Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 278. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 20.07.99 N 660 "О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 2"

Дата документа20.07.1999
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 1999 г. N 660

 

О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 2"

 
    В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", с целью определения образовательной политики Правительства Москвы на 1999-2000 годы, консолидации усилий всех заинтересованных лиц и организаций в повышении роли образования как ведущей области социально - культурной сферы Москвы Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить программу развития образования "Столичное образование - 2" (приложение 1).
    2. Определить государственным заказчиком городской программы развития образования "Столичное образование - 2" Московский комитет образования.
    3. Префектам административных округов принять до 01.09.99 комплексные окружные программы развития образования на 1999-2000 годы.
    4. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям Правительства Москвы организовать реализацию мер, предусмотренных городской программой развития образования "Столичное образование - 2" и настоящим постановлением.
    5. Органам исполнительной власти, входящим в Комплекс социальной сферы, финансирование программы развития образования "Столичное образование - 2" производить в пределах средств, выделяемых на содержание учреждений социальной сферы.
    6. Московскому комитету образования:
    6.1. Представить до 01.09.99 на утверждение первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. положение о Межведомственном координационном совете по управлению реализацией программы.
    6.2. При подготовке программ социально - экономического развития административных округов согласовать до 20.12.99 с префектами вопрос по расходам из фондов финансовых ресурсов округов на реализацию программы "Столичное образование - 2".
    7. Утвердить состав Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы, сформированного на основании постановления Правительства Москвы от 5 июля 1994 года N 557 "О программе "Столичное образование", с изменениями (приложение 2).
    8. Межведомственному координационному совету ежегодно информировать Правительство Москвы о ходе реализации программы развития образования "Столичное образование - 2".
    9. Признать утратившими силу пп. 7 и 8 и приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 05.07.94 N 557.
    10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
    

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 20 июля 1999 г. N 660

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 2"

 

I. Введение

 
    Москва - столица и самый большой город России, один из крупнейших городов мира, мегаполис.
    Москва - центр и символ российской государственности. Более 850 лет город неустанно выполняет свое предназначение собирателя, хранителя и подвижника российской и мировой культуры.
    Москва - сердце России. Берущие начало в Москве общероссийские управленческие, экономические, финансовые, научно - технологические, образовательно - культурные инициативы во многом определяют жизнь страны.
    Москва - центр промышленности, торговли, сервиса. В столичности заключена огромная ответственность.
    Современная Москва - это вместе с тем уникальный социальный организм, жизнь которого в высшей степени сложно организована и динамична. Ткань жизнедеятельности города создается из повседневного взаимодействия миллионов людей самых разных профессий, культур, идеологий, этнической и конфессиональной принадлежности, из согласования множества порой противоречивых запросов и предпочтений, из сложнейшего пересечения экономических интересов, взаимодействия и взаимопроникновения огромного количества разнообразных технологий, из борьбы и единения живой природы с городской техногенной средой.
    Москва способна предложить своим жителям высокие стандарты жизни, но при этом она предъявляет самые высокие требования к их человеческим и профессиональным качествам. Большинство москвичей начинает понимать, что продуктивная социально безопасная и духовно насыщенная жизнь в столице станет невозможной, если жители города не получат соответствующего реальным условиям столичного образования. Для москвичей образование не только жизненная необходимость, но и сфера солидарной ответственности.
    Москва, как и любая другая большая или малая часть современной России, определяет в качестве высшей цели образования становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.
    Духовность, поиск истины, творение красоты, стремление делать добро, сопричастность судьбе родного города и своего Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, многоискусность, упорство в достижении цели, гражданская ответственность - качества личности, в которых так нуждается современное российское общество. Образование Москвы - открытая система, находящаяся в многоуровневых связях с обществом.
    Исходя из этих базисных положений, на рассмотрение Правительства Москвы вносится программа "Столичное образование - 2", определяющая приоритетные направления развития московского образования на 1999-2000 гг.
 

Цель и задачи программы

 
    В соответствии Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Москвы городская программа развития образования является содержательной и организационной основой государственной политики в области образования города Москвы как субъекта Российской Федерации. Цель программы - развитие образовательных систем, реализующих современные концепции образования с учетом отечественных традиций.
    Программа определяет стратегию и практические меры поддержки существующей системы образования, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития. Она отражает интересы и запросы всех москвичей и городского комплекса в целом.
    С точки зрения интересов личности программа призвана обеспечить:
    а) учащимся - доступное качественное образование с учетом индивидуальных способностей, склонностей и особенностей;
    б) родителям - спокойствие и уверенность за судьбы их детей и уверенность в будущем;
    в) работникам системы образования - достойные условия работы и жизни, возможности профессионального роста, их самореализации.
    С точки зрения интересов городского социума программа призвана содействовать:
    а) подготовке высококвалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для городского комплекса;
    б) воспитанию новых поколений граждан - патриотов Москвы, России;
    в) развитию городской инфраструктуры системы образования;
    г) консолидации москвичей вокруг проблем образования и воспитания.
    Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности Правительства Москвы, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан города за состояние образования.
    Соответствующие меры предлагаются в разделе "Совместная работа структур Правительства Москвы, префектур, Управ в области образования".
    Программа "Столичное образование - 2" - это логическое продолжение программы "Столичное образование - 1", во многом базируется на ее итогах.
    Основные результаты реализации предшествующей программы показывают, что в условиях сложнейшего для страны периода экономических и социальных потрясений московское образование не только смогло выжить, но и проявило способность динамично развиваться, стать средством эффективной социальной политики, оказывая позитивное воздействие на все сферы жизни города. Анализ современной ситуации и накопленного опыта приводит к выводу о том, что приоритетными для города являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:
    - подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования; социальная поддержка учителей;
    - обновление содержания образования и повышение его качества;
    - научно - методическое обеспечение развития образования;
    - воспитание (нравственное, гражданское, физическое) и здоровье детей;
    - информационное обеспечение образования;
    - нормативно - правовая база развития образования.
 

II. Основные направления программы

 

2.1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров образования. Социальная поддержка учителей

 
    Образование, подготовка кадров - органическая составляющая программ социально - экономического и социокультурного развития города, основной механизм воспроизводства человеческих ресурсов. Вот почему актуальной задачей становится интегрирование работы с кадрами в единый цикл, базовый для всей образовательной системы города. Это предполагает личностно - ориентированную работу с кадрами. Развитие информационной культуры кадров, модернизация их базового психолого - педагогического и методологического образования, самообразования и повышения квалификации должны быть по темпу и содержанию, а также мотивационно согласованы с индивидуальными для каждого педагога циклами саморазвития, накопления творческого опыта, осознанной потребностью в публичном предъявлении своих достижений, в аттестации. На современной методологической, организационной и технической основе в городе должна развиваться система диагностики, обобщения и распространения педагогического опыта.
    В ходе реализации программы "Столичное образование - 1" Правительством Москвы, Московским комитетом образования в 1995 году был создан Московский городской педагогический университет, в 1997 г. - Московский городской психолого - педагогический институт. Существенно расширено взаимодействие московских школ и высших учебных заведений. Благодаря этим мерам снизился дефицит в учительских кадрах. Ежегодно около 15 тыс. работников образования повышают квалификацию в городской системе повышения квалификации. На базе МГПУ создана Высшая школа управления для переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
    В деле сохранения и развития единства московского образовательного пространства важнейшую роль играют городские методические службы и окружные методические центры. Они обеспечивают поддержку деятельности учителя в постоянно обновляющемся пространстве содержания образования, мониторинге процессов изменения, участвуют в формировании учебной, информационной, дидактической среды, повышении квалификации и аттестации кадров.
    За последние годы в образовании наблюдается тенденция старения управленческих и преподавательских кадров, увеличение учебной нагрузки. Значительная часть учительского корпуса начальной школы и руководителей дошкольных учреждений не имеет высшего педагогического образования. Медленно идет перепрофилирование педагогических колледжей и училищ на подготовку учителей по новым дефицитным специальностям. Совершенствование этой работы требует решения следующих задач:
    - создание целостной программы обучения и переподготовки руководящих кадров различных звеньев системы образования, и прежде всего по проблемам "Экономика образования", "Образовательное право", "Новые педагогические и управленческие технологии", "Управление системой образования";
    - расширение городской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, включающей в себя все типы государственных и негосударственных образовательных учреждений по всему комплексу специальностей;
    - предусмотреть меры по предупреждению перепроизводства педагогических кадров в связи с тенденцией сокращения рождаемости детей;
    - создание Московского института физической культуры;
    - осуществление системы мер социальной защиты и стимулирования для привлечения в сферу образования молодых специалистов, представителей науки, культуры, инженерно - технических работников;
    - целевая подготовка учителей начальной школы и дошкольных учреждений с высшим образованием, прежде всего путем заочного и вечернего обучения работающих учителей и воспитателей;
    - перепрофилирование педколледжей и педучилищ на подготовку кадров по новым дефицитным для образования Москвы специальностям;
    - прямая зависимость аттестации, лицензирования, аккредитации работников и учреждений образования от уровня их квалификации и результативности работы.
    Соответствующие предложения представлены в плане конкретных действий.
 

2.2. Обновление содержания образования и повышение его качества

 
    Столичное образование - это образование повышенного уровня, органическая часть образовательного пространства России. Оно должно отражать запросы московской городской среды, передавать свой опыт другим российским территориям, русскоязычным школам стран СНГ и воспринимать их достижения. Московское образование объединяют с образованием в других регионах России неисчислимые духовные, культурные, технологические, организационные связи и традиции. Особое внимание уделяется реализации проекта "Московское образование - сельской школе России".
    Программа исходит из того, что этап борьбы в поддержку идеологии гуманистического, демократического, вариативного образования завершен. При наличии разнообразных образовательных учреждений и педагогических практик их объединяет главное - основой образования новой России является гуманистическая, личностно - ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, учеников и родителей.
    За прошедшие годы стало очевидным, что образование - катализатор социального сотрудничества, естественное пространство для консолидации территориального сообщества. Цели и задачи развития демократического образования определяются проблемами и запросами социума, жизненно важными для конкретных людей.
    Ориентируясь на развитие творческого и исполнительского потенциалов личности, образование представляет собой практически единственные постоянно действующие интеграционный и инновационный факторы.
    В предшествующий период импульс инноваций шел главным образом от идей дифференциации: дифференциации обучения, профилизации школ, видового разнообразия учебных заведений и других. Новую творческую энергию могут придать идеи интеграции: создание единого образовательного пространства города на основе органического сочетания форм дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования (государственного и негосударственного); формирование единой управляемой адаптивной образовательной среды; взаимодействие региональной, окружных и муниципальных образовательных систем в условиях их программно - целевого развития; интеграция московской системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство. Необходимо продолжить взаимодействие с негосударственными образовательными учреждениями в рамках Закона РФ "Об образовании", совместно с окружными управлениями образования координировать деятельность ведомственных дошкольных учреждений, в т.ч. контролировать качество воспитательно - образовательного процесса.
    В соответствии с российскими, европейскими и общемировыми тенденциями развития образования в Москве осуществляется переход на 4-летнее начальное образование и ведется подготовка к переходу на 12-летнее среднее (полное) общее образование.
    Как и ранее, принципиально важными направлениями работы являются освоение государственных региональных образовательных стандартов, развитие государственно - общественной системы аттестации, лицензирования и аккредитации учреждений образования, педагогов; создание единого информационного образовательного пространства; развитие общегородских инфраструктур, в первую очередь системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка и производство современных средств обучения. Все это стимулирует рост качества образования, повышает обоснованность образовательной политики, обеспечивает устойчивость и динамизм региональной образовательной системы в целом. Вместе с тем необходимы последующие шаги в развитии названных направлений и кардинально новые решения.
    В области содержания образования и стандартизации необходимо подготовить по всем предметам московского базисного учебного плана требования к качеству и результатам обучения с учетом выявленной специфики столичного образования. Для каждого класса общеобразовательной школы необходимо создать комплекты московских программ и учебников, обеспечивающих необходимый уровень качества обучения и одновременно - вариативность содержания образования. Московский стандарт должен стать операциональным, т.е. доступным для использования всеми педагогами Москвы; целесообразно создание общегородского банка средств педагогической аттестации, а также банка прошедших независимую экспертизу учебных (в т.ч. авторских) программ общего, профессионального, дополнительного образования. Необходимо разработать и предъявить педагогам отвечающие московским образовательным стандартам требования к их квалификации. В условиях Москвы учебный труд должен рассматриваться как прямой вклад в общественное богатство города, его необходимо соответствующим образом учитывать, определив меру прав и меру ответственности учащихся и их родителей за предоставляемое городом бесплатное образование.
    Качественно новая задача - определение московских стандартов владения русским языком, приобщение к основам мировой, российской и московской культуры, владение коммуникативными умениями и навыками. Необходимо разработать специальную программу "Русский язык".
    Задача образования - в максимальной степени сохранить и упрочить национальное достояние страны - математический, естественно - научный и технологический компоненты среднего образования. Именно на них базировался приоритет российской и советской науки и технологии, именно они станут основой экономического процветания России третьего тысячелетия.
    Существенно должна возрасти значимость гуманитарного и экологического компонентов образования, приоритетность обязательного среднего образования для обучающихся московских школьников.
    Особого внимания требует коррекционное образование, которое становится не только дополнительной, но в обозримом будущем вполне самостоятельной областью деятельности всех образовательных учреждений Москвы. Одаренные дети, дети - инвалиды и сироты, подростки с отклонениями в физическом развитии, с девиантным поведением - все они требуют постоянного внимания и заботы.
    Представленные в городе 140 этносов России идентифицируют себя в культурно - образовательном отношении прежде всего как жители Москвы. Поэтому для регионального компонента столичного образования интегрирующим фактором должен выступать курс "Москвоведение", представляющий культуру Москвы как результат и процесс взаимодействия разных культур и цивилизаций в русле развития общероссийской и столичной культур. Одновременно с этим стремление не утратить свои культурно - исторические и этнические корни выражается у разных этносов (российских и зарубежных) в потребности создания образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования. Важно сохранить культуру, язык, национальные традиции различных этнических групп. Этому должен способствовать накопленный опыт этнокультурного образования в Москве и многих других крупных городах, свидетельствующий о возможности преодолевать межэтнические конфликты средствами образования.
    Тенденции развития профобразования в Москве совпадают с общероссийскими - это должно быть разноуровневое, многопрофильное, ступенчатое образование, предполагающее органическое сочетание с общим и дополнительным образованием. Специфика Москвы - города, имеющего рынок труда с высокой динамикой и вместе с тем стабильно ориентированного на наукоемкие и культуроемкие технологии, предполагает создание территориального образовательно - производственного цикла, базирующегося на системе непрерывного профессионального образования и профподготовки. Занятость и карьера в Москве должны быть поставлены в прямую зависимость от получения сертифицированного образования.
    Дополнительное образование - персонализированный компонент, обогащающий общее и профессиональное образование, неотъемлемая функция московских образовательных учреждений, учреждений науки, культуры. Дополнительное образование создает для личности, семьи, каждого образовательного учреждения, образовательной системы в целом зону перспективного развития. Это, в том числе, площадка для развития способных и одаренных детей. Москва нуждается в совершенствовании системы соревнований и конкурсов, программ выявления и поддержки юных талантов. В системе дополнительного образования необходимо разработать и осуществить практически целевые пакеты программ и проектов, объединяющих совместную деятельность детей и взрослых (фестивали, выставки, смотры, соревнования и др.), направленную на поддержку культуры мира.
    Клубы по интересам, творческие лаборатории, мастерские, студии, где ведущим является межличностное общение, сотворчество, - эти формы могут по преимуществу возникать как инициативные. Необходимо создать в городе соответствующую мотивационную среду и предоставить таким коллективам исходные условия для самоорганизации, консультативную, информационно - методическую помощь.
    Решение поставленных проблем в области обновления содержания образования требует существенного привлечения финансовых ресурсов, направляемых в сферу научно - исследовательских и научно - методических разработок программ и проектов, привлечения высококвалифицированных ученых, специалистов, практиков - педагогов. Для этого необходимо объединение имеющегося интеллектуального потенциала научных и образовательных учреждений Москвы вокруг общегородских программ и проектов.
    В плане конкретных действий определены основные направления исследований и разработок, обеспечивающих развитие сферы образования на ближайшие два года.
    Наиболее значимыми являются такие программные проекты:
    - разработка нового содержания общего среднего образования;
    - подготовка нового комплекта учебников, учебно - методических пособий и средств обучения;
    - разработка и осуществление проектов "Одаренные дети", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Лидеры образования", "Психология развития образования", "Научное обеспечение подготовки педагогических кадров" и другие.
    Московское образование можно рассматривать как инновационную социальную технологию. На обозримый период инвестиции в образование продолжают привлекать интеллектуальные и рабочие ресурсы. В этих условиях такие инвестиции по сути дела представляют собой реинвестиции во все сферы жизнедеятельности Москвы.
    Предлагая во все более широком спектре услуги по удовлетворению разнообразных и динамичных потребностей населения, образование является все более значимым сегментом московского рынка товаров и услуг.
    В современных социально - экономических условиях образование способно создать внутри себя стабильный и растущий рынок труда (прежде всего для дипломированных специалистов высокой квалификации за счет совмещения специальностей, выполнения временной работы, частичной занятости).
    В настоящее время образование выступает действенным антикризисным фактором, противостоящим экономической и социальной нестабильности, создающим перспективную основу будущего развития столичного мегаполиса.
    Главным источником финансирования развития образования являются бюджетные средства, которые в силу известных обстоятельств в настоящее время недостаточны и позволяют только стабильно поддерживать определенный уровень заработной платы, стипендий, детского питания и приобретение учебников. Коммунальные услуги, капитальный ремонт, оснащение оборудованием, укрепление и развитие материально - технической базы образовательных заведений финансируются примерно лишь наполовину от потребности. Это вынуждает искать новые источники инвестиций для системы образования и программ ее развития.
    В этих целях необходимо легализовать фактически складывающуюся систему поддержки образования со стороны предпринимательских структур, благотворительных организаций (различных фондов, как отечественных, так и зарубежных), а также за счет обеспеченных родителей.
    Одним из важных источников развития образовательной системы Москвы должна стать новая для нас отрасль - образовательная индустрия.
    Первые шаги к развитию инфраструктуры рынка образовательных продуктов и услуг уже сделаны: создано АО "Московские учебники и картолитография", обеспечившее учебниками и учебно - методической литературой школы Москвы. Развертываются структуры, обеспечивающие образование питанием, созданы профессиональные училища ремесленников и др.
    В Москве есть все необходимое (интеллектуальный, образовательный, производственный потенциал) для более широкого развития образовательной индустрии. Это, в свою очередь, позволит постоянно укреплять материально - техническую базу учебных заведений, использовать освобождающиеся помещения дошкольных учреждений под образовательные цели, создавать новые рабочие места и в перспективе экспортировать продукты образовательной индустрии в другие регионы России и страны СНГ.
    Для решения задач профессионализации молодежи Московским комитетом образования совместно с Комитетом труда и занятости, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Комитетом по малому бизнесу и предпринимательству должна быть разработана карта перспективных профессий, определяющих долгосрочные перспективы развития профессиональной деятельности в Москве. Программой предусмотрена разработка конкретных предложений по этим вопросам.
 

2.3. Воспитание и здоровье детей

 
    В современных условиях из-за непродуманных экономических и социальных реформ в России общество столкнулось с проблемой обеспечения прав человека на нормальную жизнь. Это сказалось прежде всего на молодежи. Безработица, беспризорность, детская преступность и проституция, наркомания и токсикомания стали массовым явлением. Растет заболеваемость детей, разрушается сеть спортивных и оздоровительных центров. Возникла реальная угроза будущему нации. Многие из этих процессов характерны и для Москвы.
    Усугубляет ситуацию вакуум в системе общественных ценностей, мировоззрения, часто заполняемый суррогатами культуры, образцами, чуждыми российским традициям, пропагандой сугубо потребительского отношения к жизни. В этих обстоятельствах особую значимость для московского образования приобретает задача не только приостановить такое развитие событий, но всеми средствами воспитывать у молодежи общую культуру, верность духовным традициям российской культуры, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинство и доброту, правосознание, национальную и религиозную терпимость, уважение к ценностям демократического общества. Необходимо включать подрастающего москвича в темп и ритм жизни города, воспитывать его как цивилизованного созидателя и разумного потребителя, развивать традиции здорового образа жизни, богатые культурные и спортивные традиции города, готовность в любых условиях достойно носить звание москвича. Все это - новые образовательные и воспитательные задачи. Условием их решения является развитие инфраструктуры в образовательной сфере: создание сети центров детского творчества, культурного досуга, содействие созданию детских и юношеских общественных объединений, оздоровительных и спортивных комплексов, оснащенных современными методиками и технологиями, расширение сети инновационных учреждений и экспериментальных площадок. Необходимо создание системы постоянного мониторинга и профилактики, объединение усилий образовательных, медицинских, оздоровительных, правоохранительных структур города. Но подлинный прогресс обеспечивается лишь активным участием в жизни системы образования всего московского социума - школы, семьи, общественности, средств массовой информации, учреждений культуры, ибо воспитание личности определяется всей социальной средой города. Лозунгом этого движения может стать девиз: "Москва - это большая семья". План конкретных действий предлагает меры для реализации этих целей. В частности, это комплекс мер по развитию городской системы воспитания, внедрению единой системы физического воспитания детей и подростков, созданию специальных подпрограмм и проектов: "Образование и здоровье", "Москва без алкоголя и наркотиков", "Москва спортивная", "Музеи Москвы - детям", "Психолого - педагогическая и социальная поддержка детей и подростков".
 

2.4. Информационное обеспечение образования

 
    В области информационного обеспечения московское образование должно быть на уровне европейских и мировых стандартов. Москва обязана занимать лидирующие позиции в становлении территориальных информационных образовательных систем, а главное - в создании общего информационного образовательного пространства России.
    Насущная задача - включить московское образование в международные информационные сети (в первую очередь в Интернет), русифицировать и использовать общепризнанные наработки зарубежных фирм по педагогическим программным и другим информационным продуктам в качестве образцов и аналогов. Однако в самом городе при наличии большого количества учреждений культуры, достаточно развитых радио-, телевизионного, программного и сценарно - методического рынков, рынка аудиовизуальной, компьютерной и микропроцессорной техники, а также при возможной поддержке недогруженных предприятий электронной промышленности может быть создан значительный, имеющий общероссийское значение рынок.
    Его параметры определяются заданием московских нормативов в сфере образовательной информационной продукции, принципами организации московской городской сети образовательной информации, размерами инвестиций, привлекаемых в эту сферу. На межведомственной, межтерриториальной, кооперационной основе эта сеть должна объединить возможности учреждений образования разных типов и видов, музеев и библиотек, располагающих информационно - культурными фондами.
    Информатика уже перестала быть изолированным школьным предметом. В московском базисном учебном плане закреплена ее интегративная роль во всех основных образовательных областях. Информационные технологии становятся средствами достижения наиболее приоритетных образовательных целей, подготовки учащихся к жизни в будущем обществе, требующей самостоятельного поиска, анализа, организации и передачи информации, планирования, проектирования объектов и процессов.
    Необходимо создание системы постоянного мониторинга состояния и динамики системы образования, наращивание потенциала современных информационных технологий.
 

2.5. Нормативно - правовая база

 
    Насущная задача управления московским образованием состоит в том, чтобы развить нормативно - правовую среду образования. Необходимо разработать и предложить законодательной власти города соответствующий пакет документов, учитывающий наличные ресурсы и перспективы развития города, - проект регионального законодательства об образовании, гарантирующего права жителям города на получение общего и профессионального, а также дополнительного образования.
    Московское законодательство об образовании закладывает правовые основы для появления и реализации в городе ряда внутренне согласованных между собой образовательных политик - от общегородской, межведомственной и связанных с ней муниципальных до политик общественных организаций, политик (образовательных программ) учреждений образования разной подчиненности и форм собственности. Это стабилизирует рынок труда, соответственно уменьшает риски для частных вкладчиков, "указывает" им на приоритетные для города инвестиции в квалификацию работников.
    Большое значение имеет прозрачность общегородской образовательной политики: ее гласность, государственно - общественный характер ее формирования и контроля за ее реализацией. При Правительстве Москвы целесообразно создать общественный совет по образованию и подготовке кадров с экспертными и рекомендательными функциями. Московский комитет образования с участием специалистов, широкой педагогической общественности подготовил проект закона "О развитии образования в городе Москве". Правительство Москвы внесло этот законопроект в Московскую городскую Думу.
    Данная Программа разработана Московским комитетом образования, учеными МГПУ (Московский городской педагогический университет), МИПКРО (Московский институт повышения квалификации работников образования), МИРОСа (Московский институт развития образовательных систем), МГППИ (Московский городской психолого - педагогический институт), ЦРПРО (Центр региональной политики развития образования) и обсуждена на общегородском координационном совете руководителей учреждений образования, на окружных и городских семинарах, "круглых столах" и совещаниях. Решением коллегии МКО от 17 марта 1999 г. Программа рекомендована для внесения в Правительство Москвы.
 

ПЛАН
КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Подраздел 3.1

 

КАДРЫ УЧИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ

    

Направление деятельности Задачи Сроки реализации Организаторы работ Источники финансирования Ожидаемый результат
Разработка двухуровневой системы педагогического и психологического образования "Педагогический колледж - вуз" Совершенствование системы довузовской подготовки 1999 - 2000 гг. МКО МГППИ МГПУ В пределах средств, выделенных МКО Подготовка и обеспечение квалифицированными кадрами образовательных учреждений
Разработка и апробация новой модели интеграции высшей и средней школы на основе открытия профильных педагогических классов Профессиональное ориентирование молодежи на педагогические профессии 1999 - 2000 гг. МГПУ   
Проведение эксперимента по разработке и внедрению сквозного научно - методического обеспечения содержания и технологии подготовки педагогических кадров в системе "Общеобразовательная средняя школа (лицей, гимназия) - университет"      
Создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки специалистов с высшим образованием по результатам социологических исследований, государственных заказов по кадровому обеспечению социальных и отраслевых программ, непосредственных заказов образовательных учреждений учебных округов Подготовка педагогических кадров 1999 - 2000 гг. МКО Педагогические учебные заведения Бюджет МКО Обеспечение образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами
Сохранение и развитие сети образовательных учреждений различных типов и видов, обеспечение их квалифицированными педагогическими кадрами      

 
 

Перспективный план повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы Комитета образования на 1999-2003 гг.

 

Учебные заведения 1999-2000 уч.г. 2000-2001 уч.г. 2001-2002 уч.г. 2002-2003 уч.г. Итого:
МИПКРО, МГПУ МГППИ, МГТУ им. Баумана 27040 27305 27640 28165 110150

 

Перспективный план получения работающими учителями высшего образования на базе общего среднего (полного) и среднего специального образования (по вечерней и заочной формам обучения) в течение 1999-2003 гг.

 

Категория работников образования 1999-2000 уч.г. 2000-2001 уч.г. 2001-2002 уч.г. 2002-2003 уч.г. Итого
МГППИ МГПУ Всего МГППИ МГПУ Всего МГППИ МГПУ Всего МГППИ МГПУ Всего
Учителя начальных классов 100 100 200 200 200 400 300 300 600 300 300 600 1800
Учителя - дефектологи 40 25 65 40 50 90 40 75 115 40 50 90 360
Учителя - психологи 100  100 200  200 300  300 300  300 900
Учителя технологии предпринимательства  50 50  100 100  150 150  150 150 450
Учителя русского языка  25 25  50 50  75 75  75 75 225
Воспитатели дошкольных учреждений 100 100 200 200 200 400 300 300 600 300 300 600 1800
Итого: 340 300 640 640 600 1240 940 900 1840 940 875 1815 5355

 
 

Направление деятельности Задачи Сроки реализации Организаторы работ Источники финансирования Ожидаемый результат
Подготовка специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих общее среднее и среднее специальное образование, по вечерней и заочной формам обучения Подготовка квалифицированных педагогических кадров 1999 - 2000 гг. МГПУ МГППИ В пределах средств, выделенных МКО Повышение уровня профессиональной подготовки кадров
Проведение эксперимента по отработке модели нового типа учебного заведения (университетского колледжа) в структуре университета, реализующего профессиональные программы различного уровня. Совершенствование педагогического образования. Экспериментальная разноуровневая подготовка высококвалифицированных 1999 - 2000 гг. МКО, МГПУ, пед. комплексы, колледжи и училища N 1, 3, 4, 5, 16, МГППИ педколледж В пределах средств, выделенных МКО Повышение уровня качественного состава педагогических кадров, снижение дефицита педагогических кадров
Совершенствование деятельности учебно - научных комплексов педагогических кадров  N 12   
Разработка программ дополнительного образования (технология и предпринимательство, менеджмент в социальной сфере, управление персоналом, государственное муниципальное управление, юриспруденция и др.) Совершенствование педагогических технологий подготовки специалистов для образовательной сферы города, в том числе подготовка юристов, правоведов, специализирующихся по проблеме образования 1999 - 2000 гг. МКО МГПУ  Повышение профессионального уровня руководителей в области управления, экономической и правовой деятельности
Разработка и апробация новой модели педагогической практики студентов МГППИ, педагогических колледжей в целях усиления ее взаимосвязи с новационными процессами, протекающими в системе образования  1999 - 2000 гг. МКО МГППИ МГПУ Педагогические колледжи  Повышение уровня практической подготовки специалистов и их адаптация в современной школе
Мониторинг "Подготовка и переподготовка кадров столичного образования" Изучение общественного мнения по вопросам развития столичной системы образования, выявление тенденций его развития 1999 - 2000 гг. МКО МГПУ В пределах средств, выделенных МКО Разработка программных документов по совершенствованию управления и обновлению содержания образования
Повышение квалификации руководящих, педагогических и других категорий работников образовательных учреждений Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров 1999 - 2000 гг. МИПКРО МГППИ МГПУ В пределах средств, выделенных МКО Повышение уровня профессиональной подготовки кадров и качества обучения
Повышение квалификации и переподготовка воспитателей и специалистов по организации воспитательной работы Повышение уровня воспитательной работы 1999 - 2000 гг. Окружные управления образования, ОМЦ, МИПКРО  Повышение уровня профессионального мастерства педагогов и воспитателей
Повышение квалификации работников московского образования в области применения ИКТ в их профессиональной деятельности Создание системы курсов и модулей дополнительного профессионального образования в области информатизации.  МИПКРО ИНТ Окружные научно - методические структуры Система  Образовательные программы и учебно - методические материалы системы повышения квалификации
 Планирование и реализация повышения квалификации и переподготовки кадров  повышения квалификации  в бумажной, электронной и сетевой форме
Подготовка кадров Создание системы курсов и модулей по информатизации для высшего и послевузовского образования  МГПУ МГППИ ИНТ МИПКРО  Образовательные программы и учебно - методические материалы для высшего и последипломного образования
 Качественное изменение подходов к переподготовке педагогических кадров в период перехода на 12-летнее обучение учащихся.  МГПУ МГППИ ИНТ МИПКРО   
 Предусмотреть подготовку учителей для начальной школы с высшим образованием.     
 Для омоложения управленческого корпуса составить резерв руководящих кадров     
Разработка и внедрение новых форм повышения квалификации физкультурных кадров Повышение уровня профессионального образования работников физической культуры и спорта 1999 - 2000 гг. МКО ВНИИФК МИПКРО МГПУ В пределах средств, выделенных МКО Внебюджетные средства Улучшение качества преподавания физической культуры и здоровья детей
Разработка и реализация новых личностно - ориентированных методик и методических пособий для учителей физической культуры      
Осуществление профессиональной переподготовки лиц, имеющих высшее педагогическое и непедагогическое образование, высвобождаемых из других отраслей, на базе факультетов вузов Привлечение в сферу образования специалистов из других отраслей 1999 - 2000 гг. МГППИ МГПУ МИПКРО В пределах средств, выделенных МКО Более полное обеспечение кадрами образовательных учреждений системы МКО