Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 339. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПИСЬМО Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 13.04.99 N 11-13/10232 (ред. от 14.10.99) "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 18.06.97 N 19 "О СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ"

Дата документа13.04.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Указ

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

 

ПИСЬМО
от 13 апреля 1999 г. N 11-13/10232

 

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 18.06.97 N 19 "О СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ"

 

(в ред. Письма ГНИ по г. Москве от 16.04.99 N 11-13/11054, от 23.04.99 N 11-13/11774, от 11.05.99 N 11-13/13116, от 28.05.99 N 11-13/15241, от 19.07.99 N 03-08/713, от 14.10.1999 N 03-08/9743)

 
    Государственная налоговая инспекция по г. Москве сообщает, что 18 июня 1997 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". С его принятием утрачивает силу Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 3-18, а также другие законы, внесшие дополнения и изменения в последний.
    В связи с изложенным и учитывая издание настоящего письма с 1 января 1999 года отменяется действие письма N 11-13/23278 от 23.09.97, дополнений к нему, а также разъяснений инспекции по данному вопросу.
 
    Раздел I. Данным Законом установлены следующие ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы:
    - для банков и других кредитных организаций - в размере 30 процентов.
    В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Согласно той же статье Закона кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом "О банках и банковской деятельности";
    - для бирж, брокерских контор, страховщиков, а также иных предприятий и организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - в размере 25 процентов.
    Под товарной биржей в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20.02.92 N 2383-1 понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
    Статья 11 Федерального закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет, что фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.
    В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 31.05.91 N 300 "О Российской валютной бирже" валютная биржа - постоянно действующий центр по проведению на территории РСФСР сделок с иностранной валютой, заключаемых по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения.
    Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ брокерской деятельностью признается совершение гражданско - правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
    Страховщиками в соответствии с Законом РФ от 27.11.92 N 4015-1 "О страховании" признаются юридические лица любой организационно - правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
    Под посреднической деятельностью согласно ГК РФ понимается осуществляемая юридическим лицом на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени и за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица гражданско - правовых сделок, разрешенных действующим законодательством;
    - для остальных предприятий - в размере 22 процентов.
    По данной ставке облагаются налогоплательщики, не относящиеся к перечисленным выше категориям.
    Критерием применения налоговых ставок к доходам иностранных юридических лиц являются виды деятельности, ими осуществляемой.
    (в ред. Письма ГНИ по г. Москве от 11.05.99 N 11-13/13116)
 
    Раздел II. Предприятия, добывающие металлы и драгоценные камни, общественные организации, религиозные объединения, жилищно - строительные, дачно - строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, получающие прибыль от предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 3 настоящего Закона начиная с 1 июля 1997 года уплачивают налог ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли без уплаты авансовых платежей.
    В том случае, если указанные предприятия и организации перешли в 1997 году на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль и до вступления в силу Закона N 19 уплачивали налог на основании ежемесячных расчетов нарастающим итогом с начала года, начиная с 1 июля 1997 года они имеют право использовать порядок, установленный статьей 3 Закона.
 
    Раздел III. Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" право устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
    В соответствии со статьей 40 Устава города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 28.06.95, Московская городская Дума по представлению Мэра законами города определяет городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы.
    Статьей 3 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" предусмотрен порядок установления и отмены налоговых льгот, согласно которому проекты законов по данным вопросам вносятся на рассмотрение Московской городской Думы Мэром Москвы.
    Таким образом, с момента вступления в силу Закона все иные нормативные документы, устанавливающие налоговые льготы в городе Москве, не применяются.
 
    Статьей 2 Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" с 1 июля 1997 года для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
 
    Право пользования указанными налоговыми льготами предоставлено и иностранным юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство.
    Под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами.
    Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.
    Иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеют полномочия обговаривать существенные условия контрактов.
    Однако если такая российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица.
    Вместе с тем, если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они считаются постоянным представительством иностранного юридического лица, так как в данном случае действуют вне рамок своей обычной деятельности.
    Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями, кроме выполнения от имени такого предприятия зафиксированных в учредительных документах обязанностей осуществляет также другую деятельность в Российской Федерации от своего имени (в пользу предприятия, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, то такая его деятельность также считается осуществляемой через постоянное представительство. Осуществляемой через постоянное представительство может быть признана деятельность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником предприятия с иностранными инвестициями) в части, касающейся представления его сотрудниками на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц. В этом случае иностранное юридическое лицо должно зарегистрировать свое постоянное представительство в установленном порядке.
    Дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не рассматривается как постоянное представительство своей материнской (основной) компании*, несмотря на то, что деятельность такой дочерней компании осуществляется под руководством материнской компании, поскольку в целях налогообложения такая дочерняя компания является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком.
    


    * Материнская компания - parent company - компания, имеющая существенное участие в акционерном капитале другой компании.
 
    Тем не менее такая дочерняя компания является постоянным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской компанией представляет ее интересы в Российской Федерации и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени.
    Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке.
    Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию.
    Строительный участок не прекращает существование, если работы на нем временно приостановлены.
    Если иностранное юридическое лицо, действуя через постоянное представительство и являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. При этом если субподрядчики - иностранные юридические лица, их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как постоянное представительство самого субподрядчика.
    Термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно - правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности иностранного юридического лица в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение "постоянного представительства".
    Под налогом на прибыль, уменьшаемым в соответствии с данным Законом, следует понимать сумму налога, исчисленную исходя из налоговой ставки зачисления платежа в городской бюджет, установленной данным Законом, и налогооблагаемой прибыли, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных в него изменений и дополнений. При этом размер налоговой льготы исчисляется по специальному расчету к строке 10б расчета налога от фактической прибыли.
    Налоговые льготы, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются параллельно с налоговыми льготами, установленными федеральным законодательством, т.е. при выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право:
    - пользоваться только льготами, установленными Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
    - использовать только льготы, установленные настоящим Законом;
    - применять льготы, установленные статьей 2 Закона города Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Законом Российской Федерации.
    Право на налоговые льготы, установленные Законом, возникает в том отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль).
    Если предприятие имеет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, то льготы по налогу распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
    Для предприятий и организаций, пользующихся налоговыми льготами в части полного освобождения от налогообложения либо понижения налоговой ставки и являющихся плательщиками авансовых платежей, Закон не ограничивает права учитывать такую льготу и при расчете авансовых платежей в городской бюджет исходя из предполагаемой прибыли.
    Предприятия, применяющие налоговые льготы, связанные с уменьшением налога на величину фактически произведенных затрат, и уплачивающие авансовые взносы, представляют в налоговый орган первоначальную справку об авансовых платежах в порядке, определенном инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37. Однако при осуществлении в текущем периоде (периоде уплаты авансовых платежей по данной справке) фактических затрат следует учитывать следующее:
    1) если налогоплательщик произвел фактические затраты, принимаемые при льготировании, до наступления первого срока авансового взноса, то на данную сумму он вправе уменьшить сумму авансовых платежей на квартал, уточнив при этом справку, согласовав ее с финансовым органом и представив ее в налоговую инспекцию до 15 числа первого месяца квартала. В этом случае авансовый платеж по первому сроку уплаты будет начислен по уточненной справке.
    Если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил в налоговый орган уточненную справку до указанного срока, уменьшение по справке по прошедшему сроку уплаты будет произведено по дате поступления справки в налоговый орган и в случае уплаты авансового платежа в сумме уточненной справки на сумму разницы между первоначальной и уточненной величиной авансового платежа до даты поступления в налоговую инспекцию уточненной справки будут начисляться пени;
    2) если налогоплательщик произвел фактические затраты после срока уплаты первого авансового взноса, то после даты фактического производства затрат он может уточнить сумму авансовых взносов на величину затрат, представив согласованную с финансовым органом справку в налоговую инспекцию за 20 дней до окончания текущего квартала. В этом случае уменьшение по прошедшим срокам уплаты авансовых взносов производится по дате поступления уточненной справки в налоговый орган.
    Основанием для уточнения суммы авансовых платежей являются бухгалтерские документы, подтверждающие факт производства льготируемых затрат.
    При расчете дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом (для предприятий, уплачивающих налог по квартальным расчетам), фактическая сумма налога на прибыль определяется по установленной ставке от облагаемой прибыли с учетом всех налоговых льгот, включая льготы, определенные данным Законом.
    В соответствии со статьей 7 Закона города Москвы от 01.07.96 N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" плательщики вправе использовать при наличии оснований городские льготы в течение всего периода их действия. Если плательщик не воспользовался налоговой льготой в течение финансового года, вопрос о предоставлении льгот за прошедший финансовый год согласовывается с финансовыми органами.
    Налоговые льготы, установленные Законом города Москвы от 02.03.94 N 3-18 в части уменьшения налога на величину затрат, связанных с развитием собственного производства контрольно - кассовых машин, пускорегулирующих устройств для люминесцентных ламп, расходомеров воды, счетчиков потребляемого газа, газоанализаторов, фильтров, музыкальных инструментов, хлебопекарной и макаронной продукции, синтетических моющих средств; развитием и расширением производственной базы и материально - технического обеспечения предприятий пивоваренной отрасли, финансированием программы развития рыбного хозяйства; а также освобождения от налогообложения прибыли, полученной от выполнения заказов по ремонту и восстановлению подвижного состава пассажирского транспорта, производства ламп накаливания, оказания услуг по сбору и вывозу отходов, производства работ по строительству очистных, гидротехнических и спортивных сооружений, производства диетического и лечебного питания, дрожжевой и молочной продукции, лекарственных препаратов (включая и их реализацию), оказания услуг хлебопекарным предприятиям, проведения работ по реконструкции и ремонту объектов городской и муниципальной собственности, а также жилищного фонда, предприятий торговли, реализующих хлеб, молоко и товары московских предприятий легкой и текстильной промышленности, ученических предприятий, кинотеатров, - прекращают свое действие с момента официального опубликования Закона города Москвы от 18 июня 1997 года N 19 ("Тверская, 13" N 29 от 17 июля 1997 года), т.е. с 17 июля 1997 года.
    По налоговым льготам, действие которых отменяется в связи с введением Закона N 19, налогоплательщики, заявившие данные льготы в налоговых расчетах за 9 месяцев 1997 года (либо за июль 1997 года - для ежемесячных расчетов), должны обеспечить раздельный учет льготируемой прибыли (затрат) за период с 01.07.97 по 17.07.97.
 
    1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона налог на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных:
 
    1.1 - с развитием и расширением производственной базы (включая новое строительство) расположенных в городе Москве спортсооружений, детских, юношеских спортивных школ, детских, подростковых клубов, осуществляющих спортивно - массовую, физкультурно - оздоровительную работу с детьми и подростками по месту жительства на безвозмездной основе и зарегистрированных в установленном порядке, домов детского творчества, а также спортивных объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций, а с декабря 1998 года - также с финансированием предпроектных, проектно - изыскательских работ и расходов, связанных с получением разрешения на строительство новых или расширение действующих объектов;
    - с материально - техническим обеспечением расположенных в городе Москве некоммерческих спортивных организаций (включая бюджетные), зарегистрированных в установленном порядке.
    При этом следует иметь в виду, что в связи с тем, что льгота в части материально - технического обеспечения в соответствии с настоящим Законом не распространяется на коммерческие организации, направление средств на указанные цели для льготного налогообложения прекращается с 17 июля 1997 года.