Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 875. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ПОРЯДОК РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ (ПРИЕМ, РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ)" (утв. приказом Комитета труда и занятости от 05.01.98 N 2) (ред. от 14.09.99) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ С ГРАЖДАНАМИ В ОТДЕЛЕНИЯХ (ЦЕНТРАХ) УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА", "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОГО ДЕЛА ГРАЖДАНИНА, ИЩУЩЕГО РАБОТУ (БЕЗРАБОТНОГО)", "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ ПОПЫТКИ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИБО ПОЛУЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ БЕЗРАБОТНЫМИ ГРАЖДАНАМИ ОБМАННЫМ ПУТЕМ")

Дата документа05.01.1998
Статус документаДействует
МеткиПорядок · Методические рекомендации · Инструкция

    

УТВЕРЖДЕН

 

приказом Комитета
труда и занятости
Правительства Москвы
от 5 января 1998 г. N 2

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ (ПРИЕМ, РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ)

 

(в ред. Приказов КТиЗ от 12.08.99 N 138, от 14.09.99 N 147)

 
    Пункт 1 - Утратил силу.
    (в ред. Приказа КТиЗ от 12.08.99 N 138)
 
    1.1. Настоящий порядок приема и регистрации граждан, обратившихся в территориальные органы* Комитета труда и занятости Правительства Москвы (далее - Комитет), для оказания им содействия в трудоустройстве и социальной поддержки разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20.04.96 N 36-ФЗ (далее - Закон), постановлением Правительства РФ от 22.04.97 N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан", нормативными документами Министерства труда и социального развития РФ, приказами и распоряжениями Комитета и иными законодательными, нормативными и правовыми актами Российской Федерации.
    


    * Территориальные органы - консультационные пункты, отделения, модельные центры и другие структурные подразделения управлений труда и занятости административных округов Комитета труда и занятости Правительства Москвы (далее - органы службы занятости).
 
    Пункт 1.2 - Утратил силу.
    (в ред. Приказа КТиЗ от 12.08.99 N 138)
    1.3. Конституция РФ предусматривает свободный труд каждого гражданина, право распоряжаться своими способностями к труду по личному усмотрению, самостоятельно выбирать род деятельности и профессию. Принуждение к труду в какой-либо форме запрещено (статья 37 Конституции РФ).
    Пункт 1.4 - Утратил силу.
    (в ред. Приказа КТиЗ, от 12.08.99 N 138)
    1.5. Осуществить свое право на труд гражданин может также путем прямого обращения к работодателю (статья 8 Закона).
 
    Комментарий:
    Обращение гражданина в органы службы занятости в целях поиска работы - право гражданина, но не обязанность.
 
    1.6. Статья 3 Закона определяет следующие условия признания гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, наличие всех необходимых документов, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.
    1.7. Органы службы занятости вправе рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности.
    1.8. Право на пособие по безработице имеет только тот гражданин, который в установленном законодательством порядке признан безработным.
    1.9. Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам независимо от их места жительства или пребывания: занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.
    1.10. Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
 
    2. Организация приема граждан
 
    2.1. Прием граждан ведется с разделением потоков обращающихся:
    - первичный (регистрация) - граждан, впервые обратившихся в службу занятости в целях поиска работы или консультации;
    - повторный - граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу, и безработных, назначенных на перерегистрацию в определенные дни и часы.
 
    Комментарий:
    Если позволяют производственные помещения, для приема граждан разных потоков рекомендуется выделять отдельные комнаты. Указатели и таблички на дверях комнат должны быть четкими, заметными и понятными для граждан (например, "Прием граждан, обратившихся впервые", "Прием граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу", "Прием безработных граждан" с указанием фамилии, имени и отчества ведущих прием специалистов).
    Для первичного приема в отделении (центре), где отсутствует группа информационного консультирования, рекомендуется поочередно выделять двух специалистов группы содействия занятости, один из которых осуществляет регистрацию граждан, обратившихся в целях поиска работы, другой консультирует граждан и осуществляет подбор вариантов трудоустройства для граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу и посещающих отделение без назначения сроков перерегистрации.
    При большом потоке впервые обращающихся граждан начальнику отделения (директору центра) рекомендуется провести перераспределение обязанностей специалистов, ведущих прием, и привлечь к регистрации (подбору вариантов трудоустройства) дополнительное количество специалистов отделения (центра).
 
    2.2. Первичный и повторный прием граждан (перерегистрация) осуществляется специалистами группы содействия занятости совместно с одним - двумя специалистами группы социальных выплат, поочередно направляемыми для работы с целью оказания консультаций гражданам по вопросам социальных выплат, оформления актов при признании гражданина безработным и назначении пособия по безработице, материальной и иной помощи, прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице, изменении его размера.
 
    3. Оказание гражданам информационных услуг
    (консультация граждан, обратившихся в органы службы занятости)
 
    3.1. Граждане, обратившиеся в органы службы занятости, имеют право на консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (статья 9 Закона).
    3.2. Для более полной информированности граждан целесообразно организовать работу информационного зала, который оборудуется стендами и различными техническими средствами (компьютерами - информаторами, электронными табло и др.), где должны быть представлены:
    - сведения о распорядке, правилах работы и месте расположения территориальных органов службы занятости;
    - план (схема), перечень улиц обслуживаемой территории;
    - информация о правах и ответственности граждан, обратившихся в органы службы занятости, в виде извлечений из Закона, Кодекса законов о труде РФ, Уголовного кодекса РФ, а также других нормативных и правовых документов по вопросам труда, занятости и гарантий социальной поддержки;
    - информация о деятельности органов службы занятости по выявлению фактов получения или попытки получения гражданами пособия по безработице обманным путем;
    - рекомендации по самостоятельному поиску работы;
    - информация о проведении ярмарок вакансий и учебных местах;
    - информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о возможности трудоустройства на временные, сезонные и общественные работы (информация предоставляется без адреса организации или с указанием адреса по предварительному согласованию с работодателем);
    - информация о возможности межрегионального обмена рабочей силы;
    - перечень профессий (специальностей), видов трудовой деятельности, пользующихся спросом на рынке труда;
    - информация о возможности пройти профессиональное обучение и получить консультацию по профессиональной ориентации;
    - перечень документов, необходимых для регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в том числе для граждан, не занятых трудовой деятельностью и проживающих на обслуживаемой территории;
    - образец заполненной Карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции по формированию личного дела гражданина, ищущего работу (безработного))* (при необходимости);
    - материалы по вопросам предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
    - информация о приеме граждан руководителями Управления труда и занятости административного округа (далее - Управление);
    - информация о порядке обжалования гражданами решений специалистов органов службы занятости с указанием адресов и телефонов начальника Управления и приемной Комитета.
    
    * Не приводится.
 
    3.3. В случае отсутствия необходимых производственных помещений информация размещается в холлах и коридорах органа службы занятости (на стендах, в буклетах, папках и альбомах).
    3.4. Информационные вывески, указатели, объявления должны быть четкими и заметными.
    3.5. После ознакомления с информационными материалами граждане, которые выбрали для себя варианты подходящей работы (или получили интересующую их информацию), могут решить вопрос трудоустройства путем прямого обращения к работодателю. При этом регистрация граждан, обратившихся за консультацией, не является обязательной.
    3.6. Граждане, испытывающие затруднения в подборе подходящей работы, нуждающиеся в консультации по каким-либо вопросам, обращаются к специалисту органа службы занятости или дежурному специалисту (далее - специалист).
    3.6.1. При обращении гражданина в органы службы занятости специалист выясняет цель посещения службы занятости.
    3.6.2. Если гражданину необходима консультация по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, специалист предоставляет ему необходимую информацию и регистрирует последнего в Карточке гражданина, обратившегося за консультацией*.
    
    * Формы карточек утверждены приказом Комитета от 09.09.96 N 229 "Об утверждении форм бланков учетной документации и режима работы территориальных органов Комитета труда и занятости Правительства Москвы".
 
    3.6.3. Если гражданин обратился в целях поиска подходящей работы и желает воспользоваться услугами органов службы занятости, то специалист выясняет, является ли тот занятым.
    3.6.4. Если гражданин относится к категории занятых (статья 2 Закона), то специалист предлагает ему ознакомиться с вакансиями, которые размещены на информационных стендах, посетить ярмарки вакансий, информация о которых имеется в информационном зале, и предлагает ему зарегистрироваться у специалиста группы содействия занятости.
    3.6.5. Если гражданин относится к категории незанятых, то специалист выясняет, может ли гражданин быть признан безработным в соответствии со статьей 3 Закона, и проверяет все необходимые для этого документы*: паспорт или документ, его заменяющий; трудовую книжку или документ, ее заменяющий; документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию; справку о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии (далее - справка о среднем заработке). Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), представляют: паспорт и документ об образовании, а граждане, более трех лет не работавшие, - паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие их профессиональную квалификацию.
    
    * Иностранные граждане представляют, кроме указанных документов, вид на жительство.
 
    3.6.5.1. При проверке документов особое внимание следует обратить на отметку в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства.
 
    Комментарий:
    Следует различать понятия "место жительства" и "место пребывания".
    Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение (постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 N 1030-43 "О регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Москвы и Московской области от 17.12.96 N 979). При определении места жительства гражданина предполагается, что гражданин всегда находится в определенном месте независимо от того, что в данный момент он находится в другом месте, т.е. у гражданина может быть только одно место жительства.
    Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства, в котором гражданин проживает временно.
    Гражданам, прибывшим в Москву для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
    Регистрация гражданина по месту жительства или пребывания находит свое отражение в соответствующих документах:
    - регистрация по месту жительства подтверждается отметкой в паспорте, а в случае отсутствия паспорта - во временном удостоверении личности, выданном органами УВД;
    - регистрация по месту пребывания подтверждается отметкой в свидетельстве о регистрации по месту пребывания.
 
    3.6.5.2. Документом, заменяющим паспорт, является справка из органа УВД с отметкой о регистрации по месту жительства и фотографией (форма N 9) или временное удостоверение личности, выданное гражданину органом УВД*.
    
    * Граждане в возрасте от 14 до 16 лет для удостоверения личности предъявляют паспорт, а при его отсутствии - свидетельство о рождении.
 
    Комментарий:
    В соответствии с п. 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 828, срок действия паспорта гражданина:
    - от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
    - от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
    - от 45 лет - бессрочно.
    По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
    Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после достижения соответствующего возраста.
    На период нахождения в обращении паспорта старого образца необходимо руководствоваться Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Советом Министров СССР от 28.08.74 N 677, с изменениями от 11.10.91, в соответствии с которым по достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеиваются в паспорта новые фотографии, соответствующие этим возрастам.
    Паспорта, не имеющие таких фотографий, являются недействительными.
    Не позднее месячного срока со дня достижения гражданином 25- и 45-летнего возраста ему необходимо сдать паспорт в органы УВД для вклеивания соответствующей фотографии.
    Паспорт моряка (удостоверение личности моряка), дипломатический паспорт и служебный паспорт являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента РФ от 21.12.96 N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации").
    Паспорт моряка выдается лицам, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым судовладельцем для работы на иностранных судах (пункт 1, пункт 28 постановления Правительства РФ от 14.03.97 N 298 "Об утверждении образцов основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации").
    Дипломатический и служебный паспорта по возвращении гражданина в Российскую Федерацию сдаются в командирующее учреждение и обмениваются на паспорт гражданина СССР (РФ).
    Гражданин, предъявивший в органы службы занятости в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт моряка, служебный паспорт или дипломатический паспорт, считается занятым.
 
    3.6.5.3. Документом, заменяющим трудовую книжку, является только ее дубликат.
 
    Комментарий:
    Все записи об увольнении в трудовых книжках должны быть заверены подписью должностного лица предприятия и гербовой (круглой) печатью или печатью отдела кадров предприятия, а также должны содержать сведения о статье и причине увольнения.
    Если последним местом работы гражданина является работа у индивидуального предпринимателя по трудовому договору (контракту), то одновременно с трудовой книжкой он представляет трудовой договор (контракт) с отметкой налоговой инспекции.
    Если последним местом работы гражданина является работа по договору подряда, то одновременно с трудовой книжкой представляется договор подряда, оформленный в установленном законодательством порядке, и акт сдачи - приемки работ.
    В трудовую книжку запись о вышеназванных периодах трудовой деятельности не вносится (письмо Министерства труда и социального развития РФ от 04.02.97 N 28-6).
    Вышеназванные договоры в обязательном порядке визируются юрисконсультом Управления.
    Если гражданин на приеме представил несколько трудовых книжек, то во внимание принимаются все трудовые книжки.
    Гражданин, представивший вместо трудовой книжки договоры (трудовые, гражданско - правового характера), к категории впервые ищущих работу (ранее не работавших) не относится.
 
    3.6.5.4. Документами, удостоверяющими образование и профессиональную квалификацию, являются: аттестат, свидетельство, диплом и т.п.
    3.6.5.5. Справка о среднем заработке (денежном довольствии) представляется за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
 
    Комментарий:
    Граждане, выполняющие работы по трудовому договору у индивидуального предпринимателя, представляют справку из налоговой инспекции о доходе гражданина за соответствующий период с расшифровкой по месяцам.
    Граждане, выполняющие работы по гражданско - правовым договорам (договорам подряда), одновременно представляют акт сдачи - приемки, в котором указывается размер денежного вознаграждения, полученного за выполненные работы.
    Справка о среднем заработке гражданам, более 3 лет не работавшим, не требуется, так как подбор подходящей работы для данной категории граждан производится в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона, а расчет пособия по безработице производится вне зависимости от заработка (в размере минимальной оплаты труда).
    Справка должна быть оформлена надлежащим образом и содержать в себе следующие реквизиты*: угловой штамп, круглую печать, заверяющую справку о среднем заработке (денежном довольствии), подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, регистрационные номера в Фонде занятости населения и налоговой инспекции.
    
    * Реквизиты - обязательные данные, установленные законом или положениями для документов, отсутствие в документе хотя бы одного из реквизитов лишает его держателя возможности использовать документ для той цели, для которой он предназначен.
 
    Круглая печать должна заключать в себе информацию о названии юридического лица на русском языке, признанном в соответствии со статьей 68 Конституции РФ государственным на всей территории РФ.
    В случае отсутствия у юридического лица углового штампа в левом верхнем углу справка должна содержать следующую информацию: название юридического лица, наименование вышестоящего органа, если таковой имеется, юридический адрес, телефон; вышеуказанные записи заверяются круглой печатью и подписью руководителя организации с расшифровкой.
    В комментарии к ст. 325 УК Российской Федерации следующим образом трактуются понятия "штамп " и "печать":
    - штамп - особая разновидность печатной формы, служащей для производства оттиска на документах, выполненных на бумаге, содержащего текстуальную информацию о полном наименовании юридического лица, его адресе, дате отправления документа;
    - печать - печатная форма, содержащая рельефное или углубленное изображение текста с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для производства оттиска на бумаге. Гербовые печати имеют правильную круглую форму с изображением государственного герба.
    Наименование и печать организации в справке о заработке должны соответствовать наименованию организации и печати в трудовой книжке.
    Если гражданин, представивший справку о заработке, работал в районах Крайнего Севера, то в справке должно быть отражено, что средний заработок рассчитан без учета районного коэффициента к заработной плате.
 
    3.6.6. Одновременно гражданину дается разъяснение по вопросу подходящей работы.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
    Общественные работы, если при их организации учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и они не связаны с переменой места жительства без согласия гражданина, считаются подходящей работой для следующих категорий граждан:
    - впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
    - отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
    - состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
    - обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
    3.6.6.1. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с:
    - документами об образовании;
    - документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;
    - записями в трудовой книжке (дубликате трудовой книжки).
    3.6.6.2. Под условиями последнего места работы следует понимать следующие факторы (статьи 44-53 КЗоТ РФ):
    - режим работы предприятия, цеха (отдела), продолжительность рабочего времени;
    - условия труда различных категорий работников;
    - профессия (специальность), квалификация;
    - специализация, характер выполняемой работы;
    - размер заработной платы.
 
    Комментарий:
    В том случае, когда среднемесячный заработок гражданина превышает уровень средней заработной платы по г. Москве, подходящей может считаться работа, предлагаемый заработок которой не ниже уровня средней заработной платы по городу на день признания гражданина безработным.
 
    3.6.6.3. Подбор подходящей работы гражданам, имеющим ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, осуществляется с учетом трудовых рекомендаций, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) и справке учреждения Государственной службы медико - социальной экспертизы (бюро МСЭ) или справке клинико - экспертной комиссии (КЭК) государственного (муниципального) лечебно - профилактического учреждения.
    3.6.6.4. Транспортная доступность рабочего места предусматривает следующие градации максимального времени проезда от места жительства до предлагаемой работы:
    - для одиноких матерей и разведенных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также многодетных родителей и женщин, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет и детей - инвалидов в возрасте до 16 лет, - до 1 часа;
    - для инвалидов и беременных женщин - до 45 минут;
    - для остальных категорий граждан - в пределах черты города.
 
    Комментарий:
    Подходящей следует считать работу по любой из должностей (специальностей), профессий, имевшихся у гражданина в течение последних трех лет.
    При подборе подходящей работы предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше уровня среднего заработка по г. Москве на день признания гражданина безработным. Если для исчисления пособия по безработице включена оплата за работу по совместительству, то при подборе подходящей работы следует учитывать лишь размер средней заработной платы по последнему месту работы.
    По желанию безработного гражданина ему может быть предложена и другая работа, не отвечающая условиям его последнего места работы, но обеспечивающая ему определенный доход. Такая работа не может квалифицироваться как подходящая в соответствии со статьей 4 Закона.
 
    3.6.7. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, а также общественные работы, если при их организации учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства РФ о труде*, считается подходящей работой для граждан:
    - впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
    - отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию и пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
    - состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
    - обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
    
    * Приказ Комитета от 02.10.97 N 287 "О внесении изменений и дополнений во Временный порядок работы управлений труда и занятости административных округов по организации общественных работ в г. Москве", утвержденный приказом от 07.03.97 N 92.
 
    3.6.8. Подходящей не может считаться работа, если:
    - она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
    - условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
    - предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше уровня средней заработной платы, сложившейся в г. Москве на день признания гражданина безработным.
    3.6.9. Если гражданин может быть признан безработным, специалист информирует его о том, что безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству*, и предлагает ему обратиться на первичный прием к специалисту группы содействия занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы.
    
    * П. 9 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.97 N 458.
 
    4. Регистрация граждан в целях поиска работы
 
    4.1. Работу с гражданином по регистрации его в целях поиска работы ведет специалист группы содействия занятости.
    4.2. Специалист группы содействия занятости осуществляет:
    - проверку документов, необходимых для регистрации граждан в целях поиска работы;
    - заполнение соответствующих карточек;
    - подбор гражданам, зарегистрированным в качестве ищущих работу, вариантов подходящей работы, выдачу рекомендательных писем, в случае необходимости - распечаток с вакансиями и назначение очередных явок на перерегистрацию;
    - подготовку документов для принятия решения о признании (непризнании) граждан безработными с одновременным назначением пособия по безработице;
    - вводит в компьютер информацию из Карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции по формированию личного дела гражданина, ищущего работу (безработного))* и Карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (безработного) (приложение 1.2 к Инструкции).
    
    * Не приводится.
 
    4.2.1. В Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1), регистрируются следующие категории граждан:
    - занятые в соответствии со статьей 2 Закона;
    - граждане, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона;
    - незанятые граждане, зарегистрированные по месту пребывания;
    - граждане, не желающие быть официально признанными безработными;
    - граждане, не имеющие полного комплекта документов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона, в том числе граждане, у которых какой-либо из документов возвращен на дооформление;
    - граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы.
 
    Комментарий:
    Допускается самостоятельное заполнение карточки гражданами указанных категорий с последующей проверкой специалистом группы содействия занятости соответствия записей представленным документам.
    Гражданин, не желающий быть официально признанным безработным, производит соответствующую запись в замечаниях, предложениях органов службы занятости, заверяя ее своей подписью с расшифровкой.
    Если при приеме специалист органа службы занятости устанавливает, что справка оформлена ненадлежащим образом, или по телефону выясняет, что какой-либо из реквизитов справки не соответствует действительности, то это может служить основанием для возврата настоящего документа на дооформление. В таком случае рекомендуется в личном деле гражданина оставлять копию справки о заработке и производить соответствующую запись в замечаниях, предложениях органов службы занятости.
    Если предприятие не зарегистрировано в Фонде занятости, это не может служить основанием для возврата справки о заработке для дооформления.
 
    4.2.1.1. До сведения гражданина доводится, что он не может быть признан безработным и получать пособие по безработице и иные социальные выплаты в случаях:
    - предусмотренных в пункте 3 статьи 3 Закона;
    - отсутствия одного из условий для признания гражданина безработным согласно подпунктам 1, 2 статьи 3 Закона;
    - нежелания гражданина быть признанным безработным.
    Гражданину вручается Памятка гражданину, обратившемуся в органы службы занятости*.
    
    * Памятки гражданам утверждены приказом Комитета от 11.07.97 N 233 "Об информированности граждан по законодательству о труде и занятости".
 
    4.2.1.2. Подбор вариантов трудоустройства проводится в соответствии с разделом "Желаемая работа" в Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции)*.
    
    * Не приводится.
 
    4.2.1.3. По просьбе гражданина возможна выдача ему рекомендательного письма на замещение вакантной должности (свободного рабочего места), но при условии обязательной проверки по данным карточки соответствия вакансии профессии (специальности) имеющейся у гражданина профессиональной квалификации.
    4.2.1.4. Если гражданин обратился в службу занятости без документов или предъявил только паспорт или документ, его заменяющий, остальные сведения могут быть заполнены с его слов, о чем производится запись в Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции).
    4.2.1.5. В случае, предусмотренном в п. 4.2.1.4 Порядка, рекомендательные письма могут быть выданы по просьбе гражданина только на замещение вакансий оплачиваемой работы, не требующей предварительной подготовки.
    4.2.1.6. Гражданину следует объяснить, что в его интересах представить службе занятости все необходимые для подбора подходящей работы документы.
    4.2.1.7. Явки на перерегистрацию гражданам указанной категории не назначаются.
    4.2.1.8. Гражданам предлагается посещать службу занятости в отведенное для приема время и постоянно пользоваться информационным залом или информационными стендами.
    4.2.1.9. На оборотной стороне Карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1), отмечаются даты посещения и предложенные варианты трудоустройства.
 
    Комментарий:
    Граждан указанной категории рекомендуется в дальнейшем принимать или на первичном приеме специалисту, осуществляющему консультирование граждан (в часы приема), или одному из специалистов группы содействия занятости (например, с 15.00 до 17.00).
 
    4.2.2. В Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (безработного) (приложение 1.2 к Инструкции по формированию личного дела гражданина, ищущего работу (безработного)), регистрируются трудоспособные граждане в случае, если они не имеют работы и заработка, ищут работу, готовы к ней приступить, обратились в органы службы занятости по месту жительства и представили все необходимые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона документы.
 
    Комментарий:
    В случае, если незанятый гражданин, имеющий отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории органа службы занятости, в который обратился, был зарегистрирован ранее по Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции)*, представил полный комплект документов, специалист группы содействия занятости в Акте о снятии с учета гражданина, ищущего работу (приложение 1.1 к Инструкции)*, производит запись о том, что гражданин зарегистрирован по Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу (безработного) (приложение 1.2), с указанием номера и даты регистрации.
    
    * Не приводится.
 
    4.2.3. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), предъявляют паспорт или документ, его заменяющий, и документ об образовании.
    4.2.4. Граждане - инвалиды I и II групп предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую Государственной службой медико - социальной экспертизы.
    С категорией граждан, которым установлена III группа инвалидности, работа проводится в порядке, предусмотренном приказом Департамента труда и занятости Правительства Москвы от 19.07.96 N 190 "О временном порядке приема и регистрации граждан, которым установлена инвалидность I, II и III группы".
    4.2.5. Следует четко различать документы, наличие которых необходимо для признания гражданина безработным, и документы, наличие которых необходимо для подбора работы или расчета размера пособия по безработице и иных социальных выплат. Эти документы дополнительно представляют следующие категории граждан:
    - граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход или помощь, справку из муниципального Управления социальной защиты населения (далее - МУСЗН) о получении (неполучении) ими социальных выплат по уходу за лицами указанной категории;
    - одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, - свидетельства о рождении детей, свидетельство о смерти одного из родителей, справку из МУСЗН, свидетельство о расторжении брака;
    - многодетные родители, воспитывающие 3 и более несовершеннолетних детей, - свидетельства о рождении детей;
    - родители, воспитывающие детей - инвалидов, - свидетельства о рождении детей, не достигших 16-летнего возраста, и справку МСЭК (МСЭ) об установлении инвалидности;
    - родители, воспитывающие детей, - свидетельства о рождении детей (не является обязательным для граждан, представивших исполнительный лист);
    - справку из учебного заведения, если ребенок в возрасте от 6 до 18 лет обучается. На ребенка в возрасте от 14 лет и старше справка из учебного заведения представляется по мере необходимости, но не реже 2 раз в год*;
    
    * Справки из учебных заведений представляются дважды в год: в сентябре и в феврале.
 
    - справку из учебного заведения о получении (неполучении) стипендии учащимся в возрасте от 14 до 24 лет (если он учится в учебном заведении, выплачивающем стипендию), которая представляется по мере необходимости, но не реже 2 раз в год;
 
    Комментарий:
    Если на содержании безработного гражданина находится ребенок в возрасте от 16 до 18 лет, который не учится и не работает, то гражданину в замечаниях, предложениях органов службы занятости предлагается сделать соответствующую запись.
 
    - свидетельство об опекунстве или попечительстве - в случае, если на содержании безработного гражданина находятся дети, по отношению к которым он является опекуном (попечителем);
    В случае, если супруги находятся в разводе, то факт того, что ребенок находится на содержании родителей, подтверждается следующими документами:
    - исполнительным листом или нотариально заверенным соглашением об уплате алиментов (для родителя, не проживающего совместно с ребенком);