимость предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
3. Активный рынок жилья и сравнительно невысокая его стоимость. 11. Зависимость объема и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг от платежеспособной возможности населения.
4. Формирование электронной карты области.
5. Наличие программы предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. 12. Значительный объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
6. Наличие на территории промышленных предприятий, производящих материалы и оборудование для нужд жилищно-коммунального хозяйства.
13. Отсутствие резервных источников питания согласно категорийности объектов.
7. Наличие на территории производств по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии, позволяющей сдерживать рост тарифов на тепловую энергию для потребителей 14. Недостаточное финансирование утвержденных областных целевых программ.
15. Отсутствие инвентаризации и регистрации объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной и областной форм собственности
Водопроводно-канализационное хозяйство Водопроводно-канализационное хозяйство
1. Централизованное водоснабжение области имеется во всех городах, во всех поселках городского типа, в 1153 из 1589 сельских населенных пунктов. 1. Крайне слабое внимание промпредприятий, сельхозпредприятий и частных компаний к вопросам финансирования по решению проблем, связанных с водоснабжением и водоотведением населенных пунктов области.
2. Разведаны и утверждены запасы пресных подземных вод для населения по всем 8 городам, по 8 районным центрам и по 36 сельским населенным пунктам области. В области разведаны 100 месторождений пресных подземных вод с общими эксплуатационными запасами 1435,18 тыс. куб. м/сутки, 53 из которых эксплуатируются. Кроме того, имеется около 1000 мелких сельских водозаборов и скважин, работающих на неутвержденных запасах.
2. В муниципальной собственности эксплуатируются со 100-процентным износом:
- 1744 км водопроводных сетей (27%),
- 778 скважин (40%),
- 538 водонапорных башен (37%); Из них более 60% подают воду объектам теплоснабжения.
3. Более 65% объектов водоснабжения не имеют резервного электропитания (в т.ч. на 4 водозаборах г. Данков и водозаборе п. Дачный).
3. Централизованное водоотведение сточных вод в области оборудовано во всех городах, в 4 районных центрах и в 6 сельских населенных пунктах.
4. Нерешенными проблемами являются отсутствие резервных магистральных водопроводов в г. Лебедянь, г. Усмань, г. Данков, п. Дачный.
4. Реализация мероприятий областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002 - 2010 гг.)" позволила сократить сброс сточных вод в поверхностные водоемы на 28,1 млн. м3 за период с 2002 по 2004 год. Из них 46% - в результате увеличения на предприятиях объема оборотного водоснабжения.
5. Необходимо выполнить подсчет запасов по 1578 сельским населенным пунктам, в том числе по р.ц. Красное.
6. Отсутствие резервных напорных коллекторов. Необходимо построить 35 км резервных напорных коллекторов.
5. Реализация мероприятий областной целевой программы "Государственная поддержка обеспечения населения области питьевой водой на 2004 - 2010 годы" позволила: 7. Более 21 канализационных насосных станций и 7 очистных сооружений области не имеют резервного электропитания.
8. На сегодняшний день к числу нерешенных вопросов относится утилизация активного ила очистных сооружений. Из-за недостаточного финансирования строительство данных объектов ведется очень медленными темпами. В поверхностные водные объекты Липецкой области сбрасывается 85% загрязненных, недостаточно очищенных сточных вод, из них 68% - от промышленности. Кроме того, положение усугубляется тем, что большой объем сточных вод промышленных предприятий поступает на очистные сооружения городского коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Отсутствие локальных очистных сооружений приводит к разрушению существующих канализационных сетей хозбытовой канализации и нарушению технологического режима очистки сточных вод на очистных сооружениях биологической очистки. Высокий износ очистных сооружений, их моральное и техническое старение, перегрузка
- повысить надежность системы водоснабжения в 381 населенном пункте;
- произошло снижение нестандартных проб по микробиологическим показателям с 6,8% до 3,45%;
- по всем населенным пунктам, где содержание нитратов в подземных водах на начало 1999 г. было более 100 мг/куб. дм, решен вопрос водоснабжения водой питьевого качества;
- ведутся поиски воды питьевого качества для населенных пунктов, где содержание нитратов составляет 45 - 75 мг/куб. дм;
- за время действия Программы в 60 населенных пунктах решен вопрос по обеспечению качественной питьевой водой;
- в 184 населенных пунктах области ликвидирован дефицит питьевых вод
Благоустройство Благоустройство
1. Привлечение средств от юридических и физических лиц на благоустройство городов и районов области. 1. Отсутствие заводов по переработке твердых бытовых отходов.
2. Малое использование современных материалов и технологий.
2. Наличие на территории области производства по добыче щебня.
3. Нехватка спецмашин и механизмов
3. Проведение смотров-конкурсов по благоустройству.
4. Наличие технически оснащенных предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций.
5. Широкий ассортимент материалов.
6. Разветвленная сеть дорог, из которых 50 процентов имеют твердое покрытие
Теплоснабжение Теплоснабжение
1. Наличие финансирования по областным и федеральным программам. 1. Наличие ветхих сетей и незагруженных котельных.
2. Применение передовых технологий при производстве работ по прокладке теплотрасс (бесканальная укладка труб с теплоизоляционным покрытием). 2. Старение основных фондов (нарастание износа и повреждаемости теплосилового хозяйства).
3. Низкий уровень энергетической грамотности обслуживающего персонала котельных.
3. Переход части потребителей на индивидуальные источники отопления (снижается дотация государства на централизованное теплоснабжение).
4. Отсутствие или выход из строя резервных топливных хозяйств
4. Децентрализация теплоснабжения (установка автоматизированных котельных максимально приближенных к потребителю).
5. Применение котлов с высоким КПД
Электроснабжение Электроснабжение
1. Начало 2-го этапа реформирования ОАО "Липецкэнерго". 1. В распределительных сетях напряжением 0,4 - 10 кВ износ основных фондов составляет около 60%. Более 7000 км ЛЭП требуют реконструкции и замены.
2. Постоянный неэластичный спрос на электроэнергию.
3. Постоянный рост потребления электроэнергии
2. Потери электрической энергии в электрических сетях составляют 14%.
3. Хищения энергетического оборудования
Газоснабжение Газоснабжение
1. Наличие разветвленной сети газопроводов (на территории области находится 45 газораспределительных станций и 8 газорегуляторных пунктов, проложено 15965 км газопроводов). Искусственное занижение объемов поставляемого газа с последующими санкциями за превышение лимитов
2. Высокий уровень газификации населения. Вхождение ООО "Липецкрегионгаз" в вертикальную интегрированную структуру ОАО "Газпром"
Благоприятные возможности (О) Потенциальные угрозы (Т)
Жилищно-коммунальное хозяйство
Общие показатели  
1. Более устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса. 1. Повышение вероятности возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, связанное с нарастающим ветшанием основных фондов.
2. Осуществление мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
3. Расширение конкуренции в жилищно-коммунальной сфере. 2. Падение платежеспособности населения и предприятий, рост задолженности по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
4. Расширение сферы услуг.
5. Создание электронной диспетчеризации и единой аварийно-диспетчерской службы.
3. Рост тарифов на электроэнергию, газ и топливо и, как результат, повышение стоимости жилья и коммунальных услуг.
6. Привлечение средств населения для жилищного строительства
4. Снижение объемов бюджетного финансирования.
5. Монополизация всей сферы деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
6. Возможность банкротства предприятий.
7. Увеличение доли ветхого и аварийного жилья
Водопроводно-канализационное хозяйство Водопроводно-канализационное хозяйство
1. Внедрение новых технологий по эксплуатации и строительству систем водоснабжения и водоотведения (реконструкция систем водоотведения в г. Данков, г. Лебедянь, г. Усмань). 1. Отсутствие резервных магистральных водоводов, значительный износ существующих магистральных и распределительных сетей, скважин и водонапорных башен может привести к прекращению водоснабжения населенных пунктов области и нарушению режима работы объектов теплоснабжения в отопительный период.
2. Дальнейшее развитие систем водоснабжения и водоотведения
2. Отсутствие резервных напорных коллекторов, резервных линий электропитания к объектам водоотведения несет в себе возможность экологической угрозы в связи с залповым выбросом неочищенных сточных вод
Благоустройство Благоустройство
1. Дальнейшее строительство и развитие улично-дорожной сети. Экологические катастрофы
2. Использование материалов местных карьеров.
3. Использование материалов местных товаропроизводителей.
4. Подготовка кадров на базе учебно-производственного комбината
Теплоснабжение Теплоснабжение
1. Создание единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления инженерным оборудованием котельных и центральных тепловых 1. Прекращение подачи электроэнергии, газа и воды на источники теплоснабжения.
2. Диверсии на источниках теплоснабжения и магистральных трубопроводах
пунктов (в том числе организация централизованного учета потребления тепловой энергии, технического состояния инженерных сетей).
2. Уход от участков по обслуживанию теплосилового хозяйства предприятий и создание специализированных объединений для обслуживания котельных и тепловых сетей нескольких муниципальных образований.
3. Приведение оплаты за отопление в соответствие с фактическим потреблением
Электроснабжение Электроснабжение
1. Расширение энергетической инфраструктуры области за счет средств федерального бюджета и инвестиций. 1. Недостаточная надежность функционирования систем электроснабжения.
2. Дальнейшее реформирование ОАО "Липецкэнерго". 2. Возникновение аварийных ситуаций на категорных объектах области
3. Создание межтерриториальной интеграции компаний, выделившихся из региональных АО - энерго
Газоснабжение Газоснабжение
1. Развитие системы газоснабжения как приоритетной в связи со значительным ростом цен на нефть. 1. Нахождение запасов газа на глубине 4 - 5 км требует увеличения расходов на добычу газа.
2. Применение природного газа позволяет снизить техногенную нагрузку на природную среду 2. Возможность аварий на газопроводных сетях

Таблица 3.6.2

 
    Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
 

"Сила" (S) "Слабость" (W)  
1. Завершение газификации области в установленные программой сроки. 1. Отсутствие гибкого регулирования договорного объема поставки газа не позволяет обеспечивать режимные карты теплоснабжения в период низких температур наружного воздуха.  
2. Реформирование ОАО "Липецкэнерго" позволит создать все условия для организации межрегиональной ТГК.
3. Выполнение мероприятий областных целевых программ позволит существенно расширить энергетическую инфраструктуру области.
2. Завершение выполнения областных целевых программ затягивается на 8 - 10 лет в связи с недофинансированием.
4. Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях позволяет дополнительно получить денежные средства на реконструкцию и замену изношенного оборудования.
3. Низкая пропускная способность электрических сетей является сдерживающим фактором для развития городов и районов области.
5. Разветвленная система теплоснабжения позволит обеспечить население области услугами необходимого качества и количества. Источники теплоснабжения: 4. Для поддержания сетей в исправном состоянии ежегодно следует реконструировать и строить не менее 500 км высоковольтных линий 10-04 кВ, для чего потребуется 1,45 млрд. руб.
- 278 котельных теплоснабжающих предприятий,
5. Недофинансирование программы теплоснабжения (на 2005 год - 46 процентов от программных цифр) не позволяет производить замену ветхих сетей в необходимом объеме. Ветхие сети на 01.10.2005 - 323 км. Заменено в 2003 году - 9,7 км, в 2004 году - 24,08 км, в 2005 году - 20,5 км.

Ведется подготовка документа. Ожидайте