Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 010. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 16.11.98 N 100/34 "О ПРОГРАММЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Дата документа16.11.1998
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 1998 г. N 100/34

 

О ПРОГРАММЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

 
    Программа Московской области "Основные направления развития строительного комплекса Московской области на 1998-2000 годы и концепция его развития на период до 2005 года" разработана во исполнение постановления Правительства Московской области от 23.06.97 N 46/16 и включает основные приоритетные направления и перспективные показатели развития строительного комплекса Московской области.
    В целях обеспечения выполнения заданий государственных и областных целевых программ в сфере строительства и реконструкции, модернизации базы стройиндустрии, ресурсо- и энергосбережения, создания условий для обновления фондов и стабильного развития строительного комплекса, дальнейшего развития экономических реформ, стимулирования инвестиционной политики, внедрения внебюджетных форм финансирования строительства, создания необходимой правовой базы, обеспечения научно - технического прогресса в строительном комплексе Московской области Правительство Московской области постановляет:
    1. Одобрить Программу Московской области "Основные направления развития строительного комплекса Московской области на 1998-2000 годы и концепция его развития на период до 2005 года" (приложение).
    2. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области принять необходимые меры по реализации Программы на своих территориях, приоритетно используя промышленный потенциал предприятий и организаций, расположенных в Московской области. При этом основным источником финансирования должны быть средства инвесторов.
    3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы - министра строительства Администрации Московской области А.И. Петракова.
 

Губернатор Московской области
А.С. ТЯЖЛОВ

 
 
 

Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 16 ноября 1998 г. N 100/34

 

ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

  
Наименование Программы  Основные направления развития
  строительного комплекса Московской области на 1998-2000 годы и концепция его развития на период до 2005 года
   
Дата принятия решения о разработке Программы  Постановление Правительства Московской области от 23.06.97 N 46/16
   
Государственный заказчик Программы  Министерство строительства Администрации Московской области (далее - Минмособлстрой)
   
Руководитель Программы  Заместитель Главы - министр строительства
   
Цели Программы  Обеспечение стабильного развития
  строительного комплекса Московской области Определение основных приоритетных направлений развития строительного комплекса Московской области Своевременная и качественная реализация областных целевых программ Московской области в сфере строительства и реконструкции жилья, модернизации базы стройиндустрии, ресурсо- и энергосбережения, экономической безопасности инвестиций в строительстве
   
Задачи Программы  Создание благоприятных условий для
  развития строительного комплекса Московской области. Выполнение заданий областных целевых и государственных программ Московской области по строительству, обеспечение экономического роста
   
Источник финансирования  Средства инвесторов
   
Исполнители основных мероприятий  Минмособлстрой, Управление лицензирования строительной
  деятельности и государственной вневедомственной экспертизы проектов при Администрации Московской области (далее - Лицензионно - экспертное управление), Главное управление Госархстройнадзора Московской области (далее - Госархстройнадзор), органы местного самоуправления в Московской области, организации и предприятия строительного комплекса Московской области
   
Сроки реализации  1998-2005 годы
   
Ожидаемые конечные  Стабилизация и равномерное развитие
результаты Программы  строительного комплекса Московской области
   
Контроль за исполнением  Минмособлстрой
Программы   

 
    


    Примечание. Все расчеты до 1998 года приведены без учета деноминации цен, после 01.01.98 - с учетом деноминации.
 

I. Введение

 
    Программа Московской области "Основные направления развития строительного комплекса Московской области на 1998-2000 годы и концепция его развития на период до 2005 года" (далее - Программа) подготовлена Минмособлстроем в соответствии с решением коллегии Минмособлстроя от 12 марта 1997 года N 4, постановлением Правительства Московской области от 23.06.97 N 46/16.
    Программа разработана на основе:
    - программы "Развитие строительного комплекса на 1997-2000 годы и концепция развития на период до 2005 года" (решение коллегии Минстроя России от 12.03.97 N 4);
    - Концепции социально - экономического развития Московской области на 1997-2005 годы от 24.07.97 N 3/97-НА;
    - Инвестиционной программы Администрации Московской области на 1998-2000 годы (постановление Правительства Московской области от 19.01.98 N 2/1);
    - областной целевой программы "Жилище" на период до 2000 года от 06.11.97 N 14/97-НА (далее - программа "Жилище");
    - областной целевой программы "Свой дом" на период до 2001 года от 21.10.97 N 13/97-НА (далее - программа "Свой дом");
    - Государственной программы Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года от 18.05.98 N 4/98-НА (далее - "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года);
    - Государственной программы Московской области "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года" от 16.06.98 N 8/98-НА (далее - "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года);
    - Основных направлений энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве Московской области на период до 2000 года (постановление Правительства Московской области от 08.12.97 N 91/33);
    - Государственной программы Московской области "Социальная поддержка инвалидов в Московской области на 1998-2002 годы" от 02.07.98 N 9/98-НА (далее - программа "Социальная поддержка инвалидов в Московской области на 1998-2002 годы");
    - Программы развития специализированных служб лечебно - профилактических учреждений Московской области (постановление Губернатора Московской области от 18.08.97 N 215-ПГ);
    - Федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы";
    - постановления Правительства Московской области от 14.07.97 N 43/18 "О неотложных мерах по предупреждению и развитию туберкулеза в Московской области".
    Строительный комплекс Московской области объединяет строительно - монтажные и специализированные организации, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, а также проектные, изыскательские и научно - исследовательские организации всех форм собственности и уровней управления, работающие в сфере строительства на территории Московской области.
    Программа включает краткий анализ состояния и проблем социально - экономического развития Московской области в строительной отрасли, прогноз развития строительного комплекса Московской области до 2000 года и основные направления его реформирования, а также концепцию его развития на период до 2005 года.
    При этом главной задачей реформирования и развития строительного комплекса является обеспечение готовности всех его элементов к решению проблем вывода из кризиса производственного и социального секторов экономики Московской области.
 

II. Основные направления и прогноз развития строительного комплекса Московской области до 2000 года

 
    Работа строительного комплекса Московской области осуществляется в сложных условиях, вызванных резким падением инвестиционной активности.
    Учитывая сложившуюся обстановку, Администрация Московской области принимает эффективные меры по возрождению строительного комплекса, восстановлению нарушенных в начале 90-х годов производственных, технологических, экономических связей. Важным фактором для координации работы строительного комплекса Московской области явилось создание в 1994 году Департамента архитектуры и строительства, а в 1997 году Министерства строительства Администрации Московской области.
    В настоящее время Минмособлстрой совместно с другими структурными подразделениями Администрации Московской области проводит целенаправленную работу по развитию экономических реформ, стимулированию инвестиционной политики, внедрению внебюджетных форм финансирования строительства, созданию необходимой правовой базы, обеспечению научно - технического прогресса в строительном комплексе Московской области.
 

1. Цели, задачи и этапы реализации Программы

 
    Структурная перестройка экономики, составляющая основное содержание нового этапа преобразований, охватывает продолжительный период, выходящий за рамки Программы. Поэтому Программа включает цели и задачи, реальные для выполнения в период 1998-2000 гг., к которым относятся:
    - достижение к 2000 году устойчивого роста объемов строительства не ниже чем 3-5% в год, обеспечение роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований;
    - осуществление институциональных преобразований, способствующих эффективному функционированию рыночных отношений в строительном комплексе Московской области и обеспечивающих гарантии права собственности, справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление правовой и нормативной базы;
    - обеспечение прогрессивных структурных изменений в строительном производстве с целью повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий и организаций, сокращения доли неэффективных производств.
    Реализация Программы должна обеспечить переход к устойчивому экономическому росту всех показателей строительного производства, при этом приоритетными являются:
    - поддержка высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов путем выделения бюджетных средств на возвратной основе, предоставления государственных гарантий в Московской области;
    - поддержка предприятий, способных освоить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке;
    - реализация мероприятий, направленных на снижение инвестиционных рисков в строительстве и обеспечение мероприятий по экономической безопасности инвестиций в основной капитал.
    Период реализации Программы делится на три этапа:
    - 1998 год - подготовка и начало структурных реформ (реформа предприятий, перестройка и модернизация базы стройиндустрии, жилищно - коммунальная реформа и тому подобное), создание условия для оживления инвестиционного процесса исходя из принятых программ;
    - 1999 год - реализация программ "Жилище", "Свой дом", "Развитие и модернизация базы стройиндустрии на период до 2001 года", внедрение мероприятий по энергосбережению в строительстве, подготовка к массовой реконструкции жилых домов в соответствии с программой "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", существенное увеличение внебюджетных инвестиций;
    - 2000 год - завершение реализации программы "Жилище", строительство малоэтажных домов и реконструкция жилых домов первых типовых серий (50-60-х гг. постройки) во всех районах Московской области, техническое перевооружение предприятий стройиндустрии на основе новых технологий и решение вопросов энергосбережения в строительстве, внедрение новых экономических механизмов инвестирования строительства на основе различных источников финансирования и обеспечение благоприятной инвестиционной политики, решение вопросов экономической безопасности инвестиционных проектов в строительстве.
 

2. Темпы и пропорции развития

 
    Анализ инвестиционной деятельности в 1992-1997 годах показывает, что главными факторами нормального функционирования экономики в условиях рыночных отношений являются сбалансированность инвестиционного спроса и предложений, инвестиций и материально - технических ресурсов, развитие конкурентности среди проектных и строительных организаций, всемерное поощрение предпринимательства, сбалансированность строительного рынка мерами бюджетной, налоговой и кредитной политики.
    Динамика инвестиционной деятельности в Московской области характеризуется данными, представленные в таблице 1.
 

Таблица 1
 

Инвестиции в основной капитал по годам: 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
В фактически действующих ценах, млрд. руб. (с учетом централизованной части) 6,5 85,0 1007,3 4627,8 10913,4 12766,0 13362,9
В процентах к предыдущему году* 77 73,3 101,3 91,8 85,2 69,6 93,2

 
    


    * В сопоставимых ценах.
 
    В 1997 году темпы спада инвестиционной активности уменьшились и составили 6,8%.
    Соотношение инвестиций в основной капитал в производственное и непроизводственное строительство шло по пути уменьшения доли производственного и увеличения доли непроизводственного строительства. Однако начиная с 1996 года отмечается наращивание объемов инвестиций в производственное строительство, что подтверждают показатели таблицы 2.
 

Таблица 2
 

Год Объем инвестиций в основной капитал, %
Всего в том числе
 производственного назначения непроизводственного назначения
1991 100 69 31
1992 100 57 43
1993 100 42 58
1994 100 48 52
1995 100 52 48
1996 100 56 44
1997 100 55 45

 
    На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов в 1997 году использовано 6,0 триллиона рублей, или 45,1% всех инвестиций, что на 18,5% ниже в сравнении с 1990 годом.
    Инвестиции, направленные на развитие агропромышленного комплекса Московской области (далее - АПК), в 1997 году составили 11 триллионов рублей, что на 27% ниже уровня 1996 года. На строительство объектов производственного назначения в 1997 году было использовано 848 млрд. рублей, или 77,7% от общего объема инвестиций в АПК, что составляет 80% от показателя в 1990 году и 55% в 1995 году.
    Доля затрат в непроизводственное строительство в целом по Московской области с 32% в 1990 году возросла до 45% в 1997 году в основном за счет средств, направленных на жилищное строительство.
    За период с 1991 по 1997 годы в Московской области построены жилые дома общей площадью 14,6 млн. кв. метров. При этом в течение пяти последних лет ежегодно наращивался ввод жилья, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
    В 1997 году предприятиями и организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 2617,5 тыс. кв. м, что на 10,3% больше, чем в 1996 году. В сравнении с 1991 годом ввод жилья увеличился более чем на половину.
 

Таблица 3
 

Введено жилья, по годам 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Всего, тыс. кв. м общей площади: 2380,0 1774,3 1618 1905,0 1970,1 2350,1 2374,1 2617,5
В том числе:         
в городской местности 1955,5 1394 1304,6 1492,7 1477,0 1574,3 1484,4 1458,8
в сельской местности 424,5 380 313,8 412,3 493,1 775,8 889,7 1158,7
Темпы роста к предыдущему году, % 84,8 74,6 91,2 117,7 103,4 119,3 101,0 110,3
В том числе:         
в городской местности 81,9 71,7 93,3 114,0 98,9 106,6 94,3 98,3
в сельской местности 101,2 87,4 83,4 131,4 119,6 157,3 114,7 130,2

 
    Ввод в действие жилых домов по формам собственности характеризуется данными таблицы 4.
 

Таблица 4

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЫХ ДОМОВ И ОБЩЕЖИТИЙ ЗА СЧЕТ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

    

Введено в 1997 г. Доля в общем объеме ввода, % по годам
Всего В т.ч. в сельской местности 1993 1994 1995 1996 1997
Введено по области, тыс. кв. м 2617,5 1158,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе по        
формам собственности:        
государственная 367,2 79,3 57,8 38,6 26,3 25,0 15,7
федеральная 348,9 78,8 40,8 26,6 24,5 24,0 13,3
субъектов Федерации 18,3 0,5 17,0 12,0 1,8 1,0 0,7
муниципальная 71,7 8,2 5,6 3,6 2,7 2,2 2,7
общественных объединений 0,2  0,1 0,8 0,1   
частная 1674,1 1022,5 24,1 34,6 47,5 55,3 64,0
смешанная российская 504,3 48,7 12,4 22,4 23,5 17,5 19,3

 
    Наметилась тенденция интенсивного строительства жилых домов в сельской местности за счет средств негосударственных инвесторов, где построено 72,3% жилых домов за счет указанных средств от общего объема, тогда как в 1990 году на их долю приходилось лишь 47% введенного в эксплуатацию жилья.
    Средства населения являются важнейшим источником инвестирования жилищного строительства. По состоянию на 1 января 1998 года накопления населения Московской области на счетах банков составили около 6,6 триллиона рублей.
    Доля затрат на строительство объектов коммунального назначения к затратам на жилищное строительство на начало 1997 года составила 12,4%, на конец 1997 года - 11,7%, что ниже реальной потребности, составляющей 34%.
    В 1997 году строительными предприятиями и организациями всех форм собственности введены в действие общеобразовательные учреждения на 8,1 тысячи мест, дошкольные учреждения на 280 мест, больницы на 332 койки, амбулаторно - поликлинические учреждения на 875 посещений в смену, дом ребенка на 60 мест.
 

3. Структурная и инвестиционная политика.
Решение целевых задач

 
    В 1998-2000 годах строительным комплексом предусматривается ввести:
 

жилых домов общей площадью 7500 тыс. кв. м
больниц 1992 койки
домов - интернатов 600 мест
школ 28000 учен. мест
газовых сетей 1487 км
водозаборных сооружений 100 тыс. куб. м/сут.
очистных сооружений 90 тыс. куб. м/сут.

 
    При этом необходимо достичь обновления основных фондов в производственной сфере ежегодно на 5-8%. Для реализации поставленных задач намечается привлечь инвестиции в объемах, указанных в таблице 5.
 

Таблица 5

 

(млн. рублей в ценах 1998 года)

Наименование направления и источника инвестиций Объем инвестиций по годам
1998 1999 2000
Производственное строительство, всего, млн. руб. 7100 7180 7600
в том числе за счет: федерального бюджета 700 710 730
бюджета Московской области 185 190 190
собственных и привлеченных средств предприятий и организаций 6215 6280 6680
Кроме того, за счет иностранных инвестиций (млн. долларов США) 400 680 420
Непроизводственное строительство, всего, млн. руб. 6700 6970 7400
в том числе за счет: федерального бюджета 600 620 640
бюджета Московской области 839 870 910
собственных и привлеченных средств предприятий и организаций 4161 4280 4650
средств населения 1100 1200 1200

 
    Политика в области финансирования программ "Жилище", "Свой дом" в 1998-2000 годах предусматривает:
    - всемерное развитие жилищного кредитования, в первую очередь, предоставление банками гражданам долгосрочных ипотечных кредитов на приобретение квартир и индивидуальных домов;
    - содействие развитию среднесрочного кредитования жилищного строительства на основе совершенствования законодательной базы, обеспечивающей использование земельных участков и незавершенных объектов строительства в качестве залога недвижимого имущества;
    - развитие банковской системы жилищных сбережений с использованием именных жилищных накопительных счетов, защищающих вклады от инфляции и обеспечивающих целевое использование средств;
    - государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде безвозмездных субсидий как основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу;
    - расширение комплекса мер, направленных на государственную поддержку жилищного строительства на территории Московской области; активизация работы региональных и местных фондов развития жилищного строительства, выпуск жилищных сертификатов, осуществление мер по сокращению незавершенного жилищного строительства;
    - обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, жителей районов Крайнего Севера и некоторых других льготных групп населения на основе соответствующих федеральных целевых программ в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом;
    - предоставление муниципального жилья, построенного за счет местных бюджетов только малоимущим гражданам.
    Важнейшей приоритетной задачей строительного комплекса Московской области является выполнение жилищных программ, используя механизм внедрения научно - технических достижений с приоритетом наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих реализацию государственной стратегии устойчивого развития и экологической безопасности Московской области.
    Приоритетной задачей программы "Жилище" являются обеспечение и наращивание объемов жилищного строительства с учетом специфики развития городов и населенных пунктов. В 1997 году завершен первый этап реализации программы "Жилище". Второй этап предусматривает дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства с ежегодным ростом 3-5%, со стоимостью в 2-3 раза ниже существующей. Анализ показывает, что дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства будет происходить в основном за счет индивидуального малоэтажного строительства.
    В указанных целях разработана программа "Свой дом" в развитие программы "Жилище".