Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 172. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Липецкая область
Регионы: Липецкая область

ЗАКОН Липецкой области от 29.12.2012 N 108-ОЗ (ред. от 15.12.2015 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

Дата документа29.12.2012
Статус документаДействует
МеткиЗакон · Программа · Перечень

    

29 декабря 2012 г. N 108-ОЗ

ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в ред. Законов Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ, от 15.12.2015 N 473-ОЗ)

Статья 1

Статья 2

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ

    г. Липецк
    29.12.2012
    N 108-ОЗ
 
 
    

Приложение
к Закону
Липецкой области "О Программе
социально-экономического развития
Липецкой области на 2013 - 2017 годы"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в ред. Закона Липецкой области от 15.12.2015 N 473-ОЗ)

I. Паспорт Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы

II. Общие положения Программы

1. Введение

2. Краткие итоги реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы

Таблица 1

N п/п Показатель Темп роста 2012 г. к 2008 г., предусмотренный Программой, % Темп роста 2011 г. к 2008 г. фактический, % Темп роста 2012 г. к 2008 г. (по оценке), %
1. Индекс промышленного производства 100 100,1 112,8
2. Индекс производства продукции сельского хозяйства 116 117,9 120,7
3. Объем инвестиций в основной капитал 116 116,7 93,8
4. Оборот розничной торговли 109,8 116,6 124,9
5. Объем бытовых услуг 123,0 117,8 138,8
6. Реальные располагаемые доходы населения 103,3 110,2 120,3

 
    Выполнение всех параметров Программы 2009 - 2012 по годам приведено в приложении 1 к настоящей Программе.
    Реализация комплекса антикризисных мер и мероприятий по модернизации экономики и социальной сферы позволила преодолеть кризисные явления, по основным показателям выйти на докризисный уровень и обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением.
    Решены основные задачи, поставленные в Программе 2009 - 2012.
    Созданы условия, способствующие повышению благосостояния населения. Область стабильно занимает 4-е место по уровню среднедушевых денежных доходов среди субъектов ЦФО.
    Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения выросли к 2008 году на 40% и в 2011 году составили в 17100 руб. По этому показателю область занимала 5-е место среди субъектов ЦФО. За 9 месяцев 2012 года среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения составили 18622 руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2011 года выросли на 17,4%.
    Решалась одна из важнейших задач - снижение уровня бедности. Доля бедного населения в 2011 году составила 10,3%, или 120 тыс. чел. Этот показатель - один из самых лучших в РФ (11-е место) и ЦФО (4-е место). По итогам первого полугодия 2012 года уровень бедности по сравнению с 2011 годом снизился до 9,2%.
    Численность безработных в 2011 году уменьшилась на 29% к 2008 году и составила 4,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 0,7% (1 место в ЦФО, 3 - в РФ). В 2011 году введено более 13 тысяч рабочих мест, почти половина которых - в сельской местности.
    Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2012 года составил 0,6% (3,6 тыс. чел.).
    В области наблюдаются положительные демографические тенденции. За годы реализации Программы 2009 - 2012 ежегодная рождаемость в среднем составляла 12,7 тысяч человек. Увеличению рождаемости способствовали меры, направленные на поддержку семей с детьми, улучшение их жилищных условий, предоставление "материнского капитала".
    Снизилась смертность. В 2008 году коэффициент смертности составлял 17,1 на 1 тысячу населения, в 2011 году - 15,2. По итогам 9 месяцев 2012 года он составил 15,3 на 1 тысячу населения. Снижение смертности при одновременном росте рождаемости привело к снижению коэффициента естественной убыли населения (с 6,3 - в 2008 г. до 4,5 - в 2011 г. и до 3,7 на 1000 чел. населения - по итогам 9 месяцев 2012 года).
    В области создана многофункциональная система социального обслуживания населения, главной целью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг.
    В рамках реализации федеральных и областных полномочий около 420 тысяч жителей (инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, многодетные семьи) получают более 60 видов социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные и ежемесячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда).
    Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. За годы реализации Программы 2009 - 2011 введено 2,2 млн. кв. м жилья. За 9 месяцев 2012 года введено 434,6 тыс. кв. м жилья с ростом к соответствующему периоду 2011 года - 103%.
    Ввод жилья на душу населения увеличился на 4,8%: с 0,62 кв. м - в 2008 году до 0,65 кв. м - в 2011 году (по РФ - 0,45 кв. м и 0,47 кв. м соответственно). Достижению значительных результатов в жилищном строительстве способствовала государственная поддержка населения из федерального, областного и местных бюджетов.
    Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила существенно улучшить жилищные условия граждан. За период 2009 - 2012 годов отремонтировано 1112 многоквартирных домов (32% нуждающихся в капремонте) площадью около 2 млн. кв. м, в которых проживает 83,7 тыс. человек, расселено 249 ветхих и аварийных многоквартирных домов, ликвидировано 58,6 тыс. кв. м аварийного жилья (41% всего жилищного фонда, признанного аварийным), приобретено 1575 квартир и переселено в благоустроенное жилье 4,1 тыс. человек.
    В целях обеспечения населения качественной питьевой водой за период с 2009 по 2012 годы построено 171,6 км водопроводных сетей, 74 артезианских скважины, 4 станции очистки воды от железа. В результате удалось улучшить качество водоснабжения для 149 тыс. человек в 200 населенных пунктах.
    В 2012 году охват населения централизованным водоснабжением составил 97,8% (1140,3 тыс. человек), доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, - 90,3% (1052,8 тыс. человек).
    Темпы роста оборота розничной торговли были выше программных параметров: в 2010 году - на 4,3 процентных пункта (106,9%), в 2011 году - на 5,4 процентных пункта (109,2%). За 9 месяцев 2012 года оборот розничной торговли составил 113,1 млрд. руб. с ростом к соответствующему периоду прошлого года - 107,5%.
    Розничная сеть расширяется и модернизируется, в том числе и за счет прихода сетевых компаний на муниципальный уровень. За период действия Программы 2009 - 2012 в области открыто 1241 предприятие розничной торговли, из них 306 - в сельской местности. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей выросла на 30% и к началу 2012 года составила 489 кв. м, превысив целевой показатель Программы 2009 - 2012 (480 кв. м).
    В развитии рынка услуг общественного питания приоритетным направлением стало создание общедоступных для населения предприятий средней ценовой категории. За 2009 - 2012 годы в области открыто 200 предприятий общественного питания, количество посадочных мест на 1000 жителей увеличилось на 14% и составило 24 места.
    Решались задачи по диверсификации экономики, внедрению инноваций и новых технологий, развитию "точек роста" - особых экономических зон и региональных кластеров.
    За последние 7 лет сформирована логически завершенная, диверсифицированная, нормативно оформленная трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, составляющими которой являются:
    - особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк", где зарегистрировано 22 резидента с объемом заявленных инвестиций 70 млрд. руб. Реализуются проекты в сфере машиностроения, производства готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, современной электроэнергетики, нанотехнологий;
    - 8 особых экономических зон регионального уровня (4 - промышленно-производственного, 2 - туристско-рекреационного, 1 - агропромышленного и 1 - технико-внедренческого типа), где зарегистрировано 40 участников с общим объемом инвестиций около 77 млрд. руб.;
    - частные индустриальные парки. Действует 2 частных индустриальных парка: "Грязинский" и "Кузнецкая Слобода".
    Сформировался кластер по производству белой техники на базе ЗАО "ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ" по выпуску холодильников и стиральных машин. Формируются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, автокомпонентов, фармацевтический кластер, ядром которого станет ЗАО "Рафарма", инновационный кластер, в состав которого войдут строящиеся в особой экономической зоне "Липецк" предприятия. Начата реализация инвестиционных проектов по развитию двух туристско-рекреационных кластеров "Елец" и "Задонщина".
    В результате принимаемых мер по диверсификации экономики доля черной металлургии в валовом региональном продукте (далее - ВРП) снизилась с 32% - в 2008 г. до 28,5% - 2011 г., а налоговые поступления в бюджет области - в 1,5 раза (с 47,5% до 31% соответственно).
    После снижения индекса физического объема ВРП в кризисном 2009 году в 2010 - 2011 гг. темпы роста ВРП превысили значения, предусмотренные Программой 2009 - 2012, что позволило на 1,3% превысить докризисный уровень уже в 2011 году.
    В 2011 году был достигнут уровень докризисного 2008 года и по индексу промышленного производства. По итогам 9 месяцев 2012 года рост в промышленности составил 113,6%.
    В целях повышения инновационной активности бизнеса в 2010 - 2011 годах сформирована необходимая законодательная база: действует Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года N 425-ОЗ "Об инновационной деятельности в Липецкой области", принята областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011 - 2015 годы". Участникам инновационной деятельности предоставляются субсидии, государственные гарантии, налоговые льготы и преференции.
    Выпуск инновационной промышленной продукции в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 2,4 раза и составил более 35 млрд. руб., доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, работ и услуг возросла соответственно на 6,3 процентных пункта и составила около 11%.
    По итогам 9 месяцев 2012 рост производства инновационной продукции составил 106,7%, ее произведено на сумму 29 млрд. руб.
    В 2012 году область стала одним из 12 членов Ассоциации инновационных регионов России.
    Индикатором экономического и социального здоровья области служат инвестиции в основной капитал. В результате государственной поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов доля инвестиций в ВРП вдвое превышает среднероссийский показатель и составляет около 40%, что свидетельствует о высоком уровне инвестиционной ориентированности экономики области. По объему привлеченных инвестиций на душу населения в 2011 году (100 тыс. руб.) область является лидером в ЦФО.
    В результате технической и технологической модернизации, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, государственной поддержки отрасли (за 2009 - 2012 годы на развитие аграрной экономики было направлено 13 млрд. руб. государственных субсидий и 29 млрд. руб. частных инвестиций) валовая продукция сельского хозяйства в 2011 году составила 47 млрд. руб. и возросла по сравнению с 2008 годом на 17,9%, что на 1,9 процентных пункта выше целевого показателя Программы. По итогам 9 месяцев 2012 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 35,7 млрд. руб. с ростом 101,8% к соответствующему периоду 2011 года.
    Рост растениеводческой продукции в 2011 году к 2008 году (одному из лучших за годы рыночной экономики) составил 112%. В годы реализации Программы отмечены рекордные урожаи сахарной свеклы (3,5 млн. тонн), кукурузы на зерно (223 тыс. тонн), подсолнечника (221 тыс. тонн), овощей (156 тыс. тонн).
    Устойчивыми темпами развивалось животноводство, демонстрируя ежегодный прирост от 3% до 5%. Значительными темпами росли птицеводство и свиноводство, что обеспечило рост производства к 2008 году яиц на 18%, мяса - на 34%, в том числе свинины - на 83%, мяса птицы - на 41%.
    По производству мяса на душу населения область занимает 2 место в ЦФО.
    За счет обновления генетического потенциала сельскохозяйственных животных, увеличения продуктивности молочного стада на 30% впервые за последний ряд лет отмечена положительная динамика производства молока. В последние два года рост составляет 104%.
    Приоритетным направлением стало развитие в области малых форм хозяйствования на селе.
    По количеству созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов область стала лидером в ЦФО и вошла в первую десятку регионов России.
    Изменилась отраслевая структура малого бизнеса - в общем объеме оборота малых предприятий доля обрабатывающих производств увеличилась с 7% - в 2008 году почти до 13% - в 2012 году.
    За годы реализации Программы 2009 - 2012 введены новые меры государственной поддержки субъектов малого бизнеса, направленные на модернизацию производства и развитие инноваций: субсидии на возмещение авансового лизингового платежа и внедрение инноваций.
    В целях формирования в области благоприятной среды для организации и ведения бизнеса развивается инфраструктура поддержки (финансовая, имущественная, организационная, информационная), установлены льготные ставки налогообложения и аренды, реализуются меры по снижению административных барьеров. Активно работают областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также действующий в его рамках Гарантийный фонд.
    За период с 2009 по 2012 годы число малых предприятий (включая микро) увеличилось на 19% - с 10065 до 12000 единиц; количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. жителей выросло на 11% - с 9 до 10 единиц; доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП увеличилась на 0,3 п. п. - с 8,1% до 8,6%; доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций осталась на уровне 23%.
    В результате реализации в период действия Программы 2009 - 2012 масштабного проекта модернизации системы образования более трети школьников области обучаются в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов. Как следствие, результаты ЕГЭ выпускников школ области стабильно превышают среднероссийские показатели. Все школьники обеспечены горячим питанием.
    В области отсутствуют ветхие и аварийные здания образовательных учреждений.
    В целях повышения доступности образовательных услуг полностью решена проблема подвоза детей из отдаленных сел к образовательным учреждениям. В 11 специальных (коррекционных) школах созданы необходимые условия по обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    За 2009 - 2012 годы построено 4 новых школы, 8 детских садов. Количество детей, получающих дошкольные образовательные услуги, увеличилось на 5,3 тыс. человек.
    С 1 сентября 2011 года родители, чьи дети в возрасте от 3 до 6 лет не обеспечены местами в детских садах, получают ежемесячную выплату в размере 5 тыс. руб.
    Отмечается улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения области: общая заболеваемость населения снизилась на 7,5%, средняя продолжительность жизни возросла на 1,7 года и достигла 68,4 лет.
    Обновлена инфраструктура здравоохранения. Введен в эксплуатацию мощный терапевтический корпус Липецкой областной клинической больницы, новые амбулаторно-поликлинические учреждения в Задонском, Лебедянском, Елецком муниципальных районах, I блок поликлиники N 7 в г. Липецке.
    В рамках внедрения современных форм медицинских услуг в муниципальных районах области на сегодняшний день открыты 28 полнооснащенных и укомплектованных персоналом центров общей врачебной практики и 21 кабинет семейного врача, в поликлиниках развернуты около семисот коек дневных стационаров.
    Полностью закрыта проблема оснащения лечебных учреждений диагностической аппаратурой. В область поступило 84 автомобиля скорой медицинской помощи. Охват населения всеми видами профилактических осмотров превысил 90%. Реализуются мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Реализуются меры по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по профилактике и раннему выявлению нарушений состояния здоровья детей и подростков.
    Улучшается инфраструктура спорта. Количество бассейнов в области возросло до 35, спортивных залов увеличилось на 21 (до 581), плоскостных спортивных сооружений - на 49 (до 1777).
    По обеспеченности бассейнами Липецкая область в 2008 году занимала девятое место в ЦФО, в 2011 году - пятое. По наличию плоскостных спортивных сооружений область на четвертом месте в ЦФО.
    Охват населения занятиями физической культуры и спортом увеличился на 7,3 процентного пункта и в 2011 году составил 21,5%.
    Реконструированы и отремонтированы учреждения культуры: областной выставочный зал, Театр кукол, Театр драмы им. Л.Н. Толстого, областной краеведческий музей, картинная галерея, областной центр культуры и народного творчества. Открыты музей декоративно-прикладного искусства в городском округе Липецк и музей народных ремесел в городском округе Елец, Центр Романовской игрушки.
    Внедряются информационно-коммуникационные технологии, улучшились показатели развития отрасли. Так, за 2009 - 2011 годы численность зрителей, посещающих театры, увеличилась на 22% и составила 164 тыс. чел., число посещений музеев возросло на 14% и в 2011 году составило 200 посещений на 1000 человек населения.
    В результате выполнения мероприятий по экологизации экономики, совершенствованию механизмов природопользования в 2012 году по сравнению с уровнем 2008 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 9,2 тыс. тонн (с 353,2 тыс. тонн до 344 тыс. тонн). Объем сброса загрязненных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных сократился на 58 млн. куб. м (со 140 млн. куб. м до 82 млн. куб. м).
    Ведется работа по обследованию и сбору данных для ведения кадастра особо охраняемых территорий области.
    На постоянной основе проводятся предпаводковое и послепаводковое обследования, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности. Отмечается положительная динамика обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
    В результате проведения водоохранных мероприятий прирост водных ресурсов за 2009 - 2012 годы составил 110,9 тыс. куб. м.
    В рамках организации и ведения мониторинга экзогенных геологических процессов созданы 2 участка инструментальных наблюдений за оползнями.
    В результате проведения геологоразведочных работ по разведке и оценке месторождений общераспространенных полезных ископаемых прирост запасов и ресурсов составил: по строительным и бетонным пескам - 32 млн. куб. м, по иным общераспространенным полезным ископаемым - 36,5 млн. куб. м.
    Начата активная работа по созданию системы обращения с отходами производства и потребления: разработана генеральная схема очистки территорий, ведется сбор данных для ведения кадастра отходов производства и потребления, открыты пункты приема макулатуры, стеклобоя, пластика и иных отходов (Липецкий, Усманский, Хлевенский муниципальные районы и городское поселение Задонск, городской округ Елец), внедряется пилотный проект по раздельному сбору отходов в городском поселении Задонск, организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп от бюджетных организаций, индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц.
    В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области за годы реализации Программы 2009 - 2012 проведена реорганизация и оптимизация системы и структуры исполнительных органов государственной власти области. В настоящее время в области регламентированы все услуги - утверждено более 100 административных регламентов по государственным и более 1000 по муниципальным услугам.
    Создана единая система повышения качества предоставления государственных услуг населению, в том числе на базе 20 многофункциональных центров (далее - МФЦ) и сети 68 информационных терминалов, расположенных в муниципальных образованиях, которые позволяют не только информировать население об услугах, но и дистанционно заказывать услуги, получать видеоконсультации специалистов. В МФЦ области предоставляется от 200 до 400 видов государственных и муниципальных услуг, доступ к которым имеют все жители региона. Удовлетворенность населения качеством предоставления услуг составила более 80%.
    В рамках формирования в области электронного Правительства создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ).
    Одна из основных составляющих успешного развития региона - сбалансированное территориальное развитие.
    В результате существенного роста основных социально-экономических показателей муниципальных образований области отмечается снижение территориальной дифференциации в экономике, уровне и качестве жизни населения. Так, если в 2008 году разрыв между муниципальным образованием - лидером и аутсайдером по уровню заработной платы составлял 2,1 раза, то в 2012 году он уменьшился до 1,9 раза, по объему проданных товаров на 1 жителя - сократился с 7 раз до 4 раз, по уровню смертности - с 2 до 1,8 раза.
    В результате работы по развитию экономического потенциала территорий и укреплению доходной базы местных бюджетов ежегодно увеличивается число муниципальных образований, налоговый потенциал которых обеспечит выполнение собственных расходных полномочий. Если в 2006 году таких территорий было 7, то в 2011 году - уже 13, а в 2012 году - 15.
    В целях обеспечения гармоничного территориального развития в области сформирована вертикально-интегрированная система стратегического планирования. Долгосрочные цели и параметры развития муниципальных образований закреплены в Стратегических планах, пространственное развитие территорий определяют схемы территориального планирования и генеральные планы застройки.
 

3. Рейтинги области

Таблица 2

N п/п Показатели ЦФО Российская Федерация
1. Валовой региональный продукт на душу населения <*> 4 25
2. Объем продукции обрабатывающих производств на душу населения 2 4
3. Валовая продукция сельского хозяйства на душу населения 6 14
4. Инвестиции в основной капитал на душу населения 1 20

Ведется подготовка документа. Ожидайте