Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 988. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 ГОДЫ" от 17.02.99 N 3/99-НА (ред. от 21.06.2001)

Дата документа17.02.1999
Статус документаДействует
МеткиПрограмма · Перечень

    

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 ГОДЫ"

 

Утверждена решением
Московской областной Думы
от 27 января 1999 года
N 5/43

 

(в ред. Закона Московской области от 21.06.2001 N 114/2001-ОЗ)

 

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 ГОДЫ"

 

(в ред. Закона Московской области от 21.06.2001 N 114/2001-ОЗ)

 

1. Наименование Программы - Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы
2. Основание для разработки Программы - Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ;
 - Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ;
 - Федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами (1996-2005 годы)";
 - Федеральная целевая программа "Создание ЕГАСКРО (1997-2002 годы)";
 - Федеральная целевая программа "Радон (1997-2000 годы)";
 - постановление Главы Администрации Московской области от 22 ноября 1995 г. N 232-ПГ "О выполнении требований безопасности на химических и радиационно опасных объектах Московской области и усилению мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций".
3. Государственный заказчик Программы - Министерство экологии и природопользования Московской области
4. Основные разработчики Программы - Комиссия по чрезвычайным и аварийным ситуациям Администрации Московской области;
 - научно - производственное государственное предприятие "ВНИИЯГГ";
 - научно - производственная фирма "ГЕОЭКОС";
 - Центр Госсанэпиднадзора в Московской области;
 - государственное геологическое предприятие "ГЕОЭКОЦЕНТР";
 - Московское научно - производственное объединение "РАДОН";
 - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области;
 - Московская областная инспекция Госатомнадзора России;
 - МосЦГМС Росгидромета;
 - ВНИИ сельхозрадиологии и агроэкологии
5. Цель и задачи Программы - главная цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения
 Задачи программы:
 - улучшение показателей здоровья населения и состояния окружающей среды;
 - ликвидация радиационных аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий;
 - комплексное решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и отходами для безопасного их использования в хозяйственных, медицинских и научных целях;
 - снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения;
 - создание эффективной системы радиационного мониторинга;
 - развитие законодательной и нормативной базы, совершенствование правовых отношений при обеспечении радиационной безопасности населения в условиях рыночной экономики;
 - совершенствование путей и методов управления радиационной безопасностью;
 - обеспечение органов областного и местного управления необходимой информацией для принятия решений по проблеме радиационной безопасности
6. Основные исполнители Программы - Комиссия по чрезвычайным и аварийным ситуациям Администрации Московской области;
 - органы местного самоуправления;
 - специализированные научные и производственные организации;
 - организации, работающие с источниками ионизирующего излучения
 Министерство экологии и природопользования Московской области
7. Сроки - 1999-2005 годы
реализации Программы - 1 этап (неотложные мероприятия) - 1999-2000 гг.
 - 2 этап (создание системы радиационной безопасности) - 2001-2005 гг.
8. Объем и источники финансирования Программы - общий объем финансирования в 1999-2005 гг. составляет 70,76 млн. рублей.
 Источники финансирования:
 - федеральный бюджет - 20,5 млн. рублей;
 - областной бюджет - 28,96 млн. рублей*;
 - бюджеты городов и районов - 12,56 млн. рублей;
 - средства организаций - 8,74 млн. рублей;
 - прочие источники
9. Ожидаемые результаты реализации Программы - снижение техногенного и природного радиационного воздействия на население и среду обитания;
 - улучшение показателей здоровья населения;
 - создание действенной системы управления радиационной безопасностью Московской области;
 - повышение эффективности использования средств, направленных на решение задач радиационной безопасности
10. Контроль за исполнением Программы - Правительство Московской области;
- Московская областная Дума

    
    


    * Объемы финансирования Программы из областного бюджета могут ежегодно корректироваться Московской областной Думой по результатам рассмотрения отчета о проделанной работе.
 

1. Пояснительная записка

 

1.1. Общие положения

 
    В России интенсивно развивается нормативное правовое регулирование по различным аспектам комплексной проблемы безопасности населения и защиты среды обитания, подвергающихся опасным техногенным воздействиям. Радиационный фактор вносит существенный вклад в совокупную нагрузку на человека. Развивающаяся система государственного управления предполагает активные самостоятельные действия субъектов Российской Федерации на своей территории по защите главного достояния общества - населения. Ходом истории Московская область была поставлена в особое положение региона с крайне высоким оборонно - ориентированным научно - промышленным комплексом, что привело к сложной радиационной ситуации, которая ложится серьезной нагрузкой на безопасность существующего и будущих поколений населения, а также на экономику.
    В 1989 г. ведущие организации области выступили с инициативой о координации и согласованном ведении работ. Усилия в этом направлении завершились разработкой первой в стране областной Концепции обеспечения радиационного благополучия населения Московской области и Программы оздоровления радиационной обстановки в Московской области, утвержденных в 1993 г. Эти документы позволили поставить на систематическую планомерную основу всю работу по выявлению и нормализации радиационной обстановки в области.
    В настоящее время Программа 1993 года не отвечает современным требованиям: в 1996 г. вступил в силу Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", введены в действие Нормы радиационной безопасности (НРБ-96), приняты Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об использовании атомной энергии" и ряд других нормативных правовых актов. Ухудшилась социально - экономическая ситуация и в Московской области как в стране в целом: понижается надежность локальных систем радиационной безопасности, возрастает опасность радиационного терроризма и радиационной аварийности.
    Практически свернуты работы федеральных министерств и ведомств по изучению радиационной опасности для населения и среды обитания субъектов Российской Федерации, принятые федеральные программы не выполняются. Основная тяжесть радиационной безопасности все более переносится из федерального центра в субъекты Российской Федерации. Возникшие задачи эффективного внедрения современных нормативных правовых актов, учета произошедших экономических изменений и выявленных особенностей радиационной ситуации в Московской области вызвали необходимость разработки Государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы".
    Представляемая Программа является прямым следствием основных положений новой Концепции радиационной безопасности Московской области, основывается на накопленном опыте работ, знании специфики Московской области и наиболее острых проблем обеспечения радиационной безопасности.
    Разработка Программы "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы" выполнена в соответствии с постановлением Главы Администрации Московской области от 22 ноября 1995 года N 232-ПГ. К созданию Программы были привлечены ведущие специалисты организаций, работающих над решением задач обеспечения радиационной безопасности Московской области.
    Разработка Концепции и Программы выполнена творческим коллективом в составе: к.б.н. Цейтин К.Ф. (руководитель); академик РАСХН, д.б.н. Алексахин Р.М.; к.ф.-м.н. Балакин В.А.; к.ф.-м.н. Виноградов А.С. (зам. руководителя); к.б.н. Воронов С.И.; Грабовников Л.В.; Дмитраков Л.И.; Дмитриев В.А.; Ефименко Н.В.; к.в.н. Ильвовский В.И. (зам. руководителя); к.т.н. Козлов А.А.; Курганова Е.В.; к.т.н. Лавров К.Н.; к.т.н. Нестеров В.П.; Тарелкин Ю.Г.; Тучкевич Е.А., д.т.н. Ярына В.П. Составители: к.б.н. Цейтин К.Ф., к.ф.-м.н. Виноградов А.С., к.в.н. Ильвовский В.И., Тучкевич Е.А.
 

1.2. Обоснование разработки Программы

 
    1.2.1. Основные итоги работ по Программе оздоровления радиационной обстановки в Московской области (Программа-93)
 
    За прошедшие годы проделана значительная работа по реализации Программы-93. Проведена авто- и пешеходная гамма - съемка 28 крупных городов области. Выявлены участки радиоактивного загрязнения на территории г. Электростали - 17, г. Подольска - 14, г. Раменское - 4, г. Железнодорожный - 4 и ряд других. Большая часть из них ликвидирована. Однако ряд опасных аварийных ситуаций, на ликвидацию которых требуются значительные средства, продолжают существовать, в том числе на селитебной территории.
    Ведутся работы по ликвидации последствий крупнейшей радиоактивной аварии на Подольском заводе цветных металлов. Выявлена структура залегания РАО на захоронении у оз. Солнечное, что резко снизило затраты на его ликвидацию. Получены новые данные о захоронениях РАО на полигоне ТБО "Щербинка". Показано, что могильник РАО "Жостово" значительно менее опасен, чем предполагалось ранее.
    Обследовано около 400 школ в 16 районах и проведена работа по нормализации в них радиационной обстановки путем изъятия приборов с опасными источниками ионизирующих излучений.
    Выполнено районирование территории Московской области по степени техногенной нагрузки. Заложены основы информационно - технической системы контроля и управления радиационной обстановкой. Созданы электронные базы данных по закрытым радионуклидным источникам, используемым на предприятиях области, по опасным объектам и участкам радиационного загрязнения.
    Выполнено районирование территории Московской области по природной радиоактивности, прежде всего по радоноопасности при строительстве и использовании подземных вод для водоснабжения населения. Показано, что эта проблема актуальна для ряда аномальных площадей. В их пределах обследовано 230 детских дошкольных учреждений в 14 районах на содержание радона в воздухе помещений. Найдены ситуации, где норматив НРБ-96 превышен в несколько раз. На содержание радона и радия обследованы 255 артезианских скважин. Отмечены случаи превышения норматива по содержанию радона в питьевой воде.
    Проведено комплексное обследование территории Егорьевского месторождения фосфоритов. Дана радиационная характеристика продукции АО "Воскресенские минеральные удобрения" и АО "Фосфаты". На всей территории наблюдается повышенный уровень радона в атмосфере. Доказано, что накопившиеся в г. Воскресенске отвалы не представляют радиационной опасности и могут быть использованы в строительстве. Состояние радиационной безопасности в Московской области рассматривалось на заседании Правительства Московской области, на двух научно - практических конференциях.
    Программа-93 была профинансирована на 41% по отношению к плану и в полном объеме не выполнена. Дополнительно на ликвидацию радиационных аномалий, выявленных в ходе работ в н.п. Глазынино, г. Подольске, г. Раменское, г. Электроугли, израсходовано в 1,3 раза больше средств, чем на плановые работы по Программе. Итоги работ по Программе-93 показали основные особенности радиационной обстановки в Московской области и использованы при разработке Программы на 1999-2005 гг.
 
    1.2.2. Деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в Московской области
 
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 238 утвержден Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В него включены 8 организаций, действующих в Московской области:
    1. Государственный научно - исследовательский институт научно - производственного объединения "Луч" (г. Подольск).
    2. Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна).
    3. Научно - исследовательский институт приборов (г. Лыткарино-1).
    4. Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий (г. Протвино).
    5. Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (г. Троицк).
    6. Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" (г. Подольск).
    7. Акционерное общество "Машиностроительный завод" (г. Электросталь).
    8. Московское научно - производственное объединение "Радон", Сергиево - Посадское отделение (п. Новый Сергиево - Посадского района).
    В Московской области имеется значительное количество других организаций, которые по степени радиационной или ядерной опасности мало уступают им.
    Кроме того, радиационно опасные производства на некоторых предприятиях существовали в прошлом. В г. Москве зарегистрировано 19 особо радиационно опасных и ядерно опасных предприятий и организаций. Некоторые из них свои опасные производства разместили в Московской области (например, основная радиационно опасная база в/о "Изотоп").